Семинар «Дети –Волонтеры»
материал

Ибрагимова Диана Гаджимурадовна

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komitet_po_obrazovaniyu.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Комитет по образованию

Администрации г.  Подольск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №57 «Ладушки»

          Конспект к семинару «Дети –Волонтеры»

        

                                                       

                                                        Подготовила:

                                                                                           

                                                                        воспитатель Ибрагимова Д.Г. Г.    

                                           Подольск, 2019

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети- волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «. ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности».

Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

Ещё летом дети заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться или потому что остаются одни без родителей? Может у них нет друзей? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.

Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовал опыт работы волонтерского движения Белгородской области – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. Эта технология предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Форма общения от сверстника к сверстнику наиболее важная черта общения дошкольников и состоит в большом разнообразии коммуникативных действий, ведь из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво.

Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребенка навязанной извне.

На первом этапе педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.

В последнее десятилетие наблюдаются негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста. А ведь здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее.

Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё большего круга педагогов, родителей ведь самое ценное – здоровье и жизнь ребенка.

В ходе работы возникают противоречия между:

- необходимостью формирования у детей дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни и недостаточностью привлечения внимания общественности, родителей к воспитанию у детей навыков здорового образа жизни;

- необходимостью подготовки ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) и недостаточностью культивирования здорового образа жизни для улучшения своего собственного здоровья.

При этом важно перейти к действиям по пропаганде здоровья среди сверстников, общественности. В этом смысле волонтерство выступает способом формирования субъектной (деятельностной) позиции детей.

Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь.

Совместная деятельность идет в процессе познания, когда каждый обмен знаниями, идеями, способами деятельности происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Основная идея проекта заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.

Проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Цель: внедрение волонтерской практики в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников.

Задачи:

- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе;

- привлечение детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников;

- создание условий для самореализации дошкольников и повышения их социальной активности, при которой происходит передача опыта (игрового, позновательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;

- возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности;

- пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.).

Добровольческая деятельность способствует развитию таких социальных навыков, как:

развитие коммуникативных способностей;

опыт ответственного взаимодействия;

лидерские навыки;

исполнительская дисциплина;

инициативность.

Основные направления:

пропаганда здорового образа жизни;

привитие культурно — гигиенических навыков;

игровая деятельность;

трудовая деятельность;

театрализованная деятельность.

Основные принципы:

• принцип создания ситуации успеха;

• принцип творчества и сотворчества;

• принцип добровольности;

• принцип учета интересов, возрастных и психологических особенностей детей;

• принцип толерантности;

• интеграция проекта в разных видах деятельности

• развитие и самореализация;

• принцип партнерства и сотрудничества;

Инновация проекта : состоит в том , что организация волонтёрской деятельности  предполагается в детском дошкольном учреждении, где педагоги , родители и дети выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в нашем дошкольном учреждении для участия в добровольческих  мероприятиях.

  • Благодаря волонтёрскому движению в детях воспитывается толерантность и формируются ценности.                
  • «Дети –волонтёры» нашего детского сада знают, что они главные помощники  взрослых и готовы прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течении дня.
  • Тем самым дети получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология "Дети-волонтеры"

 Цель введения данной технологии: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаи...

Презентация "Дети - волонтеры"

Отчет о работе волонтерского движения "Кто, если , не я!" в детском саду......

Конспект досуга " Покормите птиц зимой". Дети-волонтеры для детей младшего возраста.

Дети-волонтеры, с целью реализации задач технологии эффективной социализации дошкольников организуют досуг для детей младшего возраста на тему: " Покормите птиц зимой"....

Статья: Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации детей – дошкольников

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задач...

Консультация: Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников»

Сценарий конкурса чтецов  «Россия – Родина моя!» Консультация:Технология «Дети — волонтеры как средство эффективной социализации детей — дошкольников...

«Дети волонтеры» как средство эффективной социализации детей дошкольников.

Целью технологии «Дети - волонтёры» является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармон...