Педагогический опыт.
материал (младшая группа)

Бушукина Надежда Викторовна

"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_opyt.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт                                                                                                      воспитателя Бушукиной Надежды Викторовны                                                                        по теме:                                                                                                                               «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей               дошкольного возраста»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно – воспитательного процесса.

Проблема, связанная с развитием речи, особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми  устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.                                                                                                      Работая над развитием речи дошкольников, можно сказать, что проблема эта очень злободневна. В то время,  как развивается наука, в технику внедряется компьютеризация, родной язык начинает терять свою самобытность, яркость, эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютеров, хоть и грамматически правильный, но лишён окраски, образности. Какой же язык мы оставим нашим детям? А ведь именно им творить и строить будущее.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Внимание к проблемам речи детей мы находим в трудах многих ученых. Так К.Д. Ушинский считал, что нужно развивать «дар слова», т.е. умение отражать свои мысли, «учить облекать свои мысли в наилучшую форму». Идеальными образцами такой формы считает он, служат художественные произведения как народные, так и авторские. А.Е. Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, на народном творчестве. Устное народное творчество несёт в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью, служит могучим, действенным средством умственного, эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка.

В связи с этим актуально применять устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста.                                            

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить -овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речи.                                                                                                                           Цель моей работы: развить познавательные, коммуникативные и речевые способности детей средствами устного народного творчества.                                                                     В соответствии с поставленной целью мною были выдвинуты следующие               Задачи:                                                                                                            Образовательные:

1.        Познакомить детей с фольклором  русского народа.

2.        В разных видах деятельности применять народное слово.

3.        Использовать в процессе театрализованную деятельность.

4.        Приобщать детей к русской культуре в игровой деятельности.

Развивающие:

1.        Активизировать словарный запас,

2.        Развивать речевую активность, зрительное восприятия и внимание, мелкую моторику, творческое воображение.

3.        Развивать коммуникативные навыки при овладении детьми родным языком.

4.        Формировать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.

Воспитывающие:

1.        Воспитывать интерес к устному народному творчеству, показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и т. д.

2.        Формировать эмоционально-положительное отношение к русскому фольклору.

3.        Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.                                                                                                   Ведущей идеей моего педагогического опыта работы является создание условий для повышения эффективности процессов развития речи  детей дошкольного возраста через ознакомление их с устным народным творчеством.                                                                                                    Новизна моего опыта: использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей, интеграция знаний речевого общения в различных видах детской деятельности, изучение  методики  и применении ее в работе ознакомления с устным народным творчеством, обогащение предметно-развивающей среды пособиями для развития речевой активности детей, использование  различных видов театра.

При организации работы опираюсь на следующие принципы:

•        Принцип систематичности: речевое развитие детей дошкольного возраста будет успешно проходить только при систематическом усвоении знаний и умений разговорной речи с применением устного народного творчества;

•        Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: занятие должно состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого- либо навыка;

•        Принцип активности: речевое развитие детей дошкольного возраста будет эффективно только при наличии активности детей в стремлении к разговорной речи;

•        Принцип доступности: при организации педагогического процесса, направленного на речевое развитие детей дошкольного возраста, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей;

•        Принцип вариативности позволяет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности - повторение занятий в несколько изменённом варианте).                                                                                      

Теоретическая база опыта.                                                                        

Свой педагогический опыт  я выстраиваю в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, с учётом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы,  Т. С. Комаровой,  М. А. Васильевой. На основе этой программы была разработана программа для младшей группы, с использованием современных методик, инновационных технологий.                                       Моя работа по данному направлению строится на основе учебно -  методических пособий:                                                                                                                  -  От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.-3-е изд., испр. И доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2015.-368с.

- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду, М, 2016.

- Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения М, 2017.

-Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, 2010.

-Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития коммуникативных навыков.

Для эффективного решения задач по развитию речи детей средствами устного народного творчества я использую следующие методы работы:

1.        Словесный метод:                                                                                                                 • чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

• чтение сказок, потешек, закличек, прибауток;

• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

• ответы на вопросы педагога, детей;

• проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.)

• рассматривание наглядного материала;

2.        Наглядный метод:

• показ сказок (педагогами, детьми);

• рассматривание книжных иллюстраций;

• проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

• выставки книг;

3.        Практический метод:

• Организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия, развлечения, ручной труд).

• Проведение игр (дидактические, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные, народные). При помощи игры можно решать самые разнообразные задачи: развитие монологической и диалогической речи, словарный запас слов и другое.

• Театрализованная деятельность. Театр несёт в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром.

Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания речевого общения.                                                                                                              Опыт работы составлен с учётом интеграции образовательных областей:

• Познание: Проводятся занятия, наблюдения, целевые прогулки, беседы, игры.

• Социализация: где используются дидактические, сюжетно-ролевые игры.

• Художественное творчество: изготовление моделей, схем, атрибутов к сказкам.

• Физическая культура: где проводятся подвижные народные игры.

Так НОД проходит не в традиционной форме учебной деятельности, а как яркое общение с детьми, ведь на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, играют, танцуют и т. д. Проводя занятия с детьми, по всем видам деятельности, на каждое подбираю интересную игровую мотивацию с использованием динамических пауз и физминуток, использую приёмы обеспечения интереса детей, в результате чего, малыши проявляют интерес к произведениям устного народного творчества, в повседневной жизни используют потешки, песенки. А также дети эмоционально отзывчивы, откликаются на эмоции близких людей, сопереживают персонажам сказок. Реагируют на музыкальные произведения, мир природы, учатся овладевать средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Учитывая особенности возраста, я начала работу по использованию малых фольклорных форм с использования их для установления эмоционального контакта, а в дальнейшем и эмоционального общения с детьми в разные режимные моменты.

Физ. минутки, ходьбу по коррекционным дорожкам, оздоровительный бег, прогулки — всё это провожу, сопровождая  чтением стихов, потешек, песенок на фольклорной основе. Так же использую произведения устного народного творчества при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи сопровождаю действиями, и наоборот, действия сопровождаю чтением, обыгрывая их. Чтение потешки, в которой упоминается имя ребёнка, вызывает у него радость, желание слушать и повторять её.

Проводя народные игры с детьми, я убедилась, что воспитательные возможности народной игры огромны, с её помощью развивается у детей память, внимание, сообразительность, быстрота интеллектуальных и физических реакций, сноровка и общительность, дружелюбие. Малыши любят играть в «Заинька, походи…», «Курочка Хохлатка», «Зайка серенький сидит», «Гуси-гуси» и т. д.

Для развития мелкой моторики использую игры с пальчиками на фольклорном материале. Они очень нравятся детям, мы проговариваем их как на занятиях, так и в свободной деятельности. Такие игры как «Мы делили апельсин», «Мы капусту рубим, рубим…», «Этот пальчик дедушка…» и многие другие помогают детям не только развивать мелкую моторику, но и память, создают хорошее настроение, учат проговаривать слова чётко, слаженно, внятно.                                                                                            Игры-драматизации, такие как «Курочка Ряба», «Медведь и пчёлы», «Встреча с колобком» помогают формированию эмоциональной отзывчивости к сверстникам, расширению эмоционального словарного запаса, вызывают у детей интерес к сказке, к ряженью, развивают выразительность движений, умение сопереживать героям  сказки.

Загадка — это упражнение для детского ума. Она развивает сообразительность. Когда я загадываю детям загадки, то обязательно выставляю на стол игрушки. Дети быстро отыскивают глазами отгадку, потому что она стоит перед ними. Так же использую картинки и загадки в непосредственно образовательной деятельности.

Заклички ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают их при любом удобном случае хором: «Дождик, дождик, поливай — будет хлеба каравай» или «Солнышко — ведрышко, выгляни, высвети!».

Трудно представить мир ребёнка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Каждый день я читаю детям сказки. По моим эмоциям и мимике дети понимают их содержание. Через сказку дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, укладом жизни, учатся преодолевать трудности, быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Для усвоения детьми слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними красочные иллюстрации к сказкам, подчеркиваю при этом колорит предметов быта, одежды, обстановки, в которой действуют герои.                                                                                                                         В моей группе есть книжный уголок  -  в котором  я располагаю книги, меняю содержание каждую неделю.

 А  также  есть пальчиковый театр и театр би-ба-бо, шумовые инструменты.

В группе создан и действует «Уголок ряженья» с элементами русских народных костюмов.

