Консультация для воспитателей: Формирование звуковой культуры речи в процессе образовательной деятельности.
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Гнедина Елена Викторовна

Консультация для воспитателей: Формирование звуковой культуры речи в процессе образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zkr.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №22»

Консультация для воспитателей:

Формирование звуковой культуры речи в процессе образовательной деятельности.

Составила: Гнедина Е.В.

«Формирование звуковой культуры речи в процессе образовательной деятельности»

Данные методические рекомендации отражают пути реализации задач формирования ЗКР дошкольников. Рекомендации задают значимые направления работы педагога. Педагоги согласно действующему нормативному правовому обеспечению системы дошкольного образования самостоятельно проектируют образовательный процесс, руководствуясь основными концептуальными положениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ.

Реализация задач воспитания ЗКР осуществляется по двум основным направлениям: 1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компонент – фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи); 2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, чёткой дикции и т. д.).

Формирование ЗКР дошкольников рекомендуется начинать с раннего возраста.

Необходимо учитывать физиологические и психологические возможности детей. Задачи воспитания ЗКР на разных возрастных этапах усложняются. В младшем дошкольном возрасте деятельность воспитателя связана с постановкой и активизацией основных звуков речи ребёнка, с профилактикой возможной речевой патологии. Большое внимание уделяется развитию речевого слуха. В среднем дошкольном возрасте продолжается работа над правильным произношением наиболее сложных звуков: свистящих, шипящих, звуков – р, л.. Активно ведётся работа над развитием общеречевых навыков, которые имеют значение для становления интонационной речевой выразительности. В старшем возрасте данная работа продолжается в единстве с развитием языковой выразительности речи, совершенствованием фонематического восприятия.

При организации работы необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, уровень развития психических процессов.

Работу по воспитанию ЗКР дошкольников рекомендуется осуществлять систематически в процессе разных видов деятельности и режимных моментов. Ведущими формами педагогического взаимодействия являются игра, как основной вид деятельности дошкольников, ситуации образовательного характера и ситуации общения, разговоры с детьми в процессе выполнения режимных моментов, беседы о прочитанной книге или при рассматривании иллюстраций, обыгрывании игрушки, общение в процессе наблюдения за явлениями природы. В подготовительной к школе группе для решения речевых задач возможно использование формы игровых занятий. Целесообразно использовать разные формы организации дошкольников: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

В совместной деятельности педагогам необходимо обеспечить благоприятную среду общения, используя технологию личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка.

Для организации работы по воспитанию ЗКР детей необходимо наполнить предметно-развивающую среду группы пособиями и игровым материалом, активизирующим речевую деятельность ребёнка: наборы предметных картинок-карточек, картотека загадок, картотека потешек, чистоговорок, скороговорок, комплексы артикуляционной гимнастики, комплексы пальчиковой гимнастики, пособия и комплексы упражнений на развитие речевого дыхания, зеркала и др.

Успешному формированию правильной речи ребёнка способствует высокая культура речи взрослых.

Формирование ЗКР дошкольников необходимо осуществлять в тесном взаимодействии с родителями, логопедом.

Большое значение в воспитании ЗКР детей имеет положительная мотивация ребёнка в формировании правильного звукопроизношения. Педагогам необходимо использовать субъект-субъектное взаимодействие, игровые приёмы, сюрпризные моменты, убеждение, соблюдать принципы постепенности, последовательности.

Правильное звукопроизношение формируется у ребёнка в основном к пяти-шести годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте.
 

 

Картотека игр по ЗКР

Ц

Ца,ца,ца – белая овца

цо, цо, цо – мы вымыли лицо

цы, цы. цы – мы ели огурцы

це, це, це – румянец на лице

цу, цу, цу — мы видели овцу

Метелица

Метет в лесу метелица,

Белым снегом стелиться.

Зайцы спрятались в лесу,

Под кустом сидят в снегу.

На сосне сидит синица,

Под сосной сидит лисица.

Зиме конец

Зиме конец!

