Семинар-практикум для родителей с детьми старшей группы «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

Аленина Виктория Сергеевна

Цель:

  • Обратить внимание как родителей, так и детей на важность сохранения атмосферы игровой деятельности с обучающим уклоном.
  • Настроить на совместную работу.
  • Укрепить детско-родительские отношения.
  • Создание теоретической основы для родителей игрового общения с детьми в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей с детьми старшей группы

 «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Цель:

  • Обратить внимание как родителей, так и детей на важность сохранения атмосферы игровой деятельности с обучающим уклоном.
  • Настроить на совместную работу.
  • Укрепить детско-родительские отношения.
  • Создание теоретической основы для родителей игрового общения с детьми в домашних условиях.

Задачи:

  • Ознакомить присутствующих с решением комбинаторных задач с использованием таблиц, а также объяснить необходимость формирования логического мышление у детей.
  • Научить детей выделять слова-антонимы, тем самым расширяя их словарный запас, развитие мышления.
  • Подтвердить умение детей различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
  • Развитие у детей таких интеллектуальных способностей, как: выделение главного (общее и отличное), сравнение, систематизация, обобщение, умение делать выводы, умение устанавливать взаимосвязи, восприятие и выстраивание логической цепи из полученной информации.
  • Развитие целостности восприятия, что поможет в концентрации внимания и закреплении полученных навыков.

Воспитатель: Дорогие родители! Мы рады вас приветствовать на практикуме, посвященном интеллектуальному развитию дошкольников. Сегодня вы вместе с детьми и хорошим настроением будете играть в интересные игры. Все готовы? Тогда начинаем. Сейчас Елена Николаевна, наш психолог коротко расскажет вам об интеллектуальном развитии детей.

Теоретическая часть (только для родителей): Педагог-психолог: На практике мы убедились, что одним из путей, ведущих к ускорению познания, а значит и интеллектуального развития, является использование развивающих игр. Развивающие игры – это игры, позволяющие ребенку проявить свои возможности и творческие стороны интеллекта. Почти каждая игра может быть развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься. Систематическое проведение развивающих игр способствует развитию разных интеллектуальных качеств: мышления, восприятия, памяти, пространственных представлений и воображения, умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов и предметов. В таких играх у ребенка развивается умение находить ошибки и недостатки, способность предвидеть результат своих действий, задавать вопросы и отвечать на них. О наличии у ребенка интеллекта можно говорить при совокупности всех этих способностей. Уважаемые родители! Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями познания. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Поиграйте с ним! Сегодня мы покажем лишь небольшую часть игр на развитие интеллектуальных способностей детей.

Практическая часть (с детьми и родителями)

Задание № 1

Игра: «Назови и посчитай» (психолог)

Цель: Развивать целостность восприятия; умение классифицировать, включать часть в целое, концентрировать внимание; закреплять навыки счета.

Оборудование: карточки с изображением цветов, фруктов, грибов, простые карандаши.

Руководство: посмотрите внимательно на картинку, на ней нарисовано много предметов. У родителей и детей картинки разные. Под картинкой два квадрата, в которых есть обозначение размера. Задание: посчитайте количество больших фигур и запишите точками их количество в соответствующем квадрате, затем посчитайте количество маленьких предметов и запишите точками их количество в соответствующем квадрате. После того как выполните задание, поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения задания друг у друга.

Задание № 2 (воспитатель)

Игра «Зоркий глаз»

Цель: Тренировать зрительные анализаторы, «опознавать», пересчитывать геометрические фигуры.

Следующая игра называется «Зоркий глаз» На карточке нарисованы контуры наложенных друг на друга геометрических фигур. Найдите круги, квадраты, треугольники, сосчитайте их количество и отметьте точками в соответствующих квадратах.

Задание № 3 (психолог)

Игра: «Разные костюмы»

Цель: Познакомить детей и родителей с решением комбинаторных задач с использованием таблиц, формировать логическое мышление.

Оборудование: карточки с таблицами, простые карандаши

Руководство: Посмотрите на таблицу. По горизонтали (слева направо) изображены блузки, а по вертикали (верху вниз) – юбки. Нужно заполнить клетки таблицы юбками и блузками так, чтобы получились костюмы. После того как выполните задание, поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения задания.

Задание № 4 (воспитатель)

Игра «Перфокарта»

Цель: Закрепить умения детей различать геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Развивать у детей самостоятельность, инициативность, сообразительность.

Переверните перфокарту. На ней по краям изображены картинки, составленные из геометрических фигур и набор геометрических фигур, из которых эти картинки могут быть собраны. Под перфокарту подложен чистый лист бумаги. Соедините предмет с теми фигурами, из которых он составлен. При выполнении задания проводите линии в окошке от геометрических фигур к предметам, из которых они составлены простым карандашом.