В результате использования в совместной и самостоятельной деятельности с детьми младшего возраста потешек, пестушек, прибауток малыши самостоятельно начинают играть в ладушки, притоптывать, приплясывать, петь куклам про кота.  Приятно было наблюдать как дети использовали потешки во время игры в дочки-матери, как бережно и с любовью они относились к своим куклам. Интерес к теме возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в организованную познавательную деятельность народных игр, песен, элементов драматизации фольклора. Малыши учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь, курочка, петушок, ёжик и т. д., в зависимости от того, о ком потешка или сказка.

Одной из эффективных форм работы с детьми по знакомству с устным народным творчеством считаю народные досуги и развлечения «В гости к бабушке», «Поиграем с ложкой». Дети не только знакомились с русскими народными играми, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам и традициям русского народа.                                                Особенно любовь к родному краю проявляется на прогулках, во время наблюдений, приговаривая, ухаживая за клумбой, с цветочками.  Например: «Ты, водичка, лей, лей», «Дождик, дождик пуще» и т.д. Народные произведения помогают ребёнку находить представления о животном мире, детёнышах, птицах. Ребёнок учится называть их, любить и ухаживать за ними. Ведь в основном потешки, прибаутки обо всём окружающем мире. Слушая выразительные народные прибаутки, ребёнок сталкивается с мотивом трудовой деятельности. Например: «Сорока-сорока». Они передают народный опыт и мудрость, обладают богатой методикой звучания, огромными возможностями для трудового воспитания. Например: сказка «Репка», «Теремок».

Так же большую роль играет применение потешек, прибауток в процессе обучения навыкам самообслуживания. Дети, приговаривая потешки про водичку, как например: «Водичка, водичка», «Чистая водичка», «Ой лады,лады», учатся аккуратности, правильного и бережного пользования водой и мылом, воспитываются гуманным чувством и добрым взаимоотношением.                                                                                                                     Обогащению знаний о поведении на дороге способствует восприятие музыки. В своей работе   использую проигрыватель WindowsMedia для разучивания стихотворений, песенок, потешек.

Я считаю, что компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

- Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.

- Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.  

При использовании информационно - коммуникационных технологий в воспитательно - образовательном процессе соблюдаются санитарно - гигиенические требования.

Привлекая родителей к данной проблеме я так же подготовила анкету на выявление знаний о детском фольклоре. В результате выяснилось, что родители практически не используют с детьми малые формы фольклора.    Так же были проведены мною консультации с родителями: «Баю-баюшки-баю», «Пословицы и поговорки — источник воспитания личностных качеств мальчиков и девочек», «Роль игры-драматизации в развитии речи ребёнка», «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей», «Роль родителей в развитии речи ребёнка», «Театрализованная деятельность в детском саду.        

В папке для родителей выставляла текстовый материал различных малых форм фольклора, чтобы родители смогли повторить их дома с детьми.

Таким образом, через использование таких малых форм фольклора как сказки, песенки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, воспитатель развивает речь ребёнка, воспитывает любовь к родному краю и даёт первые представления о культуре русского народа.

Анализ результативности.

Моя работа показала, что предложенный художественный материал понятен и доступен детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи.

Дети с большим удовольствием откликаются на предложение выполнить рисунок к потешке, сказке, рассказать закличку.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

- у детей увеличился словарный запас;

- повысилась общая звуковая культура речи;

- улучшилась связная речь.

В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры.

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Анализ результатов моей работы до и после ее завершения свидетельствует об эффективности выбранного мной комплекса методов и приемов.

Я убеждена, что, если организовать систематическую работу с дошкольниками, различные формы фольклора станут доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование различных форм фольклора в речевом развитии детей вполне себя оправдало.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Для организации деятельности детей необходимо решать следующие  проблемы: приобретать различный демонстрационный материал, дидактические и развивающие игры, книги, современную методическую литературу. Также поиск необходимого материала в интернет - ресурсах занимает достаточное количество времени. Но эти трудности преодолимы. Накапливая этот материал, я использую его в своей работе с детьми, делюсь опытом с педагогами и родителями на педагогических советах, методических объединениях воспитателей, родительских собраниях.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный педагогический опыт адресован как начинающим педагогам, так и опытным воспитателям, в связи с тем, что одной из основных задач воспитания и обучения является развитие речи детей.      

Наглядное приложение.

Материалы из опыта моей работы опубликованы на сайтах:

  teremokdc13.a2b2.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....