Все любят чудеса. Театрализованная деятельность, как средство объединения детей, родителей и педагога в условиях детского сада.
статья

Харламова Елена Викторовна

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Все любят чудеса.

Театрализованная деятельность, как средство объединения педагога, детей и родителей в условиях детского сада

Автор: Харламова Елена Викторовна, воспитатель ГБДОУ №125

Все ли дети с радостью идут в садик? Не является ли детский сад для некоторых ребят тяжелой повинностью или досадной необходимостью? Что необходимо ребенку для эмоционально положительного отношения к детскому саду? Как сделать пребывание ребенка в детском саду психологически комфортным, способствующим его всестороннему развитию, развитию его творческого потенциала?

Ребенок должен получать в саду то, что он любит.

Все дети любят сказки.

Дошкольное детство- это время, когда у ребенка особенно развита вера в чудеса. Безусловное принятие сказки, волшебства, как определенной реальности – это качество, недоступное взрослому восприятию, существует в ребенке дошкольнике, раскрашивая его жизнь яркими красками воображения, фантазии. Основываясь на воображении и фантазии, начинается процесс творчества ребенка.

В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский рассказывает, как он, вместе с детьми организовал Комнату сказок — Остров чудес, Уголок мечты. Комната сказок была необычной, именно сказочной: зашторенные окна, светло-голубой потолок с вмонтированными в него светильниками, которые напоминали небесные светила, — все это создавало особую атмосферу, пробуждало в детях любовь к сказке, способствовало возникновению эмоционального настроя.

Идея создать в группе детского сада место, где ребенок попадает в сказку, находит предметы для словесно-художественного творчества, показалась мне очень интересной. Так в нашей группе организована специальная развивающая среда, которая включает

самодельные ширмы, которые дают возможность не только трансформировать пространство группы, использовать его как место для игр в малых группах, уединено, но и как декорации для детских спектаклей;

«сундук сказок»: сундук, где дети находят предметы из сказок, могут использовать их для театрализованных игр, для сочинения собственных сказок, повторения и рассказывания запомнившихся сказок;

«шкаф волшебника»: уголок ряженья, где находятся элементы костюмов персонажей сказок, помогает ребенку перевоплотиться в того или иного знакомого героя или придумать нового, своего персонажа

«перчаточный чемоданчик»: оставленный волшебником чемоданчик, где хранятся волшебные перчатки и рукавички, которые могут оживать и рассказывать сказки (перчаточные куклы – творчество родителей наших деток)

-деревянные сказки»: настольный театр, выполненный из дерева

«театр смешных сказок»: подборка кукол, одевающихся на руку

«бумажные сказки»: куклы из бумаги и различного бросового материала (выполненные детьми совместно с педагогами и родителями)

Так же у нас в группе создан уголок русской народной сказки, где представлены элементы народного быта: прялки, веретено, горшочки, печка, ухват и другие предметы народной утвари.

Возникновение у ребенка желания творить, реализовывать себя в различных видах деятельности через сказку, чудеса – одна из основных задач моей педагогической деятельности.

Дети любят, когда взрослый играет с ними. Тем более вызывает интерес педагог, который может перевоплотиться в сказочного персонажа, превратиться в волшебницу, с помощью своей фантазии переместить детей в сказку.

В организованную образовательную деятельность считаю необходимым включать элементы сказки, перевоплощения педагога и детей в сказочных героев.  Например, как только воспитатель произносит: «А сейчас я превращаюсь в Фею Доброты», берет волшебную палочку и набрасывает на плечи волшебный плащ, фантазия и воображение ребенка сразу начинают свою работу. Образовательная деятельность становится более эффективной, если педагогу удаётся вызвать интерес детей. Образовательный материал, поданный от имени волшебницы, в виде сказки, истории, ребенком усваивается быстро и надолго запоминается. Занятия, которые воспитатель проводит от имени сказочного персонажа включают интеграцию разных образовательных областей.

Все дети любят, когда родители вместе с ними. Особенно ценно для ребенка живое общение с родными людьми, участие в общем деле, общие интересы и совместная игра. Дети очень любят, когда родители приходят к ним в детский сад на праздник в качестве зрителя и родители, как правило, такие мероприятия не пропускают.  Для ребенка очень важно присутствие родного человека в зале. Тем более значимо и ценно для него, когда родитель сам участвует в детском театральном действии.

Учитывая эти три составляющие, я поставила для себя цель: Объединить педагога, детей и родителей в условиях детского сада через театрализованную деятельность.

Используя театральную деятельность легче всего «переместить» ребенка в мир сказки. Сказка вызывает у ребенка особый эмоциональный отклик, когда ребенок является не просто слушателем, а ее участником, находится в центе событий, рядом с героями. Такое возможно, если для ребенка сказка – это театральное действие.

Чем разнообразнее деятельность педагога, тем легче удерживать интерес ребенка к той или иной образовательной теме. В своей работе я использую разные виды театральной деятельности. Кукольный театр, перчаточный театр, теневой, театр из игрушек, театр из бумажных кукол, пальчиковый театр, театр масок и другие.

