Условия и методы приобщения дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству
консультация

Шайхутдинова Гузель Магфуряновна

Условия и методы приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству

Обзор  специальных методов при знакомстве с народным декоративно-прикладным искусством

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия и методы приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству

Приобщение детей дошкольного возраста к декоративно – прикладному искусству возможно при соблюдении ряда условий:

- общение детей с подлинными образцами народного декоративно-прикладного искусства;

- создание атмосферы для эмоционального, образного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства;

- включение ребёнка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства;

- создание предметно - развивающей среды на основе народного декоративно-прикладного искусства, дающей возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности, творческие возможности;

- направленность процесса обучения на творческое отражение впечатлений от произведений народного декоративно-прикладного искусства;

- учёт индивидуальных особенности каждого ребенка.

Одним из важнейших факторов развития дошкольников при знакомстве с народным декоративно-прикладным искусством является использование специальных методов. В процессе их использования у детей проявляются новые оригинальные способы изображения, активизируется поиск соответствующих выразительно-художественных средств для воплощения замысла.

К ним можно отнести методы, рекомендованные Р.М. Чумичёвой  при знакомстве дошкольников с произведениями живописи:

1.Метод вызывания адекватных эмоций. Данный метод позволяет установить ассоциативную связь с уже имеющимся опытом, дающую возможность с помощью произведений декоративно-прикладного искусства восстановить увиденное и пережитое раньше. Его назначение состоит в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию увиденных произведений. Например, при любовании веселыми, нарядными дымковскими барышнями необходимо спросить у детей: «Какое настроение у этих красавиц?» «Почему вы решили, что у них именно такое настроение?» «А у вас бывает подобное настроение? «Когда у вас было такое настроение?» «Чем это вызвано?» «Что вы чувствовали, в тот момент?» и т. д.

2.Тактильно-чувственный метод. Метод, по признанию многих исследователей, эффективен и оказывает особое влияние на эмоциональное состояние, у детей появляется желание внимательнее рассматривать изделия народных мастеров, высказывать о них свое мнение, создавать красивое своими руками. Специфика данного метода заключается в том, что в процессе восприятия произведения декоративно - прикладного искусства дети прикасаются к материалу, из которого оно изготовлено (дерево, пенопласт, глина, шерсть), мнут его в руках (глина). Этот метод позволяет активизировать чувства детей при непосредственном соприкосновении с материалом, почувствовать его тепло.

3.Метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов». Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей. Данный метод способствует активизации ранее пережитых эмоций при восприятии произведений народного декоративно-прикладного искусства. Например, при рассматривании городецкого панно «Чаепитие», детям целесообразно задать следующие вопросы: «Знакома ли вам ситуация, изображённая на этом панно?» «Как вы догадались, что у людей праздник?» «Когда люди поют весёлые народные песни?» После прослушивания народной песни детям предлагается исполнить песню, которую они поют в подобной ситуации.

4.Метод музыкального сопровождения. Особенность данного метода состоит в том, что при восприятии детьми произведений декоративно-прикладного искусства звучит музыка, характер которой созвучен данному произведению, то есть происходит одновременное воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Это в свою очередь облегчает процесс восприятия, по мнению автора «делает его более глубоким, утонченным».

Повышению эффективности художественно-эстетического развития дошкольников способствует приобщение к народному декоративно – прикладному искусству в интересной и привычной для современных детей форме – посредством использования медиаресурсов. Разнообразие современных медиасредств (детских сайтов, электронных энциклопедий и пособий, электронных каталогов и поурочных материалов (в большей мере познавательно - информационной направленности); компьютерных игр и разработанных для детей приложений (графические редакторы, «игры-конструкторы») (деятельно-игровой направленности); электронных презентаций, созданных педагогами-практиками) позволяет приблизить «прошлое» к детям.

Использование медиаресуров позволяет разрешить проблему представления для восприятия детьми подлинных предметов и многообразия образов, художественных решений. Это оправданно в случае, если необходимо продемонстрировать длительный процесс изготовления предметов, сложные приемы обработки материалов, представить связи образов народных промыслах с природными и пространственно-предметными        условиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: Ознакомление дошкольников с народным декоративно - прикладным искусством

Знакомство воспитателей с традициями и обычаями народа, решение задач нравственно-патриотического воспитания через ознакомление дошкольников с народным прикладным искусством, формы работы с детьми по ...

МАСТЕР - КЛАСС на тему: «Дидактические игры как способ приобщения детей к народному декоративно-прикладному искусству»

Мастер - класс предназначен как для педагогов ДОУ, так и возможно его проведение с родителями воспитанников....

Отчет по проекту "Приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22129254","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Формы работы с родителями по приобщению дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству

Формы работы с родителями по приобщению дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству....

«Приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству посредством проектной деятельности»

laquo;Приобщение детей  к народному декоративно-прикладному искусству посредством   проектной деятельности»...