Игровые методики на занятиях спортом как фактор развития детей дошкольного возраста.
статья по физкультуре на тему

Устюжина Ирина Дмитриевна

Игровые методики на занятиях спортом как фактор развития детей дошкольного возраста. 

 

Почётный работник общего образования,

инструктор высшей квалификационной категории

по физической культуре

ГБОУ№163,Залетова Наталья Николаевна.

Мастер спорта,

Инструктор первой квалификационной категории

 по физической культуре

ГБОУ№423, Устюжина Ирина Дмитриевна.

 

Резюме.

В статье рассматриваются проблемы развития детей дошкольного возраста на занятиях спортом. Авторы раскрывают особенности игровых методик обучения плаванию детей от 2 до 7 лет. Даётся психологическая характеристика деятельности  дошкольника, рассматривается вопросы психологии развития на занятиях по плаванию.

Ключевые слова

Дошкольники, игровые методики, развитие детей, здоровый образ жизни, педагогические задачи

 

Game methods at  sport’ classes as a factor in early childhood development.

 

Honorary worker of the general education

instructor of the highest qualification category

for Physical Culture

Kindergarten # 163, Zaletova Natalia N.

Master of Sports,

The instructor of the first qualifying category

  for Physical Culture

Kindergarten # 423, Ustyuzhina Irina D..

 

Abstract.

The problems of the development of pre-school children on sports are described. The authors reveal features of gaming techniques for swimming training for children from 2 to 7 years. There are given psychological characteristics of the preschool child, the issues of developmental psychology in the classroom for swimming are considered too.

Keywords

Preschoolers, game techniques, child development, healthy living, educational objectives

 

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов жизни. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к занятиям физической культурой, воспитываются морально-волевые качества, совершенствуются интеллектуальные возможности, закладываются основы здорового образа жизни.

Детский сад  – это открытая социальная система, которая осуществляет свою образовательную деятельность в тесном взаимодействии с родителями; учитывает возрастные особенности воспитанников; опирается на творческий потенциал педагогов дошкольного образовательного учреждения.

       Приводя ребенка в детский сад с бассейном, родители должны получать информацию  от специалистов по подготовке ребенка к занятиям в бассейне детского сада. 

        В процессе регулярных занятий плаванием развивается, укрепляется и

закаляется весь организм. Ни в одном другом виде спорта так гармонично не соединяются полезное и приятное.

В настоящее время возрос интерес к формам организации физического развития, и плавания в частности, способствующих как общему оздоровлению организма ребенка, так и решению социально-психологических задач. Одной из таких форм организации физического развития является  игровая.

Организуя игру в дошкольном учреждении, современный педагог учитывает специфику ее формирования и общие закономерности развития детей.

При переходе от младенчества к раннему, а от него и к дошкольному возрасту происходит смена ведущих видов деятельности. За этот небольшой период жизни дети овладевают элементарными формами общения, начинают ориентироваться в мире окружающих их вещей. Именно в этот период педагоги и родители должны помочь ребенку приобрести навыки плавания через игровой вид деятельности.

              Игра всегда связана с развитием и воспитанием чувств детей. Эмоциональная и интеллектуальная стороны развития ребенка в игре взаимообусловлены и естественно вытекают из его реальной жизни. Ребенок по-настоящему переживает то, что отображает в игре, и мыслить он может о том, что ранее эмоционально воспринимал в жизни.

     В адаптационный период мы не предлагаем малышам сразу спускаться в воду. Первые занятия  обыгрываются на суше, в виде театрализованных экскурсий в бассейн и ознакомительных игр с водой.  Чтобы ближе познакомиться с водой, используем следующие  игровые упражнения: «Кап, кап, кап..», «Водичка-водичка, умой мое личико…», «Кит нырнул!» и т.д.

        При обучении детей ясельного возраста плаванию большое внимание уделяется возрастным особенностям детей для формирования правильных навыков плавания. Это связано с тем, что первоначально созданные они не разрушаются полностью и впоследствии могут проявиться. Переучивать детей очень плохо. Обучение каждому новому плавательному упражнению требует от ребёнка готовности и поэтому сводится к игре.

          В дальнейшем, спускаясь в воду,  дети раннего возраста проводятся самые простые и  не сюжетные игры. Акцент ставится на том, кто быстрее убежит, дальше прыгнет, сильнее бросит мяч и т.д. Имитируем животных, используем образы добрых, любимых сказочных героев. А также используем весёлые четверостишья, инсценируя их в воде.

       Обязательны похвала, оценка даже самых незначительных успехов. Влияние игры на развитие ребёнка (в частности, на физическое развитие) во многом зависит от организации и использования разнообразных игр, игровых упражнений, а также развивающей предметно-игровой среды. Лучше всего использовать яркий разнообразный инвентарь и оборудование.

          Таким образом, посредством игр решается основная задача: ознакомление ребенка со свойствами воды: плотностью, вязкостью, прозрачностью;

В младшем возрасте игры на занятиях направлены на ориентировку в пространстве в бассейне, горизонтальное положение тела в воде и создание благоприятной эмоционально – психологической атмосферы.

Обучение плаванию следует начинать с того, чтобы дети освоились в воде, не испытывая боязни и страха, почувствовали себя уверенно и совершенно свободно. Это лучшим образом достигается весёлыми играми, забавами, развлечениями в воде. Игры и игровые упражнения повышают интерес к занятиям плаванием, позволяют ознакомиться со свойствами воды, являются прекрасным средством начального обучения плаванию.

В занятиях должно преобладать игровое начало, при этом нельзя ограничивать только игровыми упражнениями и играми, необходимо широко применять и упражнения: игровые задания и соревнования.

Адаптация ребёнка к воде является необходимым для обучения плаванию. Его прежде всего надо начинать с преодоления чувства недоверия при погружении в воду лица, всего тела. В результате осваивания ребёнок начинает чувствовать себя в воде совершенно непринуждённо, легко и свободно передвигается в ней, совершает целенаправленные действия. Вместе с этим у детей формируется навык пространственной ориентировки под водой.

Это хорошо осваивается с помощью мелких игрушек, которые лежат в изобилии на значительной глубине. Чтобы собрать как можно больше игрушек, детям приходится плавать в горизонтальном положении под водой и совершать движения в различных направлениях; это  игровое упражнение ещё очень эффективно потому, что развивает способность надолго задерживать дыхание.

После овладения подготовительными упражнениями переходят к освоению техники плавания.

        Постепенно дети приобретают  навыки  погружения, всплывания, лежания, скольжения, осуществляют  выдохи в воду. Начинается обучение элементам спортивных способов плавания: брасса, дельфина, кроля на груди и на спине, посредством игр и игровых упражнений. А также досуги и развлечения на воде проводятся в виде маленьких концертных номеров по аквааэробике.

Эмоции на занятиях по плаванию очень важны. От того, какие ребенок получает впечатления, зависит  и итоговый результат. Используя музыку на  игровых занятиях по плаванию, мы добиваемся положительного эмоционального настроя.

       В старшем и подготовительном к школе возрасте игры, игровые упражнения и эстафеты направление на закрепление и совершенствование полученных ранее навыков: элементы прикладного плавания, использование ласт, ныряние в длину, спады в воду, игры с элементами водного поло, баскетбола.

        Подбирая игру, нужно четко представлять, какие педагогические задачи нужно решать. В методике обучении и проведения подвижных игр необходимо руководствоваться следующими педагогическими целями:

-         осознанное восприятие нового материала

-         активное участие в учебном процессе

-         проявление инициативы, творчества.

Весь процесс участия в игровой деятельности должен носить воспитательный характер. Последовательность применения игр и подбор игрового материала определяют многие факторы. Прежде всего, это соответствие поставленным педагогическим задачам: обучение, тренировка, воспитание.

Необходимо знать физическую и плавательную подготовленность группы и четко представлять, что занимающиеся могут сделать, а что им не под силу. При этом необходимо четко дифференцировать соответствие выбранной игры возрасту участников, однородности группы, количеству играющих. Немаловажное значение имеет подбор игр по степени их трудности. Легкие игры, не требующие проявление усилий неинтересны, как и слишком трудные.

Проделанная работа о систематизации игр и игровых упражнений помогла создать картотеку игр. Как  специалисту она помогает и облегчает работу.

Есть и недостатки игрового метода. Во-первых, дети, увлекшись игрой, не следят за правильным выполнением плавательных движений, допускают ошибки, которые со временем становятся привычными. Во-вторых, трудно дозировать нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

        В то же время проведение занятий в игровой форме, и применение игрового метода повысило посещаемость занятий по плаванию:  2010-2011г- 76 %;  2011-2012г -84%; 2012-2013г-92%. Успешно выполняется программа  Департамента Образования города  Москвы «Обучения плаванию детей от 2х до7ми»:2010-2011г- 90 %;  2011-2012г -92%; 2012-2013г-94%.

         Перед поступлением в школу наши дошколята проплывают 15 – 25 метров и более, закрепляют знания о правилах безопасности на воде  и  с удовольствием выступают на окружных и городских смотрах - конкурсах «Дельфинёнок».

Хочется отметить, что дети ходят с большим удовольствием и желанием, пропускают занятия только, по болезни (медицинский отвод). Однако, применение игрового метода на занятиях весьма важно, так как применение игр с различной направленностью ускоряет развитие двигательных умений и навыков, содействует быстрой адаптации организма к воде.

Многократное повторение разных игр при обучении плаванию способствуют созданию у детей динамичного стереотипа движений, что способствует ускоренному овладению техникой плавания в воде. Игра увлекает, что создаёт эмоциональный фон для снятия напряжения и страха в воде, побуждает ребёнка к активному выполнению упражнений. Вот почему игры рекомендуются при обучении плаванию. Играя, ребенок незаметно привыкает к свойствам водной среды настолько, что потребность в умении плавать возникает сама собой.

Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Занятие может проходить в игровой форме.  Игровой метод может быть использован как в традиционной, так и в одновременной методике и помогает успешно  решить задачи обучения плаванию с детьми дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1.       Булгакова Н.Ж. Плавание.- М: Физкультура и спорт, 2001г. - 400 с, ил.  ISBN 5-278-00707-9.

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.,1991.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ОСЕННИЕ ИСТОРИИ"

Основной программой в нашем ДОУ является программа "Детство". В настоящее время самой используем является игровая технология. Я в своей работе в старшей и подготовительной группе уже длительное время ...

Игровые методики на занятиях спортом как фактор развития детей дошкольного возраста.

Игровые методики на занятиях спортом как фактор развития детей дошкольного возраста....

Организация и методика проведения НОД по ОО «Физическое развитие» детей дошкольного возраста.

Организация и методика проведения НОД по ОО «Физическое развитие» детей дошкольного возраста. 1. В соответствии с ФГОС содержание образовательной области „Физическое развитие" направлено на дости...

Комфортная развивающая предметно - пространственная среда как фактор развития детей дошкольного возраста

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.        ...

«Экспериментальная деятельность как один из факторов развития детей дошкольного возраста»

В данном материале описываются методы фиксации наблюдений в сдетьми в разных возрастных группах из опыта работы....

Познавательно-игровой проект «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития детей дошкольного возраста»

Тема проекта: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития детей дошкольного возраста» ...

Серия занятий по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Ознакомление детей с русским народным творчеством»

Народные промыслы дают необходимый настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры той или иной росписи, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необход...