Семинар по интеллектуальному развитию детей средствами природы
методическая разработка

Попенова Ирина Викторовна

В материале представлен порядок проведения семинара для педагогов ДОУ по интеллектуальному развитию детей средствами природы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар

«Интеллектуальное развитие детей средствами природы»

Природа окружает ребенка с ранних лет. Песталоцци И.Г. отмечал, что это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям».

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи, следовательно, развитие речи и мышления идет как единый процесс.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Поэтому тема нашего заседания сегодня «Интеллектуальное развитие детей средствами природы».

А что мы понимаем под интеллектуальным развитием?

Да, интеллектуальное развитие - это развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия речи.

Для того чтобы наша работа была более плодотворной предлагаю провести деловую игру «Экологическая мозаика» и разделиться на команды в соответствии со значками на ваших кругах.

А теперь, пожалуйста, придумайте название вашей команды, нарисуйте ее символ и свяжите все это с экологией.

Какие познавательные процессы сейчас были задействованы?

Каждая игра начинается с разминки. Не будем отступать от правил и мы. (Воспитатель ФИО проводит разминку, задает каждой команде по 2 вопроса).

Экологическая интеллектуальная разминка
В разминке две части, в первой части разминки я загадаю по очереди каждой команде экологические задачи. Как правильно вы найдете ответы на все загадки, так природа вас и оценит.
Экологические задачи.
1 задача.
Красная Шапочка беспокоясь о своей бабушке попросила охотников убить в лесу всех волков. Изменится ли что-нибудь в лесу с исчезновением волков?
Да,  изменится. В лесу разведется столько зайцев, что они съедят всю растительность.
2 задача.
Машеньке, живущей рядом с лесом, надоели комары, и она уничтожила всех комаров. Что будет с лесом?

Пострадают все те, кто питается насекомыми, птицы, лягушки. Если им нечего будет есть, то они погибнут. А если они погибнут, то и деревья погибнут, их съедят личинки, жуки.
3 задача.
В тайге прокладывают трассу, и на пути болото, его решают высушить. Что случится?
Пострадают все животные,  обитающие рядов с болотом. Они останутся без пищи и без дома. Засохнет мох, деревья. И тайга высохнет.

Какие познавательные процессы мы задействовали сейчас?

Важность и своевременность интеллектуального развития детей до 7 лет не подлежит сомнению, т.к. наукой доказано, что наиболее интенсивным периодом развития интеллекта является именно дошкольное детство.

Л.С. Выготский подчеркивал, что основным для воспитания дошкольников является организация его собственного опыта. Первый вид детского опыта - познавательный, когда дети активно усваивают и проживают его: удивляются, пробуют, ошибаются, иногда даже спорят и пытаются доказать. Познавательная активность и направленность ребенка позволяет ему самостоятельно приобретать различные сведения о мире близких вещей, об окружающей природе, о жизни людей, с которыми он постоянно сталкивается. Однако полученные подобным образом знания и представления поверхностны, отрывочны, бессистемны. Поэтому педагогам и родителям необходимо осуществлять сопровождение интеллектуально-познавательного развития, чтобы ребенок овладел способностью анализировать, сопоставлять, устанавливать взаимосвязи, преобразовывать и моделировать.

Прекрасную возможность в этом плане предоставляет окружающая нас природа.

Об  интеллектуальном развитии дошкольников средствами природы нам расскажет воспитатель ФИО.

Еще одним эффективным методом являются речевые задачи.

Задание. Речевая логическая задача.

Одним из эффективных методов работы с детьми является моделирование (применение разнообразных схем, моделей).

Выступление воспитателя ФИО «Моделирование как средство интеллектуально-познавательного развития».

Задание. С моделями.

Физминутка.

Как известно основным видом деятельности детей является игра. Играя, дети учатся, общаются, познают мир.

Опытом развития интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста через экологические игры на прогулке поделится, воспитатель ФИО.

Предлагает поиграть в игру.

Задание литературное.

Народная мудрость гласит: «Испокон века книга растит человека». Педагоги, знакомя детей с миром природы, часто и с удовольствием используют произведения художественной литературы. Интересно, помните ли вы их? Предоставляю слово воспитателю ФИО

Воспитатель ФИО раздает листочки с отрывками произведений. Педагоги должны назвать произведение и его автора.

А теперь предлагаю вам немного отдохнуть, музыкальная пауза: воспитатель ФИО предлагает командам вспомнить песни:

- о растениях

- о животных

- об явлениях природы

- о насекомых.

Все участники нашей игры, я уверена, любят петь песни. А вот вспомните ли вы песни о явлениях природы?

А теперь самое сложное задание: задайте вопрос членам других команд по теме нашего семинара.

Существует множество разнообразных игр, заданий, упражнений, основанных на природоведческом материале, которые вы все используете в своей деятельности, которые способствуют в том числе и интеллектуальному развитию детей.

Речевые логические задачи для детей 4—5 лет

Разноцветные кораблики

Пришла я на реку. Сколько разноцветных корабликов сегодня на реке: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет. Расскажите, что это за кораблики и в какое время года они появляются.

Н.Ф. Виноградова

Для кого Виталик оставил рябинку?

Виталик с мамой гуляли по лесу. Виталик увидел куст рябины, усыпанный ягодами, и позвал маму. Вместе они набрали полную корзину ягод. «Мама, а зачем ты на ветках оставила ягоды? Если все собрать, будет полная корзина!»
«Не надо собирать в лесу все грибы и ягоды, надо оставлять немного», — сказала мама и объяснила, почему.
О чем рассказала мама сыну?

Н.Ф. Виноградова

Что ищет медведь?

Посмотрите на косолапого! Едва ворочается. На рыбе да на ягодах летом отъелся, а сейчас по лесу бродит, зверюшек пугает и что-то все ищет, ищет… Что ищет медведь?

И.А. Паничев

Что за зверек?

Этого зверька не поймешь. То спит, то бегает. Проснется, потянется, пощелкает орешков, полакомится сушеными ягодками — и снова в клубочек свернется. Темно, тепло. И нет для него разницы — день или ночь. Что за зверек такой?

И.А. Паничев

Вот что-то белое на полянку выкатилось: уши длинные, глаза раскосые, в стороны смотрят. Скок-поскок и с глаз долой под кусток. Ишь как вздрогнул! Не бойся — это от мороза ветка треснула. Нет, убегает… да еще и следы путает! Кто такой?

И.А. Паничев

Почему убегают оленята?

Когда снег начал таять, у оленей появились маленькие оленята. Оказывается, сначала они совсем слабенькие, бессильные и все время дрожат. Особенно тревожно видеть, как у них дрожат ноги, кажется, вот-вот сломаются, и малыши упадут на снег.
Когда оленята совсем маленькие были, они давали себя погладить по лбу. А теперь только подойдешь к ним — убегают. Почему убегают оленята?

С.М. Олефир

Что здесь произошло?

Однажды в конце апреля лесорубы заметили гнездо с притаившейся в нем кедровкой. Они окружили гнездо, гладили птице перья, угощали ее колбасой и орешками — кедровка даже не шелохнулась.
А вскоре у вырубки летали уже шесть кедровок. Все пестрые, все крикливые. Что здесь произошло?

С.М. Олефир

Что бывает в мае?

На Севере в марте бывает тепло, в апреле солнце с неба уходить не хочет, а в мае… Что бывает в мае?

С.М. Олефир

Речевые логические задачи для детей 5—6 ЛЕТ

Какой месяц на дворе?

Быстро ушло северное лето. Нахмурилось небо, и вдруг вместо ожидаемого дождичка закружились крупные снежинки. Приутих посеревший лес. Последние листочки трепещут от порывов сильного ветра. Не поддается только упрямая ольха, не хочет желтеть. Какой месяц на дворе?

И.А. Паничев

О чем рассказал медведь?

Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа-белка. Собирает орехи, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найдет на земле грибок, сорвет его и повесит сушиться на дерево — зимой это очень пригодится. Целый день работает белка и весь день посматривает на соседа-медведя, который с осени стал ленивым, неповоротливым. «Что ты, медведь, совсем разленился? — спрашивает белка. — Почему к зиме не готовишься, еду не запасаешь? Зимой есть нечего будет». Рассмеялся медведь и что-то тихо сказал белке, так тихо, что она и не расслышала. Что медведь сказал белке? Почему засмеялся, услышав ее вопрос?

Н.Ф. Виноградова

Где ночуют птицы?

Многие думают, что гнездо служит птице жилищем. Но когда кто-то говорит, что маленькая или большая птица укрылась от непогоды в своем гнезде, знайте, что это неверно. После выведения птенцов самка покидает гнездо и больше не возвращается в него. Птицы не имеют дома. Где же они ночуют?

И.А. Паничев

Чем питается чайка?

Словно на сторожевой вышке, стоят чайки на камне, высматривают добычу. Желтый клюв, ослепительной белизны грудь. Только спина и крылья светло-серые. Зоркие глаза сразу замечают, чем можно поживиться. Чем питаются чайки?

Кто он,  этот человек?

Шел по тайге человек. Набрел на ручей. Присел около него, внимательно воду разглядывает, пробует на вкус. Очень его заинтересовало: почему это у воды такой рыжий цвет?
Мы с тобой пройдем — ну, ручей и ручей, что в нем особенного? А этому человеку ручей о многом расскажет. Если вода серая — значит, тут плодородная земля, чернозем. А если желтая — то внизу глина. А вот если вода ржавая, рыжего цвета, — то под землей могут быть залежи железа. Кто он, этот человек?

А.Ф. Членов

По учебно-методическому комплекту детского сада «Северячок», г. Магадан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста»

Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Предлагаем вам ознакомиться с развивающими игр...

Проект. Тема:«Сенсорное развитие как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Проект. Тема:«Сенсорное развитие как средство интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Семинар - практикум для воспитателей групп раннего возраста ДОО «Влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие детей раннего возраста»

В материале раскрывается проблема формирования интереса к конструированию у детей раннего возраста, которая занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное конструктивное творче...

Семинар-практикум для родителей с детьми старшей группы «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Обратить внимание как родителей, так и детей на важность сохранения атмосферы игровой деятельности с обучающим уклоном.Настроить на совместную работу.Укрепить детско-родительские отношения.Созда...

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.«Создание условий для интенсивного интеллектуального развития детей средствами внедрение в образовательный процесс группы игр В. Воскобовича

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавател...