«Экспериментальная деятельность как один из факторов развития детей дошкольного возраста»
презентация

Карпова Елена Исааковна

В данном материале описываются методы фиксации наблюдений в сдетьми в разных возрастных группах из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx18.33 КБ
Файл prezentatsiya_k_vystupleniyu.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:

«Экспериментальная деятельность как один из факторов развития детей дошкольного возраста»

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.

В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:

  1. Постановка проблемы (задачи).
  2. Поиск путей решения проблемы.
  3. Проведение опытов.
  4. Фиксация наблюдений.
  5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Я хочу подробнее остановиться на четвертом пункте. Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапов опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой двигательной, обонятельной).

Способы фиксации наблюдений делятся на:

  1. Графический. Это  простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, объёмные изображения. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. В своей работе для детей младшего и среднего возраста использую цветные мнемотаблицы, так как у детей в памяти остаются отдельные образы. Позже изображение усложняется – используя графические символы. Для детей старшего дошкольного возраста схемы по возможности рисуются в одном цвете, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символических изображений. Количество ячеек в таблице зависит от сложности эксперимента, а также от возраста детей. Работу с мнемотаблицами ведется по следующим этапам:

1 этап: Знакомство детей с мнемотаблицами и способами кодировки информации с помощью символов.

2 этап: Использование детьми готовых таблиц как инструкции к проведению эксперимента с помощью взрослого.

3 этап: Составление мнемотаблиц детьми после проведения эксперимента с помощью взрослого.

4 этап: Использование детьми мнемотаблиц при проведении элементарных опытов в самостоятельной деятельности.

5 этап: Самостоятельное изготовление детьми мнемотаблиц по результатам проведённых экспериментов.

Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах. В своей практике при проведении эксперимента мы используем диктофон для записи результата опыта. Детям очень нравится слушать  аудиозаписи со своим голосом: они вспоминают этапы опыта, результат и вспоминают когда и при каких обстоятельствах мы проводили определенный опыт.

Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. В своей работе практикую такой способ как ведение дневников наблюдений, журналов опытов.

- Дневник (альбом) наблюдений служит для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-то объекта.

 В последнем случае это могут быть не только сезонные, но и любые другие изменения. В частности, в дневнике фиксируются результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой природы.

Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой природы. Так, посадив луковицы в  стаканчики, дети наблюдают за их развитием: какая луковица быстрее проросла, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост луковиц от погодных условий. Результаты наблюдений мы заносим в специально дневник. Никаких особых требований к дневнику наблюдений не предъявляется. Форма и размер дневника, способ регистрации наблюдений определяется совместно с детьми. В нашей группе дети фиксировали в строке «Погода» каждодневные ее изменения с помощью символов (тучи, солнце, дождь и пр.) и зарисовывали динамику роста по датам.           

Также со старшими дошкольниками мы использовали карточки-схемы для фиксации результатов опытов.

При проведении опыта ребята делают отметки в заламенированных карточках, фломастером (который затем легко стирается и можно использовать карточки повторно много раз). Карточки двухсторонние на одну тему опыта, но с разными предметами. После фиксации полученных результатов, ребенок делает вывод. Если дети проводят опыты дома, тогда раздаются карточки-схемы, но уже распечатанные на бумаге и дети ручкой делают отметки, если дома не оказалось предмета указанного на картинке, ребенок может зачеркнуть и нарисовать свой предмет. Такие карточки одноразовые. Также если у ребят возник спонтанный опыт, желание проверить найденные предметы на то или иное свойство, тогда мы зарисовываем в таблице предметы и проводим опыт. Данные карточки помогают     систематизировать данные и сделать вывод с опорой на результаты.

Фотографирование и видеосъемка являются очень ценным способом фиксации наблюдений,  полученный материал лучше запечатлеется в памяти. Фотографировать и снимать можно любые объекты нужное количество раз в разное время года, при любой погоде, на разных стадиях развития. Полученные фотографии мы рассматриваем на занятиях или в свободное время, вспоминаем увиденное;

- составляем рассказы;

- складываем в определенном порядке – «Что сначала, что потом»;

- находим сходства и различия между объектами;

- решаем логические задачи

При  видеосъемке, побуждаем в ходе экспериментальной деятельности комментировать свои действия, высказывать свои наблюдения.

Таким образом, фиксация результатов практического исследования интенсивно воздействует на развитие наглядно-образного мышления. Дети учатся устанавливать простейшие закономерности, обобщать и систематизировать знания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экспериментальная деятельность как один из факторов развития детей дошкольного возраста Подготовила : Карпова Е.И. воспитатель первой квалификационной категории Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение « Шойбулакский детский сад «Колосок»

Слайд 2

Этапы в организации и проведении опытов : 1. Постановка проблемы (задачи). 2. Поиск путей решения проблемы. 3. Проведение опытов. 4. Фиксация наблюдений. 5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрально-игровая деятельность как одна из форм развития детей дошкольного возраста

Материал из опыта работы воспитателя, в котором подробно рассматриваются все аспекты развития детей дошкольного возраста с использованием театрально-игровой деятельности....

Экспериментальная деятельность как основа познавательного, творческого развития детей дошкольного возраста.

Методические рекомендации по организации экспериментирования в детском саду. ...

Игровые методики на занятиях спортом как фактор развития детей дошкольного возраста.

Игровые методики на занятиях спортом как фактор развития детей дошкольного возраста.  Почётный работник общего образования,инструктор высшей квалификационной категориипо физической культуреГ...

Игровые методики на занятиях спортом как фактор развития детей дошкольного возраста.

Игровые методики на занятиях спортом как фактор развития детей дошкольного возраста....

Комфортная развивающая предметно - пространственная среда как фактор развития детей дошкольного возраста

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.        ...

Инновационная технология «ПОЗНАВАЙКА». Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возрастаЦель, задачи ТРИЗМетоды обучения по ТРИЗОпыт работы воспитателя по данной теме...

Консультация для родителей "Лего-конструирование - один из способов развития детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Лего-конструирование - один из способов развития детей дошкольного возраста"...