Конспект НОД - Магнит и его свойства
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Русских Галина Михайловна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Магнит и его свойства».  Цель: Создание условия для формирования представлений о магните и его свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod-_magnit_i_ego_svoystva.doc971.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 16»

«Магнит и его свойства»

конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познание»

Разработал:

Русских Г.М.

воспитатель

Ачинск, 2019

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме:

«Магнит и его свойства».

Подготовительная группа «Капельки»

Интеграция областей образования.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Цель: Создание условия для формирования представлений о магните и его свойствах.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять и уточнять знания детей о свойствах магнита.

2. Познакомить детей с понятиями «магнитная сила», «притяжение», «магнетизм».

3. Продолжать учить предлагать и принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять предположения опытным путем и делать выводы.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

2. Способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к экспериментированию.

2. Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.

Методы и приемы: Кратковременное и длительное наблюдение, демонстрация наглядного материала, рассказ педагога, беседа с детьми, выполнение элементарных опытов, моделирование, экспериментирование.

Словарная работа: лаборатория, магнетизм, магнитный полюс.

Индивидуальная работа с детьми ОВЗ: развивать навык самостоятельного выполнения элементарных опытов; продолжать учить обобщать и делать выводы; словарная работа.

Материалы и оборудование: на каждого ребенка: магнит, скрепка, стакан с водой, бумажная машинка со скрепкой, контейнер с разными предметами: (пластмассы, дерева, бумаги, ткани, резины, стекла, железа), карточки для фиксации опытов 3 шт, карандаш.

Ход непосредственно образовательной деятельности: 

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с гостями.

Здороваются с гостями.

Воспитатель:

А теперь давайте станем в круг и поприветствуем друг друга

Коммуникативная игра «Улыбнись и обними» (Дети стоят парами)

Туки-туки, здравствуй, лоб! (касаются лбами друг друга)

А теперь ладошки, хлоп! (соединяют ладошки с партнером)

Ушком к другу прикоснись, (касаются ушками)

Обнимись и улыбнись! (Обнимаются, улыбаются друг другу).

Глазки вниз, глазки вверх,

Смелей вперёд.

Нас много интересных

В лаборатории открытий ждёт!

Вбегает буратино с варежкой.                

Буратино: Здравствуйте , а вот и я , меня узнали вы друзья? (показывает что она делает). Буратино: У меня волшебная варежка. Смотрите! Почему варежка притягивает некоторые предметы? (Ответы детей)

Буратино:

А что внутри подскажет отгадка моей загадки:
           Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

Он поможет, непременно,

Найти иголку в стоге сена.

Ответы детей (Магнит)

Буратино: в моей варежке спрятан магнит. Вот и весь секрет. (Снимает варежку и показывает магнит)

Буратино: Ребята я случайно услышал что вы отправляетесь в лабораторию?  Может вы мне поможете узнать, какими свойствами обладает мой волшебный магнит? (Ответы детей)

Воспитатель: Поможем. Ребята, чтобы проводить исследования и опыты, нам предстоит стать на некоторое время учёными. Кто такие учёные?

(Дети отвечают).

Воспитатель: Да, учёные – это такая профессия людей. Эти люди занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, человеческого организма, создают новые лекарства, растения, приборы и т. д. Сейчас наша команда учёных будет исследовать волшебные свойства магнита.

Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

1. На столах ничего не трогать без разрешения.

2. Нельзя ни чего пробовать на вкус.

3. Аккуратно работать с материалом и оборудованием

4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

5.Внимательно слушать инструкцию.

Запомните, опыты можно проводить только со взрослыми.

 Воспитатель: Для того чтобы оказаться на своем месте в лаборатории нам поможет чудесный мешочек. Достаем из него квадратик с цифрой которая и обозначает номер стульчика своего рабочего места. Ребята находим стульчик с цифрой которую вы вытянули, и на нем лежит специальная одежда юного исследователя.

Воспитатель: Одеваем и присаживаемся за столы.

Воспитатель: «Вот перед вами волшебный магнит. Много секретов в себе он хранит». Сегодня мы отправимся в удивительный мир магнита, чтобы поближе познакомиться с его свойствами и Буратино нам в этом поможет.

Буратино: Конечно помогу

“Важное дело – эксперимент!
           В нем интересен мне каждый момент”.

Воспитатель: Возьмите на столе магнит и определите, какой он на ощупь?

Ответы детей (гладкий, холодный, твердый).

Воспитатель: Как вы думаете, он лёгкий или тяжёлый?

Ответы детей (тяжёлый).

Воспитатель: Для начала исследований нам нужно выяснить, какие же предметы притягивает магнит.

Опыт №1 «Всё ли притягивает магнит?» 

Воспитатель: У вас на разносе лежат разные предметы. (пластмассы, дерева, бумаги, ткани, резины, стекла, железа). Какие? Каждый из вас проверит какие из предметов может притягивать магнит? Свои результаты необходимо отметить плюсом или минусом на карте под № 1. Как вы думаете, что изображают магниты на картинке? (Ответы детей: Притягивает, не притягивает). Приступаем к экспериментированию.

Воспитатель: Какие предметы притягивает магнит?

Дети: Металлические предметы. (Скрепка, гвозди, кнопки)

Воспитатель: Вывод: Магниты притягивают металлические предметы – это называется магнетизмом, а предметы, которые притягиваются, называются магнетическими.

Воспитатель: перед тем как приступить к следующему эксперименту с магнитом я хочу рассказать вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандали, подбитые железом липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух снял сандалии и увидел, что босые ноги не притягиваются к этим камням. Магнис понял, что эти странные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и произошло название «магнит». Магнит – это камень.

Опыт №2 «Магниты действуют на расстоянии»

Воспитатель: Возьмите карточку под № 2. Что здесь нарисовано? Как расположена скрепка и магнит? (Дети: на расстоянии) Положите предметы на карте №2. Теперь потихоньку по линии пододвигайте магнит с скрепке. На каком-то расстоянии по линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит. Отметьте это расстояние. Проведите этот же опыт с другими магнитами. (Опыты детей) Ребята можно поменяться магнитами

Воспитатель: Какие выводы можно сделать? (Ответы детей)  Один магнит - притягивает скрепку с далекого расстояния, а другой - притягивает скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств.

Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

Опыт №3  «Магнитные полюса».

Воспитатель: Для следующего эксперимента нам необходимо взять магнит и подойти в испытательное отделение.  (вышли из-за столов)

Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. У каждого магнита, даже самого маленького есть два полюса южный и северный. Северный принято окрашивать в синий цвет а южный в красный. Давайте поднесем друг к другу магнит одинаковыми полюсами (одного цвета), а теперь своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.

Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.

Дети: У нашей планеты Земля.

Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?

Дети: Земля притягивает к себе всё.

Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом.

Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Какой вывод можно сделать?

Дети: Когда соединяемся «северным» и «южным» полюсами, то магниты притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже.

Физминутка «МАГНИТНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

Воспитатель: Ребята играет музыка мы движемся, как только музыка перестает играть вы встаете парами и покажите, как ваши магниты умеют дружить.

Воспитатель: Теперь ребята пройдем в нашу лабораторию.

Буратино: Ребята, а вы знаете как достать скрепку из стакана не намочив руки. Сейчас мы попробуем это сделать.                                      

Опыт №4 «Магнит преграды не боится».  

Воспитатель: В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизилась к поверхности воды, медленно двигаем магнит по стене вверх.

Что мы видим? (Ответы детей) Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх.

Воспитатель: Как вы думаете, может ли магнит действовать через бумагу, картон? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим и устроим волшебные гонки.

Опыт №5 «Волшебные машинки»

Воспитатель: Как вы думаете как можно машинку без волшебства заставить двигаться? (предположения детей) Из чего сделаны у меня машинки? (из бумаги). Магнит притягивает бумагу? (нет). На ваших машинках есть металлическая скрепка. Как вы думаете, магнит их притянет? (да). Давайте попробуем заставить двигаться машины. Поставьте машинки «на старт», а магнит положите под крышку стола, под машинку и двигайте магнетитом по столу, где нарисована дорога. Обратите внимание, дорога может быть волнистой, прямой, ломаной. Теперь зафиксируем наши результаты и отметим их на карте под №3.

Вывод: Магнит может действовать через воду, бумагу, картон, дерево, стекло.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лаборатории бываю перерывы. Неплохо бы немножко отдохнуть бы нам.

Буратино: Я люблю отдыхать на песчаном берегу.

АУТОТРЕНИНГ

Воспитатель: Представьте себе прекрасный солнечный летний день. Ты находишься на чудесном берегу. Песок мягкий, теплый. Ты ложишься на него. Теперь посмотри вверх, на ясное голубое небо. Ты видишь плывущие по небу большие пушистые облака. Закрываешь глазки и вспоминаешь приятные моменты. Легкий ветерок гонит облака дальше и одновременно освежает твое лицо. Вдохни один раз глубоко-глубоко. Пусть твоё тело станет таким же мягким и расслабленным. Ты безмятежно отдыхаешь. Немного потянись, выпрямись, подвигай пальчиками рук и ног. Энергично выдохни и открой глаза.

Опыт №6 «Поможем Буратино найти ключик»

Буратино: Ой ребята я пока отдыхал, лежал на песке, то потерял ключик.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Буратино найти ключи. Как это можно сделать? Может ли нам понадобиться магнит?

Дети: можно руками поискать в песке, можно магнитом провести.

Воспитатель: Правильно. А теперь мы сами достанем предметы, спрятанные в песке.

(В большой емкости - песок. С помощью магнита  из песка достаем разные ключи, металлические заколки, шурупы и т.д.  Буратино скажет когда найдется его ключ)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где люди используются магниты? Люди используют магниты: с помощью магнита удобно удерживать инструменты; легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. Так же делают из природного камня магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы. Используют в медицине при обследовании и лечении. В игрушках, конструкторах.

Воспитатель: Буратино, как ты думаешь, мои юные учёные, справились с заданием?

Буратино: Непременно! я много узнал о магните и мне очень понравилось в вашей лаборатории.

Воспитатель: С помощью опытов мы многое узнали про магнит.

Итог занятия:

1. Магнит притягивает железо.

2. Магнит имеет северный и южный полюс, которые притягиваются и отталкиваются.

2. Магнит действует сквозь бумагу, пластмасс.

3. Магнит действует сквозь воду и стекло.

Ребята, если  вам  понравилось    занятие  и  задания  не доставили никаких трудностей, отметьте это солнышком, а если  занятие  вызвало  затруднения  или  вам  было   неинтересно покажите тучку.

Воспитатель: Какой опыт вам больше понравился? Почему?

Воспитатель: Уважаемые исследователи! За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «Юный исследователь» и вручить медали. Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного в своей лаборатории.

Буратино: Спасибо, ребята! Пойду, расскажу Мальвине все, что узнал сегодня. До свидания. 

Воспитатель: И нам ребята пора возвращаться из лаборатории в детский сад.

         

 Литература:

  1. Баранова Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5 - 8 лет. [Текст] / Э.А. Баранова // Вопросы психологии. - 2007 - № 4;

2. Баранова Э.А Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - М.: «Речь», 2005;

3. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский ? М.: ЭКСМО-Пресс, 2000;

4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005;

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2004;

6. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России, 2005;

7. Чехонина О. Эксперименты как основной вид поисковой деятельности. / О. Чехонина. // Дошкольное воспитание. - 2007 - № 6;

8. Научные забавы [Текст] / Т. Тит. – М. : Издательский дом Мещерякова, 2008.

Приложение: Карточки №1, №2, №3 и картинки - машинки  – на 4 л. в 1 экз.

№ 1

C:\Users\User\Downloads\12\1_5255141197bfe5255141197c3a.jpg

C:\Users\User\Downloads\12\depositphotos_65096661-stock-photo-magnet-arcuate-isolated-3d-illustration.jpg

C:\Users\User\Downloads\12\PNGPIX-COM-Button-PNG-Transparent-Image-1.png

C:\Users\User\Downloads\12\184f04442422fe6e2b7e34826457b81d.jpg

C:\Users\User\Downloads\12\gvozd--ocinkovann.jpg

C:\Users\User\Downloads\12\cfe640d673b879b57db7d8029e933c76.jpg

C:\Users\User\Downloads\12\s1200.jpg

C:\Users\User\Downloads\12\610eb26336c8da9c880bcd161d1aca7a.jpg

C:\Users\User\Downloads\12\depositphotos_5095394-stock-photo-few-metal-thumbtacks.jpg

№ 2

C:\Users\User\Downloads\12\depositphotos_2257662-stock-photo-silver-paper-clip-isolated-over.jpg        C:\Users\User\Downloads\12\unnamed.png

                   ____________________

  №3

C:\Users\User\Downloads\12\unnamed.png

C:\Users\User\Downloads\12\image047_5.jpg

C:\Users\User\Downloads\12\610eb26336c8da9c880bcd161d1aca7a.jpg

C:\Users\User\Downloads\12\_et_306_2_classic_12_3_5_4_1.jpg

C:\Users\User\Downloads\12\40x40x5mm-1024x1024.png

https://i.pinimg.com/originals/a5/5d/ec/a55dec04a08c4c89011758d962960f2a.png

https://i.pinimg.com/originals/a6/25/cc/a625cc89bdcf3cbb0c7940e604db01b9.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Магнит и его свойства"

Конспект познавательно-исследоватеьской деятельности для подготовительной группы для формирования понятия "магнетизм"...

Конспект НОД «Магнит и его свойства» для детей средней группы

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Магнит и его свойства"...

Конспект НОД "Магнит и его свойства"

ознакомление детей с магнитом...

Конспект ОДД "Магнит и его свойства" средняя группа.

Развитие представлений о свойствах магнита, его использовании....

конспект занятия "Магнит и его свойства"

в конспекте представлены различные опыты по теме исследования...

Конспект ООД "Магнит и его свойства"

Конспект ООД "Магнит и его свойства"...

Конспект занятия «Магнит и его свойства» с детьми старшего дошкольного возраста .

Конспект занятия «Магнит и его свойства" с детьми старшего дошкольного возраста (с элементами экспериментирования)...