Консультация-практикум для педагогов ДОУ «Дети – волонтеры: формирование социальной ответственности у детей через волонтерскую деятельность»
материал

Попова Людмила Валерьевна

Понятие «волонтерство» стало широко использовать  в 2018 году, когда Указом Президента Российской Федерации   был объявлен год  добровольца (волонтерства) в России. 

Волонтерство -  очень полезная и нужная деятельность для детей. В этом возрасте они начинают понимать значение слова «помощь».У них развивается уверенность в себе, ребята начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Они становятся инициативными и самостоятельными в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizhenie.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация-практикум

 для педагогов ДОУ

«Дети – волонтеры: формирование

социальной ответственности у детей

через волонтерскую деятельность»

Этапы консультации-практикума:

 

1.Теоретическая часть

2.Практическая часть

Мозговой штурм (10 минут)

Педагоги делятся идеями, записывают предложения на флипчарте.

Разработка мини – проекта (10 минут)

3.Рефлексия (заключительная).

4.Рекомендации по дальнейшей работе

 

-Добрый день, уважаемые коллеги! Пусть эта встреча принесет всем нам радость общения, положительные эмоции.

Фоном звучит музыка.  

С чем бы вы сравнили этот сосуд (Наша жизнь). Показывает апельсины, орехи грецкие, крупу. С чем можно сравнить их? (Наши дела: важные, не очень важные, но необходимые и повседневные, мелкие, к которым мы привыкли). Затем кладет в банку апельсины (Это важные дела). Как вы думаете, полон ли наш сосуд? По сути, он полон, но остались просветы, кладем в сосуд орехи и т.д. Мы положили в сосуд сначала апельсины (важные дела), и поэтому мы успели их выполнить, а если бы мы наполнили сосуд в первую очередь крупой (мелкими, текущими делишками, которым мы уделяем очень много времени и значения), вошли бы у нас в сосуд апельсины? Конечно, нет. 

Вывод: Так и в жизни, мы порой крутимся «как белка в колесе», а за текущими делами не замечаем важных, и у нас может не хватить времени, чтобы их выполнить, поскольку жизнь не бездонный сосуд, он рано или поздно наполнится.

 «...А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять»

Понятие «волонтерство» стало широко использовать  в 2018 году, когда Указом Президента Российской Федерации   был объявлен год  добровольца (волонтерства) в России.  

Волонтерство -  очень полезная и нужная деятельность для детей. В этом возрасте они начинают понимать значение слова «помощь».У них развивается уверенность в себе, ребята начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей. Они становятся инициативными и самостоятельными в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.

Моя интуиция подсказывает, что каждый из вас  – волонтер. И в подтверждение этому я вам предлагаю пройти своеобразный тест-экспромт.

- Итак, если вы думаете, что у волонтера должен быть богатый запас слов поддержки и одобрения для людей, похлопайте в ладоши.

- Если вы полагаете, что волонтер должен поддерживать людей в их лучших начинаниях, потопайте ногами.

- Если вы считаете, что волонтёр помогает другому человеку по своей инициативе, то произнесите 3 раза: «Да, да, да!»

- Считаете ли вы что волонтёр имеет возможность испытать чувство того, что он кому-то нужен, то помашите рукой.

- Если вы полагаете, что волонтёр должен проявлять толерантность к мнению других людей, то похлопайте в ладоши.

- Если вы считаете, что волонтёр не должен быть доброжелательным, терпеливыми, корректными, тактичными то потопайте ногами.

- Если вам нравится обучаться и быть обучающимися, улыбнитесь!

-Спасибо, вы все с честью выдержали это испытание. 

Упражнение с «Чашкой добра».

- Представьте, что у каждого из вас сейчас в руках оказалась самая любимая чашка. (Педагог показывает модель чашки из бумаги и предлагает каждому взять свою «чашку» в руки.)

- Наполните ее до краев своим любимым напитком. Возьмите карандаш и обозначьте линией границы этого напитка.

Мысленно представьте, что рядом с вами человек, с которым вы хотели бы поделиться своим напитком, потому что у него чашка пустая. Отлейте из своей чашки в его – пустую.

- Отливайте! Не жалейте!

- А сейчас посмотрите снова в свою чашку.

- О! Она по-прежнему полна до краев.

- Что же случилось, почему так произошло? …

А потому, что ваша чашка особенная, волшебная! Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной!

- Эта чашка - душа и она наполнена вашей добротой. Чем больше отдаешь добра другим, тем больше доброты получаешь обратно.

По мнению Н.П. Гришаевой, технология  «Дети - волонтёры» -  это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого, является организация  волонтёрского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей, и их участие в добровольческих мероприятиях.

Волонтерская деятельность включает в себя:

1.экологические акции (высадка деревьев, посадка клумб «Клумба ПОБЕДЫ», акция «Елочка – живи», сбор для сдачи в пункты: батарейки, крышки, макулатура, сортировка мусора, субботники по уборке двора, улицы, развешивание кормушек  и кормление птиц в парке «Покормим птиц зимой»,)

2. благотворительные акции и сборы (сбор игр, игрушек, книг – проведение акции «Дети – детям», «Подари игрушки детям»  для ГКПд,  показ спектакля для детей группы  компенсирующей  направленности, ярмарки «Добра», организация праздника для ветеранов, «Письмо солдату»,  «Георгиевская ленточка »)

3. трудовую деятельность (участие  в субботниках, расчистка дорожек от снега малышам, точили карандаши,  операция « Ремонт книг»,  помощи в одевании, заправляли кровати,   изготовление кормушек – акция «Птичья столовая»,  «Научим малышей всему, что умеем сами»)

4. помощь нуждающимся (бойцы СВО, многодетным , малообеспеченным одиноким, бывшим сотрудникам детского сада – акции «Рождественский подарок», «Пожелаем вам здоровья», «Баночка варенья» «Лапа помощи»)    

Основные принципы технологии:

- Доступность: Волонтерская деятельность должна быть доступна всем детям, с учетом их возрастных и психологических особенностей.

- Интерактивность: Дети должны активно участвовать в процессе, что способствует внутренней мотивации.

- Интеграция в образовательный процесс: Волонтерская деятельность может интегрироваться в учебный план, сочетая обучение с практическими действиями.

Для успешного запуска и поддержания движения необходимы следующие ресурсы и условия:

- поддержка администрации и сплочение педагогического коллектива,

-педагоги должны изучить  вопрос по технологии   «Дети волонтеры»  и социализации детей.

Материально – техническое обеспечение:

- Пространство для проведения мероприятий (игровые комнаты, спортивная площадка,  музыкальныйзал).

- Оборудование и материалы для выполнения различных видов волонтерской деятельности (инструменты для уборки, краски, бумага, спортивный инвентарь и т.д.).

Информационная поддержка:

  - Создание информационных стендов, буклетов и плакатов, рассказывающих о волонтерстве и проводимых мероприятиях.

- Использование современных технологий (интернет-ресурсы, социальные сети) для распространения информации и привлечения внимания общественности.

Партнерские связи:

- Сотрудничество с местными общественными организациями, школами, библиотеками и другими учреждениями.

- Привлечение спонсоров и меценатов для поддержки волонтерских проектов.

Психологическая поддержка:

- Наличие психолога или консультанта, который будет помогать  детям справляться с возможными трудностями и стрессовыми ситуациями.

- Проведение тренингов и семинаров по развитию эмоционального интеллекта и навыков общения.

Мониторинг,  оценка эффективности :

- Регулярный мониторинг и оценка эффективности программы.

- Сбор обратной связи от детей, родителей и педагогов для внесения корректировок в программу.

Методы оценки: Отзывы детей, наблюдения педагогов, сбор данных о проведенных акциях.

Анализ результатов: Оценивать, как участие в волонтерской деятельности повлияло на социальные и эмоциональные навыки детей.

Пример: «Экран добрых дел» (показать), чек – лист волонтера.

Участие родителей:

- Привлечение родителей к участию в волонтерских проектах.

- Проведение родительских собраний и консультаций по вопросам волонтерства.

Документальное оформление:

- Оформление необходимых документов (планы, отчеты, протоколы заседаний и т.д.).

- Ведение учета выполненных работ и достигнутых результатов.

Признание и мотивация:

 - Организация церемоний награждения и признания заслуг детей-волонтеров.

 - Предоставление возможностей для дальнейшего развития и профессионального роста.

Этапы реализации:

- Подготовительный этап: Обсуждение с детьми значимости  волонтерства, формирование представлений о помощи другим и сотрудничестве.

- Выбор направлений: Дети могут выбрать среди различных направлений волонтерской деятельности (помощь пожилым людям, сбор пищи для бездомных животных, участие в экологических акциях и др.).

- Практическая реализация: Организация мероприятий, на которых дети могут применить навыки и знания, полученные на подготовительном этапе.

- Рефлексия: Обсуждение с детьми их впечатлений от волонтерской деятельности и её значимости.

Роль педагогов (воспитателей и специалистов) :

- Моделирование поведения: педагоги должны быть примером для детей, показывая ценность волонтерства.

- Сопровождение: педагоги должны поддерживать детей в их активностях, обеспечивая безопасные условия и организуя все необходимые мероприятия.

- Создание среды: формировать в группе атмосферы поддержки и сотрудничества. Примеры успешных волонтерских инициатив

Возрастные особенности:  

- Для младших дошкольников: помощь животным, уборка территории детского сада, изготовление поделок для подарков.

- Для старших дошкольников: участие в благотворительных акциях, сбор вещей для нуждающихся, организация праздников для пожилых людей.

Брендированная экипировка для волонтеров:

 - Значок,  футболка, бейсболка, галстук. Могут быть отдельные элементы. Например, у экологического отряда могут использоваться зеленый цвет и изображение дерева, а  у отряда помощи животным - логотип изображения лапы и сердца.

