РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Пантелеева Елена Николаевна

В статье рассматривается педагогическая технология развития словесного творчества в театрализованной деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_panteleeva.docx48.75 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е.Н. Пантелеева, воспитатель I категории

МКДОУ «Детский сад №2 общеразвивающего вида»

Курганская область, р.п. Мишкино

Аннотация

В статье рассматривается педагогическая технология развития словесного творчества в театрализованной деятельности дошкольников.

Ключевые слова

         Словесное творчество, творческая деятельность, театрализованная деятельность, детское словесное творчество.

        

Проблема развития речевого творчества, воспитание творческих способностей детей в дошкольном возрасте, представляется актуальной на протяжении многих лет.  У детей дошкольного возраста не всегда развиты умения,  правильно воспроизводить литературные сюжеты, выражать словесно свои эмоции и чувства, описывать художественный образ.

        Словесное творчество это художественная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства, ощущений от окружающей жизни и выражающаяся устных сочинений  

Для эффективного развития словесного творчества нужны условия благополучного осуществления регулярной работы по развитию речи детей          и обучению их родному языку.  Для этого нужно:

  • расширять словарный запас,
  • экспериментировать со словами и предложениями,
  •  совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую и монологическую речь,
  •  обогащать и развивать  мысль делать её образной и логичной,
  •  воспитывать  поэтический  слух,  
  • совершенствовать навык выразительного чтения.

Одним из самых приемлемых и эффективных средств формирования у детей дошкольного возраста творческих словесных умений является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность это отличная возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, оказывает большое влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста

Участвуя в театрализованной деятельности, дети дошкольного возраста знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии. В процессе работы над выразительностью реплик героев, активизируется словарь ребёнка, совершенствуется артикуляционный аппарат, её интонационный строй.

        Каковы возможности театрализованной деятельности в развитии словесного творчества у детей дошкольного возраста.

Процесс развития словесного творчества в театрализованной деятельности детей  дошкольного возраста требует соблюдения следующих педагогических условий:

• подбор литературных произведений с учётом возможности сценического воплощения их содержания;

        • проведение специальных творческих заданий, развивающих театральные способности детей (соединение движений с выразительностью речи, с мимикой и жестами).

Ребенок выявляет свое понимание окружающего, свое отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, его интересы и способности. В своем творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.

Возраст детей

Содержание

задачи

Младший возраст (1-2 мл.гр)

Совместная деятельность воспитателя и детей при разыгрывании народных песенок, сказок, потешек, при использовании  игрушек, и фигурок плоскостного, настольного театра

формировать простейшие образно – выразительные умения (например, имитирование характерных движений сказочных животных);

Средний возраст

Самостоятельная деятельность  детей при разыгрывании народных песенок, сказок, потешек, при использовании  игрушек, и фигурок плоскостного, настольного театра

обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме)

Старший возраст

Работать в коллективе передавая образы сказочных персонажей характерными движениями

совершенствовать образные исполнительские умения;

Подготовительная группа

Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность а театральных постановках

развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

Изучение данной темы я начала с обработки методической литературы, поиска интересных форм совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями, над темой «Развитие словесного творчества в процессе театрализованной деятельности».

План работы, который предполагал решение следующих задач.

  1. Создать  эмоционально-благополучную атмосферу в группе детского

сада (налаживание контактов с детьми, развёртывание партнёрских отношений,  снятие эмоционального напряжения в выступлениях).

  1. Подготовить  предметно-развивающую среду  обогащающую

жизненный опыт дошкольников.

  1. Развивать инициативность и самостоятельность детей в

театрализованной деятельности.

  1. Создать педагогические условия по развитию словесного творчества

детей старшего дошкольного возраста в театрализации.

  1. Ознакомить с художественной литературой и произведениями.
  2. Прививать детям навыки в области театрального мастерства

(применение мимики, жестов, голоса).

  1. Создать у родителей представление о театральной деятельности детей.

В группе педагогу необходимо сделать условия для развития творческой активности детей, очень важна предметно - развивающая среда. Так как она способствует накоплению игрового опыта, но и представляется основой самостоятельного творчества любого ребёнка, формой его самообразования.

        Нужно построить так предметно - развивающую среду, что бы дети могли самостоятельно играть в режиссёрские и театральные игры.        

        Для этого в группе обязана  быть оборудована театральная зона либо уголок сказки. Где дети могли подобрать игровые принадлежности и атрибуты, надев маску,  могли представить себя в той или иной роли, дальше развивают замысел игры. С помощью родителей  изготовить  пальчиковый, настольный, театр из ложек, кукольный театр на прищепках, костюмы, шапочки, маски, ширму.

Благополучное развитие словесно творческого процесса дошкольников может осуществляться в требованиях строго определённой организации развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

   Применять задания на придумывание продолжения сказки, рассказов; театрализованные игры; сочинение сказок по мнемотаблицам, словесные игры, проигрывание сказок.

В родительском уголке оформлять стенды для консультации,

« Театр дома», «Воспитание ребёнка посредством театральной деятельности», «Развитие у детей навыков сценического искусства», «Развивайте словесное творчество детей».

Одним из требований благополучного освоения детьми театрализованной деятельности, словесного творчества является эффективное взаимодействие воспитателя, детей с родителями. Конкретно в семейных условиях, возможно, уделить ребёнку достаточное внимание в зависимости от особенностей его развития, склонностей, читательских интересов.  С родителями можно послушать сказку. Рассмотреть иллюстрации к литературному произведению, обсудить сказочных героев.  Подобрать  литературный материал для обогащения детских представлений о сказочных персонажей, которые могут использовать родители для разыгрывания со своим ребёнком. Например, стихи Т. Волгиной.

        Применение консультаций для воспитателей  по словесному творчеству в театрализованной  деятельности повышает эффективность педагогического процесса, которые педагоги могут использовать в своей работе, «Значение словесных игр в детском саду»,  «Формы работы по развитию словесного творчества дошкольников», «Развитие словесного творчества в театрализованной деятельности дошкольников».

Приемы и методы, помогающие постепенно ввести дошкольников в роль сказочника.        

 

Методы и приёмы

Содержание

НОД с элементами театрализации

Осуществление занятий с элементами театрализации, помогает каждому дошкольнику проявить свои умения, склонности к словесному творчеству, быстрее и качественно усвоить материал. На занятиях по развитию речи предложить задание – придумать для сказки «Маша и медведь» концовку. Цель: развитие умения логически завершать сказку, осмыслить воспринимаемое и грамотно заканчивать мысль, активизировать словарный запас. Для детей предлагается сюжет, мы обращаемся к детям с просьбой закончить сказку в соответствии с её смыслом. Если возникли трудности, мы помогаем наводящими вопросами. Весьма  важно эмоционально реагировать на каждый обнаруженный ребёнком ответ (изумление, радость, испуг), развивать эмоциональное взаимоотношение детей к сочиняемому сюжету и выразительность речи.

Пересказ русских народных сказок

Сказка — произведение, созданное для рассказывания, она обладает специфическими признаками устной речи. И передавая ее, ребенок овладевает опытом поэтической и одновременно разговорной речи. Часто рассказывая хорошо знакомые сказки, он значительно обогащает свои навыки и умения в рассказывании, что является необходимым условием для сочинения собственных сказок.

Придумывания сказки по предметно-схематической модели. 

Нужно сочинить сказку по картинке. Для этого показываем какую-нибудь картинку, которая была отправной точкой детской фантазии.  Детям на первых порах будет сложно, глядя только на предмет, сочинить что-то интересное.  Подводим детей к мысли о том, что этот предмет становится волшебным и добрым людям помогает, а у злых людей меняет свои свойства наоборот. Сочинить сказку, глядя только на пунктирную линию.  Л.Б. Фесюкова подсказывает приём: можно предложить ребятам такой вопрос: «На что похожа пунктирная линия?» Вместе с детьми приходим к тому, что это может быть дорожка, чьи-то следы, и тогда подсказываем, может, это Зайчик запутывал свои следы, спасаясь от Лисы?

Прием решения сказочных задач

Помогает детям, минимально изменяя сюжет сказки, найти неожиданное решение сказочной задачи:

  • Как сделать, чтобы медведь из сказки «Маша и медведь» сам отпустил Машу домой?
  • Что может сделать Колобок, чтобы и песенка была услышана, и он живым остался?
  • Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы её не съел волк?

Применение мнемотаблиц

В ходе его выполнения ставилась задача – учить детей выстраивать сюжет в логически правильной последовательности, что способствовало развитию воображения и творческого мышления ребёнка. Применяя схематические образы, предметы, символы к сказкам, обращали внимание детей на то, что сюжет картинок фантастический.

Работа с воображаемым предметом

Особенное место в занятиях уделяется работе с воображаемым предметом, который обогащает фантазию, развивает творческое воображение и очерёдность действии. Например: «Ребята, в данный момент мы с вами в лесу и собираем ягоды и грибы» или «мы хитрющие лисоньки». Моментально группа наполнялась ожившими персонажами, пассивных  детей не было.

Работа над выразительностью с помощью подготовительных упражнений

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей проводить подготовительные упражнения: артикуляционная гимнастика, упражнение на дыхание, скороговорки, чистоговорки на развитие дикции, развивает моторику речедвигательного аппарата, дикцию, речевой слух и речевое дыхание, происходит приобщение к словесному творчеству.

В игре ребёнок подталкивает к неформальному общению, творческому воспроизведению текста, к употреблению средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации.  Для этого применяются этюды, тренинги, словесные упражнения, которые способствуют развитию словесного творчества и навыков театральной игровой деятельности. Например, игры-стихи «Сердитый гусь», «Весёлый гном», «Мячик», «Белка».

Научить детей обыгрывать литературный текст, самостоятельно искать выразительные средства для творения  образа, используя движение, мимику, жест. Также проводим развитие интонационной выразительности речи, где дети произносят стихи то удивлённо, то насмешливо, то недоумевая.

«Перевирания сказок»

Использовать  наводящие вопросы, предложенные варианты различных персонажей сказки,  где дети самостоятельно придумывают сказку по мотивам народной сказки.

Сказка шиворот-навыворот

помогает детям составить пародию на знакомое произведение.

  • Белоснежке, встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов...
  • Волк хотел съесть козлят, но они захватил его в плен...
  • Жила-была злая Желтая Шапочка и встретила она доброго волка...
  • Золушка стала ленивой и капризной, а мачеха заботливой и трудолюбивой…

«Оживление «сказки

В процессе инсценировок детям предлагается «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать действие  героев с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию любого персонажа.

«Коллаж из сказок»

На основе новых героев нужно придумать новые интересные действия в известной сказке.

  • Баба-Яга встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку.

Во время придумывания сказки, детям   предложить  использовать в сказке какое-либо волшебное средство, также задавать наводящие вопросы для объединения отрывочных эпизодов в единую композицию. 

Игры-драматизации

Широко используются и игры-драматизации, ведущим объектом обыгрывания в которых становится сам ребёнок. Все данные игры способствуют развитию  речевого творчества детей, тренируют память, развивают правильную речь, чувства и тяготение к познанию мира.

        Игра-драматизация «Рукавичка» Цель: развивать выразительность речи и пантомимики детей; закреплять знания сюжета сказки; умение пользоваться атрибутами театра. В инсценировке сказки приняли участие девять детей с разными уровнями развития.        

Процесс игры-драматизации

Воспитатель предлагает назвать сказочные  предметы. С поддержкой которых возможно  попасть в сказку.  Далее  воспитатель достаёт маски и предлагает детям превратиться в зверей из сказки. В процессе игры помогает детям, в конце благодарит всех за занятную инсценировку.

        

Своё творчество дети проявляют во всём, от подготовки спектакля до его премьеры. С гордостью они играют роли вместе с воспитателями и родителями. Дети чувствуют себя рядом с ними более раскрепощёнными, более эмоциональными, свободными.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение театрализованной деятельности на занятиях с детьми способствуют словесному творчеству, грамматического строя родного языка, детского словаря, помогает разгадать свои вероятные возможности.

        Дошкольники смогут:

  • чаще проявлять эмпатию друг к другу, охотно говорить о своих чувствах, переживаниях, стать доверчивыми и открытыми.
  •  значительно уменьшится  количество конфликтных ситуаций между детьми.
  • дети освоят невербальные средства общения (жесты, мимику, движения),
  •  научатся  понимать и осознавать эмоциональное состояние окружающих его людей и своё собственное.
  • речь станет более выразительной, дошкольники  более уверенными в себе, научатся преодолевать робость,
  • станут самостоятельными и инициативными и появится  интерес к театрализованной игре.

        

Для изучения уровня развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста, использовать диагностическую методику    В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой «Изучение умений пересказывать литературные тексты сюжетного характера».

С каждым ребёнком  проводится диагностика уровня развития словесного  творчества  детей  старшего  дошкольного возраста.

Методика №1.

Анализ умений пересказывать литературные тексты производится на основе пересказа русской народной сказки «Заюшкина избушка».

 Пересказы анализируются по следующим показателям:

  1. Понимание текста – правильное формулирование основной мысли.
  2. Структурирование текста – умение соблюдать последовательность

изложения событий (начало, развитие сюжета, концовка).

  1. Лексика – полнота использования лексики текста, замена авторских

выразительных средств  собственными.

  1. Грамматика – правильность построения предложений, умение

использовать сложные предложения.

  1. Плавность речи – наличие или отсутствие длительных пауз.
  2. Самостоятельность пересказа – наличие или отсутствие необходимости

подсказок по ходу пересказа, сюжет не заимствован, употребление выразительных средств в новых сочетаниях.

        Методика №2.

«Выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы».

        Данная диагностика включает в себя несколько блоков:

Блоки

Содержание

1 блок

. Определение умений подбирать антонимы к изолированным словам.

Игра «Скажи наоборот», например, сильный ветер – слабый ветер.

2 блок

Определение умений подбирать синонимы к изолированным словам.

Игра «Скажи по-другому», например: Как можно сказать о собаке по-другому (щенок, пёс); веселится (радуется).

3 блок.

Определение умений подбирать синонимы к словосочетаниям.

Например: Верный друг – (настоящий); трава стала жёлтая – (пожелтела).

Методика №3.

«Изучение умений придумывать рассказы (сказки) с использованием образных средств языка».

Цель: Умение детей отобрать и связно передать содержание, а также языковое оформление рассказа (сказки).

При анализе рассказов оцениваются по следующим показателям:

  1. Умение выбрать жанр рассказа (сказки), отбирать содержание

высказывания.

  1. Умение передать сюжет в логической последовательности, не отступая

от темы.

  1. Умение соблюдать структуру рассказа (начало, ход событий, конец).
  2. Использование грамматических средств выразительности.
  3. Использование интонационных средств выразительности.
  4. Самостоятельность в составлении рассказов (сказки).

Перспективное планирование составлено с учётом возрастных особенностей детей младшей группы. Занятия обычно проводятся с октября по май 2 раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность работы: 15 минут с маленькими артистами 3–4 лет.

Перспективное  планирование в младшей группе

Месяц  проведения

         Содержание деятельности

Работа с родителями

Сентябрь

         Проведение диагностики 

-Анкетирование «Воспитательные возможности театрализованной деятельности», «Вы нам писали» - почтовый ящик. (Вопросы-ответы)

Октябрь

Индивидуальная работа с детьми в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика: «Дети загорают», «Дедушкин подарок», «Невоспитанный мальчик», «Слоники».

2.Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «С»;

3. Пластические этюды «Кот крадётся», « Весёлая Лягушка», «Штангист», «Рыболов»

  - Игры с подгруппой детей по интересам:

1. Отгадывание загадок о домашних животных с использованием  пальчикового театра.

2. Пальчиковая гимнастика: «Изобрази надутый шарик», «Щука виляет хвостом». 

3.Упражнение на интонационную выразительность, «Весёлый Колобок поёт», «Баба Яга».

5. Чтение сказки «Зимовье зверей» по ролям с использованием кукол настольного театра

- Групповая работа

1. «Фантазия» рисование методом кляксографии

2. «Барашек» аппликация из комочков салфетки

- Памятка для родителей «Использование сказкотерапии  в развитии речи».

-Просмотр кукольного детского спектакля.

Ноябрь

- Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Домик открывается», «Язык здоровается с верхней губой».

2.Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми со звуком «З».

-Игры с подгруппой детей по интересам:

1.Этюды на пластику: «Баран бодается», «Кот потягивается», «Осёл упрямится», «Петух летит». 2.Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми «Шу-шу-шу, сена коровкам накошу» 

- Групповая работа

1. «Домик в лесу» конструирование из мелкого конструктора «лего»

Знакомство детей с разными видами театров, с профессиями людей работающих в театре, просмотр видеофильма

Изготовление памятки: «Загадки для малышей» 

- Чтение сказки «Зимовье зверей»

       Декабрь

-Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Часики», «Кружочек»,  «Уточка», «Прятки».

2.Упражнение на речевое дыхание «Спать хочется».

3.Проговаривание чистоговорки «Я на горку шла» с разной силой голоса.

-Игры с подгруппой детей по интересам:

1.Мимические этюды: «Котика выгнал хозяин»,

2. Народные игры со словами

-Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакли) «К бабушке в гости».

- Групповая работа

1. «Пирожки в корзине» лепка

-Консультация «Формирование правильной речи детей третьего года жизни» 

- Чтение сказки «Теремок»

       

        Январь

-Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Самовар», «Паровозик», «Гармошечка».

Проговаривание чистоговорки «Лиса по лесу» в разном темпе.

-Игры с подгруппой детей по интересам:

1.Упражнения на имитацию движений «Бабушка хромает»», «Дровосеки рубят деревья»», «Мама   печёт пирожки для бабушки»

2.Пластический этюд «Деревья большие», «Деревья колышутся», «Бабочка летает»

5.Отгадывание загадок о животных.

