Игры-занятия по развитию навыков общения для детей раннего возраста
план-конспект занятия по развитию речи

Скрябина Танзиля Шайхануровна

конспекты игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry-zanyatiya_po_razvitiyu_navykov_obshcheniya.docx53.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №19 «Ручеёк» города Дубны Московской области

ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатель первой

 квалификационной категории

Скрябина Т.Ш.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ

Цель занятий – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи занятий:

- Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

- Обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный  период;

- Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- Развитие внимания, речи, воображения;

- Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

- Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими  детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения), рекомендуется проводить занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Структура и форма занятий

Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.

В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом.

Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируется педагогом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п.

Занятия длительностью 8-10 минут проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Предполагается, что на первых занятиях воспитатель разучивает с детьми отдельные части сценария, а последнее занятие проводит совместно с родителями.

Родители приглашаются на занятия из следующих соображений:

- Совместные занятия являются своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них воспитатель показывает новые средства и способы общения с детьми;

- Неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению воспитателя с родителями.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ:

- воспитатель является непосредственным активным участником занятия – заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие  игре, задает образцы выполнения действий.

- не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе. Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы приступить к игре.

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Задачи:

- снятие эмоционального напряжения и агрессии;

- снижение излишней двигательной активности, импульсивности;

- обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;

- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;

- развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

Набор для выдувания мыльных пузырей;

Магнитофон, кассета с записью плавной мелодии;

Мячи;

Мячи для подскоков (хоппы)

Ход занятия

-Приветствие. Воспитатель показывает детям набор для выдувания мыльных пузырей и предлагает отгадать загадку:

В мыльной воде родился,

В шарик превратился.

К солнышку полетел,

Да не долетел – лопнул!

Воспитатель и дети выдувают пузыри, наблюдают за ними, ловят их. В конце упражнения воспитатель задает вопросы. Дети отвечают на них.

- Сколько пузырей я выдула?                                                              - Много

- Какой формы пузыри?                                                                        - Круглые

- Какого размера были пузыри?                                                         - Большие и маленькие

- А какого цвета вы видели пузыри?                                                 - Белые, голубые, розовые,

 Разноцветные. Подытоживает воспитатель                                   - желтые, зеленые.

- А что делали пузыри?                                                                          - летали, лопались, кружи-

                                                                                                                      лись, поднимались, опус-

                                                                                                                      кались, сталкивались.

А что вы делали?                                                                                     - мы надували пузыри,

                                                                                                                      ловили пузыри. Прыгали.

Дети садятся в круг. Воспитатель поет песенку «Ладушки-ладошки» и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Ладушки-ладошки,                                                               ритмично хлопают в ладоши.

Звонкие хлопушки…

Хлопали в ладошки,

Хлопали немножко.

Да…                                                                                            Кладут ладони на колени.

Пену мешали, пузыри пускали,                                          Имитируют движения.

Пузыри летали, деток забавляли.

Да…                                                                                            Кладут ладони на колени.

Кулачки сложили, кулачками били:                                   Складывают ладони в кулачки.

«Тука-тука, тука-тук!»                                                            Стучат кулачками друг о друга.

«Тука-тука, тука-тук!»

Да…                                                                                             Кладут ладони на колени.

Ладушки плясали,                                                                   Сжимают и разжимают кулачки.

Деток забавляли.

Так они плясали, деток забавляли.

Да…                                                                                             Кладут ладони на колени.

Ладушки устали, ладушки поспали.                                   Кладут ладони сложенные «лодоч-

                                                                                                     кой» под правую, затем под

Баю-баюшки-баю, баю-баю-ладушки.                              левую щеку.

Да…                                                                                             Кладут ладони на колени….

Все  берутся за руки и встают в маленький круг. Воспитатель рассказывает стишок и не спеша отступает назад. Дети повторяют за ним.

«Надувайся пузырь»

Раздувайся большой

Оставайся такой

Да не лопайся.

Круг расширяется, пока воспитатель не скажет : «Лопнул, пузырь!» Тогда все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», сбегаются в маленький круг и снова берутся за руки.

Игра повторяется 2-3 раза.

- Воспитатель предлагает детям лечь на спину, обхватить руками согнутые в коленях ноги, подтянуть голову к коленям.

Дети выполняют задание.

Взрослые помогают детям раскачиваться вперед-назад.

- Ну-ка пузыри, собирайтесь в баночку.

Дети подбегают к воспитателю и встают вплотную друг к другу.

Я беру палочку для выдувания пузырей и опускаю ее в банку.

Воспитатель гладит рукой детей по волосам.

Проверим, все ли пузыри собрались в баночку.

Называет детей по именам, встречается с ними глазами.

Раз-два-три, надуваю пузыри!

Дети разбегаются по группе.

Звучит громкая плавная музыка – дети изображают полет мыльных пузырей. Музыка затихает – дети в удобной позе ложатся на ковер.

