Формы работы с родителями по приобщению дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству
консультация

Шайхутдинова Гузель Магфуряновна

Формы работы с родителями по приобщению дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы с родителями по приобщению дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Организуя работу с родителями по приобщению к народному искусству, мы опираемся на партнерство педагогов и родителей, единое понимание целей и задач, не только на взаимопонимание, уважение и доверие со стороны родителей, но и помощь. Содержание работы с родителями по приобщению к народному искусству реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей роль и значение народного декоративного искусства в воспитании детей.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников:

- родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи («Приобщение ребенка к истокам народной культуры»);

- мини-собрания одна из эффективных, нетрадиционных форм работы с родителями. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции.

- творческие (художественные) гостиные - это модель взаимодействия родитель-ребенок-педагог. На этих встречах дети и родители вместе играют, поют, танцуют, создают индивидуальные и коллективные работы из разных материалов, с использованием традиционных и нетрадиционных техник. В основе лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалистов.

- конференции – где в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в определенной области, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами («Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей.

- беседа - наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи.

- консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. («Влияние народного декоративно – прикладного искусства на развитие творческих  способностей        детей») советы  специалиста, индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

- мастер-классы;

- круглый стол, в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов;

- вечера для родителей;

- кружки;

- консультативный клуб;

- клубы по интересам;

- дни открытых дверей, дает возможность познакомить родителей с правилами дошкольным учреждением, его традициями особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию;

- КВН по народным промыслам;

- турниры знатоков;

- устный журнал, состоит из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Каждая страница – это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием (просмотром) записей, выставками рисунков, поделок, книг;

- викторины;

-праздники;

- фольклорные посиделки;

- тренинги, тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.

Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

- выпуск газеты, стенгазеты, конкурсы (плакатов, коллажей)

- семейные художественные        студии        -        это        своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога. Например, встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства.

- совместные вернисажи;

- выставки семейных коллекций;

- экспонаты своими руками;

- создание мини - музеев и экспозиций;

- экскурсии (музеи, художественные салоны, выставочные центры);

- виртуальные экскурсии;

- проектная деятельность;

- семейная ассамблея (форма досуга, объединяющая семьи воспитанников и педагогов учреждений образования, культуры и искусства с целью знакомства друг с другом, погружения в разнообразную совместную деятельность);

- семейный календарь (оформляя его, педагоги и родители в полной мере могут проявить свои художественно-оформительские способности о музеях города и об организуемых выставках);

- перспективы выходного дня (сообщается адрес музея, что можно увидеть, на что обратить внимание;

- прием «путеводного листа» - предлагаем родителям посетить в Интернете, например, «Эрмитаж»;

- аукционы - проходят в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме («Ярмарка»);

Наглядно-информационные (просветительские, аналитические):

- информационные стенды (корзины, письма);

- папки-передвижки, формируются по тематическому принципу;

- выставки в детском саду и за его пределами;

- фотовыставки, в том числе и когда родители (по просьбе педагогов) делают фотографии во время посещения интересных мест, выставок, музеев и предоставляют фото в копилку группы или детского сада;

- памятки, буклеты, изготовленные на одном листе, сложенном параллельными сгибами в несколько страниц так, что текст читался без разрезки, раскрываясь, как ширма;

- брошюры, листовки, бюллетени;

Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях.

- создание медиатеки («Народные промыслы нашего края»);

- интернет журналы, переписка по электронной почте приобретение книг, открыток – верный способ приобщения к народному искусству и понимание его создание книг («Ярмарка народных промыслов»);

- опросы, анкетирование, тестирование по вопросам художественного развития детей.

Перечисленные формы используются в зависимости от направления по вовлечению родителей в художественно-образовательное пространство.  Также используются:

1. Повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с народными промыслами (индивидуальные беседы, консультации, всеобучи, семинары при Родительском университете);

2. Пропаганда народного искусства (информационный блок на изобразительной страничке, возможность пользования фонотекой «Художественный киоск»);

3. Вовлечение в изобразительно-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них);

4. Совместная изобразительно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).

Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников, безусловно, дает положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для всестороннего развития ребенка.

Использование педагогами в своей работе названных форм взаимодействия с семьей позволяет успешно реализовать основную образовательную программу.

Таким образом, можно сделать вывод, что творческий, заинтересованный педагог, который не боится современных инновационных технологий, задумывающийся над тем, как построить свою работу в соответствии с ФГОС, будет применять множество разнообразных форм работы с детьми и семьей, которые можно использовать в приобщении дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству.

Главное во всех этих видах работы – любовь к детям и настрой на творческое развитие личности в игре через интеграцию по всем направлениям образовательной деятельности.    

Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом. Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности.

Народное декоративно – прикладное искусство стимулирует детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе непрерывной образовательной деятельности и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности детей в области декоративной лепки и декоративной росписи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР - КЛАСС на тему: «Дидактические игры как способ приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству»

Мастер - класс предназначен как для педагогов ДОУ, так и возможно его проведение с родителями воспитанников....

Форма работы с родителями для приобщения дошкольников к художественной литературе. НОД «Сказки Корнея Чуковского»

Форма работы с родителями для приобщения дошкольников к художественной литературе.НОД «Сказки Корнея Чуковского»...

Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе

Помочь родителям осознать  ценность чтения детям книг как средства образования и воспитания дошкольников. Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников в плане восприя...

Условия и методы приобщения дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству

Условия и методы приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусствуОбзор  специальных методов при знакомстве с народным декоративно-прикладным искусством...

«Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе»

В условиях информационного общества формирование интереса к книге, чтению художественной литературы является первоочередной задачей педагогов дошкольной образовательной организации, решение которой по...

«Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе»

Основная работа по приобщению детей к чтению художественной литературы осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, а также в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, ...