Методическая копилка
план-конспект занятия

Солопова Татьяна Алексеевна

Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с Вами сценариями НОД. Надеюсь, они пригодятся Вам в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №  5

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе

Тема: "Плоское и объемное".

Цель: Дать представление о «плоском» и «объемном» в живописи и скульптуре.

Задачи: 1. Познакомить детей с понятиями "плоское", "объемное",

               "вокруг",  "внутри".

             2. Учить детей вслушиваться в музыкальное произведение.

             3. Дать представление о скульптур

Материалы и оборудование : Рисунок "Яблоко",  2  яблока;  предметы: ваза, кубики; картина И. Шишкина "Дуб";  музыка в записи М. Глинка "Вариации на тему "Среди долины ровныя";  музыкальный фрагмент народной песни "Среди долины ровныя";  музыкальная игра "Кап-кап";  глина,  фигура человека (проволочный каркас), влажные салфетки, геометрические фигуры из бумаги, вырезанные фигурки из бумаги (медведи, клоуны).

Планируемый результат: создание детьми  объемной фигуры человека из глины; различать "объемные" и "плоские" предметы и видеть их в окружающей обстановке.

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро, друзья! Меня зовут Татьяна Алексеевна. Как вы думаете,  зачем я к вам пришла? (ответы детей)

А чем вы любите заниматься?  (ответы детей) Вот сейчас мы этим и займемся.

         На магнитной доске с одной стороны размещены геометрические фигуры красного цвета - треугольники, квадраты, прямоугольники, круг. С другой стороны доски на альбомном листе - рисунок "Яблоко".

         На демонстрационном столике стоит корзина с яблоками, накрытая салфеткой.

Воспитатель снимает салфетку и спрашивает:

Воспитатель: Вы любите играть?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Я очень люблю играть, а сегодня я поиграю с яблоками.

Воспитатель: жонглирует яблоками.

Воспитатель: А кто хочет попробовать?

Воспитатель дает ребенку одно яблоко (нужно его подкинуть и поймать, чтобы ощутить объем).

Воспитатель: Давайте взвесим яблоко на руке.

Дети: отмечают, что оно тяжелое.

Воспитатель: Такое красивое, что хочется сфотографировать.

Дети: дети "фотографируют" яблоко, изображая фотоаппарат руками.

Воспитатель и дети: Раз, два, три! Фото готово.

Воспитатель открывает доску с геометрическими фигурами.

Воспитатель: Среди этих фотографий найдите фото яблока.

Дети: показали изображение.

Воспитатель: Мы фотографировали это яблоко? (яблоко красное и круг на доске красный)

Воспитатель поворачивает яблоко другим боком (он должен быть зеленым или желтым)

Воспитатель: А почему тогда сейчас мое яблоко не похоже на фото?

Дети: варианты ответа.

Игра "Глухой телефон"

Воспитатель: Сейчас я скажу волшебное слово, а вы на ушко передавайте друг другу.  (воспитатель говорит ребенку на ухо слово « объемный»)

Воспитатель выслушивает последнего  ребенка, а затем повторяют вместе с детьми два раза вслух слово  « объемный».

Воспитатель показывает рисунок с изображением яблока.

Воспитатель: А это яблоко - объемное? Чем отличается яблоко на рисунке от настоящего яблока?

Дети: варианты ответа.

Воспитатель подводит детей к выводу: одно яблоко - объемное (его можно взять в руки), другое - плоское.

Игра "Глухой телефон" (ведущим будет тот ребенок, который знает это слово, если нет ответа, то слово дает воспитатель).

Дидактическая игра "Что в группе объемное?" ( дети спокойно идут по группе и выбирают объемные фигуры).

Воспитатель хвалит детей и составляет предметы на стол.

Воспитатель: Какое время года наступит вслед за зимой?

Дети: Весна.

Воспитатель: Заплачут сосульки, начнут падать капельки, а капелька - объемная или плоская?

Дети: варианты ответа.

Физкультминутка « Кап- кап»

Воспитатель: А что происходит весной в природе еще?

Дети: ответы (распускаются листочки).

Воспитатель дает прослушать куплет народной песни "Среди долины ровныя".

Воспитатель: Композитор М. Глинка написал вариации на тему этой песни и она обрела новое звучание. Вариация означает изменение мелодии песни.

Дети слушают вариации М. Глинки.

Воспитатель: Заметили ли вы изменения после второго прослушивания?

Дети: ответы (хочется поводить хоровод под вторую мелодию).

Воспитатель: Посмотрите на картину И. Шишкина. Можно ли обхватить руками изображенный дуб?

Дети: ответы.

Считалочка: Вправо, влево повернись, в дуб могучий превратись!

ребенок выходит в центр, вокруг остальные водят хоровод. Звучит музыкальный фрагмент М. Глинки, дети повторяют движения за воспитателем.

Воспитатель: А интересно, дуб - плоский или объемный? Почему?

Дети: варианты ответа.

Воспитатель: Дети, кто изображал в хороводе дуб? Это человек, а он объемный или  плоский? А мой человек лежит на  столе. Он какой? (каркас из проволоки). Давайте превратим его в объемную фигуру?

Воспитатель предлагает детям материал- глину (посмотреть, потрогать, определить, что это за материал).

Практическая работа над созданием объемной фигуры человека из глины.

Воспитатель: Что мы с вами создали?

Дети: варианты ответа.

Воспитатель: Мы создали скульптуру.

Скульптура, ваяние, пластика- вид изобразительного искусства , произведения которого имеют объем. К материалам скульптуры относятся: глина, камень, гипс, дерево, кость, металл. Главным объектом скульптуры является человек.

Подведение итога:

Воспитатель: Этот человечек из глины высохнет, его можно будет раскрасить,  он будет жить в вашей группе.

Воспитатель: Мне очень приятно было с вами играть, общаться и я хочу подарить вам на память плоские фигурки. Вы нарисуете им лицо, одежду, будете играть ими и вспоминать вашего нового друга - Татьяну Алексеевну.

До новых встреч!

 Резерв:Дидактическая игра "Разбери фигуры" (на ковре три плоских и три объемные фигуры, дети группируют их по разным признакам.



Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  по теме «Мой Новосибирск»

Цель: Формировать представление о достопримечательностях города Новосибирска.

Образовательные задачи:

- активизировать словарный запас дошкольников;

-  расширить знания детей о Дендропарке, о Новосибирском  академическом  театре оперы и балета, о Монументе Славы.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей любознательность;

- формировать у детей чувство любви к родному городу;

- прививать детям бережное отношение к природе.

Развивающие  задачи:

- развивать у детей внимание, память, умения и навыки логического мышления;

- развивать двигательную активность дошкольников;

- стимулировать инициативу и творчество.

Оборудование и материалы: Экран, ноутбук с колонками, столики, обои, изображения деревьев, осенние листья, изображение птиц, табличка «Берегите лес», фигурки балерин, снежинки (бумага, органза).

Организационный момент.

На экране слайд №1 «Панорама Новосибирска»

Воспитатель (В.):  Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Алексеевна. Я приглашаю вас в путешествие! А зачем люди путешествуют?

 Можно ли в нашем городе найти интересные места? Такие, которыми можно гордиться и хотеть вновь там побывать?

Как называется наш город?  На каком транспорте люди передвигаются по городу? А мы на чем отправимся? Занимаем места! В путь!

  1. Посещение Новосибирского Дендропарка

На экране слайд № 2 «Аллея Дендропарка», звучит пение птиц

Ребята, куда это мы попали? Мы в  дендрологическом парке нашего города. Он находится рядом с зоопарком.  Дендропарк – это место общественного отдыха. Какое сейчас время года? По календарю сейчас осень.

Слайды №3,4 «Осень в дендропарке»

Полюбуйтесь, какая красивая осень в этом году была в парке! Вдохните! Чувствуете, какой здесь свежий воздух? Друзья мои,  я предлагаю вам создать свой парк. Кто хочет поучаствовать? Я рада, что у меня столько помощников!

 Какие деревья будут расти в нашем парке? Как выглядит береза? Найди из предложенных деревьев березу и определи ее место в парке.

Воспитатель показывает  изображения деревьев, а дети  называют  их и располагают на бумаге.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения Е. Трутневой:

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем

Под ногами шелестят и летят, летят, летят!..

Воспитатель показывает  изображения листьев, а дети  называют  их и выкладывают под соответствующее листу дерево.

