«Знакомство дошкольников с народным декоративно–прикладным искусствомв процессе организованной образовательной деятельности и проведении дидактических игр»
методическая разработка на тему

 

ЦЕЛОСТНОЕ  ОПИСАНИЕ  ОПЫТА

С каждым годом заметно усиливается интерес к использованию в  работе с детьми дошкольного возраста произведений народных художественных промыслов: Дымковского, Хохломского, Гжельского, Городецкого. Современные стандарты дошкольного образования предусматривают расширение традиционного ряда за счет «регионального компонента», то есть кубанского народного декоративно прикладного искусства.

На Кубани, как и в других областях России, обращение к рассмотрению народного искусства и культуры на национальном и региональном уровне способствует активизации творчества педагогов и воспитателей, помогает им вырабатывать множество инновационных методик и подходов, разрабатывать программное и методическое обеспечение. На материале Кубани с 1990-х гг. разработкой данной проблемы активно занимается Е.Г. Вакуленко, Н.А. Гангур.

Воспитание современного ребенка, его приобщение к богатому наследию своего народа необходимо начинать с детского сада, с тем, чтобы с ранних лет зрело сознание, чтобы это была часть всего национального сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_koltunovoy.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Колтунова Татьяна Михайловна

Тема: «Знакомство дошкольников с народным декоративно–прикладным искусством  Кубани в процессе организованной образовательной деятельности и проведении дидактических игр»

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Целостное описание опыта……………………………………………………………..3
  2. Результативность опыта…………………………………………………………………8
  3. Библиографический список…………………………………………………………….9

                                     

                                 

ЦЕЛОСТНОЕ  ОПИСАНИЕ  ОПЫТА

С каждым годом заметно усиливается интерес к использованию в  работе с детьми дошкольного возраста произведений народных художественных промыслов: Дымковского, Хохломского, Гжельского, Городецкого. Современные стандарты дошкольного образования предусматривают расширение традиционного ряда за счет «регионального компонента», то есть кубанского народного декоративно прикладного искусства.

На Кубани, как и в других областях России, обращение к рассмотрению народного искусства и культуры на национальном и региональном уровне способствует активизации творчества педагогов и воспитателей, помогает им вырабатывать множество инновационных методик и подходов, разрабатывать программное и методическое обеспечение. На материале Кубани с 1990-х гг. разработкой данной проблемы активно занимается Е.Г. Вакуленко, Н.А. Гангур.

Воспитание современного ребенка, его приобщение к богатому наследию своего народа необходимо начинать с детского сада, с тем, чтобы с ранних лет зрело сознание, чтобы это была часть всего национального сознания.

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, и уже после то, что в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Не малую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми. Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремиться к активному взаимодействию с окружающей его средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Но это же порождает у ребенка и множество вопросов. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями, познакомить с традициями народной художественной культуры позволит игра.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

Есть много различных дидактических игр, способствующих художественному развитию дошкольников, но игр, которые обеспечивают развитие ребенка в ходе знакомств с народным декоративно-прикладным искусством Кубани, недостаточно.

Цель данного опыта:

- Изучить традиции кубанского узора, адаптировать элементы его для работы с дошкольниками;

- разработать материалы для организованной деятельности с детьми;

- адаптировать дидактический материал к играм в соответствии с традициями кубанского узора.

Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игры привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.

Основные задачи, которые должны выполнить эти игры: обеспечить знакомство детей с декоративно-прикладным искусством восточнославянского населения Кубани; развивать внимание, наблюдательность, речь, память и быстроту реакции; учить анализировать и др.  

Мое исследование велось в нескольких направлениях:

- Поисковая исследовательская работа, связанная с изучением основ декоративно-прикладного искусства Кубани (ковани, вышивки, несложные формы гончарного ремесла, пасхальные яйца «писанки» )

- Разработка и адаптация дидактических материалов по мотивам Кубанских узоров для работы с дошкольниками.

В соответствии с обозначенными этапами работу начали с изучения узоров кубанской ковани и вышивки.

Кубанское народно-прикладное искусство уникально, оно рядом, на улицах городов и станиц края: изумительные навесы-«зонтики» над парадными входами старых домов, изящные невесомые балконы, затейливые и непреступные кованные ворота, ограды, калитки решетки окон и дверей – великолепный ансамбль кружев из металла.

«Кубанская ковань!» Недолго она творилась, как считают исследователь, - 30-40 лет, в последней четверти прошлого века и первые десятилетия XX века, но многому может научить орнамент кубанских мастеров.

Изучая подлинные произведения кубанской ковани на улицах Краснодара и в коллекции Краснодарского историко-археологического музея-заповедника, где представлены кованные изделия края, знакомясь с соответствующей литературой я получила интересные материалы об особенностях, разнообразии изделий кубанской ковани, формах и композиционном строе навесов-«зонтиков», мотивах узоров. Искусство ковани имело во второй половине 19 века широкое распространение в России.

Чаще всего среди мотивов встречается мотив завитка. Завиток лежит в основе главного элемента узора – лиры, розетты, сердечка и т.д. Завитками главный элемент крепится к основе-рамке, завитки составляют, как бы канву рисунка узора ковани. Благодаря завитку, изделия приобретают необычайную ажурность, что и составляет, на мой взгляд, первую отличительную черту узоров кубанской ковани. Вторая отличительная черта состоит в том , что  растительные мотивы кубанского орнамента при известной степени имеют сходство с конкретными растениями края (листья клена, листья каштана, листья березы, лист клевера, лист пшеницы. Мотивы цветков: незабудки, пастушьей сумки, лютика, мальвы, лилии, василька, кубанская роза ). Мотив «завиток» напоминает нам усики винограда, хмеля, фасоли, повелики. Ряд геометрических мотивов похож на наконечник казацкой пики.

Третьей отличительной чертой кубанской ковани является особый композиционный строй навесов –«зонтиков». Центральная, фронтальная часть навеса имеет разные формы, но общей чертой является симметричность большинства орнаментов. Осью симметрии зачастую служат железный прут в виде копья, на котором и крепится розетта, лира или сердечко. Они соединяются с боковыми сторонами узором из мелких завитков ( о чем говорилось ранее).

Если ковань - типичное занятие мужчин-кубанцев, ив ковани отразилось их поэтическое восприятие мира, то умиленность женской души нашла воплощение в другом виде декоративно-прикладного искусства Кубани- вышивке и росписе гочарных игрушек и пасхальных яиц.

Не так часто можно встретить вышивку в повседневной жизни. Лишь в музейных коллекциях, да, и если повезет, сохранились у мамы или бабушки в комоде рушник или вышитая рубашка, перешедшая по наследству и бережно хранимая. Искусство вышивки принесли на Кубань переселенцы, и  вобрало оно черты вышивки Украины и Центральных районов России. В конце 19 века на Кубани появилось много книг по вышивке и смешалось в рукодельях наших землячек мотивы многих регионов и стран. Но среди этого разнообразия, как и в ковани, находим чисто кубанские черты. Некоторые мотивы похожи на реальные растения края (колоски, листья клевера, завитки-усики, ромашки, календулы, мака, полевой незабудки, подсолнуха, плоды хмеля, гроздья винограда). Сочные краски цветных узоров имеют удивительную яркость и звучность, кажутся свежими и живыми. Среди богатого наследия русского декаративно-прикладного искусства самобытное кубанское народное творчество занимает сове место, тысячи уникальных образов, вышедших из-под рук талантливых мастеров создали кубанский художественно исторический памятник 19 века.

Беречь, собирать, исследовать, учиться искусству у памятников и учить детей – вот такова наша задача.

Цель данного опыта заключается в разработке, изготовлении и использовании комплекта материалов для организованной деятельности в рамках ФГОС, дидактических игр по знакомству детей с народным декоративно-прикладным искусством Кубани. В соответствии с обозначенной проблемой исследования были определены ряд взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач:

- проанализировать процессы формирования, развития и функционирования  народного декоративно-прикладного искусства восточнославянского населения Кубани в историческом аспекте;

- выявить аутентичные виды декоративно-прикладного искусства, их локальные особенности бытования.

- разработать и апробировать комплект  материалов, дидактических игр по знакомству с народным декоративно-прикладным искусством Кубани.

Объектом исследования является народное декоративно-прикладное искусство.

Предметом исследования выступает народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения Кубани в контексте историко-культурных тенденций развития общества.

Методы исследования были обусловлены выдвинутыми целями и задачами, для решения которых потребовалось суммировать, синтезировать специальные исторические и искусствоведческие знания с достижениями в области философии, истории и теории культуры, этнологии, семиотики, эстетики, педагогики и др.

В опыте также применялся метод эксперимента, наблюдения (личные непосредственные наблюдения), опрос-работа с информаторами, фиксация полученных материалов (видеосъемка, фотографирование, графические зарисовки).

и содержательно,  и педагогической техникой работы с детьми.

В практике художественного воспитания дошкольников сложилась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально организованные занятия разными видами изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Традиционную форму представляет и самостоятельная художественная деятельность, возникающая по инициативе самих детей. Для этого и создаются в группах зоны творчества, уголки изобразительной деятельности. Все шире используется такая форма, как посещение выставок, музеев. Это одно из современных быстроразвивающихся направлений в работе с детьми.

Все это доступно детям. Чтобы познакомить детей с элементами кубанской ковани, вышивки, росписи глиняных изделий и пасхальных яиц я разработала эти элементы в более упрощенной форме. Дети с удовольствием учились рисовать элементы на полосе, затем оформили скатерти, салфетки, полотенца.

Задания постепенно усложнялись. Для того, чтобы украсить с детьми силуэт одежды, недостаточно было только наличия одних элементов. Мы рассмотрели с детьми фотографии костюмов Кубанского казачьего хора. Дети увидели расположение элементов в силуэте, удачное сочетание цветов и композицию мотивов.

После этого детям было предложено украсить силуэты платьев, кофточек, фартуков, составляя различный узор, придерживаясь сочетаниям цветов. В итоге, дети украсили костюмы кубанским певцам и танцорам. С заданиями дети успешно справились.

Для знакомства детей с кубанской кованью организовали несколько экскурсий к домам, где есть архитектурные старинные навесы-«зонтики»,решетки окон, ограды, ворота. Познакомили детей с элементами кубанской ковани.

После этого предложила детям нарисовать черным фломастером ограду из простых кубанских мотивов по типу узора на полоске. На треугольной форме предложили нарисовать навес-«зонт»для парадной двери, используя знакомые мотивы.

Эти рисунки дети использовали во время игр со строительным материалом.

Таким образом, проведенная исследовательская экспериментальная работа убедила меня в возможности использования кубанских узоров в адаптированном варианте с дошкольниками. В целом – помогла развитию у детей художественных способностей, интереса к познанию особенностей края, где они живут, воспитанию чувства гордости за свою причастность к национальным ценностям.

Однако в плане художественного развития ребенка дидактическая игра еще не нашла адекватного применения, так как вытесняется занятиями. Происходит трансформация общественного мнения: отказ от игры в пользу прямого обучения. Нет сомнений, знания нужны, в том числе и об искусстве. Но дело в том, что именно игра может выполнять в этом процессе наиважнейшую роль. В ходе специально созданных игр происходит развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия, «насмотренности» подлинного художественного произведения народного искусства, умение высказать доказательные суждения и оценки увиденного». Представления о некоторых видах народного декоративно-прикладного искусства могут быть сформированы не только на занятиях, экскурсиях в музеи, но и в процессе дидактических игр.

Для более полного представления детей о народных ремеслах Кубани я использовала не только произведения народных мастеров, но и приспособления и инструменты, с помощью которых они изготовлялись (игра «Кому что нужно для работы?»; (игры «Чем пользуется мастер?», «Прядем, ткем да вышиваем»). Также немаловажную роль играет и представление о процессе изготовления предметов народного мастерства ( словесные игры: «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем!», «Так бывает или нет?»).

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  • Игры с предметами;
  • Настольно-печатные игры;
  • Словесные игры.                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Независимо от вида дидактическая игра имеют свою определенную структуру. Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: дидактическая задача, игровое правило, игровые действия. Для выбора дидактической игры необходимо опираться на уровень подготовленности детей в данной области.

Определяя дидактическую задачу нужно опираться на то, какие знания, представления детей должны усваиваться и закрепляться в ходе данной игры.

При определении правил игры, важно ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Правила игры организовывают поведение и действия детей; могут разрешать, запрещать предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной и напряженной.

В любой дидактической игре выполнение игровых правил контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от фантазии воспитателя. Иногда и дети вносят свои изменения.

Все эти особенности в структуре дидактических игр были соблюдены мною при разработке и изготовлении дидактических игр по знакомству с народным декоративно-прикладным искусством Кубани. Условно их можно разделить на три группы:

1 игры первой группы помогают различать виды кубанского прикладного искусства по основным стилевым признакам, направлены на развитие общего эстетического восприятия предметов

 2 игры второй группы сосредотачивают внимание на стилевых особенностях узора, направлены на формирование первоначальных представлений об особенностях  разных видов декоративно-прикладного искусства  Кубани.

3 игры третьей группы знакомят с композиционным  построением узоров, использование ритма, симметрии.

В результате дети подводились к пониманию того, что они живут в России на Кубани. Им рассказывали о природе родного края, о казаках, заселивших Кубань, об их традициях, обычаях, праздниках, мастерстве создания красивых вещей.

Для отбора произведений декоративно-прикладного искусства Кубани придерживалась следующих принципов:

 - соответствие интересам и возрастным возможностям детей, уровню понимания и восприятия, воображения и мышления;

-  яркая выраженность декоративных и стилевых особенностей кубанского народного декоративно-прикладного искусства, в мотивах и орнаментах которого ярко прослеживается связь с природой родного края;

-  разнообразие видов декоративного искусства  и материалов, в которых они выполнены;

 -  виды искусства, образы и мотивы произведений должны отбираться в соответствии с возможностью отражения их детьми в собственной деятельности.

Таким образом, созданы были условия для выполнения главной цели – использование различных материалов и  дидактических игр по знакомству дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством Кубани. Поэтому следующим шагом на этом этапе была разработка и изготовление материалов и дидактических игр по данной теме. В этих играх  закреплялись и систематизировались знания детей о  народном  декоративно-прикладном искусстве Кубани.

Проведенный опыт показывает. Что дети лучше усвоили те виды народного декоративно-прикладного искусства, о которых больше есть информации: словесной, наглядной, практической.

В ходе наблюдения педагогического процесса и самостоятельной деятельности детей выявлено, что  знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством Кубани через игры имеет положительный результат.

Результативность

Положительные результаты опыта проявилась в следующем:

  • систематизировались и расширились знания и представления детей о народном декоративно-прикладном искусстве Кубани и России в целом;
  • расширился кругозор;
  • проявилось уважение к творцам прекрасного;
  • появилась гордость за свой народ, активный интерес к фольклору, истории, быту;
  • пополнился и активизировался словарь;
  •  улучшилось  звукопроизношение, связная речь, умение правильно выражать свои мысли;
  • повысился уровень представления о бережном отношении к окружающим их предметам, произведениям искусства, игрушкам как продуктам труда взрослых;
  • изменилось представление о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности;

