«Приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству посредством проектной деятельности»
проект по рисованию (подготовительная группа)

Романова Наталья Викторовна

«Приобщение детей  к народному декоративно-прикладному искусству посредством   проектной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное общеобразовательное учреждение«Детский сад №5 «Радость» р.п.Базарный Карабулак Саратовской области

Доклад на педсовет: «Приобщение детей  к народному декоративно-прикладному искусству посредством   проектной деятельности»

                       

                                                                                                Романова Наталья Викторовна

Воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ«Детский сад №5  «Радость»

                                                                    р.п.Базарный Карабулак Саратовской области»

                                                     р.п.Базарный Карабулак

                                                                   2021г

 «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетие».   Б. М. Немецкий.

      Одним из важнейших средств художественно-эстетического развития  является народное декоративно-прикладное искусство .Оно является  частью  национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм,  патриотизм, оптимизм, мудрость, извечное стремление к красоте.                      

      Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, сегодня не может быть особенно успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа и своей культуры. «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через устное народное творчество  и произведения народного декоративно-прикладного искусства. Только  в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес, воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности.

    Важную роль народного  декоративно-прикладного искусства в  художественно-эстетическом развитии  отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова и др.). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Испокон веков  славилась русская земля своими мастерами - одаренными людьми, создавшими яркое самобытное искусство. Художественные промыслы - одна из наиболее ярких форм народного искусства, непреходящая ценность духовной культуры народа. Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, и поэтому они так легко воспринимаются детьми. И все же важно выбирать из большого богатства изобразительного русского народного искусства то, что может наиболее легко воспринято детьми дошкольного возраста.

Изучение и приобщение детей к народному изобразительному творчеству задача непростая. Необходимо самому педагогу проникнуться и заинтересоваться этой сложной, но очень интересной темой. Прежде, чем начинать заниматься этим вопросом следует тщательно изучить материал ,затем переработать научно-познавательную информацию с учетом детского восприятия , собрать обширный наглядный материал. Это могут быть открытки, фотографии, иллюстрации, видеоматериал, книги, подлинные произведения народного творчества.

Федеральный государственный стандарт предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребёнка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направляя потребность и интересы ребёнка, стремиться понимать его внутренний мир. Образовательная программа дошкольного учреждения содержит по  народному  декоративно-прикладному искусству  обязательный минимум, но чтобы увлечь детей, подарить им радость творчества, познакомить с историей  русского народного творчества, этого недостаточно. Маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве. Но некоторые образцы народных промыслов детям можно показать.  Поэтому я решила использовать в своей работе проект  «Народные промыслы».

Актуальность: Выбранная мной тема актуальна, так как произведения народного декоративно -прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей дошкольного возраста: в развитии их воображения, фантазии, в формировании художественного вкуса, в обогащении образной выразительности создаваемых детьми работ.

Постановка проблемы:   Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек.  Недостаточно внимания уделяется познаниям дошкольников о народных промыслах нашего народа. Поэтому я перед собой поставила

 Цель: развивать  художественно- творческие  способности детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи: 

1. Развивать познавательную активность детей; чувство цвета, композиционные умения; внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

2. Познакомить и вызвать интерес у детей к народным промыслам; познакомить  и учить видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской, богородской, каргопольской игрушки, хохломской ,городецкой, жостовской  и  гжельской  росписи. Учить детей  при оригинальном составлении узоров по мотивам народных росписей  использовать растительные элементы. Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

3. Воспитывать у детей любовь к русскому  народному декоративно-прикладному искусству;  уважение к работе народных мастеров;  эстетические и этические чувства.

Детей воспитывает все, что их окружает. Я запланировала свою работу  с  создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Изучила истории развития различных народных промыслов, уточнила методы и приёмы, используемые при росписи, пополнила развивающую среду группы  изделиями  народного  декоративно-прикладного искусства. Собрала различный иллюстрированный материал, материал и оборудование для самостоятельной художественной деятельности детей: бумага разнообразных  цветов, карандаши, восковые мелки , гуашь, пластилин.

Чтобы реализовать все запланированное я использовала в работе различные методы и приёмы:

Наглядный: рассматривание, уточнение, обобщение, организация выставок.

Словесный: беседы, заучивание стихов, чтение художественной литературы о русских мастерах, знакомство с фольклором.

Практический: частично-поисковый этап изготовления игрушки, создание декоративных изделий.

Игровой: «подмастерья», народные и дидактические игры.

Всю работу я стараюсь строить так, чтобы развитие ребёнка было действительно гармоничным. 

Прежде чем начать знакомить детей с техникой новой росписи, её цветосочетанием, колоритом,  сначала рассказывала  детям историю возникновения росписи, о её истоках, о тех мастерах – искусниках, которые издревле придумали эту роспись. Каждая роспись используется по своему предназначению, как задумал её мастер. Дымковская – значит глиняные игрушки на потеху детям и взрослым; городецкая – это изделия из дерева, дома – терема; если это хохлома – нарядная посуда, расписанная золоченой краской, потому она и зовется «Золотая Хохлома»; гжель – это бело – голубое фарфоровое чудо.

 В наши дни, любуясь изделиями каргопольских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь - могущества и пробуждения природы, баран или корова - изобилия и плодородия, козел - добра, олень - удачного брака.

             Первоначально знакомила ребят с одним из видов искусства, а затем с двумя-тремя видами в сравнении. Важно было показать детям общие образы народных игрушек и характерные различия. Ребят учила по одному-двум признакам узнавать знакомые виды  декоративного изделия, будь это русская народная игрушка (дымковская, филимоновская, каргопольская, украшенная геометрическим орнаментом или деревянная богородская игрушка ; или предметами быта (посуда, мебель, украшенная растительным узором – городецкой, хохломской, полохов-майданской,  жостовской , гжельской  росписью и др. Дети учились различать их по материалам  и характерным признакам. Знакомя детей с промыслом, давала некоторые сведения о нём, определяла вместе с детьми содержание и назначение предметов.  Обращала внимание детей на колорит, композицию узора на изделиях. Для росписи детям предлагала  силуэты животных, фигурки барышень, вырезанные из белой бумаги.

Проводила  дидактические игры на закрепление элементов росписи и композиции «Составь узор для дымковской игрушки», «Подбери узор для юбки дымковской барышни»,«Обведи элемент» ,«Обведи и раскрась». Эти игры способствуют развитию интереса к народной культуре, различным видам росписей ; дети самостоятельно придумывают  новые композиции и  учатся рисовать различные узоры. Развивается мышление, память, внимание, мелкая моторика пальцев, обогащается словарь детей.

Учитываю возможности и способности каждого ребенка при планировании индивидуальной работы. Когда знакомлю детей с тем или иным элементом обращаю внимание на неповторимость каждого узора, каждой детали. В ходе проекта дети учатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усваивают цвета росписей, стали лучше владеть кистью,  могут назвать  элементы росписи.

Подытоживая результаты своих наблюдений за детьми в процессе приобщения их к народному декоративно-прикладному искусству  ,я пришла к выводу:

Вывод:  Я убедилась, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей  к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь народное творчество-источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного декоративно-прикладного  искусства в работе с детьми. Рассматривая узоры, обогащается  словарный запас детей ,они  учатся образному восприятию: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на ледяные узоры в тереме Деда Мороза, дымковские глиняные игрушки – на персонажей из сказки. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают об их назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.

     В процессе данного проекта у детей развиваются  такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание, самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции, появилось желание еще больше узнать о творчестве народных мастеров. Ребенок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Таким образом, тема проектной деятельности по   народному  декоративно - прикладному искусству  очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство дошкольников с народным декоративно–прикладным искусствомв процессе организованной образовательной деятельности и проведении дидактических игр»

ЦЕЛОСТНОЕ  ОПИСАНИЕ  ОПЫТАС каждым годом заметно усиливается интерес к использованию в  работе с детьми дошкольного возраста произведений народных художественных промыслов: Дымков...

«Приобщение детей к культуре и быту народов ханты посредством народного декоративно-прикладного искусства»

Край, в котором мы живем – это наша малая родина, часть великой страны, наши корни и, именно с этого малого, берет свое начало великое – любовь к Отечеству. Любой край нашей необъятной Род...

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...

Развитие нравственно-патриотических качеству детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству

Формирование и развитие нравственно-патриотических качеств у детей через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству в настоящее время является как нельзя особо актуальным как в теоритиче...

творческий отчет по теме самообразования "Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к народному декоративно-прикладному искусству"

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения н...