Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию Тема: «О чём поют весной птицы?» старшая группа
план-конспект занятия (старшая группа)

Мягкая Надежда Алексеевна

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию Тема: «О чём поют весной птицы?» старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ровеньский детский сад «Сказка»

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию

Тема: «О чём поют весной птицы?»

старшая группа

                                                                              Подготовила и провела:

воспитатель Мягкая Надежда Алексеевна

п. Ровеньки, 2018 г.

       Программное содержание: уточнить и расширить представления о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

        Материал: предметные картинки, среди которых картинка с изображением птицы, карточки (вопросительный знак, лупа, ладошка, телевизор, книга), фотографии птиц (грач, скворец, ласточка, кукушка, жаворонок), магнитофон, аудиозапись «Голоса птиц в лесу», подбор книг, картинок, энциклопедий о птицах.

Ход занятия

-Ребята, послушайте внимательно стихотворение и выберите картинку с изображением того, о чём говорится в стихотворении.

     (Перед детьми выкладываю несколько предметных картинок, среди которых картинка с изображением птицы)

                                      Вернулись раннею весной

                                      Через моря, долины,

                                      Певцы пернатые домой

                                       На родину с чужбины.

 -Так о ком говорится в стихотворении? (О птицах, перелётных птицах)

 -Да, сегодня мы будем говорить о перелётных птицах. Хотите узнать о них как можно больше? Как можно это сделать? С чего мы начнем? Наверное, сначала надо подумать.

                                Выставляется карточка вопросительный знак.

      -Ещё как мы можем что- ни будь узнать о птицах? (Спросить у другого человека)

                             Выставляется карточка - лицо человека.

- Кто вспомнит, как ещё мы можем узнать о птицах? (Понаблюдать)

                              Выставляется карточка -лупа.

-  А как ещё мы что- то можем узнать о птицах? (Провести опыт)

                           Выставляется карточка - ладошка

-Ребята, а из каких источников мы можем услышать, узнать о птицах? (По телевизору)

                           Выставляется карточка - телевизор.

-Еще из каких источников можно что- то узнать?  (Из книги)

                           Выставляется карточка - книга 

-Итак, мы с вами определили, каким способом мы можем пополнить свои знания о перелётных птицах.

     Начинаем работать. Давайте все подумаем, кто такие птицы, чем они отличаются от других животных. А чтобы нам не забыть, я буду зарисовывать. (Птицы отличаются от других животных тем, что у них есть клюв, 2 лапы, крылья, тело покрыто перьями).

             По мере   высказывания детей делаю зарисовки.

    -Вы сказали, что ещё о птицах можно узнать, спросив у другого человека. Вы можете спрашивать друг у друга, у своих родителей, знакомых, старших сестёр и братьев, у меня.

Хотите я вам сейчас что- ни будь расскажу? (Да, хотим)

- Сегодня я проснулась от весёлого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. Как вы думаете почему? (Наступила весна, птицы рады приходу весны, солнышку, теплу)

            -Правильно. Наступила весна. А какая она? (Тёплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зелёная, ласковая).

          -Какие чудеса происходят весной? (Снег превращается в воду, появляются первоцветы- подснежники, лопаются почки и появляются маленькие листочки, земля зеленеет от пробивающейся травки и т.д.)

        -Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.

         -Как называют птиц, которые прилетают обратно? (Перелётные)

        -Почему эти птицы улетают от нас на зиму?  (Они питаются насекомыми, а зимой насекомые все попрятались, птицам есть нечего).

      -Ребята, а вам хотелось бы увидеть перелётных птиц? (Да!)

        -Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличками. Давайте и мы с вами их позовём так же:

                    Уж вы, пташечки, щебетушечки,

                    Прилетайте к нам.

                    Весну ясную, весну красную

                    Принесите нам.

Птички прилетели, но вы я вам загадаю загадки, а вы отгадаете их и я покажу фотографии.

    Черный, проворный,

Кричит: «Кракк»,

Червякам враг. (Грач)

Молод конь, за морем бывает,

Спереди шильце, сзади вильце,

На груди – белое полотенце. (Ласточка)

                                                  

Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

                                                  

Птичка-невеличка,

А поет – лес дрожит. (Соловей)

                                       

Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют?   (Жаворонок)

 Из дальних стран вернулся я,
Чтоб вас порадовать, друзья.
Весна пришла! Зиме – конец! " – 
Пел у скворечника     (скворец)

                Вот какие красивые птицы прилетели к нам! (Грач, скворец, ласточка, кукушка, жаворонок, соловей.)

       -  Какие красивые, одна на другую не похожие птицы. Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями. А если бы птицы могли петь как люди, словами, о чём бы они нам рассказали в своих весенних песнях?   (О том, как они любят свою родину, какие чудеса они видели в дальних странах, как долог и труден был их путь к себе домой, как они спешили и радовались встрече с нами и т. д.)

         - Ребята, а вы знаете, что песни у птиц бывают разные?  Иногда голос одной и той же птицы меняется: выражает то радость, то тревогу, волнение, страх)

   - Кто враги у птиц?    (Ястреб, коршун, сокол, кошка, лиса, куница и т.д.)      

    А сейчас послушайте пение птиц и догадайтесь, какое у них настроение.

                               Звучит аудиозапись «Голоса птиц в лесу»

       - Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (Радостное, весёлое, легко на душе). Даша П нам расскажет стихотворение, о чём поют птицы.

                                         Мы слышали, как в вышине

                                      Поют свои нам песни птицы,

                                       Поют о солнце, о весне

                                        И о родимой стороне.

                                        И нет их песенки чудесней.