Задание № 5 (психолог)

Игра: «Нос – пол – потолок» - динамический перерыв

Цель: Развивать концентрацию внимания, слухового и зрительного восприятия, умение быстро реагировать, саморегуляцию.

Руководство: Выходите все на свободное пространство. Предлагаю вам поиграть. Но в игре буду вас запутывать. Поэтому не поддавайтесь на провокацию. Я произношу слова: нос, пол, потолок. Сначала показываю правильно, а потом нет. Ваша задача – показывать на тот объект, который я говорю. Будьте внимательны!

Задание № 6 (воспитатель)

Игра «Найди фигуру»

Цель: учить расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у геометрических фигур по их знаково-символическим обозначениям (цвет, размер, форма)

Следующая игра называется «Найди фигуру». Значки, а мы называем их модели или символы, существуют для обозначения разных признаков предметов. Например, размер обозначает значок, у которого сверху две или четыре палочки, цветное облако обозначает цвет, а форму - геометрические фигуры. Перед вами карточка, на которой изображены символы свойств фигур: цвет, форма, размер. Вам нужно вместе с ребенком выбрать геометрические фигуры из набора, которые подходят к символам на вашей карточке, подбирая нужную фигуру по вертикали и горизонтали. Играть лучше в паре ребенок - родитель, когда один ищет фигуры, а второй проверяет.

Задание № 7 «Скажи наоборот» (психолог) – динамический перерыв для детей и родителей

Цель: учить детей выделять слова с противоположным смыслом, расширять словарный запас, развивать мышление.

Руководство: Дети и родители стоят полукругом. Психолог: «Я бросаю мяч и говорю вам слово, а каждый из вас возвращая мяч, говорит слово противоположное по смыслу, т.е. наоборот».

Оборудование: мяч, карточки со словами.

Веселый – грустный

Быстрый – медленный

Пустой – полный

Трудолюбивый – ленивый

Трусливый – храбрый

Широкий – узкий (добавить слова по количеству участников)

Сесть – встать

Поднять опустить

Открыть – закрыть

Показать – спрятать

Вспоминать – забывать

Молчать – говорить

Найти – потерять

Терять – находить (добавить слова по количеству участников)

Высоко – низко

Далеко –близко

Тяжело – легко

Назад – вперед

Начало – конец

Мороз – зной

Трус – храбрец

Скучно – весело! (добавить слова по количеству участников)

Задание № 8 (воспитатель)

Игра «Найди пять предметов»

Цель: Развивать у детей интеллектуальные умения: выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать.

(Дети с родителями сидят за столами). Перед вами следующее задание. Найдите картинки, на которой нарисовано пять предметов и нет ни одного одинакового. Обведите эти картинки карандашом.

Задание №9 (воспитатель)

Игра «Раздели на группы»

Цель: Развивать у детей интеллектуальные умения: выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать.

(Дети с родителями сидят за столами). Перед вами следующее задание. Зеленым карандашом обведите всё, что бывает зеленого цвета, а красным карандашом обведите все овощи.

Задание № 10 (психолог)

Игра: «Круги Эйллера»

Цель: Формирование логической операции, классификация по двум свойствам.

Оборудование: обручи, геометрические фигуры, карточки с изображением животных, мультимедия.

Руководство:

Перед началом игры показ мультимедийной презентации, с помощью которой родителям и детям объясняют, где находятся области:

-внутри красного обруча, но вне зеленого;

-внутри зеленого, но вне красного;

-внутри обоих обручей.

Приведен один пример расположения фигур по заданному признаку. Далее всех участников разделили на две команды.

Задание:

Разложите фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого – все круглые.

Разложите картинки с изображением животных так, чтобы внутри красного обруча лежали картинки с изображением хищных животных, а внутри зеленого – травоядных.

Памятка для родителей

Уважаемые родители! Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2. Повторяйте упражнение. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже регресса.

4. Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка играть, заниматься, если у него нет настроения. Дайте ему возможность заниматься тем делом, которым он хочет.

6. Избегайте недоброжелательной оценки, находите слова поддержки. Чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнение с другими детьми.

7. Формируйте его уверенность в своих силах. Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд.

Радуйтесь и получайте удовольствие от общения с ребенком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная двигательная деятельность педагога с детьми как часть физического развития детей младшего дошкольного возраста.

Материал расскрывает значение совместной двигательной деятельности воспитателя и детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей: «Влияние дидактической игры на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка.       Сенсорное развитие ребёнка  -  это развитие его восприятия и формирование представлений...

Семинар--практикум для воспитателей ДОУ "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию семинар- практикум "Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста" На этом семинаре я поделилась...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...

Семинар - практикум на тему: Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это сензитивный период формирования физического и психического здоровья. В это время интенсивно развиваются внутренние органы, происходит становление функциональных систем о...

Консультация для родителей внутри проекта «Значение экспериментирования в развитии детей среднего дошкольного возраста»

Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых з...