Летит скворец

И звонко напевает

Идет весна

Красна, ясна,

Смотрите, как все тает.

Ж

Жа, жа, жа – мы видели ежа

жу, жу. жу – на лужок я хожу

жи, жи, жи – у меня ножи

жок, жок, жок – у меня флажок

На лужайке я лежу,И на небо я гляжу.

Вот огромный жук летит

И жужжит, жужжит, жужжит.

Белый снег пушистый,В воздухе кружиться

И на землю тихо

Падает, ложится.

Женя пчелку увидал,

Женя по саду бежал.

Пчелка жалит и жужжит,

Женя от неё бежит.

Пограничник

Он услышит каждый стук,

Каждый шорох вражий.

Он дежурит на посту,

Он стоит на страже.

Дедушка

На скамейке я сижу.

На дорогу я гляжу.

Вот наш дедушка идет,

Яблоки в мешке несет.

Загадка

Лежало, лежало и

в речку убежало. (снег)

Ш

Ша, ша, ша — у меня лапша

шо, шо, шо – летом хорошо

шу, шу, шу – я флажком машу

ши, ши, ши – это малыши

аша, аша – это наша Маша

аш, аш. аш – дайте карандаш

ашка. ашка –на ветке букашка

ошка. ошка – на окошке кошка

ушка. ушка – лягушка-квакушка

ышка, ышка – маленькая мышка

В нашей школе ежик жил.

Ловко он мышей ловил.

Пограничник

Он услышит каждый стук,

Каждый шорох вражий.

Он дежурит на посту,

Он стоит на страже.

Наши игрушки

У Наташи – кукла Маша,

Мишка плюшевый – у Паши.

У Танюши – кошка,

У Жени – матрешка,

У Миши — лягушка

У Алеши – пушка.

Лошадка у Павлуши,

Машина у Илюши.

Что у бабушки?

У бабушки Даши

Внучка Маша,

Кошка Пушок,

Собака Дружок.

Трус

Он боится черной кошки,

С

Са, са, са — в лесу живет лиса

су, су, су – вижу я лису

сы, сы, сы – у лисы усы

Зиме конец

Зиме конец!

Летит скворец

И звонко напевает

Идет весна

Красна, ясна,

Смотрите, как все тает.

Класс

Цветами убранный богато,

Готов к приему светлый класс.

Добро пожаловать, ребята!

Пора за дело! В добрый час!

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

Метелица

Метет в лесу метелица,

Белым снегом стелется.

Зайцы спрятались в лесу,

Под кустом сидят в снегу.

На сосне сидит синица.

Под сосной сидит лисица.

Весной

Пахнет в воздухе весной,

Зеленеет садик мой,

И поет в тени ветвей

Соловейко – соловей.

Поговорки

Где снег, там и след.

Спасибо, мороз, что снегу принес.

Скороговорки

Кол около стола,

Стол около кола.

Ч

Ча, ча, ча – флаг из кумача

чо, чо, чо – ох, как горячо

чу, чу, чу – я гулять хочу

чи, чи, чи – у меня ключи

чок. чок, чок – у нас пятачок

ачка. ачка – у Вовы тачка

очка, очка – новая бочка

учка, учка – маленькая внучка

ач, ач, ач –дайте мне калач

оч, оч, оч – скоро будет ночь

чи, чи, чи у меня ключи

чи, чи. чи – вот летят грачи

Мяч

Наша Таня громко плачет.

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь.

Не утонет в речке мяч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности"

Консультация для воспитателей (молодых специалистов) в виде презентации на тему  "Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности"...

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи детей»

Материал будет полезен воспитателям младших групп....

Деловая коллективная игра по проблемам формирования звуковой культуры речи детей в образовательной деятельности детского сада

Деловая коллективная игра по проблемам формирования звуковой культуры речи детей с воспитателями детского сада...

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...

Мастер класс "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"

Мастер класс "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"...

Конспект в старшей группе «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи» .

Конспект на тему "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития свзяной речи"....