организация прогулки как условие развития диалогического общения у детей раннего возраста
материал по развитию речи на тему

Костюченко Юлия Николаевна

материал для консультации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_vystupleniyu.docx8.3 КБ

Предварительный просмотр:

 «Организация прогулки как условие развития диалогического общения у детей раннего возраста  в ДОУ в контексте ФГОС»

       

     Развитие диалогической речи  играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

     Очень много в развитии наблюдательности, мышления и речи дает ребенку прогулка. Вот почему на прогулке надо обязательно говорить с ребенком, называя, поясняя тот или иной предмет или явление, а также вызывать детей на разговор.

Актуальность

  • Плохая дикция.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Бедность речи, недостаточный словарный запас.

    Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

    Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание.

    Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

     Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми (основные формы работы вы можете увидеть на слайде).

     В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

     В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

    В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

     Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей  в ДОУ.

Организация прогулки является важным условием  развития диалогического общения у детей раннего возраста  в ДОУ. Диалог пронизывает все структурные компоненты прогулки и начинается с первых минут подготовки к прогулке ребенка в детском саду.

    Очень важно стимулировать детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий в предметной деятельности и постепенно упражнять в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие действия).

     Во время  взрослый использует любую возможность правильно и четко назвать предмет, части  предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним. При этом необходимо четко формулировать задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставить вопросы, особенно четко называть движения.

Например: "наклонитесь", "положите", "повернитесь" и т.д.

    В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями, он тем самым активно откликается на его высказывания и жесты, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. Идти просто так к детской площадке не интересно, скучно. Можно предложить детям добраться до участка на паровозе, на велосипедах, по узенькой дорожке.

    Основным методом формирования диалогической речи  является беседа (организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми . На прогулке это можно видеть во время наблюдения.

В беседе педагог:

1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;

2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.

    Беседы оказывают большое влияние на всю разнообразную деятельность детей и их поведение. Беседы на природоведческие темы уточняют и закрепляют представления детей о временах года, о животных, растениях, о труде людей.

    Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

    В младших группах речевую активность и умение разговаривать воспитывают в основном и в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей.

    Но не только наблюдениями и беседами нужно наполнять прогулку. Следует предоставлять ребёнку возможность как можно больше двигаться, задействуя разные виды движений. Лучше всего осуществлять эту задачу, предлагая малышу разнообразные подвижные игры. В ходе игры ребёнок учится слушать слова взрослого, вместе воспроизводить их  и правильно на них реагировать, выполнять правила игры, действовать по сигналу. Они учатся диалоговой речи, когда не просто повторяют за взрослым, а отвечают ему.

    Для младшего дошкольника наиболее эффективным является индивидуальное общение ребенка со взрослым на основе совместной деятельности. В такой ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером: он может в любой момент включиться как в рассказывание, так и в деятельность.

    Важно с самого начала расположить к себе ребенка, приласкать и заинтересовать его. В распоряжении  должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики . Это могут быть привлекательные игрушки (звучащая, движущаяся), яркие картинки, животные в уголке природы и т. д. Воспитатель должен заранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров, которые ребенок этого возраста может сразу поддержать (Кто тебе купил эту книжку? Какие у тебя есть игрушки? и др.).

    Воспитатель должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог со взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых.

    Очень важно стимулировать детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий в предметной деятельности и постепенно упражнять в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие действия). 

    С беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития диалогической речи.

    В совместном со взрослым рассказывании   используется  следующий прием: взрослый начинает предложение, а ребенок его завершает. Получается своеобразный диалог. Этот прием широко используется и при описании предметов и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин, по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке и пр.

    Важным структурным компонентом прогулки является выполнение детьми посильных трудовых действий. Малыши охотно откликаются на предложение воспитателя принять участие в совместных трудовых действиях. Детям интересно быть рядом со взрослым, чувствовать себя соучастниками увлекательных дел. В процессе выполнения действий обогащается речь, память, внимание, воображение, фантазия. Формируются такие личностные качества, как уверенность в собственных силах, самостоятельность, инициативность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

    В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Но когда бы воспитатель ни говорил с детьми, разговор должен быть полезным, интересным и доступным.

1.Больше разговаривайте с ребенком, даже, если вам кажется, что он еще очень мал и не может вам ответить. Не заменяйте живое общение просмотром мультфильмов, компьютерными играми, даже, если они развивающего характера.

2.Расширяйте кругозор ребенка, рассказывайте ему об окружающем мире. Ваш рассказ будет служить ему ориентиром, образцом для подражания, лучшее средство обучения – пример.

 3.Побуждайте его к рассказыванию. В общении с ребенком избегайте вопросов, предполагающих односложный ответ (да, нет). Формулируйте вопросы так, чтобы ребенок что – то рассказал.

4.Просите ребенка рассказать о своем рисунке или сами нарисуйте сюжет, а историю придумаете вместе.

5.Обсуждайте с ребенком взволновавшие его события, понравившуюся книжку, праздники и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование развивающей среды как условие развития эмоционально-чувственной сферы детей раннего возраста.

Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование обо...

Развитие навыков общения у детей раннего возраста средствами нетрадиционного рисования

В ПОСОБИИ ПРЕДСТАВЛЕНА  СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОБЩЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИООНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ, РАССМОТРЕНО ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ НЕ...

Игровые приемы как необходимое условие развития трудовой инициативы у детей раннего возраста

Эффективные игровые приемы  развития самостоятельности и трудовой инициативы у детей 2-3 летнего возраста...

Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста.

laquo;Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста»Педагогическими условиями формирования навыков общения у детей раннего возраста в условиях ДОУ являются:Реализ...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Сообщение для воспитателей «Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста

Сообщение для воспитателей «Педагогические условия формирования навыков общения у детей раннего возраста...