«Формирование творческой личности» (опыт работы)
статья

Наталия Александровна Афонина

«В каждом ребёнке лучик солнца таится,

Ему лишь нужно помочь пробудиться»

 

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызвала огромный интерес людей во все времена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_afonina_n_a_kopia.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское Государственное Автономное Дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15

Колпинского района Санкт-Петербурга»

«Формирование творческой личности»

(опыт работы)

Воспитатель: Афонина Наталия Александровна

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

 «Формирование творческой личности»

«В каждом ребёнке лучик солнца таится,

Ему лишь нужно помочь пробудиться»

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызвала огромный интерес людей во все времена.

В прошлом,  у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растёт, а всё большая часть исполнительской деятельности автоматизируется,  становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека о чем и говорится во ФГОС ДО.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности, применяю продуктивные виды деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.п., в том числе в нетрадиционных техниках).

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети хорошо осваивают приемы и способы рисования, лепки, аппликации, повторяя за воспитателем, но при этом не проявляют в своих работах творчество. Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения,  самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Я заинтересовалась нетрадиционными способами рисования и ручного труда,  с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. На мой взгляд, использование нетрадиционных техник в системе необходимо взять за основу для развития творческой деятельности воспитанников.

Поэтому тема моего опыта работы: «Развитие творческих способностей детей, через   нетрадиционные техники рисования и ручного труда» 

Цель: на основе инициативы и самостоятельности развивать творческие способности детей с использованием нетрадиционных техник рисования и ручного труда.

Слайд 4

Я поставила перед собой задачи:

Самой главной задачей я считаю

- развитие  детской  инициативы и самостоятельности;

-развивать художественный вкус, творчество, фантазию, наблюдательность и воображение ;

- развивать и  совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач;

- развивать желание экспериментировать;

- расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования и ручного труда;

- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;

- научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы выражения;

- совершенствовать мелкую моторику рук.

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности, применяю продуктивные виды деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.п., в том числе в нетрадиционных техниках).

Идея моего опыта – сформировать у дошкольников   способности  творчески выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования и ручного труда.

Главный смысл - это развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослым.

Новизна опыта заключается в том, что в процессе продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник формируются такие важные качества личности, как умственная активность любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность  и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Адресность опыта. Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, студентам педагогических колледжей.

Свою работу по формированию творческих способностей, используя нетрадиционные техники рисования и ручного труда, я построила  поэтапно:

1 этап  -   «Использование  нетрадиционных техник в изобразительной деятельности» - 2я младшая и средняя  группа.

2 этап  -   «Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда» - старшая и подготовительная группа.  

У дошкольников огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому свою деятельность строю так, чтобы удержать и развить этот потенциал, сформировать и усовершенствовать уникальные детские способности.

Для этого разработала свою модель развития художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности:

  1. Демонстрация образца творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей).
  2.  Совместное творчество взрослого (педагога) и детей.
  3. Творчество детей с минимальной помощью взрослого.
  4. Самостоятельное творчество детей.

Свою работу с детьми я начала в 2015 с детьми второй младшей группы.

Первый этап моей работы «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности». Работа велась в течение двух лет с детьми от 3 до 5 лет.

В процесс обучения я включаю самые необычные средства изображения: размывание краски пальцами, рисование воском, мылом, песком, солью, нитками, пластилином, манкой, по ткани (батик), по наждачной бумаге, по клею,  а также комбинируя разные материалы: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку. Использую смешанные изобразительные техники: рисование солью + рисование пальчиками + рисование ватными палочками + набрызг.   Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: рисовать не кисточкой, а ватной палочкой, да ещё и подуть на краску можно через трубочку.

Техники, которые я использовала в работе с детьми второй младшей группы 3-4 лет:

  • Пальчиковое рисование: «Лебеди»
  • Тычок жесткой кистью: «Лесные звери зимой»

Помимо этого использовались техники: оттиск, Рисование по сырой бумаге,

рисование крупой, рисование нитками.

