«Воспитание культуры речи в процессе театрализованной деятельности дошкольников»
статья

Пантелеева Елена Николаевна

На современном этапе развития общества, наблюдается резкое снижение уровня культуры речи у дошкольников. Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.

Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности.

Поэтому на современном этапе развития общества при стремительном увеличении объёма информации наиболее актуальной становится задача воспитания у дошкольников навыков культуры речи в театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kultury_rechi_v_protsesse_teatralizovannoy.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 общеразвивающего вида»

                           

                                       

«Воспитание культуры речи в процессе театрализованной

деятельности дошкольников»

                                             

                                             

                                                   

                                               

                                             

Выполнила: воспитатель первой категории                                                        

                                                                   Пантелеева Елена Николаевна

                               

                                                       

                                                 

                                           

Мишкино - 2019 г.

Оглавление

Введение

1. Психолого - педагогические исследования культуры речи у дошкольников

2. Проблема художественного творчества в современной дошкольной дидактике

3. Использование театрализованной деятельности в развитии культуры речи у дошкольников

4.Список использованных источников

Введение.

На современном этапе развития общества, наблюдается резкое снижение уровня культуры речи у дошкольников.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка,  становления и развития речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Ребёнок овладевает родным языком через речевую деятельность.

Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Чем полнее усваивается богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познаёт сложные связи в природе и обществе. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.

Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности.

На уровень развития культуры речи влияет окружающая речевая среда, которая даёт образцы речи.

Задача воспитания навыков культуры речи в процессе театрализованной деятельности дошкольников – одна из серьёзных задач, стоящих сейчас перед ДОУ. Вопросом «умения говорить» посвящаются статьи в журналах и газетах, так как в последние годы невнимание к культуре речи привело к тому, что большая часть нашего общества не умеет правильно и красиво говорить.

 А речь дошкольников часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна. Поэтому на современном этапе развития общества при стремительном увеличении объёма информации наиболее актуальной становится задача воспитания у дошкольников навыков культуры речи.

Проблема: в чём суть работы по воспитанию навыков культуры речи у дошкольников? Ведь именно в этот период у ребёнка появляется интерес к живому слову, когда он хочет говорить и говорит много и охотно, когда он легко усваивает новые языковые и речевые единицы.

Проблема развития речи дошкольников в целом и формирования культуры речи в частности разрабатывается в двух направлениях – психологическом и методическом. Психологический аспект проблемы имеет своей целью обнаружить особенности мыслительной деятельности дошкольников при решении ими различных задач, связанных с работой над текстом на занятиях художественной литературы, а также выделить условия, при которых эта работа способствует развитию устной речи дошкольников.

Методическая работа по формированию культуры речи дошкольников складывается из следующих компонентов: развитие речевого слуха; работа над правильным, литературным произношением; работы над словарным запасом дошкольников, над предложением, над связной речью, включающей пересказ и рассказывание.

Проблема культуры речи волновала и продолжает волновать многих учёных. Обучение ведёт за собой развитие, говорил Выготский Л.С.  Речь открывает ребёнку доступ ко всем достижениям человеческой культуры.

С развитием речи у ребёнка связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов (восприятие, воображение, память и т. д.).

  1. Психолого - педагогические исследования культуры речи у дошкольников.

Культура речи – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо. Это сравнительно молодая  область науки о языке оформилась как самостоятельная дисциплина после революции под влиянием социальных сдвигов, происшедших в нашей стране. Возникнув и активно развиваясь как сугубо прагматическая дисциплина, культура речи постепенно вырабатывает и свою теорию. Родной язык играет уникальную роль в становлении  личности человека.

         Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, АН. Гвоздев, ВВ. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Ф.А. Сохин, А.М. Леушина, М.М. Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

В исследованиях, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания, выделяются три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку.

Проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов, и в настоящее время она разработана достаточно полно.

 Исследования А. А. Леонтьева  по разным проблемам развития речи в дошкольном детстве подтвердили необходимость изучения закономерностей и особенностей становления речи дошкольников и определили основные принципы содержания работы по развитию речи, обучению языку. Это формирование у дошкольников:

-   разных структурных уровней языковой системы (фонетики, лексики, грамматики);

-  элементарного осознания явлений языка и речи (ознакомление со смысловой и звуковой стороной слова, со структурой предложения и связного текста);

-   языковых обобщений в области грамматического строя речи (морфологии, словообразования, синтаксиса);

-   речевой активности, воспитания интереса и внимания к, родному языку, что способствует повышению уровня самоконтроля.

С учетом психолого-педагогических особенностей овладения речью система последовательного обучения на специальных занятиях по развитию речи включает:

-   отбор речевого содержания, доступного для ребенка-дошкольника, и его методическое обеспечение;

 -  вычленение приоритетных линий в освоении речи (в словаре это работа над смысловой стороной слова, в грамматике — формирование языковых обобщений, в монологической речи — развитие представлений о структуре связного высказывания разных типов);

-   уточнение структуры взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе;

-   выявление индивидуальных особенностей овладения языком в разных условиях обучения;

-   взаимосвязь речевой и художественной деятельности в развитии творчества дошкольников.

Развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком навыками фонетическими, лексическими, грамматическими), но и в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями), что важно для формирования не только культуры речи, но и культуры общения.

Анализ теоретических основ развития речи включает рассмотрение следующих вопросов:

-взаимодействие языка и речи, развитие языковой способности как основы владения языком, связь речи с мышлением, осознание явлений языка и речи ребенком-дошкольником;

-особенности развития речи — устной и письменной, диалогической и монологической — в разных типах высказывания (в описании, повествовании, рассуждении), а также характеристику категориальных признаков текста и способов связи предложений и частей высказывания.

Согласно А.А. Леонтьеву, в любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов.

И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.

Заметим, что до сих пор в ряде исследований и методических пособий по развитию речи сохраняется абсолютно неприемлемое положение о том, что в дошкольном детстве родной язык усваивается только на основе

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений естественно включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем владение этими средствами углубляет художественное восприятие литературных произведений.

Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможности и для решения задач нравственного воспитания, прежде всего воспитание любви и интереса к родному языку его богатству и красоте. Воспитательное воздействие оказывает и содержание литературных произведений, начиная с произведений устного народного творчества.

Содержание картин, народных игрушек и пособий развивает у детей любознательность, гордость и уважение к их создателям. Кроме того, такие методы, как рассказывание совместно, группами («командами»), предполагает и умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и т. д.

Вывод: Культура речи – явление сложное и вместе с тем определённое, что главным её результатом должно быть умение говорить и писать правильно, что она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передачи мысли

2. Проблема художественного творчества в современной дошкольной дидактике.

Проблема художественно – творческого развития волнует умы исследователей со времён античности и до наших дней.

Главная причина интереса к этой проблеме в том, что художественное творчество рассматривается многими учёными, как феномен человеческой деятельности, как «наивысшее проявление человеческого бытия» (И. Кант, Ф. Шеллинг).

Согласно Н.А Бердяеву, постановка проблемы художественного творчества является «итогом всей мировой жизни и мировой культуры», «космическим принципом мира, имманентным человеку».

Психологи утверждают, что в продуктах художественного творчества ребёнок узнаёт, на что способен. Различные проявления ярко выраженной творческой тенденции психического развития ребёнка дают исследователям повод считать художественное творчество олицетворением общечеловеческого, божественного начала (П.А. Флоренский, Ж. Пиаже и др.).

Учёные отмечают, что детская художественно-творческая деятельность универсальна, пластична ( В.В. Давыдов), инициативна, «бескорыстна» ( Н.Н. Поддьяков), «избыточна» ( В. А. Петровский), синкретична (Н. А. Ветлугина, Л. А. Парамонова, О. С. Ушакова).

Указывает Т. Г. Казакова, что «… эмоциональная насыщенность и выразительность характеризуют её содержательную сторону, её поисковые тенденции. Для дошкольника важно… увидеть всё это через игру, сказку,  собственную фантазию».

Авторы многих психологических исследований (Л.С. Выготский, А.В  Запорожец, В.В. Давыдов) отводят большую роль в формировании детского художественного творчества - воображению.

 Считает Л. С. Выготский, что образы воображения строятся из элементов действительности, познанной ребёнком; воображение направляется историческим или социальным опытом; чувство влияет на воображение, а воображение влияет на чувство ребёнка; продукты воображения реализуются в конкретной вещи, результате детского творчества.

 Также Л.С. Выготский указывает, что: «Стремление дошкольников к новизне характеризует художественное творчество, так как, экспериментируя с материалами, создавая художественные образы, дети делают «открытия», стремятся получить новые знания, освоить новые способы изображения».

Исследования психологов доказывают, что художественное творчество детей формируется только в условиях специально организованного педагогического процесса. А. В. Запорожец в своих работах приходит к выводу, что необходима определённая основа для развития художественного творчества детей, но также он отмечает, что никакое глубокое усвоение, овладение человеческим опытом невозможно без творческой активности - и в этом отношении творчество есть условие полноценного развивающего обучения.

Учёные выделили три основных компонента художественно творческой деятельности  дошкольников, которые рассматриваются ими в тесной взаимосвязи друг с другом и являются её фундаментом: восприятие, исполнительство и творчество. Исследователи (Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова и др.) утверждают. Что только при разумном сочетании этих компонентов происходит художественно-творческое развитие ребёнка.

Выделяет Л.А. Парамонова ещё и три особенности детского творчества.

Она отмечает, что ребёнок создаёт «иногда» оригинальные рисунки, сочиняет стихи, мелодии, делает много «открытий» в процессе познания окружающих предметов и явлений, что «новизна открытий» и продуктов творчества субъективна, что ребёнок делает это для себя, в этом и проявляется первая особенность его художественно-творческой деятельности.