В детском саду малышам не хватает тактильного контакта, непосредственного эмоционального общения, поэтому им доставляет огромное удовольствие находиться в «тесной баночке», которую изображает воспитатель, обнимая всю группу детей.

- Воспитатель делит детей на пары, дает каждой паре по мячу и говорит:

- представьте себе, что мяч – это пузырь, который нельзя уронить, иначе он лопнет. Держите мяч вдвоем и дружно выполняйте движения.

Воспитатель напевает песню «Антошка», дети подпевают и, не выпуская мяча из рук, выполняют упражнения под музыку (прыгают, кружатся, маршируют, приседают, поднимают руки вверх и т.п.)

Воспитатель предлагает детям полетать на «мыльном пузыре»,  мяче для поскоков (хоппе). Дети поочередно ложатся на хопп животом и воспитатель раскачивает их в разных направлениях.

- Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Все прощаются до следующей встречи.

На повторных занятиях детям 3-4 лет можно предложить выполнять более сложное упражнение:

Надувайся пузырь, (соединяют в кольцо большой и указательный пальцы). Раздувайся большой (соединяют в кольцо большой и средний пальцы). Оставайся такой, (соединяют в кольцо большой и безымянный пальцы). Да, не лопайся! (соединяют в кольцо большой и мизинец.

Затем, не меняя последовательность слов, дети выполняют движения в обратном порядке (начиная с мизинца).

ЗАЙКА

Задачи:

- создание положительного эмоционального настроя в группе;

- развитие умения подражать движениям взрослого;

- развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

- развитие умения подчиняться правилам  игры, отработка быстроты реакции;

- снижение излишней двигательной активности, импульсивности;

- развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

Материалы:

- мягкие игрушки: заяц и лиса;

Магнитофон, кассета с записью веселой, плясовой музыки.

Матерчатый  мешочек с набором пластиковых овощей.

Ход занятия

- Приветствие.

- Воспитатель говорит:

- Какое сейчас время года? Правильно, зима. А чем вы занимаетесь зимой на улице? Катаетесь на санках, лепите снеговиков. А зайчиков вы умеете лепить? Я вас научу. Давайте соберем побольше снега – начнем лепить.

Воспитатель рассказывает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Мы слепили снежный ком, (имитируют лепку.)

Ушки сделали потом, (изображают уши, прикладывая кисти рук к голове).

И как раз вместо глаз – (подносят к глазам указательный и большой пальцы, соединенные в кольцо).

Угольки нашлись у нас.

Зайка вышел как живой: - (ритмично хлопают в ладоши)

Он с хвостом и головой.  – (приседают, качают головой)

За усы не тяни: - ( показывают усы, грозят указательным пальцем)

Из соломинок они

Длинные, блестящие,-  ( ритмично хлопают в ладоши)

Словно настоящие!

- Воспитатель показывает детям игрушечного зайца.

А теперь давайте хлопнем три раза в ладоши и скажем: «Раз-два-три, зайчик оживи!»

Дети выполняют задание.

- смотрите ребята, зайчик ожил и хочет с вами поиграть.

Воспитатель рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Зайка серенький сидит – (садятся на корточки)

И ушами шевелит – (прикладывают кисти рук к голове и сгибают )

Вот-так, вот-так –

И ушами шевелит (и разгибают ладони)

Зайке холодно сидеть, - (встают, ритмично хлопают в ладоши)

Надо лапочки погреть:

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп;

Надо лапочки погреть;

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать: - (прыгают на месте)

Прыг-скок, прыг-скок,

Надо зайке поскакать.

Воспитатель показывает игрушечную лису и говорит:

- Зайчикам нужно быть осторожными, ведь где-то притаилась лиса. Пока звучит музыка, вы прыгайте, веселитесь, но  как только музыка остановится и вы услышите слова: «Лиса идет», сразу приседайте и сидит тихо. Кто пошевелится, того лисичка увидит.

Воспитатель включает и выключает музыку несколько раз, по окончании игры хвалит детей:

-Замечательно, ребята! Вы были очень внимательными и осторожными зайчиками.

БОЖЬЯ КОРОВКА

Задачи:

- создание положительного эмоционального настроя в группе;

- развитие умения действовать соответственно правилам игры;

- развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

-развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);

- развитие внимания, речи и воображении.

Материалы:

Игрушечная божья коровка (желательно круглой формы); большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.;

Чёрная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой;

Лист с изображением божьей коровки (для каждого ребёнка).

Ход занятия

Приветствие.

Воспитатель показывает детям игрушечную божью коровку и говорит:

- К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.

Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.

Воспитатель предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает точки на спине божьей коровки.

Если дети затрудняются с ответом, воспитатель сам называет цвет, форму и величину игрушки.

- ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем её поймать!

Воспитатель, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой; обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.

Давайте разожмём кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.

Дети вслед за воспитателем медленно разжимают кулачки.

- вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки.

Дети след за воспитателем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка.

Воспитатель рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Божья коровка,                                                      Ритмично покачивают ладонями.

Улети на небо,                                                       Делают взмахи перекрещенными кистями

Принеси нам хлеба,                                              Машут кистями рук на себя.

Чёрного и белого,                                                 Ритмично хлопают в ладоши.

Только не горелого!                                             Грозят указательным пальцем.

Как правило, на первом занятии многие дети не способны повторить некоторые движения за взрослым (скрестить кисти рук, погрозить указательным пальцем). В этом случае воспитатель сажает малышей к себе на колени и, поддерживая их ладони, делает вместе с ними вышеописанные движения.

- Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем её нашим дыханием.

Дети дышат на ладошки.

Обучая этому дыхательному упражнению, воспитатель может попросить детей широко открыть рот и длительно произносить звук «А».

- Согрелась божья коровка, давайте сдуем её с ладошки.

Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

На начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе длительно произносить звук «У».

А теперь ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок.

Мы вокруг себя покружились

И в божьих коровок превратились.                                           Кружатся

Божьи коровки, покажите мне ваши                                       Показывают

Головки, носики и ротики,                                                           названные

Ручки-крылышки, ножки, животики.                                      части тела

Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам.

Дети встают на четвереньки и ползают по полу.

- подул злой холодный ветер, перевернул жучков.

Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками.

Если воспитатель наблюдает у кого-то из детей напряженные, скованные, резкие движения, то он может поглаживанием и легки встряхиванием помочь ребенку снять излишнее напряжение.

- Подул добрый, теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.

Дети снова встают на четвереньки и ползают.

Игра повторяется 2-3 раза.

Тёплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух и они полетели.

Дети, изображая полёт божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат.

- воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки!!

Дети бегут в объятия к психологу и воспитателю.

Воспитатель выставляет перед ними парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машины, матрёшки и т.п.). и говорит:

- ребята, Божьей коровке захотелось поиграть с вашими игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки.

- давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками, какая она круглая.

Дети вслед за воспитателем рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.

При необходимости взрослые могут взять руки детей в свои и показать им, как выполняются вращательные движения.

Дети садятся за столы. Воспитатель раздает краски и листы с изображением божьих коровок.

- теперь нарисуем чёрные точки на спинках божьих коровок.

Дети вслед за воспитателем обмакивают указательные пальцы в чёрную краску (гуашь, смешанную с зубной пастой) и закрашивают круги на спинках божьих коровок.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Воспитатель говорит:

- божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания!

На повторных занятиях можно предложить детям пальцем, большой кисточкой или поролоновым  тампоном нарисовать: травку около божьей коровки; солнышко в верхней части листа.

ЛИСТОПАД

Задачи:

- создание атмосферы эмоциональной безопасности;

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;

- развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;

- развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции;

- развитие речи, воображения, творческих способностей.

Материалы:

Большой зонт;

Магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки;

Два кленовых листа (для каждого ребёнка);

Жёлтая, красная, зелёная гуашь;

Лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребёнка).

Ход занятия

Приветствие;

Воспитатель предлагает детям посмотреть, что происходит за окном. Он обращает внимание малышей на приметы осени (желтеющие деревья, опавшие листья, пасмурное небо) и говорит:

- представьте, что мы идем гулять в осенний лес.

Дети выстраиваются в колонну. Воспитатель говорит6

- внимательно слушайте слова. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.

Зашагали ножки: топ-топ-топ.                                   Идут друг за другом.

Прямо по дорожке: топ-топ-топ.

Ну-ка веселее: топ-топ-топ,

Вот как мы умеем: топ-топ-топ.

Побежали ножки                                                               Бегут, стараясь

По ровненькой дорожке,                                                  не обгонять друг друга.

Убегают, убегают,

Только пяточки сверкают.

Игра «Дождик и солнышко»

Дети ходят по комнате, изображая, что собирают листья. Как только воспитатель включает кассету со звуками дождя или дает команду «Дождик!», - дети бегут под большой зонт, который, держит кто-нибудь из взрослых, и прячутся так, чтобы всем хватило места. Воспитатель может барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя, слегка обрызгивать его из пульверизатора. (Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать, как с зонта скатываются капельки, подставлять руки, чтобы их поймать) шум дождя прекращается или звучит команда «Солнышко!» - дети выбегают из-под зонта.

Игра повторяется 2-3 раза.

Включается кассета с записью спокойной музыки. Дети берут в каждую руку по кленовому листочку. Воспитатель говорит:

- представьте, что вы – кленовые листочки. Пришла осень – пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Подскажите, как танцуют листочки на ветру.

Дети, изображая полет листьев, плавно движутся под музыку.

Воспитатель читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Листопад, листопад,                                                 Кружатся, изображая листочки.

Листья желтые летят,                                          подбрасывают листочки.