                Выводы и результаты исследования народного декоративно-прикладного искусства Кубани позволяют расширить представления о художественной культуре восточнославянских народов Кубани, дополняют уже имеющиеся сведения о развитии культуры всего северокавказского региона и способствуют возрождению и развитию аутентичных традиций народного мастерства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992 . – 96 с.
  2. Бабенко В.А. Этнографический очерк народного быта Екатеринославского края. Екатеринослав, 1905. – 114 с.
  3. Бежкович А.С. Настенная роспись украинской хаты // Советская этнография. – М., 1954.  – № 2. – С. 121-128.
  4. Бич Ю.Г. Изделия из глины в быту населения Кубани (XIX – начало ХХ вв.) // Глина в руках человека. – Краснодар, 1989. – С. 57–67.
  5. Бич Ю.Г. Гончарное ремесло на Кубани ХIХ – начала ХХ вв. // Творческое наследие Ф.А. Щербины и современность. Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Ф.А. Щербины. – Краснодар, 1999. – С. 139-141.
  6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991. –159 с.
  7. Борчевский М.И. К вопросу об улучшении быта горных станиц Кубанской области // Кубанский сборник / Труды областного статистического комитета. – Екатеринодар, 1910. – Т. 15. – С. 179-207.
  8. Вакуленко Е.Г. Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. Часть 4. Народное декоративно-прикладное искусство. - Краснодар, 1997. – 41 с.
  9. Вакуленко Е.Г. Народный мастер лозоплетения В.Т. Жук // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, № 3 (5). – 2003. – С. 37-39.
  10. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство Кубани: традиции и современность. – Краснодар, 2002. – 140 с.
  11. Вакуленко Е.Г. Традиционное декоративно-прикладное искусство в системе современного образования на Кубани // Культурная жизнь юга России. – 2003. - №1 (3). – С. 7-12.
  12. Вершинина Н., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр // Дошкольное воспитание. - № 6. – 2004. - С.43-52.
  13. Гангур Н.А. Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани. - Краснодар, 1999. – 80 с.
  14. Гангур Н.А. К истории гончарного промысла в Кубанской области (XIX – ХХ вв.) // Российское село в ХХI веке: проблемы и перспективы. Сб. материалов I-ой Всероссийской конференции по социологии села. Вып. 3. М. – Краснодар, 2004. – С. 292–304.
  15. Гангур Н.А. Гончарное производство в Кубанской области: историческое развитие и типология керамических форм // Голос минувшего: Кубанский исторический журнал. – Краснодар, 2003. – № 1-2. – С. 35-43.
  16. Гангур Н.А. Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения Кубани конец XIX – начало ХХ вв. (на примере текстиля). Дис. канд. истор. наук. Краснодар, 2002. – 186 с.
  17. Гангур Н.А. К истории гончарного промысла казачьего населения Кубанской области в XIX – начале ХХ вв. // Научно-творческое наследие Ф.А. Щербины и современность. Сб. материалов III-ей международной научно-практической конференции (Россия, г. Краснодар, 25 февраля 2005 г.). – Краснодар, 2005. – С. 154–157.
  18. Гангур Н.А. К истории гончарства славянского населения Кубани (XIX – начало ХХ вв.) // Вопросы истории Кубани  XIX – начало ХХ вв. Сб. науч. тр. – Краснодар, 2001. – С. 62-72.
  19. Глина в руках человека.- Краснодар, 1989. - 91с.
  20. Давыдова С.А. Кустарная промышленность Владимирской, Курской, Полтавской, Бессарабской и Воронежской губерний. Исследования 1889 года // Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. – СПб., 1892. – Т. 1. – С. 72-145.
  21. Декоративно-прикладное искусство Кубани. - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://festival,1september.ru/ index. hp?numb_artic=312107.
  22. Донцов К. Барсуковская станица // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. – Вып. 8. – Тифлис, 1889. – С. 195-211.
  23. Дурноусов М. Имеретинская станица // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. – Тифлис, 1889. – Вып. VIII. – С. 250-256.
  24. Евтушенко М. Новощербиновская станица // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказ. – Тифлис, 1889. – Вып. VIII. – С. 153-161.
  25. Ефимова Л.В., Белогородская Р.М. Русская вышивка и кружево. – М., 1982. – 270 с.
  26. Живило К. Станица Расшеватская //Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. – Тифлис, 1989. – Вып. VIII. – С. 296 298.
  27. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М., 1991. – 511 с.
  28. Иваницкая З.Н. Писанка: 300 образцов. – М., «Мир», 2001. - Электронный ресурс. – Режим доступа: http://chitalnja.narod.ru/slavonic/pisanka/pisanka.htm.
  29. Измайлов А. Баталпашинск // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. – Тифлис, 1889. – Вып.VIII. – С. 182-188.
  30. Кирей Н.И. Поселения и жилища кубанских казаков // Очерки традиционной культуры казачеств России.  – М. – Краснодар, 2002. – Т.1. – С. 440-450.
  31. Котельников В. Дон – Кубань – Терек. М., 1950. – с.
  32. Корсакова Н.А. Материальная культура кубанского казачества // По страницам истории Кубани. – Краснодар, 1993.
  33. Курочкина Н.А. Пути развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно-прикладному искусству // Сборник статей «Воспитываем дошкольников самостоятельными». – Санкт-Петербург, 2000. – с.86-101.
  34. Легких Н.П. Использование элементов кубанских ремесел в работе с дошкольниками // Сборник статей «Новое в содержании работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста». – Краснодар, 1995. – с.14-22
  35. Максимова Ю.Г. Глиняная игрушка Кубани// Народное творчество. - №1.- 2006. – С. 24-25.
  36. Максимова Ю.Г. Эволюция этнокультурных традиций восточнославянского населения Кубани во второй половине 19 - начале 20 в. (на примере декоративно-прикладного искусства) // Гуманитарная культура и этноидентификация. Труды молодых ученых. Вып.2. - М., 2005. – С. 81-95.
  37. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. - М., 1983. – 95 с.
  38. Сорокина А.И. дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
  39. Чмырева И.Ю. Тряпичные куклы Кубани // Народное творчество. - № 1.-1996. – С.14-15.
  40. Щербина (Максимова) Ю.Г. Эволюция этнокультурных традиций восточнославянского населения Кубани 19-20 вв. (на примере декоративно-прикладного искусства): Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Краснодар: «КГУКИ», 2007. – 291 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством

материал содержит цикл бесед по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством....

Учебно-методическая разработка для знакомства детей с народно - декоративно прикладным искусством в игровой форме, которые постоянно используются на занятиях.

Учебно-методическая разработка  предназначена для знакомства детей с народно - декоративно прикладным искусством в игровой форме. Показаны игрушки из глины, наиболее любимые детьми....

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством

Данные дидактические игры можно использовать при проведении НОД, в самостоятельной детской деятельности....

"Знакомство дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством"

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного во...

Знакомство дошкольников с особенностями декоративно-прикладного искусства посредством дидактических игр

Знакомство дошкольников с особенностями декоративно-прикладного искусства посредством дидактических игр...

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...

«Знакомство дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного во...