Педагогический проект "Театр-волшебная страна"
проект (подготовительная группа)

Педагогический проект "Театр-волшебная страна" для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ»

НАЗВАНИЕ: «ТЕАТР – ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА!»

Руководитель проекта: Пронина Вера Николаевна, музыкальный руководитель Детского сада № 5 города Костромы

Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели и воспитанники подготовительной к школе группы, и их родители (законные представители), социум.

Пояснительная записка

Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.

Б.М. Теплов

Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.

Дети, испытывающие трудности психологического плана, скованные в общении с окружающими, неуверенные в себе и своих возможностях, ранимые, часто испытывающие тревожность, страх, нуждаются в особом внимании.

Наблюдая за такими детьми, мы пришли к выводу, что театрализованная деятельность помогает им раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, самореализоваться, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир.

Важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности, через образы, краски, звуки, музыку, а также активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей.

Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

В условиях апробации ФГОС ДО мы опирались на один из основных принципов дошкольного образования: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной  группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Концепция дошкольного воспитания ориентирована на формирование базиса личностной культуры. От того, каким было детство ребёнка, зависит его мировоззрение, отношение к действительности.

Театрализованная деятельность развивает у ребенка способность к творчеству в любой области, помогает социализироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т. е. формирует целевые ориентиры, заложенные в ФГОС ДО.

В работе с детьми по организации театрализованной деятельности мы опирались на работы современных педагогов: М.Д. Маханеву, Л.В. Артемову, Т.Н. Доронову, Е.В. Мигунову, в которых рассмотрены виды театров, особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, атрибуты, конспекты занятий.

Актуальность проекта обусловлена тем, что воспитанники и их родители уделяют недостаточное внимание к театрализованной деятельности. Умения детей в «творческом мастерстве» мало сформированы, присутствуют проблемы со звукопроизношением, словарным запасом, навыком связной речи. В предметной среде скудный ассортимент театральных костюмов, масок, атрибутов.

Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, активизирует словарь, совершенствует звуковую культуру речи.

Описание работы

Данный проект включает в себя план реализации по всем видам деятельности дошкольников старшего возраста, подборку художественных произведений, инсценировок, сценариев, консультаций, презентационных материалов, обыгрывание мини-сценок, список литературы.

В проекте описаны формы работы над выразительностью реплик персонажей. Изложенные методики направлены на развитие артистических способностей, творчества воспитанников, активизацию и обогащение словаря, развитие культуры речи.

Результатом деятельности в нашем дошкольном учреждении являются следующие музыкально-театрализованные представления, постановки:

  • музыкально-театрализованного представления «Дорога в Теремок» для дошкольных учреждений города Костромы, в рамках муниципального конкурса «Светящийся карнавал»;
  • музыкально-театрализованного представления «Чудесное превращение Федоры» для младших дошкольников, родителей и педагогов дошкольных учреждений города Костромы, в рамках муниципального конкурса «Театральная весна»
  • музыкально-театрализованного представления «Красная шапочка на новый лад» для младших дошкольников, родителей и педагогов дошкольных учреждений города Костромы, в рамках муниципального конкурса «Театральная весна»
  • музыкально-театрализованной сказки «Береги соседей наших, и природа станет краше!» для младших дошкольников, родителей и педагогов дошкольных учреждений города Костромы, в рамках муниципального конкурса «Театральная весна»

Проект представляет большой интерес как для педагогов, так и для родителей (законных представителей) воспитанников, интересующихся театрализованной деятельностью.

Рецензия

на проект «Театр – волшебная страна!»

Актуальность данного проекта связана с тем, что дети знакомятся с

окружающим миром во всем его многообразии через образы, сказочных персонажей, роли которых они играют. 

Проект направлен на развитие артистических способностей дошкольников старшего возраста через театрализованную деятельность, на исследование позитивного влияния сказок, потешек и использование их в самостоятельной деятельности.

Новизна проекта в том, что именно театрализованная деятельность одновременно позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования художественно-эстетического, нравственного, интеллектуального воспитания, выразительности речи ребенка.  

