Главные вкладки

    Особенности проведения подвижных игр для детей дошкольного возраста. Из опыта работы.
    статья

    Долгополова Елена Анатольевна

    Памятка с рекомендациями по проведению подвижных игр.

    Наблюдая за проведением подвижных игр педагогами и родителями, я обратила внимание на характерные ошибки. Такие ошибки мешают ходу игры, мешают договориться детям и подчас, утрачивается тренирующий смысл игры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rekomendatsii_po_igram.docx19.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Особенности проведения подвижных игр для дошкольников.

    Памятка с рекомендациями по проведению подвижных игр.

    Игра — основной вид деятельности ребёнка. . Все дети с большим удовольствием двигаются, прыгают, бегают. Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, с помощью которого они готовятся к жизни. С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития.

    Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Многовековой опыт народов мира создал огромное количество игр и забав.

     Наблюдая за проведением подвижных игр педагогами и родителями, я обратила внимание на характерные ошибки. Такие ошибки мешают ходу игры, мешают договориться детям и подчас, утрачивается тренирующий смысл игры.

    Предлагаю памятку с рекомендациями по проведению подвижных игр. Надеюсь, она поможет избежать ошибок. Только тогда игра будет способствовать физическому и умственному развитию, социальному и нравственному воспитанию наших детей.

    Проводя подвижные игры, важно помнить:

    • Подвижные игры очень разнообразны, в них могут играть и младшие дошкольники, и старшие школьники, и взрослые. Выбирая игру, необходимо учитывать возрастные особенности детей, возможность выполнять те или иные движения, двигаться в определённом темпе.
    • Игры и роли в игре побираются в соответствии с состоянием здоровья и подготовленностью детей. Не стоит поручать активную роль в игре физически ослабленному ребёнку, это приведет к переутомлению и потере интереса к игре.
    • Принимается во внимание место игры в режиме дня, время года, метеоролого-климатические и другие условия.
    • Нужно учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность: если они недостаточно организованы, то сначала надо подобрать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу.
    • Смысл игры должен быть понятен детям.
    • Чтобы игра оставалась интересной, в неё можно и нужно вносить изменения, усложнения, предварительно оговорив с детьми.
    • Важно оговорить территорию, на которой проводится игра. Это позволит взрослому хорошо видеть действие всех детей. А детям чётко соблюдать правила и избежать ссор.
    • Во всех народных играх – проигравший несёт наказание: выбывает из игры на время или становиться сам водой!
    • В каком возрасте пойманный (запятнанный) должен стать водящим? Только в старшем,  и только тогда, когда ребята поймут соревновательный характер игры. Ведь, догнали (запятнали) - значит проиграл!
    • В младшем возрасте многие дети хотят взять на себя яркую роль героя и если, пойманный становиться водящим, то получается игра в поддавки.
    • Все народные игры имеют чёткие правила, которые могут изменяться по предварительному сговору до игры и неукоснительно выполняются во время игры. (именно, в связи с этим, в разных регионах одна и та же игра может проводиться по – разному). Поэтому, знакомя детей с игрой, проводя её, чётко оговариваем правила и следим за их соблюдением. К старшему возрасту дети приучаются сами отслеживать правила.
    • До игры, при необходимости, взрослый дает пояснения о персонажах. Старшим можно образно, но кратко пояснить смысл игры и роль водящего, дать послушать диалог.
    • Детям младшего возраста объяснять игру надо эмоционально, выразительно, стараясь интонациями своего голоса охарактеризовать персонажей. Объяснения должны быть короткими и по ходу игры.
    • Произносить слова, сопровождающиеся теми или иными движениями нужно четко, не торопясь: несколько громче следует произнести последнюю фразу текста, если она служит сигналом к смене движений.
    • При объяснении необходимо обратить внимание на сигналы, по которым дети в ходе игры меняют свои действия.
    • Не следует заранее разучивать текст диалога, дразнилки, приговорки. В игре дети быстро его выучат.
    • Во время игры взрослый произносит рифмовки вместе с детьми, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру.
    • Для детей младшего возраста в играх можно использовать маски. Однако, использование масок часто только мешает двигаться и отвлекает от движений. Используя маски необходимо продумать их «удобство».
    • С новыми атрибутами и масками малышей знакомят заранее.
    • Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста носят сюжетный характер.
    • В старшем дошкольном возрасте подражательность и имитация продолжают играть важную роль, но их начинает интересовать результат и детей привлекают бессюжетные игры, игры соревнования, спортивные игры.  
    • Перед проведением игры с ловлей и увертыванием взрослый напоминает детям правила безопасности: действия «ловишки» («пятнашки») заключается в легком касании рукой убегающего. Нельзя: толкать, хватать за одежду, захватывать в объятия. В процессе игры убегающим ребятам следует обращать внимание на других участников во избежание столкновения.
    • В играх-эстафетах важно объективно оценивать деятельность детей: при подведении итогов игры необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе.
    • Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания.
    • Взрослый обязан следить за внешними признаками утомления детей, что является необходимым условием проведения подвижных игр. Игра чередуется с отдыхом.
    • При проведении игр на открытом воздухе в холодную погоду важно ограничить выражения эмоций в виде крика и визга.

    Любая игра , при правильном руководстве – представляет собой своеобразное средство познания ребёнком окружающего мира.

    Желаю Вам удачи и плодотворной работы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Обобщение опыта работы)

    ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ и  ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   (Обобщение опыта работы)...

    Современные технологии контроля за развитием детей дошкольного возраста (из опыта работы)

    Современные технологии контроля  за развитием детей дошкольного возраста представляют собой систему мониторинговых, диагностических исследований физических, интеллектуальных и ...

    Особенности проведения артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста

    Воспитание чистой речи у детей – серьезная задача не только для логопеда,но и для родителей и воспитателей. И они должны знать специальнуюлогопедическую (артикуляционную) гимнастику, ознакомиться с ме...

    Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

    Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...

    Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.(Из опыта работы)

    В данном докладе сформированы основные мысли об организации работы в детском саду по формированию культуры ЗОЖ...