Фирменные элементы:

- Название отряда (команды), девиз , эмблема, гимн

Классификации социальных  акций:

• по масштабу участия ДОО:

− одна группа;

− возрастная параллель (только подготовительные группы);

− все группы ДОО.

• по уровню участия:

− в ДОО;

− районный;

− в городе;

− междугородний:

− Всероссийский;

− Международный.

Примерный план занятия по теме «Дети – волонтёры». Включает следующие этапы:

- Вводная беседа о том, что значит быть волонтёром.

- Просмотр видеороликов о добрых делах.

- Дискуссия о том, какие добрые дела можно сделать вместе.

- Планирование конкретного проекта (например, создание открыток для одиноких пожилых людей).

- Реализация проекта.

- Подведение итогов и обсуждение впечатлений.

Рекомендации по проведению мероприятий:

- Важно учитывать возрастные возможности детей.

- Волонтёрские акции должны быть безопасными и интересными для детей.

- Обязательно нужно обсуждать с детьми результаты их работы и поощрять их усилия.

Например: Уборка территории парка рядом с детским садом:

 - Дети вместе с воспитателями выходят на уборку территории, собирают мусор, высаживают растения.

  - По окончании уборки проводится небольшой пикник.

Организация праздника для ветеранов:

  - Дети готовят концертные номера, рисуют открытки, помогают в украшении зала.

  - Ветераны приглашаются на праздник, где их ждут поздравления и подарки.

Сбор игрушек и книг для детских домов:

  - Родители приносят ненужные игрушки и книги, которые затем передаются в детские дома.

  - Дети участвуют в сортировке и упаковке подарков.

Опыт внедрения технологии «Дети-волонтёры» показал, что самый простой способ организации разновозрастного общения — проведение ежедневных «Клубных часов» на прогулке, ведь для этого не нужно особенных условий, только желание самого педагогического коллектива. Старшие дошкольники же всегда готовы пойти на площадку к малышам.

Для реализации данной технологии необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами. Организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим программам: «Научим малышей играть», «Научим разрешать конфликты», «Научим одеваться», «Знаем, как помочь в проведении занятий».

Эти компоненты помогут создать устойчивую и эффективную систему волонтерства в детском саду, способствующую развитию у детей социально значимых качеств и навыков.

Технология "Дети-волонтеры" способствует не только развитию социальных навыков и ответственности у детей, но и формированию более сплоченного и отзывчивого общества. Воспитатели играют ключевую роль в этом процессе, направляя и поддерживая детей на пути к осознанию важности помощи другим.

 «Не бойтесь дарить согревающих слов

И добрые делать дела!

Чем больше в огонь вы положите дров

Тем больше возьмете тепла»

Несмотря на то, что данная технология удивительно проста в исполнении и давно входит в любую программу работы с дошкольниками, ее реализация в большинстве ДОО проходит эпизодически.

Уважаемые коллеги наша встреча подошла к концу и мне хотелось бы узнать смогла ли я донести до вас важность и нужность волонтерского движения, в условиях ДОУ. У каждого из вас в руках та самая чашка доброты, загляните внутрь, там вы найдете сердечко, оно символизирует ваше сердце. Вы обратили внимание на то, что оно состоит из двух половинок. Уважаемые коллеги сейчас я прошу Вас дать ответ на вопрос «Готовы ли вы заниматься волонтерством?»

- если «да», то вот на это большое сердце, но не совсем яркое сердце наклеить свое сердечко;

- если готовы наполовину, то, следовательно, наклеить половинку,

- если вы просто еще не готовы заниматься волонтерской деятельностью, значит оставьте это сердечко у себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование образовательной содеятельности педагога и детей с приоритетом организации художественно – эстетических видов деятельности

Формирование художественно – эстетического представления об образах и повадках животных в играх – драматизациях, через художественное слово и просмотр книг, картин и иллюстраций....

Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста. Рекомендации, технологии использования. Этапы организации волонтёрской деятельности.

Статья о реализации волонтерской деятельности в ДОУ. Содержит информацию об этапах организации деятельности, опыт работы ДОУ....

Анкета для педагогов и родителей "Как Вы себе представляете содержание волонтерской деятельности?"

Анкетадля педагогов и родителей "Как Вы себе представляете содержание волонтерской деятельности?"...

Педагогическое исследование по теме: "Формирование социальной и коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в процессе волонтерской деятельности"

Итоговая аттестационная работапо программе профессиональной переподготовки«Дошкольное образование:реализация государственной программы«Десятилетие детства»»...

Дети-волонтеры как одно из направлений воспитательной деятельности в ДОО

Общение младших по возрасту ребят со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности. Это дает больший воспита...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Организация волонтерской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Понятие «волонтер» произошло от французского слова “volontaire”, которое берет корни из латинского языка, а именно от латинского слова “voluntarius”, что в буквальн...