        - Вот видите, ребята, сколько интересного узнали мы друг от друга о перелётных птицах.

        - А из каких наблюдений за птицами мы тоже много интересного узнаем? Давайте вспомним ваши наблюдения за первыми перелётными птицами - грачами.

       - Как вы думаете, какая первая забота у них весной?   (Поправить старые гнёзда, построить новые)

         - А из чего строят свои гнёзда птицы?   (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха и т.д.)

       -  А когда гнёзда будут готовы, какая же следующая забота у перелётных птиц?    (Отложить яйца, вывести птенцов)

       - А кто заботится, высиживает, согревает, бережёт яйца?    (Мама-птица, самка)

         -  Кто заботится, кормит маму и птенцов?     (Папа, самец)

         - Кто вскармливает и растит питомцев?   (Родители, обе птицы)

         -  Ребята, а мы с вами можем как - то помочь птицам весной?  (Да, сделать скворечники с родителями и развесить их, а также развесить по кустам вату, лоскутки для гнёзд и т.д.)

        -Вы сказали, что о птицах ещё мы можем много интересного узнать из опыта. Вот сейчас мы его и проведем. Но сначала скажите, где   птицы летают, что их окружает вокруг?  (Воздух)

       - Когда можно почувствовать воздух?  (При быстрых и резких движениях рук, ног, при беге)

   Детям предлагается побегать на месте, помахать руками. Чувствуете воздух?   (Да)

- Давайте попробуем взлететь как птицы. (Дети подпрыгивают, проделывают движения руками, чтобы взлететь)

 - Получается взлететь?    (Нет)

  -Почему?     (Мы тяжёлые)

        - Правильно, тяжёлые предметы опираться о воздух не могут, они падают вниз. Воздух может недолго удерживать очень легкие предметы с широкой поверхностью, например, лист бумаги. (Демонстрирую падение двух листов бумаги, один из которых на глазах у детей комкаю, превращаю в шарик и опускаю вниз).

            -    Почему бумажный шарик падает камнем вниз, а гладкий лист падает медленно?  (Лист широкий и лёгкий, опирается о воздух, поэтому может немного лететь).

          - Давайте и вы попробуйте провести этот опыт. (Дети проводят опыт с птичками бумажными.)

       - С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становится широкой и большой, поэтому она может опираться о воздух. Взмахами крыльев она отталкивается от воздуха и летит.

      - Ребята, вы вспомнили что, посмотрев телевизор можно узнать ещё что-то   о птицах.  Вам всем задание: посмотреть передачи, мультфильмы о птицах и потом рассказать всем в группе.

       - Ещё мы с вами знаем, что из книг тоже можно узнать много нового и интересного о птицах. В книжном уголке мы сделали подбор книг, энциклопедий, картинок о птицах. Хотите, я сейчас что- нибудь вам прочитаю? (Да, хотим)

                       Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка» 

Ласточка

Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.

- Не разоряй гнезда! — сказал мальчику отец. - Весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.

Мальчик послушался отца. Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, веселых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнездышка. Работа закипела; ласточки таскали в острых носиках глину и ил из ближнего ручья. И скоро гнездышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то перышки, то стебелек мха.

Прошло еще несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остается в нем постоянно. «Видно, нанесла яичек и сидит теперь на них», - подумал мальчик.

В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнездышко.

Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперед, как неутомимо добывали пищу своим деткам.

(К.Д. Ушинский)

    -  Ребята, что вы поняли из этого рассказа?  (Что нельзя разорять гнёзда птиц).

   - Правильно. Мы должны беречь птиц. (Нельзя стрелять из рогаток, нельзя разорять гнёзда, нельзя ловить птиц и т.д.)

        -  Обо всём этом нам расскажет Алеша.

                         Чтение стихотворения  Георгия Ладонщикова

                 Ребёнок.   Я, ребята, птиц люблю,

                            Никогда их не ловлю

                            Ни ловушками, ни в сети,

                            Не держу их дома в клетке.

                            Никогда гнезда не трону

                      Ни сороки, ни вороны.

                      Ни скворца, ни воробья

                      Не обидел в жизни я.

    -Будем беречь птиц! Птицы - наши друзья!

   -А что произойдёт, если вдруг птицы не вернутся к нам весной? (Произойдёт беда. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудесных песен)

- Скажем все вместе перелётным птицам:

                          Спасибо вам, наши верные и преданные друзья птицы

                          За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.

Список используемой литературы

1. О. А. Новиковская «Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет» — СПб.: Паритет, 2007. - 112 с

2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.

3. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. М.: Мозаика - Синтез, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в страну умных игр" в старшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в страну умных игр" в старшей группе...

Методическая разработка "Конспект Непосредственно - образовательной деятельности по «Познавательному развитию» «Наблюдения на экологической тропинке с детьми старшей группы в условиях санатория» с использованием современной образовательной технологии - и

В конспекте используется современная образовательная технология " Исследовательская деятельность", ЭОР. Конспект создан с учетом возможностей детей с ОВЗ в условиях детского санатория....

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию Тема: «О чём поют весной птицы?» старшая группа

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию Тема: «О чём поют весной птицы?» старшая группа...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в мир книг» для детей старшей группы компенсирующей направленности

Формировать представления детей о создании первой печатной книги с использованием ТС, о частях книги, их назначении; закрепить представление о библиотеке.Развивать мелкую и общую моторику, пространств...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по Познавательному развитию Тема: «Профессия врача-ветеринара» для детей средней группы

Цель: Познакомить детей с профессией врач-ветеринар. Задачи:- Дать представление об особенностях профессии ветеринарного врача.-Вызвать у детей интерес к данной профессии;-По...