Техники, которые я использовала в работе с детьми средней группы возраста 4-5 лет:

  • Пуантилизм. Ватные палочки: «Волшебные листочки»
  • Рисование свечой: «Морозные узоры»
  • Граттаж. Восковые мелки: «Волшебные цветы»
  • Кляксография: «Осьминожки»
  • Штампование: «Полет в космос»
  • Батик. Роспись по ткани: «Подарок Фее цветов»

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.

В группе, с которой я работала, 24 ребенка. Их рисунки сейчас отличаются разнообразием, высокой техничностью, оригинальностью, широким выбором  выразительных средств, дети не боятся экспериментировать, пробовать, придумывать свои рисунки, комбинируя несколько техник.

Второй этап: «Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда», начала в 2017 году с детьми старшего дошкольного возраста.

Для ручного труда,  я использую не только бумагу, но и   различные материалы: бросовый материал, газеты, нитки, пластилин,  использованные и природные материалы, нитки, ткани,  для того, что бы сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности, приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства; развить эстетический вкус, конструкторские навыки и умения. Я считаю, что нетрадиционные техники в продуктивной деятельности - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Техники, которые я использовала в работе с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет:

  • Рамка из медицинских шпателей «Портрет моей бабушки»
  • Объёмная аппликация «Открытка для мамы»
  • Пластилинография на коробках из под дисков «Угадай, что за зверь?»
  • Ёлочная игрушка, в технике декупаж.
  • Изготовление птичек из шерстяных ниток.

Поделка - копилка из картонных стаканчиков.

  • «Волшебное  дерево» рисование мятой бумагой.
  • Рисование гуашью на клее ПВА«Снежинки-льдинки»

Рисование-экспериментирование на молоке

Техники,   которые   планирую использовать в работе с детьми подготовительной группы:  

Аппликация с использованием бросового материала.

Аппликация с использованием пены для бритья и клея ПВА.

Арт-панно «Зайчик»

Рисование по соли

Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, посиделки, мастер - классы. Приобщение родителей к творческой деятельности детей по моим наблюдениям способствует воспитанию стремления поддерживать семейные традиции, умению учиться добродетелям у тех, кто ими обладает, развивать интерес к творческой деятельности.  С этой целью был организован и проведен  мастер-класс для родителей «Фотоальбом» в технике скрапбукинг.  Планирую провести мастер-класс для родителей с детьми «Семейное дерево», где работа выполняется с использованием природного и бросового материала.

За истекший период второго этапа определились результаты: у детей сформировался  интерес к итогам своей работы, они стали  внимательнее, аккуратнее, усидчивее, научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы,  ставить цели и выполнять их.

Таким образом, использование нетрадиционных техник в изобразительной и продуктивной деятельности, способствует  всестороннему развитию детей. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Работы детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе. Показателем и результатом работы можно считать то, что мы с детьми постоянно устраиваем творческие выставки ,  украшаем группу своими работами, готовим подарки взрослым к праздникам.

Самое главное в  моей работе - это каждый день удивлять детей новыми идеями, интересовать незнакомыми фактами, учить проявлять любознательность, развивать мышление и фантазию, совершенствовать навыки и умения, просто любить, дарить им счастливые дни детства и не мешать познавать мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль театра в работе с неуверенными детьми по формированию творческой личности."

  Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного п...

Консультация для воспитателей Формирование творческой личности ребенка и развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.

Консультация для воспитателейФормирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности.Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – эт...

Творческая работа «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»

«Формирование творческой личности ребенка средствамитеатральной деятельности» Содержание:1. Актуальность данной проблемы.2. Цели и задачи работы по формированию творческой личности ребёнка ...

Статья «Формирование творческой личности посредством театральной деятельности». ( из опыта работы)

В данной  статье решаются  проблемы развития творческих способностей детей  дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Основным направлением становления и развития коммуникат...

Обобщение опыта работы «Формирование творческой личности воспитанников через досуговую деятельность»

Досуг - это специфическая форма, организация свободного времени воспитанников, в котором он реализует свои интересы....