Вторая особенность - эмоциональный отклик ребёнка, его стремление искать, находить и много раз повторять найденный в рисунке художественный образ, желание пробовать другие варианты его решения, увлечение ребёнка процессом нахождения и повторения способа изображения, создание им сюжетной или декоративной композиции.

А третья особенность отражается в стремлении ребёнка экспериментировать с материалами, искать новые способы, комбинировать разные средства выразительности при создании художественного образа.

Таким образом, можно сделать вывод, что творчество присуще детям дошкольного возраста, что художественно-творческое развитие детей формируется в специально организованном процессе на основе взаимосвязи обучения и творчества, в их непрерывном сочетании и взаимодействии, в процессе развития у них «образного видения и самостоятельного нахождения средств» (Е.Н.Дмитриева), для «создания художественного образа» ( Т.В. Ивкина).

3. Использование театрализованной деятельности в развитии культуры речи дошкольников

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Культура речи - явление много аспектное, главным её результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка: это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения.

Формирование навыков культуры общения имеет закономерности, связанные с возрастными особенностями. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания.

Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

- сформировать правильную модель поведения в современном мире;

- повысить общую культуру ребёнка, приобщить к духовным ценностям;

-познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, прививать устойчивый интерес;

- совершенствовать навык воплощать в игре определённые переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

     Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщение.

 Театрализованные игры позволяют ребёнку приобщаться к достижениям истории культуры и, осваивая их, становится культурным человеком.

          Психологи и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей деятельности в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

  В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

         Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребёнок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. В такие игры ребёнок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребёнок проговаривает события и переживания. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребёнка, способность управлять собой, логичность и самостоятельность мышления.

Импровизация – дети очень любят самостоятельно выбирать тему и разыгрывать её. При обучении импровизации дети учатся делать совместный выбор темы, обсуждают, как её изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды. Всё это способствует развитию диалогической речи.

         Пальчиковый театр - это прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажёр. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей и научать ставить мини-спектакли.

Настольно-плоскостной театр – это картонные или фанерные силуэты на устойчивых подставках. Играя, ребёнок с удовольствием озвучивает роли всех персонажей сказки. Ему приходится придумывать каждому герою свой неповторимый голос, а это не только звери и люди. Такая игра развивает и воображение, и речь, и голосовой диапазон ребёнка

         Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.

 Развитие театрализованной деятельности в ДОО и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – это длительная работа, которая требует участия родителей. Активизация их интереса способствует тематические вечера, в которых дети и родители являются полноправными участниками.

          Очень важно привлечь родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов.

 Говоря о культуре речи дошкольников, педагоги рассматривают её как совокупность коммуникативных качеств речи, обращаясь к формированию таких их них, как логичность, точность, выразительность, они наиболее значимы и формируемы у детей дошкольного возраста. Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных с народными традициями, ребёнок развивает свои художественно-творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность, возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа.

         Театр учит в детском саду детей видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Любовь к театру остаётся у детей не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведённого в детском саду вместе со сверстниками, родителями и воспитателем.

Театрализованная игра – одна из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя! Пусть с этого доброго начала театральная деятельность и полюбившиеся сказочные герои сопровождают ребёнка всю его жизнь.

Таким образом, в процессе организации театрализованной деятельности у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.

Воспитание культуры речи ребёнка не простой и долгий, требующий искусного педагогического действия и руководства.

Однако мы отметим, что работа по воспитанию культуры речи в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста не закончена, в данном направлении  следует работать всё время и систематически.

        «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский

Список использованных источников

  1. Антипова, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду - ТЦ Сфера,

 Москва 2006 г.

  1. Выготский, Л. С. Психология искусства. — М. Педагогика. — 1987–344с
  2. Ильяшенко, М.В. Развитие культуры речи дошкольников /М.В. Ильяшенко

//Педагогика творчества: развитие языковых и творческих способностей дошкольников. - М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2007. - 208 с.

  1. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитар. центр ВЛАДОС. — 2006. — 255с.
  2. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ. — 2008. — 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие выразительности речи в процессе театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. Мы живем в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология,...

Консультация для родителей: «Воспитание культуры речи как условие успешной социализации дошкольника»

           Как скучно, нудно, порой невыразительно говорят некоторые люди, как непочтительно относятся к родному языку, не соблюдая элементарных правил грамматики....

Консультация для воспитателей: Формирование звуковой культуры речи в процессе образовательной деятельности.

Консультация для воспитателей: Формирование звуковой культуры речи в процессе образовательной деятельности....

Выступление из опыта работы на тему "Развитие речи в процессе театрализованной деятельности".

Выступление на педагогическом совете.Доклад "Развитие речи в процессе театрализованной деятельности....

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе театрализованной деятельности дошкольников

В статье описано значение использования ИКТ-технологий в тетатрализованной деятельности дошкольников....

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе театрализованной деятельности дошкольников

В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений....