«Знакомство дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»
консультация

Низамова Альфия Шамильевна

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов. 

«Знакомство дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»

Подготовила: Низамова А.Ш.

Март,2024г.

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который дитя усваивает, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт.

Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.

Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно.

Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.

Сказки, загадки, поговорки, пословицы - устное народное творчество, представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.

Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как продукт народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры?

Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской - это дымковские и городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям из детских лет. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии.

Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни.

В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки.

Интересны также игрушки для развития движений - каталки, мячи, бабки, городки и т. д.

Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к детям. Всё в ней обращено к ребёнку её содержание, форма, окраска.

Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения опирается на определённую отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка.

Будет ли это изображение коня, птицы, человека всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру.

Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка привлекает именно её предельная простота и ясность.

Раскраска народной игрушки представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда рискнёт вступить современная фабричная игрушкадо того живы, ярки, по-детски выразительны её рисунки и краски.

Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент, всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть. По всей России славились прялки из Городца. Нарядные, удобные, они переходили от матери к дочери, из поколения в поколение. И сегодня дети с удовольствием рассматривают их, познавая быт и традиции своего народа.

Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории народного творчества. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетаются с живой раскраской. Более «детскую» игрушку трудно придумать. Дымковские глиняные расписные игрушки тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сына или дочку. Это традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи свое место, каждому делу свой срок, старости – уважение и почет, младости – забота и ласка.


Матрёшка , А какие игрушки делали народные мастера на забаву и потеху ребятишкам! Матрешки мал-мала меньше, чем не забава – спрятать всех в одну. русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую.

Выражение лица у каждой матрёшки своё.

Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы.Деревянная посуда, расписанная мастерами из Хохломы, по красоте и колориту не уступает посуде из драгоценных металлов. «Золото из Хохломы в воде не тонет и в огне не горит», – так говорили в старину.

Богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё близко малышу - и сюжет, и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской игрушки. Богородские мастера-игрушечники вырезали свои игрушки из дерева. Вот медведь стучит молотом по наковальне или пилит дрова на пару с мужиком.

Через неё ребёнок получает верное представление о животных и разных предметах.

Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:

  1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
  2. Формирование обобщённых знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.;

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

  1. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.

Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов в росписи не главное.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек - часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое отражает духовную жизнь русского народа. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство должны найти более широкое применение в образовании и воспитании подрастающего поколения именно сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей.

Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий его быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта.

Исследователи народного искусства Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, В. С. Воронов и другие отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер, совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа). Именно поэтому оно близко восприятию детей, понятно им.

Включение детей в различные виды художественной деятельности, основанной на материале народного творчества, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития их художественно-творческих способностей. Поэтому, организуя свою работу с детьми системно, я исхожу из того, что народное искусство должно быть широко включено в различные виды деятельности детей, и прежде всего в игровую деятельность.

Планируя свою работу, обращаю внимание на следующие направления:

  1. Изучение исследовательского восприятия детьми декоративно-прикладного искусства.
  2. Подбор литературы для детей и родителей.
  3. Подбор образцов подлинной дымковской, каргопольской, филимоновской глиняной игрушки.
  4. Изготовление форм-силуэтов игрушек для самостоятельной работы детей.
  5. Оснащение центра творчества, где бы ребенок сам мог выбрать необходимый ему материал (достаточный по количеству, разнообразный, постоянно обновляющийся).

Постоянно пополняю и обновляю литературный и демонстрационный материал с учетом познавательных интересов детей.

В результате наблюдений и диагностики выяснила, что мелкая моторика у большинства детей развита слабо. Поэтому решила знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством на примере лепки и росписи. Эта работа организована как совместная деятельность с детьми.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает определенные качества, но только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, координация движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление.

