Обучение детей техники «изонити» через организацию работы студии «ВОЛШЕБНАЯ ИЗОНИТОЧКА»
учебно-методический материал

Зябликова Татьяна Николаевна

Обучение детей техники «изонити»

 через организацию работы студии

 

«ВОЛШЕБНАЯ ИЗОНИТОЧКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл studiya.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 «Алёнушка»

Тутаевского муниципального района

Обучение детей техники «изонити»

 через организацию работы студии

«ВОЛШЕБНАЯ ИЗОНИТОЧКА»

Руководитель:

Зябликова Татьяна Николаевна

воспитатель высшей квалификационной категории,

стаж работы 45 лет,

Отличник народного образования

«Прекрасное  не может быть познано,

Его необходимо чувствовать, создавать…»

И.В.Гете

        Для развития творческих способностей у детей я организовала в детском саду студию по обучению технике изонити. Изонить или ниткография – техника, напоминающая вышивание, только вышивание по картону. Из нитей, натянутых в определенной последовательности и определенном порядке, получается рисунок. Для выполнения рисунка подойдут цветные нити различного качества: мулине, ирис, тонкие шерстяные или обычные швейные.

        Изонить расширяет представление об окружающем мире, учит  внимательно вглядываться в окружающие предметы, выполнять наиболее выразительные и характерные детали, основные конструктивные  части, сохраняя целостность восприятия объекта или композиции. Техника изонити требует ловких и тонких движений пальцев, в процессе занятий рука приобретает  уверенность, гибкость и точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности и  дизайнерское видение: умение выбрать и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать композиционное решение изображения.

        Работа в технике изонити формирует такие качества личности, как настойчивость, умение доводить дело до конца, усидчивость и аккуратность.

        Родиной ниткографии считается Англия. По одной версии техника была придумана английскими ткачами. Они создавали картины, особым способом переплетая шнуры на деревянной основе с вбитыми в неё гвоздями. Вторая версия гласит, что создательницей ниткографии является Мэри Эверест Буль. Это известная английская исследовательница и математик, автор серии книг, одна из которых «Подготовка ребенка к восприятию науки» (1904), имела очень большую популярность. Технику заполнения нитками различных форм она изобрела для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии.

        Занятие ниткографией доступно и интересно людям любого возраста. Изонить хорошо развивает фантазию и художественный вкус.

Организация занятий

        С детьми старшей и подготовительной к школе группы я работала несколько лет, а в прошлом году стала работать с детьми младшей группы, упростила программу. Занятия провожу раз в неделю во второй половине дня. Длительность 20 – 25 минут.

        

Актуальность

        Наблюдая за детьми, отметила, что пальчики неловкие, малоподвижные, неточные, несогласованные.

        Дети не могут застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки – это и подтолкнуло к выбору кружковой деятельности на укрепление мелкой моторики рук.

Цели, задачи и принципы работы

Цель: художественно – эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники изонити, как художественного способа вышивания на картоне, самореализация детей в своем творчестве.

Задачи:

- познакомить детей с новым художественным видом деятельности;

- научить владеть основными приемами изонити;

- обучать детей технике работы с изонитью;

- знакомить с основными понятиями и закрепить их в технике;

- научить владеть инструментами: простыми и цветными карандашами, трафаретами, шилом, ножницами, иглой, нитью;

- развивать сенсорные навыки: тактильную и зрительную память, мелкую моторику рук, цветовосприятие;

- формировать умение ориентироваться на листе картона;

- воспитывать интерес к искусству изонити;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, умение доводить задуманное дело до конца;

- совершенствовать объяснительную и доказательную речь детей.

Принципы:

- индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;

- творческое сотрудничество педагога с детьми;

- доступность предлагаемого материала;

- индивидуальные и подгрупповые формы работы;

- систематичность и последовательность в решении поставленных задач.

………………………

        Занятия по изонити позволяют решать разные задачи, которые разделяются на блоки.

        1. Математические представления: (угол, окружность, длина, количественный и порядковый счет).

        Обучение плоскостному моделированию, т.е. умению из окружностей и треугольников составлять изображения предметов и композиций.

        2. Развитие мелкой моторики:

        Совершенствование динамической координации рук, координации рук и движений.

        3. Развитие речи:

        Активизация словаря активного и пассивного, объяснительной и доказательной речи.

        4. Сенсорное развитие:

        Умение подбирать цвет ниток к фону, различать изнаночную и лицевую сторону изделия.

        5. Трудовое воспитание:

        Умение владеть иглой, ниткой, ножницами, работать с трафаретами.

        6. Эстетическое воспитание:

        Формирование эстетического вкуса. Развитие умения подбирать контрастные цвета.

        7. Нравственное воспитание:

        Усидчивость, терпение, умение доводить дело до конца.

        Занятия можно разделить на два раздела:

        Изучение углов и окружностей.

        Угол: (расстояние между отверстиями на сторонах угла должно быть         одинаковым, откуда бы ни начинался отсчет).