Практическая ценность проекта заключается в том, что включает ожидаемый результат:

  • 75% семей воспитанников приняли самое непосредственное участие в реализации проекта на протяжение всего периода;
  • у участников проекта сформирован стойкий интерес к театрализованной деятельности, повысился уровень развития актерских способностей.

Проект разработан с учетом возрастных особенностей участников, отвечает современным требованиям ФГОС ДО.

Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста строится на следующих формах: игровой, познавательной, наглядной, словесной, практической.

Материалы проекта соответствуют специфики дошкольного образования: развивают коммуникативные навыки, обеспечивают самовыражение личности ребёнка в творческо-продуктивной, театрализованной деятельности; способствуют развитию художественных способностей, творческого потенциала личности; помогают воспитанникам почувствовать себя успешными; создают социокультурную среду общения.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей), учреждений социума (Костромской кукольный театр, театр «Чемоданчик»), можно оценивать успешную реализацию проекта.

Данный материал систематизирован, признан актуальным, соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и рекомендуется для использования в педагогической деятельности в учреждениях дошкольного образования.    

 

Название проекта: «Театр – волшебная страна!»

Руководитель проекта: Пронина Вера Николаевна, музыкальный руководитель Детского сада № 5 города Костромы

Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели и воспитанники подготовительной к школе группы, и их родители (законные представители), социум.

Тип проекта: информационно-творческий

Продолжительность проекта: сентябрь 2015 г. – май 2019 г.

По характеру контактов (степени охвата): в рамках Детского сада № 5 города Костромы и учреждений города Костромы

Цель проекта: Познавательное и творческое развитие участников проекта посредством формирования интереса к театру и совместной театрализованной деятельности

Задачи проекта (по образовательным областям в соответствии ФГОС дошкольного образования):

Социально-коммуникативное развитие:

  • стимулировать участников проекта к практической готовности в оказании помощи при организации театральной деятельности;
  • воспитывать культуру общения взрослых и детей: эмоциональные состояния, личностные качества, уважения к себе, положительные взаимоотношения в процессе совместной деятельности, оценка поступков в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе

Познавательное развитие:

  • развивать интерес к разным видам театра, профессиям людей, связанных с театрализованной деятельностью (актёр, режиссёр, костюмер, кассир, звукооператор и пр.);
  • развивать умения наблюдать за явлениями природы, поведением человека и животных, для передачи конкретного образа, выделяя характерные черты, присущие только ему

Речевое развитие:

  • развивать речевую активность детей;
  • содействовать развитию монологической и диалогической речи;
  • обогащать словарь: образные выражения, сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы;
  • формировать умение воспринимать художественное слово и понимать его значение;
  • способствовать овладению выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами)

Художественно-эстетическое развитие:

  • развивать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности, импровизации, музыке, фольклору;
  • развивать артистизм, навыки сценического воплощения, воображение, мышление, фантазию;
  • формировать элементарные представления о видах искусства;
  • стимулировать у воспитанников развитие творческой, поисковой и самостоятельной активности, средствами театрального искусства;
  • приобщать родителей к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов, разных видов театра для обогащения развивающей среды

Физическое развитие:

  • развивать умение согласовывать действия и сопровождающую их речь;
  • развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, исполнение основных видов движений

Новизна проекта:

Новизна проекта в том, что именно театрализованная деятельность одновременно позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования художественно-эстетического, нравственного, интеллектуального воспитания, выразительности речи ребенка.  

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир природы и предметов.

Активно применяются в работе с воспитанниками и их родителями информационно-коммуникативные технологии: использование презентаций, просмотр мультфильмов, видеоуроков. 

Разработанный проект является инновационным и может быть рекомендован педагогам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.

Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка, помогает преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, робость, зажатость, сплачивает детей внутри группы.

Формы и методы реализации проекта:

деятельность с воспитанниками

Практический метод:

практические задания, постановка сказок, организация выставок, викторины, творческие работы, презентации по теме проекта, праздники, утренники, тематические встречи, конкурсы, викторины, игры-драматизации, театрализованные игры, посещения театров, библиотек, выставок

Словесный метод:

беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ, слушание музыкальных произведений по теме проекта

Наглядный метод:

наглядно-иллюстративный материал, подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театрализованной деятельности, демонстрация мультфильмов и видеофильмов, показ театрализованных представлений для детей младшего дошкольного возраста, приглашенных гостей

деятельность с педагогами

Практический метод:

анкетирование, контроль, консультации, обмен опыта через семинары, мастер-класс пр., совместные досуговые мероприятия, практические задания, организации выставок, конкурсов по теме проекта, посещения театров

Словесный метод:

беседы, консультации, советы, рекомендации

Наглядный метод:

информационно-наглядные стенды, папки-раскладушки, размещения материалов на сайте ДОУ

сотрудничество с родителями (законными представителями)

Практический метод:

анкетирование, собрания, консультации, совместные досуговые мероприятия, практические задания, организация выставок, конкурсов по теме проекта

Словесный метод:

беседы, консультации, советы, рекомендации

Наглядный метод:

информационно-наглядные стенды, папки-раскладушки, размещения материалов на сайте ДОУ

Ожидаемый результат:

для воспитанников

  1. воспитанники проявляют стойкий интерес к театрализованной деятельности, активно, самостоятельно используют материалы центра «Театра»
  1. дети более раскрепощенно, выразительно, эмоционально исполнять ту или иную роль, владеют умениями «актёрского мастерства»
  1. владеют выразительными средствами общения, активизирован словарь, звуковая культура речи более совершена

для педагогов

  1. внедряют инновационные технологии, программы, современные формы и новые методы работы
  1. повышен теоретический и практический уровень и профессионализм педагогов
  1. самореализуются в театрализованной деятельности

  1. распространяют опыт работы на городском и региональном уровне, публикуют в научно-практических и методических журналах

для родителей

  1. знакомы с историей театра, его видами, способами изготовления атрибутов, костюмов
  1. сформирована более высокая оценка за достижения детей, гордость за них, доверие и уважение к сотрудникам дошкольного учреждения

Материально-техническое обеспечение:

  • информационно-наглядный материал: иллюстрации, репродукции, портреты, презентации, дидактически-игровой материал, атрибуты, оборудование, костюмы;
  • музыкальные инструменты;
  • музыкальный центр;
  • ноутбук;
  • проектор, экран;
  • фонотека аудио-видео материалов;
  • цветной принтер

Заключение

Проект реализуется с 2015 года. Можно поделиться итогами подготовительного и частично практического этапов:

  • воспитанники стали больше проявлять активности, инициативы в театрализованной деятельности;
  • у детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца);
  • воспитанники стали более эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи;
  • у детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи, мимике, жесте);
  • у детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории, сочинять танцы и т.д.;

Промежуточным результатом инновационного проекта можно считать возросшую активность воспитанников, их родителей, педагогов участвовать в городских и региональных конкурсах, фестивалях: «Театральная весна», «Поэтическая семья», «Кострома Преподобного Никиты».

У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать

по результатам промежуточной педагогической диагностики по развитию творческих способностей в театрализованной деятельности.

Обобщён опыт работы среди коллег ДОУ «Формирование творческих

способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1 этап (сентябрь-октябрь) - подготовительный

Мероприятия

Время проведения

Ответственные

  • выбор Творческой группы, издания Приказа

сентябрь

заведующий

  • анкетирование родителей (законных представителей), педагогов

сентябрь

воспитатели

  • проведение педагогической диагностики сформированности навыков театрализованной деятельности воспитанников

сентябрь

воспитатели

  • планирование основных мероприятий по деятельности с участниками проекта

октябрь

Творческая группа

  • сбор и накопление материала, изучение литературы

октябрь

Творческая группа

  • организация развивающей предметно-пространственной среды

постоянно

воспитатели

родители

2 этап (ноябрь-апрель) – основной

Деятельность с воспитанниками

Мероприятия

Время проведения

Ответственные

«Театральная азбука»

  • беседа о видах театра, о профессиях работников театра;
  • взаимопосещения кукольного театра: знакомство с устройством театра (сцена, кулисы, касса, буфет и пр.); профессией актера, костюмера, режиссера, звукооператора, светооператора;
  • чтение сказок, художественных произведений, разучивание текстов сказок, потешек, басен;
  • рассматривание иллюстраций, репродукций, открыток о театре;
  • игровая деятельность: настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковый и настольный театры, настольно-печатный театр, театр БИ-БА-БО, на фланелеграфе, магнитной доске, театр живых теней и пр.;
  • музыкальная деятельность: прослушивание произведений, сказок, песен, музыкальных образов;
  • совершенствование навыков использования мимики, жестов, голоса;
  • продуктивные виды деятельности

в течение проекта

муз. руководитель ст. воспитатель,

воспитатели

  • Беседа: «Театральный этикет» с презентацией

ноябрь

ст. воспитатель, муз. руководитель

воспитатели

театр кукол

  • Мастер-класс: «Театральные профессии»

декабрь

  • Викторина «Герои сказок»

январь

  • Посещение выставки книг в детской библиотеке

февраль

«Театральный калейдоскоп»

  • совместная деятельность по изготовлению декораций, атрибутов, реквизитов для спектаклей и драматизаций;
  • образовательная деятельность «Смастери сказку» по изготовлению игрушек из бумаги, картона, глины и т.д.;
  • подготовка к драматизации: разучивание ролей, подбор и подготовка костюмов и декораций, изготовление театральных афиш и билетов, программки, буклетов;
  • индивидуальная работа с детьми по подготовке к драматизации сказок, по развитию интонационной выразительности, пантомимы;
  • показ театра каждой группой более младшим воспитанникам;
  • этюды с настольными куклами: «Гуси», «Утром дед», «Козлик», «Заинька»;
  • этюды на выразительность жеста: «Баю-бай», «Сорока –сорока», «Мы шагаем по сугробам», «Гости», «Идет коза рогатая», «Самолеты загудели», «Ох, ох, что за гром», «Водичка-водичка, умой моё личико»;
  • этюдный тренаж на воображение: «Слушаем звуки»;
  • этюдный тренаж на мышление: «Друг заболел», «Наш оркестр», «Новая кукла», «Болезнь куклы»;
  • этюды на выражение основных эмоций: «Егорушка-Егор», «Заяц, Заяц, чем ты занят?», «Резвушка», «Плакса»;
  • упражнения на развитие воображения: «Предположим, что…», «Ковер-самолет», «Прогулка в лес»;
  • упражнение на внимание и память: «Рассмотри и расскажи», «Сочини сказку», «Проверь себя», «Кто пришел?», «Вспомни игрушку», «Не будем скучать», «Будь внимателен», «Художник»;
  • конусный театр: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот петух и лиса»;
  • комплекс игр для развития речи: «Наши уточки с утра…»
  • кукольные спектакли: «Колобок», «Теремок», «Как собака себе друга искала», «Коза - дереза», «Два жадных медвежонка», театр из матрёшек, «Секрет красы от мадам Лисы», «Детский сад для зверят», «Играем в профессии», «Происшествия в лесу», «Маша и медведь»
  • комплекс народных игр для развития речи: «Гуси-гуси…», «Сказочная страна»;
  • Театрализованное представление: «Масленица», «Волк и лиса», «Дорога к Теремку», «Теремок», «Репка», «Колобок»;
  • Конкурсы: «Театральная палитра», «Театральная весна»

в течение проекта

ст. воспитатель, муз. руководитель

воспитатели

театр кукол родители

Деятельность с педагогами

Мероприятие

Время проведения

Ответственные

  • тематический контроль «Театрализованной деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста»

по плану

ст. воспитатель

Рабочая группа

  • обмен опытом «Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении: «От сказки до спектакля»

в течение проекта

муз. руководитель

  • смотр-конкурс: «Лучший театральный образ», «Костюм из бросового материала», «Конкурс костюмов», «Постройка снежных фигур по сказкам», «Центр Театра», «Развивающая среда»