В.: Ой! А кто это так красиво поет? Какие птицы могут жить осенью в парке? Смотрите! Кто это к нам прилетел?

Дети находят место в паке дятлу и синице

 Поглядите, какая красота у нас получилась! Я знаю, кого еще живет в нашем парке! Отгадайте загадку:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле, на старой елке

Орешки я грызу.

Кто это? Какие вы сообразительные!

Ребенок определяет место белке

 В.: Ребята, я огорчена! Люди оставили мусор на дорожках парка. А что такое мусор? Что нам нужно сделать, чтобы парк снова стал чистым и красивым?  А как мы его соберем? Руки станут грязные. Как быть? А как можно защитить руки от грязи?

Воспитатель раздает детям воображаемые перчатки.

В.: Расправляем пальчики, натягиваем перчатки хорошо. А теперь соберем весь мусор. Как вы думаете, если бы звери умели говорить, что они сказали бы нам?  Как напомнить людям о том, что мусорить нельзя? Точно!

Воспитатель показывает детям табличку.  

На этой табличке написано: «Берегите лес». Где нам ее лучше разместить?

Смотрите, какое огромное дерево! А вы знаете, что дерево может зарядить человека здоровьем и энергией? Давайте возьмемся за руки и обнимем дерево? А теперь закройте, пожалуйста, глаза и мысленно пожелайте друг другу здоровья.

На экране слайд № 5 «Осень в Дендропарке»

Звучит «Вальс» (Детский альбом) П. И. Чайковского.

В.: Какая чудесная музыка!  Где можно услышать ее?   Предлагаю нам отправиться в театр оперы и балета. Туда можно добраться на троллейбусе, на автобусе или на маршрутном такси. Что выберем? В путь!

2. Посещение театра оперы и балета

На экране слайд № 6 «Театр оперы и балета»

Ребята, как мы будем себя в театре вести?

На экране слайд № 7 «Театральный зал»

Мы погружаемся в мир театра! Великолепная люстра спускается с середины купола, поражая зрителей своей красотой! А  перед сценой находится оркестровая яма, в которой расположились музыканты. Именно здесь рождается музыка. И как только звучат первые аккорды на сцене появляется…

На экране слайд № 8 «Балерина», звучит фрагмент из балета «Щелкунчик» П. И.Чайковского «Танец Феи Драже»

Обратите внимание на позу балерины. Попробуем встать также?

Что на ногах балерины? Как называется такая обувь? А костюм балерины как называется? Вы обратили внимание на волшебную коробку? А что вокруг нее лежит на столе? Посмотрим? Возьмите балерину, которая вам понравилась. А теперь заглянем в коробку. Как это может пригодиться нашим балеринам?

Воспитатель достает из коробки снежинки, изготовленные из разных материалов.

Давайте нарядим наших красавиц в пачки? Балеринам пора на репетицию. Положите их на стол, а мы с вами посмотрим, как строился театр.  Строительство велось во время Великой Отечественной войны, когда на нашу Родину выпали великие испытания, несмотря на это народ стремился к прекрасному и доброму. Поэтому строительство самого большого и красивого театра  продолжалось.

На экране слайд № 9 «Строительство театра»

А сейчас пришло время отправиться в место, которое хранит память о воинах, которые погибли во время Великой Отечественной войны. На чем отправимся? В путь!

3. Посещение Монумента Славы

На экране слайд № 10 «Монумент Славы», звучит фоновая музыка

Обратите внимание на стеллу. На ней изображена скорбящая Родина-мать.  Посмотрите на выражение ее лица. Какие чувства испытывает Родина-мать, провожая своих сыновей на фронт? Потомки несут к  памятнику цветы в благодарность за нашу мирную и счастливую жизнь.

Ребята,  какие песни о мире вы знаете? Исполним?

На этом наше путешествие заканчивается, пора возвращаться в детский сад. Едем?

4. Рефлексия

Ребята, что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии? Что понравилось?

Я хочу сказать вам спасибо за игру и подарить вам фотоальбом для того, чтобы вы наполнили его фотографиями интересных мест нашего города, в которых вы побываете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Методическая копилка

Рекомендации для старших воспитателей ,окажут помощь в организации методического кабинета в ДОУ. Методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации,...

Моя методическая копилка

Из моего портфолио...

Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя

           Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»

laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...