В младшей группе дети впервые начинают заниматься лепкой. Карандаши и фломастеры, их назначение и способы использования им уже известны. Но пластилин многие из них прежде никогда не видели, а потому боятся взять ее в руки. Дети еще не привыкли к форме занятий. Поэтому первые занятия провожу с небольшими группами детей (4-6 человек). Мы садимся вместе с детьми за стол, кладем перед собой дощечку и пластилин, показываем малышам, что можно из нее сделать. Свои действия сопровождаю веселым рассказом, а вылепленные предметы тут же обыгрываем, используя куклы и игрушки. Когда дети наблюдают за моими действиями, обращаю внимание на приемы, придумываю игры-упражнения с комком глины или пластилина, превращая их в игрушки, предлагаю детям самим поиграть с пластилином (помять, оторвать кусочки, покатать...). Все это обязательно обыгрываем: угостим куклу вкусным драже и т. д. Затем предлагаю детям самим сделать угощение, давая им возможность освоить такие приемы, как раскатывание, сплющивание, скатывание шариков. Скатывание – сложный прием, не каждый ребенок понимает, как должны при этом двигаться ладони. Поэтому я беру ладошки ребенка в свои и показываю, как нужно ими действовать, прижимая их к пластилину, экспериментируя с ним.

Развитие детей происходит не одинаково, поэтому некоторые из них подходят к пониманию изобразительных свойств пластилина, глины только к концу года, другие – к началу следующего. Тематика лепки в младшей группе простая: баранки, яблоки, печенье, снеговик, колобок, птичка (согнутая «колбаска» с прищипнутым краем – клювом) и т. д. Параллельно с лепкой знакомлю детей с особенностями узора дымковской глиняной игрушки.

Жизненный опыт ребенка младшего возраста еще очень мал, его необходимо обогащать впечатлениями, используя устное народное творчество, знакомить с доступными произведениями искусства. Поэтому перед окончанием младшей группы мы с детьми посещаем музей «Горницу», где показываем им предметы старинного народного быта.

Самая доступная и полезная для ребенка информация – зрительная. В совместной деятельности с детьми мы рассматриваем иллюстрации, что дает детям много сведений об изобразительной технике, развивает их воображение. При этом обращаю внимание на важные детали, на способы выполнения рисунка.

Для успешного обучения декоративной лепке в средней группе продолжаю знакомить детей с народным творчеством. Для этой цели используем семеновскую матрешку, деревянные богородские игрушки, дымковских козлов и петушков, каргопольские глиняные игрушки. Знакомство происходит в виде игр и коротких бесед. Дети с удовольствием играют с матрешками и другими деревянными и глиняными игрушками, но не всегда могут сами придумать игру. Поэтому я осторожно, чтобы не нарушать самостоятельной активности детей, предлагаю им использовать соревновательные элементы, например, кто скорее соберет или разберет матрешку, кто красивее расставит матрешек на столе (хоровод, вереница). Сначала играем вместе, потом дети начинают играть самостоятельно. Игры становятся сложнее и разнообразнее. Игрушки, с которыми можно играть, ставлю так, чтобы они привлекали внимание, чтобы их можно было легко достать без помощи взрослого.

Для развития внимания и воображения мы часто играем в игру «Узнай меня». Рассматривая матрешек и сравнивая их между собой, дети начинают чаще интересоваться цветовыми элементами росписи.

Игры с богородской игрушкой сводятся чаще всего к тому, что дети просто забавляются ею. Они собираются группами и долго наблюдают за движениями фигурок.

В играх дети учатся вычленять форму предмета с помощью обследования, сравнивать предметы между собой, определять сходство и различие между ними.

Изобразительные возможности детей во многом зависят от развития мышц кисти руки, поэтому перед занятиями мы проводим игровые упражнения. Например, «Ну-ка, ребята, покажем пальчиками, как гусь щиплется. А как собачка мух ловит? А теперь покажем, как наши руки работают. Пальчики в кулак – разжали! Покрутим ручками, вот как они в разные стороны крутиться умеют!» В свободное время дети играют в игру «Узнай форму на ощупь».

Мазки, точки, прямые линии, кольца доступны для выполнения детьми. Эти элементы дети легко узнают и осваивают в росписи дымковской игрушки. После рассматривания образца они могут самостоятельно воспроизводить некоторые элементы дымковской росписи. В нерегламентированных видах деятельное я обращаю внимание детей на бытовые вещи: красивые варежкки, шапочки, посуду, одежду, отмечаем ритмичность узора, подбор цветов. Чтобы возникла смысловая связь между игрушкой и тем листочком бумаги, который будет разрисовывать дети, берем дымковскую «Барыню», «Няню» и рассматриваем с детьми юбочку, украшенную полосками, фартучек с яркой каймой из кружочков и точек. Так создается целостное восприятие, связанное с узнаванием содержания. Полюбовавшись на игрушку, ставим ее на видное место или на «Полочку красоты». Знакомые игрушки вместе с детьми обыгрываем, например, создавая карусель для маленьких матрешек, говорим:

«Конь домчит до карусели.

На седло залез Емеля.

Влез, встал, засвистал,

Засвистал – поскакал».

Пришла барышня на ярмарку, и дети о ней рассказывают стихотворение:

«Посмотри, как хороша

Эта девица-душа.

Щечки алые горят.

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Как лебедушка, плывет.

Песню тихую поет».

Рассматривая до занятия разные узоры, близкие к тем, будут осваивать дети, мы обращаем внимание на ритмичное расположение элементов: на всей плоскости, по углам, в центре и по сторонам. При знакомстве детей с композицией в круге мы рассматриваем подносы, тарелки. Это помогает почувствовать красоту узора, его соответствие форме, гармонию цветов.

Уже в средней группе я стараюсь формировать у детей чувство формы в декоративном рисовании. Мы объясняем им, что красоту создает не только ритмичное расположение одинаковых элементов, но и ритмичное расположение цветовых пятен.

В своей работе я использую сюжетно-ролевые игры. Например, в ходе игры «Мастерская» дети выполняют заказы мам- девочек: украсить платочки дочкам-куклам. Дети сами подбирают элементы узора, цветовую гамму, экспериментируют с цветовыми пятнами.

Так как дети впервые знакомятся с элементами узора и простейшими композициями, то всякий раз при освоении нового элемента я даю им образец, на который они ориентируются. На первых занятиях при необходимости применяем индивидуальный показ (совместное изобразительное действие), тогда дети лучше чувствуют характер, ритм узора.

Анализируя выполненные работы, я использую игровые приемы обучения. Например, чтобы детям был понятен смысл декоративной художественной деятельности, они украшают реальные предметы. Потом эти предметы используются для украшения кукольного уголка, мы выставляем их в уголке творчества, где находятся настоящие дымковские игрушки, загорские матрешки и т. д.

Материал для самостоятельной художественной деятельности детей в уголке творчества постоянно пополняется. Таким образом, дети имеют возможность закончить неоконченную работу или начать новую. Постепенно они становятся более самостоятельными в работе, знают, как украсить изделие, что нарисовать, где, каким цветом, в какой последовательности, когда промывать кисть, какие элементы рисовать всей кистью, а какие ее концом.

Развивая художественное творчество и воображение детей, я продолжаю знакомить их с предметами народного быта. Так, планируя занятие с декоративной посудой, я отбираю такие предметы, которые помогут обогатить воображение детей.

Знакомство с хохломскими изделиями я посчитал целесообразным начать со средней группы. Само название при этом не дается, но при рассматривании изделий, репродукций я обращаю внимание на некоторые элементы росписи. Дети узнают и называют центральну'ю линию (стебелек), веточки с листочками, цветы, а также зарисовывают их на полосе бумаги прямоугольной формы, тонированной черной, красной и желтой красками. Дети учатся прорисовыватъ не один элемент, а сразу несколько (только тогда добиваются результата). Расписанные хохломские ложки, миски и солонки мы выставляем на «Полочку красоты». Так в импровизированном музее появляются новые экспонаты: дымковские, каргопольские глиняные игрушки, богородские забавы, хохломская посуда.

Внося посуду, украшенную хохломской росписью, мы обращаем внимание на ее красоту и необычность, на материал, из которого сделана:

«Как волшебница Жар-птица Не выходит из ума,

Чародейка-мастерица Золотая Хохлома».

Проводя игру-выставку «Магазин», я предлагаю детям рассмотреть предметы, подумать об их назначении. Чтобы «купить» понравившееся изделие, «покупатель» должен рассказать о нем: назвать его, сказать, для чего оно нужно, какой оно формы, как украшено (то есть какие элементы узора входят в орнамент и какого они цвета). Если по описанию покупателя продавец догадывается, о каком предмете идет речь, то он «продает» его — «покупатель» получает карточку с изображением этого предмета. Если при описании ребенок допускает неточности, но все понимают, о каком предмете рассказывается, то кто-нибудь из детей дополняет описание. покупки. Так через игру дети знакомятся с образцами предметов народного быта.

Для занятий я активно использую уголок творчества. Здесь дети учатся видеть красоту узора, делить его на знакомые составные части, элементы, определять их цвет. Вместе с детьми мы выделяем один из элементов, определяем его форму, цвет, величину, украшения, показывая вариативность. Постепенно дети учатся видеть закономерность построения узора (композицию). В процессе рассматривания для активизации деятельности детей я использую жесты рук: показывая элемент узора, ребенок дотрагивался до него пальцем, находил элемент точно такой же или другого цвета, с другими украшениями. Постепенно от крупных элементов узора мы переходим к более мелким. Эта работа продолжается на занятиях по декоративному рисованию и лепке.

Для закрепления знаний детей я организую развивающие игры «Наряди матрешку», «Одень Машеньку», «Собери посуду» и т. д. Наблюдая за детьми в играх, в их самостоятельной деятельности, выявляю детей, которые требуют индивидуального подхода.

В течение года знакомлю детей с двумя-тремя видами народной игрушки. Главное научить их видеть красоту окружающих предметов, пробудить желание создать такие же, использовать полученные знания на других занятиях.

В старшей группе дети знакомятся с этапами изготовления дымковской игрушки:

  1. Лепка игрушки.
  2. Сушка и обжиг.
  3. Окраска изделия в белый цвет (покрывают водоэмульсионной краской в два-три слоя).
  4. Нанесение на подсохшее изделие дымковской росписи.

Дети осваивают и закрепляют характерные цветовые сочетания (колорит), элементы узоров (волнистая линия, круги, овалы и т.д.), учатся выполнять узор на бумаге.

Сложнее становится декор глиняной игрушки: появляются выпуклые налепы в виде жгутиков, ленточек, воланов, гармошек. Складывание ленточки в гармошку для детей оказалось самым сложным делом. Поэтому налепы-гармошки дети начинают использовать только в подготовительной группе. Не все дети сразу могут правильно использовать воду: детали иногда отваливаются, так как налепы присоединяются к подсыхающей поверхности. Но, в конце концов, дети понимают, что мелкие детали надо делать из более влажной глины, только тогда они хорошо примажутся к основе, на которую накладываются. А чтобы глина не пересыхала, ее нужно держать во влажной тряпочке. После того как готовые изделия высохнут, их обжигаем в духовке..

После обжига дети наносят на изделия белила. Цветовую гамму, элементы, узоры к изделиям дети подбирают самостоятельно, используя плоские бумажные образцы.

В старших группах используются более сложные развивающие и сюжетно-ролевые игры. Например, в игре «Магазин» каждый из детей должен был «купить» подарок для мамы, рассказав стихотворение о любимом времени года.

В подготовительной группе снова обращаюсь к гжельской посуде, не перестающей удивлять детей и взрослых своим декором. Мы вместе с детьми рассматриваем предметы), обращаю внимание детей на множество оттенков синего цвета, которым расписаны изделия, сравнивая цвет росписи с цветом неба и воды в разную погоду.

Стала богаче и сложнее сюжетно-ролевая игра «Музей», в которую дети уже играли после неоднократного посещения музея. Интерес детей еще более возрос, когда в игру были введены атрибуты русских костюмов: кокошники, передники, юбки с орнаментом. Каждый хотел быть экскурсоводом в этом маленьком музее. Составляя рассказы о предметах-экспонатах, дети использовали знания, полученные на занятиях и в совместной деятельности. Вечером они садились небольшими подгруппами лепить. Во время работы дети советовали друг другу, помогали, сочувствовали, если что-то не получалось, сопереживали.

Таким образом, у детей начинают оформляться коллективные замыслы, рождаются новые идеи для будущих творческих работ. Между детьми возникает тесный эмоциональный контакт, поддерживающий их творческий настрой, желание сделать лучше, красивее общую работу. Они всегда эмоционально отзывчивы к цвету, поэтому так ярко выражен их внутренний мир в росписях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством

материал содержит цикл бесед по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством....

Учебно-методическая разработка для знакомства детей с народно - декоративно прикладным искусством в игровой форме, которые постоянно используются на занятиях.

Учебно-методическая разработка  предназначена для знакомства детей с народно - декоративно прикладным искусством в игровой форме. Показаны игрушки из глины, наиболее любимые детьми....

«Знакомство дошкольников с народным декоративно–прикладным искусствомв процессе организованной образовательной деятельности и проведении дидактических игр»

ЦЕЛОСТНОЕ  ОПИСАНИЕ  ОПЫТАС каждым годом заметно усиливается интерес к использованию в  работе с детьми дошкольного возраста произведений народных художественных промыслов: Дымков...

Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством в художественном творчестве детей.

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художест...

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

"Знакомство дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством"

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного во...

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...