Консультация для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи детей»
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Вишневская Елена Анатольевна

Материал будет полезен воспитателям младших групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zvukovoy_kultury.odt60.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Формирование звуковой культуры речи детей»

Сегодня с трудом найдешь детей с нормальной, хорошо развитой речью, с чистым звукопроизношением. Логопедическая помощь необходима почти всем детям. Даже если максимально увеличить количество учителей-дефектологов, со всей речевой патологией только их силами не справиться. Работа по профилактике речевых нарушений должна вестись буквально «всем миром»:

  • родителями (в первую очередь);
  • педиатрами (выявляя речевую патологию как можно в более раннем возрасте и направляя детей к логопеду);
  • воспитателями;
  • логопедами.

Если проанализировать ситуацию с речевой патологией, то можно прийти к выводу, что помимо объективных социальных, экономических и экологических причин, существуют причины и субъективные, а именно:

  • родители, к сожалению, часто недооценивают или вообще не обращают внимания на проблемы с развитием речи детей. Не болеют — и ладно! В лучшем случае, прислушиваются к советам родственников, соседей и, чего греха таить, — некоторых не очень компетентных воспитателей, которые уверяют встревоженную маму, что еще рано обращать внимание на речь ребенка и «все рассосется» само собой;
  • педиатры часто не посылают детей к логопеду поликлиники для ежегодного осмотра. Неосмотренными остаются дети 3-4 лет. А ближе к школе идет «обвал» осмотров, тревог и переполнение логопедических групп детьми шестилетнего возраста, которые уже должны были бы учиться в школе;
  • воспитатели стали меньше обращать внимания на звукопроизношение детей. Совсем недалеко то время, когда звуковой культуре речи, пересказам, составлению рассказов по картине и т. д. уделялось достаточно внимания. И это при том, что положение с речевой патологией не было столь критичным. На нарушения звукопроизношения часто вообще не обращается внимание. Вопрос о том, кто должен «бить тревогу» по этому поводу, остается открытым. Таким образом, в школе обучается огромное количество детей с нарушениями речи. Занятия по звуковой культуре речи проводятся в детских дошкольных учреждениях эпизодически. Воспитатели испытывают затруднения в работе по формированию правильного звукопроизношения у детей, зачастую путают понятия «звук» и «буква», не знают артикуляционных укладов, не регулярно работают над развитием речи;
  • логопедам поликлиники не всегда удается вовремя обнаружить и диагностировать речевую патологию, так как не все дети по тем или иным причинам проходят осмотр логопеда ежегодно. Преемственность же между логопедами поликлиники и учителями-дефектологами дошкольных учреждений чаще всего базируется лишь на личных контактах, поддерживаемых энтузиастами.

        Таким образом, можно говорить о том, что почти отсутствует система мероприятий, проводимых с целью предупреждения недостатков речи у детей.

        Формирование правильного звукопроизношения — это систематическая работа воспитателя со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

        Исправление звукопроизношения – работа логопеда.

        Для того, чтобы проводить занятия по звуковой культуре речи, воспитатель должен знать, что необходимо:

  • подготовить артикуляционный уклад звука;
  • формировать слуховое внимание, фонематический слух;
  • проводить работу по звуковой культуре речи только на правильно произносимых звуках;
  • на занятии отрабатывать только звуки, близкие по артикуляционному укладу (желательно, один звук), для дифференциации берутся звуки парные: звонкие-глухие; твердые-мягкие; свистящие-шипящие; пары звуков, которые дети чаще всего не дифференцируют в произношении: к-г-х, т-д, м-н, ц-с, щ-сь, ч-ть, й-ль, л-р, л-ль, р-рь;
  • иметь представление о звукопроизношении всех детей в начале года, в конце года и выделять группу риска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности"

Консультация для воспитателей (молодых специалистов) в виде презентации на тему  "Формирование звуковой культуры речи детей в процессе учебной деятельности"...

Консультация: «Роль родителей в звуковой культуре речи детей»

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, ...

Консультация для воспитателей "Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста через дидактические игры"

В ходе игры выстраивается целая система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развивает психические функции, среди которых речь занимает основное место....

Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей третьего года жизни" Часть 1

Детство...Время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний,самых удивительных - первых - встреч с этим миром.Восторг, удивление, радость, печаль...Одни ученые-психологи полагают, что детство ...

Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей третьего года жизни".Часть 2

Детство...Время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний,самых удивительных - первых - встреч с этим миром.Восторг, удивление, радость, печаль...Одни ученые-психологи полагают, что детство ...

Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста"...