Как показывает опыт моей работы, интерес к совместной театрализованной деятельности возникает не только у детей, но и у родителей. Мамам и папам интересно попробовать себя в роли актера, для некоторых родителей – детский спектакль – это способ реализовать свой творческий потенциал. Родители вместе с детьми становятся участниками спектаклей, проявляют творчество, создают для театрализованной деятельности игрушки, костюмы. Совместно с родителями дети выбирают интересное произведение для постановки в театре, обсуждают героев и выбирают персонаж, который хотели бы сыграть.

Я, как педагог, не предлагаю себя в качестве главного режиссера с заранее утвержденным сценарием. Иногда сценарий предлагают родители, иногда основой драматизации является мой сценарий, но он появляется после свободного выбора детьми и родителями произведения для драматизации, совместного обсуждения. Сценарий – это задумка, примерный набросок. Далее ведется совместная творческая работа по созданию окончательного сценария спектакля.  На репетициях каждый спорный момент обсуждается. Одни родители ведут себя более активно, проявляя себя в качестве режиссера, у других проявляются актерские таланты. Своей задачей на этом этапе я считаю создать атмосферу для развития творчества не только детей, но и их родителей.

Вся группа: воспитатели, дети, родители, составляют единый, дружный коллектив, который объединяет интерес к театру.

Конечно, работа в таком направлении, требует от педагога больших эмоциональных затрат, времени, коммуникабельности. Мне, как педагогу, такой вид деятельности даёт большой опыт в умении объединять коллектив родителей, опыт взаимодействия с родителями и детьми одновременно.

Я считаю, что в нашей современности детский сад должен быть открыт для родителей, у них не должно возникать чувство тревожности за развитие своего ребенка. Родители должны доверять педагогу, видеть его работу «изнутри». В таком случае воспитание и развитие детей, их психологический комфорт достигают максимального эффекта. Совместная театрализованная деятельность помогает выполнить эту задачу.

Для детей опыт участия в драматизации, театральных играх, представлениях бесценен. Особенно много он дает детям, от природы застенчивым, закрытым. Постепенно, участвуя в спектаклях, создающихся на их глазах, при их непосредственном участии, при поддержке родителей, педагога и других детей, в дружественной атмосфере, раскрываются таланты детей. Уходит скованность и боязнь сцены, выступлений.  Этот опыт обязательно пригодится им в дальнейшей жизни, ведь даже ответ в классе у доски – это тоже выступление перед зрителями.

Таким образом, работая над реализацией основной цели своей педагогической деятельности «объединить педагога, детей и родителей в условиях детского сада через театрализованную деятельность», я решаю педагогические задачи, направленные на успешное всестороннее развитие ребенка.

Вместе с родителями и детьми мы создали проект, который назвали «Все любят чудеса»

Цели и задачи

Ожидаемый результат

Средства реализации

Цель: знакомство с театром

Задачи: формирование интереса к театру;

знакомство с основными театральными понятиями

Дети понимают, что такое театр;

Понимают и используют в речи основные понятия, связанные с театром:

Сцена, зрительный зал, спектакль, режиссер, актер, антракт

Посещение ребенком с родителями театра

Спектакль, подготовленный родителями для детей

Беседа со сказочными персонажами о театре

Сюжетно-ролевые игры

Цель: принятие решения создать спектакль

Задачи:

отбор детьми наиболее интересных для них сказок;

Создается список сказок, отобранных детьми для драматизации

Чтение и рассказывание педагогом и родителями сказок детям;

Дети выбирают наиболее интересные для них сказки;

Цель: выбор способа драматизации сказки

Задачи: показать детям и разные виды театрализованной деятельности

Дети в свободной игровой деятельности используют разные виды театрализации,

Используют театральные атрибуты: костюмы, куклы и т.п

Театрализованные игры детей, специально организованные и самостоятельные

Этапы организованной деятельности проекта

Основной этап

Цели и задачи

Ожидаемый результат

Средства реализации

Цель: подготовка к выступлению на сцене

Дети учиться перевоплощению;

стараются передать характер персонажа, понять, почему он действует или говорит определенным образом;

Совместное обсуждение детьми, родителями и педагогом выбранного для драматизации произведения; поступков и характеров героев;

проигрывание разных ролей родителями, детьми

Цель: драматизация сказочного произведения

Дети проявляют творчество; самовыражаются

Развиваются актерские навыки детей;

Развивается навык совместной работы коллективе

Театрализация сказок,

просмотр спектаклей

Завершающий этап

Создание педагогом и родителями фотопрезентации спектаклей, совместный с детьми просмотр, обсуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация (для педагогов) по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста»

 Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребёнка сфер искусства, и оказывает значительную роль в речевом развитии ребёнка. Театрализованная деятельность ...

Музыкотерапия как средство адаптации детей группы ранней социализации к условиям детского сада.

В статье рассматривается тема психологической, педагогической помощи к адаптации и подготовки к детскому саду с помощью музыкотерапии. Представлены этапы музыкальной терапии и их задачи....

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности...

Статья "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности."

С  утверждением  и   введением  в действие Федеральных  государственных  требований  к  структуре основной  общеобразовательной программы  дошкол...

СТАТЬЯ на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности"

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения &nd...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада нетрадиционными средствами изобразительной деятельности

Адаптационный период у малышей – это важный этап, где каждый родитель и каждый педагог старается создать эмоционально благоприятную сферу, комфортные условия для пребывания детей в детском саду....