- Консультация «папка - раскладушка» «Играйте вместе с детьми» 

 

      Февраль

-Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Покусываем язычок», «Маятник», «Барабанщик», «Надуем шарик».

2.Чтение чистоговорки «Улитка» с движениями пальцев и рук.

-Игры с подгруппой детей по интересам:

1.Пластические  этюды: «Бабушка болеет», «Мама месит тесто», «Волк вышел на тропинку и прячется».

2.Хоровод «Где мы были, мы не скажем»

Групповая работа

1. «Теремок» работа с настольным театром

2. «Колобок» элементы сказкотерапии (работа с текстом)

- Памятка для родителей «Чистоговорки, скороговорки для развития речи»

- Чтение сказки «Теремок» по ролям (отдельные диалоги)

         

         Март

Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный язычок», «Покусываем язычок», «Шлёпаем губами язычок», «Весёлый язычок».

2.Проговаривание потешек с использованием  кукол настольного театра.

-Игры с подгруппой детей по интересам:

1.Игровая викторина по стихам А.Барто.

2.Чтение потешки  с хлопками на гласный звук (Отбивание ритма).

3.Игра на воображение «Узнай из какой сказки и покажи сам»; «Расскажи без слов».

- Групповая работа

1. «Колобок» элементы сказкотерапии (работа с героями)

- Ответы на вопросы родителей из рубрики «Родительская почта».

Консультация  «Логопедическая ритмика»

- Журнал: «Фонематическая ритмика - это комплекс двигательных упражнений»

- Рисование сказки «Теремок» «Мой любимый эпизод»

       

        Апрель

-Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Часики», «Загоним мяч в ворота», «Лопаточка», «Заборчик», «Губы круглые, как бублики».

2. Чтение чистоговорок «Сел мышонок на маслёнок» с разной силой голоса.

3. Упражнение на речевое дыхание «Задуй свечу».

- Игры с подгруппой детей по интересам:

2.Мимическийе этюды: «Медведь удивился», «Маша хитрая», «Смелая Маша», «Бабушка грустная», «Подружки испугались»

3. Обыгрывание сказки «Маша и медведь»

- Групповая работа

1. «Кузовок для бабушки и дедушки» лепка

- Консультация «Компьютер и психика ребенка»

- Памятка «Телевизор – друг и враг»

- Чтение сказки «Маша и медведь» по ролям

- Отзывы и предложения родителей

         Май

Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1.Артикуляционная гимнастика «Часики», «Загоним мяч в ворота», «Лопаточка», «Заборчик», «Губы круглые, как бублики».

2. Чтение поговорок

3. Упражнение на речевое дыхание «Надуй шарик».

- Игры с подгруппой детей по интересам:

2.Мимическийе этюды: «Сердитый медведь», «Весёлая Маша», «Бабушка грустная», «Дедушка плачет»

3. Обыгрывание сказки «Теремок»

 Показ театрализованного представления родителям

- Групповая работа

4. «Маша и медведь» аппликация

Показ видеофильма «Я – маленький актёр» на родительском собрании.

 

Июнь

Обобщение работы за год

Отчет о результатах проделанной работы

(презентация)

Театрализованная деятельность представляется самым эффективным средством развития словесного творчества детей дошкольного возраста. Игры драматизации позволяют решать немного задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, где ребёнок обучается незаметно для него самого, он актёр и учится публично грамотно говорить и действовать.

Развитие словесно творческого процесса ребёнка не простой и долгий, требующий искусного педагогического действия и руководства.

Однако мы отметим, что работа по развитию словесного творчества в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста не закончена, в данном направлении  следует работать всё время и систематически.

        «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алексеева, М.М. Развитие речи дошкольников [Текст] : учеб. пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2009. – 159  с.
  2. Антипина, Е.А.Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] : игры, упражнения, сценарии / Е.А. Антипина. – М. : Сфера, 2009. – 128 с.
  3. Артёмова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артёмова. – М.: Просвещение, 2008. – 127 с.
  4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] : учеб. пособие / А.М. Бородич. – М. : Образование, 2010. – 255 с.
  5. Ушакова, О.С. О психологии словесного творчества [Текст] / О.С. Ушакова // Психологический журнал. – 2007. – № 4. – С. 90-100.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие выразительности речи в процессе театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология,...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий....

"Использование игровых технологий в процессе театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста" Э. Г. Чурилова

Даная технология является актуальной, так как театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребенка: познавательных и психических процессов, формирован...