        «Морковка», «Грибок», «Домик», «Зонтик», «Шапочка гнома» и другие.

        Техника вышивания по кругу:

        «Мячик», «Цветок», «Огурец», «Воздушные шары», «Солнышко» и другие.

        Дальше работы усложняются: «Одуванчики», «Подсолнухи»  …

        Сюжетные картинки: «Одуванчики в траве», «Кораблики»  и т.д.

        Изготовление  «рисунков» нитью требует осторожности и аккуратности. Первые занятия по технике безопасности: ребенок должен знать, что:

- ножницы всегда лежат с сомкнутыми концами;

- нельзя размахивать руками, если держишь иглу, ножницы: можно пораниться самому или поранить соседа;

- если нужно передать кому – то ножницы, передай держа за округлые концы;

- игла должна быть с нитью, если упадет, её можно быстро отыскать по нитке;

- не стоит поднимать иглу с пола за нитку – игла может соскользнуть, если нет узла;

- сразу, после использования, иглу вкалывают в подушечку для иголок;

- после окончания работы, рабочее место приводят в порядок.

        Наиболее красив рисунок на цветном фоне – контрастирует с цветом используемых ниток.

        С детьми старшего дошкольного возраста начинаю работу с изучения различать лицевую и изнаночную стороны картона.

        Знакомимся с различными нитками.

        На занятиях применяю игровые приемы, сюжетные моменты, загадки, этюды и т.д.

        Использую методы:

- словесный (художественное слово, рассказ, беседа).

Загадки: «Сидит в земле красная птица,

                  На голове зеленые перья» (морковь)

                «На грядке длинный и зеленый,

                  А в бочке крепкий и соленый» (огурец).

 Пальчиковая гимнастика:

 «Варим щи»:

Наберем сейчас для щей

В огороде овощей.

Вот капуста и картошка,

Вот морковка, лук, томат,

Моем, чистим, режем, варим

И в тарелку наливаем…

«Капуста»:

Мы капуту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

- наглядный (показ образца, показ выполненного рисунка).

- практический (вышивание работ по схеме – образцу).

        Благодаря целенаправленному систематическому планированию занятий и продуктивной деятельности к концу года дети старшего возраста умеют:

- самостоятельно наносить одинаковое количество отверстий по обеим сторонам данного изделия по шаблону;

- вышивать изделие острого, прямоугольного, тупого угла;

- работать с необходимыми инструментами в процессе продуктивной деятельности;

- подбирать необходимый тон цветной нити для данного вида труда;

- выполняют сюжетные композиции;

- свободно общаются в группе;

- помогают друг другу.

        Результат нашей продуктивной деятельности видны на стендах (выставка детских работ).

        В 2014 году Малышева Настя получила Диплом за 1 место по Ярославской области с работой «Вышла курочка гулять» во Всероссийском детско-юношеском конкурсе рисунка и прикладного творчества «Свобода летнего творчества» (июнь).

А работа «Папина радость» Ивиной Лены в этом же конкурсе награждена Дипломом за 1 место по Тутаевскому району Ярославской области.

Литература:

1. «Техника изонити для дошкольников» Н.Н.Гусарова Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2005 г.

2. «Рисуем нитью» В.Н.Торгашова Москва 2009 г.

3. «Веселая паутинка» А.В.Белошистая, Н.В.Юрченко   Москва «Просвещение» 2010 г.

4. «Волшебные ниточки» А.В.Белошистая, О.Г.Жукова      М.АРКТИ 2008 г.

5. «Волшебная изонить» Л.Бурундукова    Москва «АСТ-Пресс» 2011 г.

6. Журнал «Дошкольное воспитание» 2010 г. статья «Техника изонити в детском саду».

7. «Рисуем нитью» О. Леонова

8. Журнал «Обруч» № 6 1999 г. статья «Изонить» Л.Кафтанова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы обучения детей технике "оригами" по конструктивным картам

Значение "оригами" в развитии ребёнка, этапы обучения складыванию из бумаги, планирование занятий по "оригами"...

Приобшение дошкольников к труду через организацию работы студии

    Уважаемые коллеги! Я хочу обратить Ваше внимание на  содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Трудовое воспитание является о...

Сообщение «Организация индивидуально – ориентированного обучения детей дошкольного возраста. Формы организации индивидуально-ориентированного обучения»

Актуальной становится проблема новой технологии образовательного процесса, которая должна начинаться с индивидуализации обучения, исходить из потребностей личности и определяться индивидуальным темпом...

Презентация «Организация индивидуально – ориентированного обучения детей дошкольного возраста. Формы организации индивидуально-ориентированного обучения»

Цель индивидуально-ориентированного обучения: развитие ребенка как особенного, единичного существа, носителя своеобразных индивидуальных черт, отличающих его от других. Основной показатель эффективнос...

МАСТЕР – КЛАСС для педагогов ДОУ по обучению детей технике «Изонить». (Изготовление закладки в технике изонить)

Занятие изонитью доступно и интересно людям практически любого возраста. Она хорошо развивает фантазию и художественный вкус...