«Формы работы с родителями по приобщению детей к графическому искусству»
статья

Кузьмина Анастасия Валерьевна

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Выдающиеся представители педагогической мысли всегда выступали за, то чтобы обучение рисованию в детском саду было поставлено правильно. Именно поэтому ребенку необходимо дать знания о том, как и чем можно рисовать. На мой взгляд, для полноценного развития детей в изобразительной деятельности необходимо целенаправленное руководство рисованием. Для этого в первую очередь надо превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело.

Но говорить об эффективности воздействия можно лишь тогда, когда ребенок уже способен отображать свои впечатления, представления, передавать свое отношение ко всему, что его интересует, волнует, занимает в окружающем мире. И тогда способ для создания художественно выразительного образа он уже выбирает в соответствии с тем, что умеет, какие навыки приобрел. Но что примечательно: часто эти умения не удовлетворяют его, и как следствие, пропадает интерес к изобразительному искусству, наблюдается низкий уровень проявления творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_raboty_s_roditelyami_po_grafike.doc35 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №52 Колпинского района Санкт-Петербурга

Консультация на тему:

«Формы работы с родителями по приобщению детей к графическому искусству»

Подготовила:

воспитатель

Кузьмина Анастасия Валерьевна

Спб, Колпино

2018г.


Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Выдающиеся представители педагогической мысли всегда выступали за, то чтобы обучение  рисованию в детском саду  было поставлено правильно. Именно поэтому ребенку необходимо дать знания о том, как и чем можно рисовать. На мой взгляд, для полноценного развития детей в изобразительной деятельности необходимо целенаправленное руководство рисованием. Для этого в первую очередь надо превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело.

Но говорить об эффективности воздействия можно лишь тогда, когда ребенок уже способен отображать свои впечатления, представления, передавать свое отношение ко всему, что его интересует, волнует, занимает в окружающем мире. И тогда способ для создания художественно выразительного образа он уже выбирает в соответствии с тем, что умеет, какие навыки приобрел. Но что примечательно: часто эти умения не удовлетворяют его, и как следствие, пропадает интерес к изобразительному искусству, наблюдается низкий уровень проявления творчества.

В чем кроется причина? Прежде всего, в том, что ребенок недостаточно владеет основами изобразительной грамоты. Именно теми навыками, что дают определенную изобразительную свободу.

В практике работы с дошкольниками мною применяются классические и неклассические техники рисования. Однако, я считаю, что самый простой вид искусства, но также и самый емкий — графика. Графика — вид изобразительного искусства,  использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы. В большинстве случаев  используются в основном такие графические материалы, как цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями. Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей.

Перейдя работать на старший возраст я столкнулась с проблемой, что дети бояться рисовать, не знают, как использовать простой восковой мелок. Дети затруднялись в рисовании простых рисунков, не говоря о целых композициях, что можно было увидеть в результате мониторинга. Его результаты показали, что в группе из 20 человек низкий уровень в художественно-эстетическом развитии имели 6 человек, что составляет 30 %, а средний — 14 человек — 70% . Это и сподвигло меня на работу с детьми по данной теме. Ведь нередко толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими. Процесс создания взрослыми ярких образов в рисунке, живописи производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы. И как указывает Б. В. Иогансон: «Способности человека ждут только толчка, чтобы человек ясно почувствовал свое призвание».
        Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога.

В работе по приобщению детей к графическому искусству были поставлены следующие задачи:

  • Изучить современные методики по формированию у старших   дошкольников графических умений и навыков в рисовании.
  • Рассмотреть многообразие художественных материалов, техник, графических приёмов используемых в изобразительной деятельности.
  • Изучить особенность влияния изобразительной деятельности на развитие личности детей старшего дошкольного возраста.
  • Изучить особенности изобразительной деятельности старших дошкольников.
  • Провести анализ программ использования графических художественных техник и материалов.
  • Изучить задачи изобразительной деятельности старших дошкольников.
  • Изучить методику работы по обучению детей графике в старшем дошкольном возрасте.
  • Выявить уровень знаний о графических техниках и материалах и умении их использовать в самостоятельной работе.
  • Выявить уровень графических (изобразительных) умений и навыков.
  • Разработать программу кружка и провести занятия по знакомству детей с различными графическими техниками и материалами и формированию умений и навыков работы с ними.
  • Выявить эффективность проделанной работы.

Но работать по данной теме только с детьми не возможно, ведь нужна поддержка родителей, как детям, так и педагогам. Ведь чтобы увидеть результат нужно работать в тандеме.

Для этого перед тем как начать работу с детьми, было решено проверить знания родителей о графических возможностях различных материалов. Поэтому было собрано родительское собрание в форме круглого стола по художественно-эстетическому развитию детей на тему: «Использование графики — как основного вида изобразительного искусства в ДОУ».  Где родители познакомились с понятием «Графика», ее видами  и материалами. Чтобы познакомиться с материалами графического искусства, родителям было предоставлено творческое задание: «Нарисовать любимую игрушку ребенка любым из представленных материалов», большинство родителей воспользовались лишь цветными карандашами, либо мелками. К слову из материалов на столах были карандаши, восковые мелки, акварель, гуашь, пастель и угольные карандаши, фломастеры, шариковые ручки. Данное задание показало, что родители, как и дети не осведомлены о художественных возможностях некоторых материалов, многие родители даже не знали, что, к примеру, углем можно рисовать. Так же был проведен опрос «Материалы для творчества дома».  Решением родительского собрания было принято начать работать по приобщению детей к графическому искусству совместно с родителями. Которые активно согласились выполнять дома небольшие задания, выделять хотя бы полчаса на занятие. А я начала разрабатывать план работы, составлять программу кружка по графическому искусству в групповом помещении.