Творческая группа

  • тренинг для педагогов: «Искусство взаимопонимания»

муз. руководитель

  • консультации: «Волшебный мир театра», «Виды театра», «Этикет в театре»

муз. руководитель

  • посещение театра

участники проекта

Сотрудничество с родителями

Мероприятия

Время проведения

Ответственные

  • анкетирование: «Театр и дети»

в течение проекта

воспитатели

  • групповые родительские собрания

воспитатели

  • информационно-наглядный материал: папки-передвижки, стенды, размещение материала на сайте ДОУ

воспитатели

  • конкурсы: «Театральная палитра», «Лучший театральный образ», «Костюм из бросового материала», «Конкурс костюмов», «Постройка снежных фигур по сказкам», «Центр Театра», «Развивающая среда»

родители

  • участие в мероприятиях ДОУ: развлечения, праздники, конкурсы и пр.

родители

  • фотогалереи: «В театр всей семьей», «Театр дома»

воспитатели

  • Консультации: «Театр и родители?!», «Сказки нужны детям», «Воспитание ребёнка посредством театральной деятельности», «Театрализованная деятельность в детском саду», «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми», «Театрализованные игры», «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность», «Театр дома», «Дети и театр»

муз.руководитель

3 этап (май) – заключительный

Мероприятия

Время проведения

Ответственные

  • показ музыкально-театрализованного представления «Дорога в Теремок» для дошкольных учреждений города Костромы, в рамках муниципального конкурса «Светящийся карнавал»

2016

ст. воспитатель, муз. руководитель

воспитатели

  • показ музыкально-театрализованного представления «Чудесное превращение Федоры» для родителей и педагогов дошкольных учреждений города Костромы, в рамках муниципального конкурса «Театральная весна»

2017

ст. воспитатель, муз. руководитель

воспитатели

  • показ музыкально-театрализованного представления «Красная шапочка на новый лад» для родителей и педагогов дошкольных учреждений города Костромы, в рамках муниципального конкурса «Театральная весна»

2018

ст. воспитатель, муз. руководитель

воспитатели

  • показ музыкально-театрализованной сказки «Береги соседей наших, и природа станет краше!» для родителей и педагогов дошкольных учреждений города Костромы, в рамках муниципального конкурса «Театральная весна»

2019

ст. воспитатель, муз. руководитель

воспитатели

  • анкетирование родителей (законных представителей), педагогов

май

воспитатели

  • проведение педагогической диагностики сформированности навыков театрализованной деятельности воспитанников

май

воспитатели

  • подведение итогов: анализ результатов сформированности навыков театрализованной деятельности, творческих способностей у участников проекта

май

Рабочая группа

  • корректировка работы по театрализованной деятельности

июнь

Рабочая группа

  • планирование основных мероприятий по театрализованной деятельности с участниками проекта на будущий учебный год

июнь

Рабочая группа

  • представление опыта работы по театрализованной деятельности через презентацию проекта, публикацию, фотоотчет на сайте ДОУ

в течение проекта

ответственный за сайт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое мероприятие "В стране дорожных знаков"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улице города. В это мероприятие включены социо-игровые методы, загадки, игры на внимание, конкурсы...

Педагогический проект "В стране музыкальных инструментов"

Проект разработан для старшей группы и расчитан на 5 месяцев. работа проходила в три этапа: подготовительный, практический и заключительный. В проекте использованы видеоролики из цикла " Лесной концер...

Педагогический проект "Испания - страна вечного праздника!" для детей старшего дошкольного возраста

ПЛАН ПРОЕКТА «Испания – страна вечного праздника!»Автор проекта: Пастухова Елена Ивановна Цель проекта: расширять представления детей об окружающем мире; воспитывать у детей интерес к культу...

Педагогический проект "В стране Вежливости"

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится поздн...

педагогический проект "В стране сказочных елочек"

педагогический проект для детей 6-7 лет...

Психолого-педагогическое просвещение родителей «Страна понимания»

               Психолого-педагогическое просвещение родителей «Страна  понимания» Дата проведения  30.11.2016 г. в 17.00ч.1....