Под ногой шуршат, шуршат,                                 ходят по листочкам.

Скоро станет голым сад.                                        Ложатся на пол и слушают музыку.

Дети садятся на столы. Воспитатель раздает краски, кисточки и листы с изображением осеннего пейзажа и предлагает нарисовать летящие по небу листья. Дети, рассказывая стихотворение «Листопад», в ритм стиха прикладывают кисточку к листу бумаги.

Все рассматривают рисунки, воспитатель хвалит детей за работу.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше сего понравилось.

Воспитатель прощается со всеми до следующей стерчи.

На повторных занятиях можно предложить детям: докрасить пальчиком (поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) осенний лист, обмакивать кленовые листья в тарелочку с краской и делать ими отпечатки на большом листе ватмана.

МЯЧИК

Задачи:

- сплочение группы, развитие умения взаимодействия со сверстниками;

- повышение эмоционального тонуса;

- развитие чувства ритма, координации движений;

- развитие ориентации в пространстве;

- обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;

- развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

Материалы:

Большой мяч;

Матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).

Ход занятия

Приветствие.

Воспитатель показывает детям большой мяч и предлагает определить его величину, цвет и форму.

Дети выполняют задание.

- покажите рукой форму мяча.

Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.

Давайте сядем вокруг мяча и кладут на него ладони: дети повторяют за воспитателем стихотворение С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч» и ритмично шлепают по мячу сначала одной, потом другой рукой.

Воспитатель оказывает помощь детям, которые неритмично шлепают по мячу. Он кладет свою ладонь на ладошку ребенка и помогает ему скоординировать движения руки с ритмом стиха.

- а теперь представьте, что вы превратились в мячики. Катя, ты будешь мячиком какого цвета? А ты, Вова? и т.д.

Дети рассматривают свою одежду и называют соответствующие цвета.

- я буду играть с мячами – легонько шлепать вас ладошкой, а вы будете прыгать, как мячики.

Воспитатель, рассказывая стихотворение «Мой веселый звонкий мяч», поочередно кладет ладонь на голову каждого ребенка. Дети, почувствовав касание, подпрыгивают на месте. На слова: «не угнаться за тобой» - дети убегают от психолога к воспитателю (родителям). Игра повторяется – и дети убегают от воспитателя (родителей) в объятия психолога.

Воспитатель предлагает «мячам» поиграть в прятки. Он читает стихотворение «Мой веселый звонкий мяч». Дети прыгают. На лова: «не угнаться за тобой» - дети разбегаются по группе и прячутся. Воспитатель ищет детей. Найденный ребенок должен сказать, где он прятался (под столом, за креслом, в углу и т.п.)

Игра повторяется 2-3 раза.

- Ребята, вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте глаза, а мячик спрячется.

Дети закрывают глаза, воспитатель прячет мяч. По команде воспитателя дети открывают глаза и начинают искать мяч. Найдя, говорят, где он «прятался».

Воспитатель показывает детям матерчатый мячик. Вам нужно найти его, не заглядывая в мешочек.

Дети поочередно отыскивают мячик на ощупь и рассказывают, как они отличили его от кубика.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают что им больше всего понравилось.

Воспитатель говорит: «Наше занятие заканчивается. Давайте скажем друг другу «спасибо» за веселую игру. До свидания!

На следующем занятии можно предложить детям раскрасить пальчиком (поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) полоски на мяче.

ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС

Задачи:

- сплочение группы, развитие эмпатии;

- развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;

- снижение излишней двигательной активности;

- обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;

- развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и другие).местонахождение вещей;

- развитие общей моторики;

- развитие памяти, речи и воображения.

Материалы:

Картина или фотография «Осенний лес»;

Игрушечный ёжик;

Игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь;

Красный, жёлтый и зелёный кленовые листья (для каждого ребёнка);

Красная, жёлтая и зелёная корзинки.

Ход занятия

Приветствие.

Воспитатель показывает детям картину, на которой изображен осенний лес. Дети рассматривают картину, называют время года, объясняют, по каким признакам они определили, что изображена осень.

Воспитатель говорит:

- давайте представим, что мы идем на прогулку в осенний лес.

Дети встают друг за другом и идут по кругу.

Воспитатель рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

По ровненькой дорожке,                                              движутся обычным шагом.

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки

По камушкам, по камушкам                                         движут шагами.

По кочкам, по кочкам,                                                    выполняют прыжки с

                                                                                              Продвижением вперед.

По маленьким листочкам,                                             движутся мелкими шажками.

В ямку – бух!                                                                      Приседают на корточки.

С целью развития произвольного контроля за действиями воспитатель обращает внимание детей на то, что нужно приседать на корточки, а не просто садиться на ковер или падать на колени.

- Ну , вот, мы и в лесу. Нас должен встречать ёжик… Где же он?

Дети находят спрятанную игрушку и говорят, где находился ёжик.

Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель рассматривает с детьми игрушечного  ежа, предлагает его потрогать. Дети касаются ладонью игрушки, делают вид, что укололись, одёргивают руку, говорят, что ежик колючий.

Воспитатель предлагает детям выучить стихотворение Б. Заходера.

- что ты, ёж, такой колючи?

- это я на всякий случай.

Знаешь, ко мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Воспитатель объясняет, как ёжик защищается от «своих» соседей, предалагает детям поиграть.

Дети изображая ёжиков, ползают на четвереньках по группе. Когда воспитатель показывает игрушку (лису, волка или медведя), дети должны сгруппироваться и сидеть неподвижно.

Игра повторяется 2-3 раза.

Некоторым детям сложно соблюдать условие игры: не двигаться при появлении лисы (волка, медведя) – они стремятся убежать, спрятаться. Вхождение в роль поможет преодолеть импульсивность. Детям напоминают, что ежи не умеют бегать, как зайцы, не умеют лазить по деревьям, как белки, - но у них есть надежное укрытие – иголки.

Воспитатель говорит:

-ёжик собрал в лесу кленовые листочки. Он просит вас помочь ему правильно разложить листочки по корзинам.

Воспитатель дает каждому ребёнку набор кленовых листьев, выставляет три корзинки – красную, жёлтую и зелёную. Дети раскладывают листья по корзинкам соответствующего цвета.

Воспитатель предлагает спеть ёжику песенку.

Выбирается ребёнок, который будет изображать ёжика. Он садится и обхватывает руками колени (или ложится и сворачивается калачиком). Воспитатель и остальные дети встают вокруг него и поют песенку.

Шли по лесу не спеша,

Вдруг увидели ежа.

- Ёжик, ежик, - мы друзья,

Дай погладить нам тебя.

Все наклоняются и ласково прикасаются к «ёжику».

Игра повторяются 2-3 раза.

Чтобы каждый ребёнок побывал в роли ежа, можно предложить сесть в центр круга сразу нескольким детям.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Все прощаются до следующей встречи.

На повторном занятии можно предложить детям: дорисовать (пальчиком, кисточкой, карандашом) иголки у ёжика; разложить по корзинкам сыроежки или цветы, вырезанные из красного, жёлтого или зелёного картона.

ВЕСЁЛЫЙ ПЕТРУШКА

Задачи:

- развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;

- закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка-мальчик);

- закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие восприятия, речи и воображения;

Материалы:

Игрушка (кукла бибабо), «Петрушка»;

Игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой;

Бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика);

Бельевая прищепка красного цвета (для каждой девочки);

Обруч с привязанными к нему лентами синего и красного цвета;

Мягкая игрушка или кукла (для каждого ребёнка).

Ход занятия

Приветствие.

Воспитатель говорит:

- Ребята, к нам в гости едет весёлый Петрушка.

Раздается «гудок паровоза» и в групповую комнату входит воспитатель, который везет куклу на игрушечном паровозике.

«петрушка» обращается к детям:

- Здравствуйте, дети! Наверное, вы меня ждали? Ну. Тогда давайте играть и веселиться! Кто хочет на моем паровозе прокатиться?

Дети встают друг за другом, берутся одной рукой за ленту, привязанную к паровозику, дружно шагают и поют песенку.

Паровоз, паровоз, маленький блестящий,

Он вагоны повёз, будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Плюшевые мишки, зайки пушистые

Кошки да мартышки!

- Вот мы и приехали в страну игр и развлечений! Вставайте в круг. Давайте поиграем с нашими ручками и ножками. Ой, а где же ваши ручки? Спрятались?

Воспитатель и «Петрушка» поют песенку и показывают движения. Дети повторяют за ними.

Где же, где же наши ручки?                                Разводит руками, удивленно

                                                                                      Смотрят друг на друга.

Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек!                                                    Прячут руки за спину.

Вот, вот наши ручки!                                                Поворачивают ладошки

Пляшут, пляшут наши ручки!                                 Ритмично машут

Пляшут наши ручки!                                                 Ладошками перед собой.

Где же, где же наши ножки?                                  Разводят руками, удивленно

Где же наши ножки?                                                 Смотрят друг на друга.

Нету наших ножек!                                                    Садятся на корточки.

Вот, вот наши ножки!                                                Ритмично хлопают

Вот наши ножки!                                                         Ладошками по ногам.

Пляшут, пляшут наши ножки!                                  Ритмично топают ногами.

Пляшут наши ножки!

Где же, где же наши детки?                                      Разводят руками, удивленно

Где же наши детки?                                                     Смотрят друг на друга.

Нету наших деток!                                                        Прячут лицо в ладошки.

Вот, вот наши детки!                                                    Открывают лицо, улыбаются,

Вот наши детки!                                                            Покачивают головой.

Пляшут, пляшут наши детки!                                     Пританцовывая, поворачиваются

Пляшут наши детки!                                                     Вокруг себя.

- Ура! Нашлись наши детки! Вам мои игр еще не надоели? Тогда все на карусели! А у вас есть билеты?  Получите: девочки – красные,  мальчики – синие.

«Петрушка» раздает детям «билеты». Девочки получают красные прищепки, а мальчики – синие. Дети самостоятельно прикрепляют прищепки на одежду. «Петрушка» обращается к каждому из детей с вопросами: «Какого цвета у тебя билет? Поему?»

Дети отвечают:

- У меня красный билетик, потому что я девочка.

- У меня синий билетик, потому что я мальчик.

«Петрушка» показывает «карусель» (обруч с красными и синими лентами), предлагает детям подойти к тем лентам, которые совпадают по цвету с их «билетиками». Дети выбирают себе ленты и называют их цвет.

Дети взявшись за ленты, встают в круг. Воспитатель и «Петрушка» рассказывают потешку и показывают движения. Дети повторяют за ними.

Еле, еле, еле, еле                                                  идут медленно

Завертелись карусели

А потом, потом, потом                                       идут быстрее

Все бегом, бегом, бегом!                                   Бегут

Тише, тише, не спешите,                                    Переходят на шаг.

Карусель, остановите!                                         Останавливаются.

Раз, два, раз, два!                                                  Берутся руками за голову,

                                                                                    Наклоняют голову вправо-влево.

Закружилась голова!                                             Делают вращательные движения головой.

Игра повторяется 2-3 раза. Чтобы у детей не закружилась голова, направление каждый раз меняется на противоположное.

При отсутствии обруча и разноцветных лент можно предложить детям встать в круг и взяться за руки.

- Ребята, вы так весело катались на карусели, играли, что вашим игрушкам тоже захотелось поиграть.

Дети выбирают себе игрушки и подходят к воспитателю. Воспитатель и «Петрушка» рассказывают потешку и показывают движения. Дети повторяют за ними.

Прыгай, прыгай веселей!                                       Прыгают с игрушками в руках.

Прыгай, прыгай побыстрей!                                  Поднимают игрушку над головой.

Вверх, вниз, вверх, вниз!                                        Приседают, ставят игрушку на пол.

И немного покружись!                                             Вытягивают руки с игрушкой вперед

                                                                                        И кружатся на месте.

Игра повторяется 2-3 раза.

Раздается «гудок паровоза».

- ребята, паровозик говорит, что нам пора возвращаться. Садитесь быстрее в вагончики. Поехали!

Дети берутся за ленту, привязанную к паровозику, дружно идут и подпевают «Петрушке».

Вот какой паровоз к празднику купили.

Вот какой паровоз детям подарили.

Катится, катится дальняя дорога!

Вдоль нашей комнаты, прямо до порога.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Воспитатель и дети благодарят «Петрушку» и паровозик за путешествие и игры. Все прощаются до следующей встречи. Петрушка уезжает.

На повторных занятиях детям предлагается: раскрасить (пальчиком, поролоновым тампоном, кисточкой, карандашом) круги на одежде Петрушки, покататься на «карусели» с зелеными и желтыми лентами, взяв «билеты» соответствующего цвета.

НОВЫЙ ГОД

Задачи:

- создание положительного эмоционального настроя в группе;

- отработка умения согласовывать сои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни;

- отработка быстроты реакции;

- развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

- развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

Материалы:

Игрушечный Дед Мороз;

Новогодняя ёлка;

Пластиковые бутылки с холодной, тёплой и горячей водой;

Краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой;

Лист с изображением новогодней ёлочки (для каждого ребёнка);

Матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для детей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленькими игрушками и. т.п.).

Ход занятия

Приветствие.

Воспитатель показывает детям игрушечного Деда Мороза.

«Дед Мороз» здоровается с детьми, спрашивает, как их зовут.

Воспитатель говорит:

- Сейчас, Дедушка Мороз, мы познакомим тебя со всеми детьми.

Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом. Воспитатель проговаривает рифмовку.

В нашей группе, в нашей группе                                   все ритмично хлопают в ладоши.

Много маленьких ребят

Все на стульчиках сидят                                                   воспитатель показывает на ребёнка,

А у нас есть….                                                                      Все хором называют его имя.

«Дед Мороз» спрашивает детей, знают ли они, какое сейчас время года,

Какой праздник скоро будут отмечать. Дети отвечают на вопросы. «Дед Мороз» звалит ребят, предлагает потанцевать вокруг ёлочки. Все встают в круг.

Дети по лесу гуляли,

Любовалися на ель,                                          идут вокруг ёлки.

Какая ель, какая ель,                                        поднимают руки вверх.

Какие шишечки на ней.                                   выполняют кистями рук движение «фонарики»

Топни ножкой: топ-топ-топ,                           ритмично топают ногами.

А в ладошки: хлоп-хлоп-хлоп.                       ритмично хлопают в ладоши.

Шаг туда и шаг сюда,                                       делают шаги вперед-назад.

Повернись вокруг себя.                                  кружатся  на месте.

Воспитатель говорит:

- Дедушка Мороз, ребята так танцевали, что им стало жарко. Остуди их –поморозь их немножко.

Дети хором просят «Деда Мороза» заморозить им носик (ротик, щёчки, лобик, ушки, ручки, ножки). (- Дед Мороз, Дед Мороз, ты нам носик заморозь!). Они показывают названную часть тела и , как только к ним приближается «Дед Мороз», закрывают нос (рот, щеки, лоб, уши) ладошками, прячут за спину руки, приседают, пряча ножки.

- заморозил вас Дед Мороз? Давайте поиграем нашими пальчиками.

Воспитатель рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Пальчики у нас попляшут:                                       шевелят пальчиками.

Вот они, вот они!                                                        Показывают ладошки Дуду Морозу

В кулачки мы пальцы спрячем,                               сжимают пальцы в кулачки.

В кулачки, в кулачки!

Пальчики опять попляшут:                                      шевелят пальчиками.

Вот они, вот они!                                                        Протягивают раскрытые ладошки.

Мы ладошкам помашем                                          сгибают и разгибают ладошки

«Заходи к нам, заходи!»                                           подзывая Деда Мороза.

- Ой, жарко стало Дедушке Морозу! Он может растаять! Надо дедушку спасать! Дайте ему попить холодной воды.

Воспитатель приносит бутылки с горячей, тёплой и холодной водой.

Дети трогают бутылки и говорят, какая в них находится вода: холодная, тёплая и горячая.

- Молодцы, ребята, нашли бутылку с холодной водой. А сейчас садитесь за столы. Дед Мороз приготовил вам сюрприз.

Дети садятся за столы, на которых воспитатель расставил гуашь и разложил листы с изображением новогодних ёлочек.

- Что нарисовано на листе? Правильно, ёлочка. Покажите, какие круглые шарики на ней висят.

Дети рисуют в воздухе круги: одной рукой, другой, обеими рука и одновременно.

- А теперь давайте раскрасим шарики на ёлке.

Дети выполняют задание.

Дети 2-3 лет раскрашивают шарики пальцами или поролоновыми тампонами. Детям 3-4 лет можно предложить кисточки или карандаши.

«Дед Мороз» хвалит детей и предлагает отгадать, какие подарки лежат в его мешке. Дети поочередно опускают в мешок руку, ощупывают подарки («Чупа-чупс», «Киндер-сюрприз», маленькие игрушки и т.п.), затем хором называют то, что лежит в мешке. «Дед Мороз» раздает подарки детям.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Воспитатель говорит:

- наше занятие заканчивается. Давайте скажем Деду Морозу «спасибо! До свидания!»

МЯЧИКИ

Задача:

- развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера),

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;

- развитие ориентации в собственном теле;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Материалы:

Большой красный мяч и маленький синий мячик;

Мячи среднего размера (для каждой пары детей);

Магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии;

Лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка).

Ход занятия

Приветствие.

Воспитатель показывает детям большой красный мяч и маленький синий мяч. Дети рассматривают мячи, называют их количество, сравнивают по величине и цвету.

Воспитатель предлагает детям встать в круг, взяться за руки и изобразить сначала большой, а потом маленький мяч. Дети выполняют задание.

- Ребята, мячи хотят с вами поиграть.

Дети вслед за воспитателем повторяют слова и выполняют движения, упоминаемые в тексте.

Девочки и мальчики прыгают, как мячики.

Ножками топают, руками хлопают,

Головой кивают, а после отдыхают.

Игра повторяется 2-3 раза.

Дети ложатся на ковер, закрывают глаза. Воспитатель включает спокойную музыку и говорит:

- Мячики отдыхают, а по комнате летает ветерок и дотрагивается до них.

Воспитатель гладит детей: одного по головке, другого по коленкам, третьего по животику и т.п., открыв глаза, дети должны показать и назвать части тела, до которых дотрагивался «ветерок».

- Теперь давайте дружно похлопает ладошками по мячу.

Дети садятся вокруг большого мяча, кладут на него по одной ладошке.

Воспитатель читает потешку, дети ритмично шлёпают по мячу.

Друг весёлый мячик мой,

Всюду, всюду ты со мной.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо с тобой играть!

Воспитатель включает ритмичную, плавную музыку, делит детей на пары и дает каждой паре по мячу. По команде воспитателя пары, не выпуская мяча из рук, должны пройтись по группе, попрыгать, покружиться, присесть и т.п.

- А теперь покажем, как мы будем рисовать мячики.

Дети вслед за воспитателем рисуют спираль: вначале в воздухе попеременно правой и левой рукой, затем на ладошке указательным пальцем.

Воспитатель кладет перед детьми большой красный мяч и маленький синий мячик, раздает листы бумаги и карандаши.

- Нарисуйте красным карандашом большой мяч, а синим – маленький.

Детям 2-3 лет раздаются большие красные и маленькие синие круги и предлагается инструкция: «покажите большой красный мяч, покажите маленький синий мячик».

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им  больше всего понравилось.

Воспитатель хвалит детей за работу и прощается со всеми до следующего занятия.

МАМИН ДЕНЬ

Задачи:

- оптимизация детско-родительских отношений;

- воспитание доброго отношения к маме;

- развитие двигательных навыков;

- развитие восприятия, внимания и речи.

Материалы:

Кукла и игрушечный медвежонок (для каждого ребёнка);

Головные уборы (платки, косынки, шарфики) и украшения (заколки, ленты, браслеты, бусы и т.п.);

Ширма;

Колокольчик.

Ход занятия

Приветствие.

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель задает вопросы, дети в ответ произносят слово «мама».

- Кто нас очень любит?                                  - Мама!

- Кто нас утром будит?                                  - Мама!

- Кто нас утром умывает?                             - Мама!

- Кто нас в садик провожает?                      - Мама!

Воспитатель обращается к мамам:

- мамы, покажите, пожалуйста, как вы умываете своих ребятишек.

Каждый ребёнок подходит к своей маме, садится к ней на колени. Мамы рассказывают потешку и гладят своих детей.

- водичка, водичка,                                                 гладят детей по головкам.

Умой (имя ребёнка) личико,                                 гладят лобики.

Чтобы щечки краснели,                                          гладят щечки,

Чтобы глазки блестели,                                          гладят бровки,

Чтоб смеялся роток,                                                гладят губы, подбородок.

Чтоб кусался зубок!                                                 Мамы и дети улыбаются друг другу.

Вот ребята, как мамы любят вас, как они о вас заботятся. Сегодня 8 Марта, у наших мам праздник. Покажите, что вы их любите и тоже можете о них заботиться.

Дети рассказывают потешку «Водичка, водичка, умой маме «личико» и гладят своих мам.

Воспитатель раздает детям игрушечных медвежат и говорит:

- Ребята, а ваши мамы любят наряжаться, красиво одеваться? Да? Тогда пойдемте за нарядами для мам.

Дети, держа в руках игрушки, встают друг з другом. Воспитатель рассказывает стихотворение, дети маршируют по кругу.

Мишка мой всегда со мной,

Всегда со мной идет!

Он меня не обгоняет и не отстает.

Хорошо нам с мишкой путешествовать вдвоем:

Нам мороз и сильный ветер нипочем!

Хорошо нам с мишкой путешествовать вдвоем.

Дети поворачиваются к мамам и дружно произносят:

- Если маму мы с собой берем!

Воспитатель раздает детям платочки, бусы, браслеты, заколки, ленты. Дети наряжают своих мам.

Воспитатель ставит ширму, дети прячутся за нее и поочередно зовут оттуда своих мам.

Мама должна узнать своего ребенка по голосу и назвать его по имени. Ребенок, услышав свое имя, бежит в объятия к маме.

Воспитатель дает одному из ребят колокольчики, а его маме завязывает глаза. Дети разбегаются, мама по звонку колокольчика должна найти своего ребенка.

- можно усложнить игру – дать колокольчики сразу двум детям.

Мамы садятся на стулья, воспитатель говорит:

- Теперь пусть мамы отдохнут, а мы им песенку споем.

Каждый ребенок выбирает себе куклу. Воспитатель поет и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Тихо, куколка сиди.                                                      Укачивают кукол.

Мою маму не буди.          

Прыгай, кукла веселей,                                               Поднимают кукол вверх, прыгают.

Буди маму поскорей.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Воспитатель и дети еще раз поздравляют мам с праздником 8 Марта. Все идет на чаепитие, на котором дети угощают мам и воспитателей.


                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков общения у детей раннего возраста средствами нетрадиционного рисования

В ПОСОБИИ ПРЕДСТАВЛЕНА  СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОБЩЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИООНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ, РАССМОТРЕНО ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ НЕ...

Консультация для родителей "Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Игры для формирования навыков общения у детей раннего возраста"...

«Развитие коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста».

Ранний возраст – уникальный период в жизни человека. Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления.Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных пр...

Формирование навыков общения у детей раннего возраста с синдромом Дауна

«Общение – понятие, гораздо более широкое, чем просто говорение. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в...

Консультация для родителей "Воспитание навыков общения у детей раннего возраста"

Воспитание навыков общения у детей раннего возраста ....

Консультация для родителей: "ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА".

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.     Ребёнок от 1 года до 3-х лет активно растёт, развивается и набирается опыта. Находясь в окружении семьи (родителей, старших дете...

«Развитие коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста».

laquo;Развитие коммуникативных навыков общения у детей раннего возраста»....