Развитие диалогического общения по методике А.Г. Арушановой
консультация (старшая группа)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologia_arushanovoy.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Радуга» городского округа город Агидель

Республики Башкортостан  

                                                                                   

Развитие диалогического общения по методике

А.Г. Арушановой

                                                                                   Подготовила:   Галиева А.В.

                                                                           

Агидель, 2019

Алла Генриховна Арушанова отмечает необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активно ответной позиции, партнерских отношений. Диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстником. С другой стороны, овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи (чистого звукопроизношения, четкой дикции, интонационной выразительности, лексической точности).

Цель этой технологии: Пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступить в разговор, поддержать беседу, делиться своими переживаниями.

Наладить социальную связь  детей, установить эмоциональный контакт между детьми помогут разнообразные организованные игры, в которых требуется : образовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов (мяча, шаров, кеглей), соблюдать общий темп и ритм движений, очередность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков. Например, в известной народной игре «Садовник» где дети последовательно обращаются друг с другом: «Я садовником родился не на шутку рассердился !Все цветы мне надоели, кроме... ». Это игровое взаимодействие не носит характер личностного общения, но в нём все же ребенок имеет возможность признаться в своей симпатии, выбрать желаемого партнера, установить контакт с предпочитаемым сверстником.

 Игра  «Разведчики» -играющие должны тщательно рассмотреть ребенка, который находится в центре внимания, как разведчики, запомнить детали одежды, особенности внешнего вида с тем, чтобы потом определить, что изменилось во внешнем облике игрока.

Многообразен круг игр, в которых дети определяют по голосу, даже измененному, имя игрока ( «Кто позвал?»).

Существуют игры, в которых такое взаимодействие имеет характер речевого диалога («Гуси-лебеди», «Краски» ). Эти игры любимы детьми. Они  удовлетворяют  естественную потребность в забаве,  веселье, они создают основу для совместных радостных переживаний, для установления физических контактов, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия. Они формируют коллектив играющих детей, и это ведет к возникновению и развитию диалогических отношений, диалогического общения.

 Игра-импровизация по мотивам сказки. Здесь дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят  роли, диалоги. Один и тот же текст может быть инсценирован разнообразными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через собственные выразительные движения и речь. Более доступны детям игры с мелкими игрушками и фигурами настольного театра. Если у детей недостаточный игровой опыт, следует начинать с совместных инсценировок, когда взрослый рассказывает сказку, демонстрируя игрушки и предоставляя возможность детям произвести с ними действия. Основу таких инсценировок составляют короткие народные сказки, потешки.

Ещё одна игра «Телефонный этикет» развитие диалогической речи посредством мобильной связи. Можно разыграть разные ситуации

(Ситуация: позвони маме на работу и пригласи ее к телефону…).

Вывод: Чтобы научиться диалогу со сверстниками, ребенок должен приобрести положительный опыт взаимодействия хотя бы с одним партнером. Именно с такого общения начинается развитие диалогической речи .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие диалогического общения дошкольников старшего возраста с помощью игры"

Методическая разработкаНа тему:РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРЫ...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ»

Как развивать у детей умение строить диалог с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией....

Концептуальное изложение своего педагогического опыта РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Концептуальное  изложение своего педагогического опыта «Авторская идея в моей педагогической практике» РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫ...

Развитие диалогического общения у дошкольников.

Важнейший критерий собственно социализированной речи, диалога - наличие в речевом взаимодействии общающихся не менее трех взаимосвязанных высказываний: инициативного высказывания, ответа на него и вст...