С детьми мы начали работу со знакомства с различными материалами графического искусства. Информацию о которых они должны были найти совместно с родителями дома. А именно из чего сделано, свойствах материала и способы передачи изображения. После чего ребенок в детском саду делился полученной информацией, и потом воспитатель совместно с детьми выполняли творческую работу по созданию изображения из материала, о котором мы узнали. Работа велась от простых материалов, которые имеются у каждого дома, к сложным. Таким же способом дети и родители знакомились с техниками графики.

Домой давались творческие задания, которые должны были проходить в игровой форме. В игре ребенок выполнял роль воспитателя-учителя, а родитель — ребенок, которого надо научить пользоваться новым материалом. Это является отличным способом закрепить у детей полученный изобразительный навык и сплачивает семейные отношения, развивает коммуникативные навыки.

Помимо всего в группе проводились совместные творческие конкурсы рисунков на различные образовательные темы, которые отражены в годовом планировании и рабочей программе. В которых оценивалась степень овладения графическими навыками ребенка. Предпочтение отдавалось работам, где видно творчество ребенка, а не взрослого. Ведь родитель должен был выступать в роли помощника, поддержки, а не исполнителя.

Когда по плану началась образовательная неделя посвященная книгам, мы обратили внимание на книжную графику, познакомились с художниками иллюстраторами. И теперь родителям не надо было рисовать, а предполагалась вечернее чтение, рассматривание иллюстраций в книгах. А как итоговое мероприятие был запланирован «День добрых дел», смысл которого был во вручении «книжек-малышек» детям младшего возраста. Данное мероприятие не было бы проведено без помощи и участия родителей, ведь как и с творческими конкурсами задание выполнялось детьми с небольшой помощью взрослых.

Также в рамках работы по приобщению детей к графическому искусству в группе проводилось несколько мастер-классов. Одним из лучших и итоговым по теме «Графика» стал мастер-класс по росписи керамической тарелки с помощью акриловых красок в стиле пуантилизм — рисование точками. На данном мастер-классе дети совместно с родителями выбирали цветовую гамму и сюжет для росписи тарелки. Вечер получился очень творческим и эмоциональным, а главное семейным.

В проделанной работе было также множество индивидуальных консультаций, бесед с родителями, они всегда могли написать мне в социальных сетях, задать интересующий вопрос, поделиться успехом ребенка на выходных. Для улучшения не только художественно-эстетического развития, но и познавательного были созданы индивидуальные рабочие папки по разным темам — лэпбуки. Задания в которых были на всестороннее развитие, и включали в себя развитие графических навыков. Лэпбук можно было взять домой на выходные, а после выходных показать выполненные задания. Родителям понравился такой способ работы и некоторые из них сделали свои личные папки и принесли их для обмена знаниями и опытом в группу.

В ходе деятельности родителям было предложено посетить музеи, выставки. Многие прислушивались, посещали, а потом ребенок передавал полученные эмоции, впечатления не только в рассказе, но и в рисунке.

Таким образом, в ходе проведенной нами работы было установлено, что использование разнообразных техник графики для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение. У детей возрос интерес к технике рисования. Дети проявляют творчество, фантазию при создании выразительного образа, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Овладев различными графическими художественными техниками, дети получали удовольствие от полученного результата. Детские творческие работы приобрели большую выразительность, стали ярче, интереснее. Детский рисунок приобрел творческую индивидуальность, вследствие осознанного использования детьми средств художественной выразительности графики и возможности их грамотного применения. Для родителей тема тоже стала определенным толчком к совместному времяпровождению с детьми. Они ждут и интересуются о возможных конкурсах, спрашивают у детей о том, как выполнен рисунок, просят показать дома, чему научились.

Поэтому можно сказать, что поставленные задачи были успешно реализованы на практике, а все материалы можно оформить в долгосрочный проект по приобщению детей дошкольного возраста к графическому искусству. Ведь метод проекта является одной из форм работы с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма работы с родителями для приобщения дошкольников к художественной литературе. НОД «Сказки Корнея Чуковского»

Форма работы с родителями для приобщения дошкольников к художественной литературе.НОД «Сказки Корнея Чуковского»...

КОНСУЛЬТАТЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "Формы работы с родителями по приобщению к ЗОЖ"

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэто...

Современные формы работы с родителями по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе

Какие же проблемы стоят перед современной семьей в плане приобщения детей к литературе?...

Выступление на педсовете " Современные формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому образу жизни"

В данном выступлении педагогам предлагаются новые формы работы с родителями по приобщению детей к здоровому  образу жизни...

консультация для воспитателей. Формы и методы работы с родителями в приобщении детей к здоровому образу жизни

Данный материал будет полезен всем воспитателям в работе с родителями по приобщению к здоровому образу жизни детей....

Формы работы с родителями по приобщению дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству

Формы работы с родителями по приобщению дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству....

Выступление "Нетрадиционные формы работы с родителями по приобщению детей к художественной литературе".

ПРОБЛЕМА и АКТУАЛЬНОСТЬ Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с пробл...