Методическая копилка
план-конспект занятия

Солопова Татьяна Алексеевна

Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с Вами сценариями НОД. Надеюсь, они пригодятся Вам в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №  5

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе

Тема: "Плоское и объемное".

Цель: Дать представление о «плоском» и «объемном» в живописи и скульптуре.

Задачи: 1. Познакомить детей с понятиями "плоское", "объемное",

               "вокруг",  "внутри".

             2. Учить детей вслушиваться в музыкальное произведение.

             3. Дать представление о скульптур

Материалы и оборудование : Рисунок "Яблоко",  2  яблока;  предметы: ваза, кубики; картина И. Шишкина "Дуб";  музыка в записи М. Глинка "Вариации на тему "Среди долины ровныя";  музыкальный фрагмент народной песни "Среди долины ровныя";  музыкальная игра "Кап-кап";  глина,  фигура человека (проволочный каркас), влажные салфетки, геометрические фигуры из бумаги, вырезанные фигурки из бумаги (медведи, клоуны).

Планируемый результат: создание детьми  объемной фигуры человека из глины; различать "объемные" и "плоские" предметы и видеть их в окружающей обстановке.

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро, друзья! Меня зовут Татьяна Алексеевна. Как вы думаете,  зачем я к вам пришла? (ответы детей)

А чем вы любите заниматься?  (ответы детей) Вот сейчас мы этим и займемся.

         На магнитной доске с одной стороны размещены геометрические фигуры красного цвета - треугольники, квадраты, прямоугольники, круг. С другой стороны доски на альбомном листе - рисунок "Яблоко".

         На демонстрационном столике стоит корзина с яблоками, накрытая салфеткой.

Воспитатель снимает салфетку и спрашивает:

Воспитатель: Вы любите играть?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Я очень люблю играть, а сегодня я поиграю с яблоками.

Воспитатель: жонглирует яблоками.

Воспитатель: А кто хочет попробовать?

Воспитатель дает ребенку одно яблоко (нужно его подкинуть и поймать, чтобы ощутить объем).

Воспитатель: Давайте взвесим яблоко на руке.

Дети: отмечают, что оно тяжелое.

Воспитатель: Такое красивое, что хочется сфотографировать.

Дети: дети "фотографируют" яблоко, изображая фотоаппарат руками.

Воспитатель и дети: Раз, два, три! Фото готово.

Воспитатель открывает доску с геометрическими фигурами.

Воспитатель: Среди этих фотографий найдите фото яблока.

Дети: показали изображение.

Воспитатель: Мы фотографировали это яблоко? (яблоко красное и круг на доске красный)

Воспитатель поворачивает яблоко другим боком (он должен быть зеленым или желтым)

Воспитатель: А почему тогда сейчас мое яблоко не похоже на фото?

Дети: варианты ответа.

Игра "Глухой телефон"

Воспитатель: Сейчас я скажу волшебное слово, а вы на ушко передавайте друг другу.  (воспитатель говорит ребенку на ухо слово « объемный»)

Воспитатель выслушивает последнего  ребенка, а затем повторяют вместе с детьми два раза вслух слово  « объемный».

Воспитатель показывает рисунок с изображением яблока.

Воспитатель: А это яблоко - объемное? Чем отличается яблоко на рисунке от настоящего яблока?

Дети: варианты ответа.

Воспитатель подводит детей к выводу: одно яблоко - объемное (его можно взять в руки), другое - плоское.

Игра "Глухой телефон" (ведущим будет тот ребенок, который знает это слово, если нет ответа, то слово дает воспитатель).

Дидактическая игра "Что в группе объемное?" ( дети спокойно идут по группе и выбирают объемные фигуры).

Воспитатель хвалит детей и составляет предметы на стол.

Воспитатель: Какое время года наступит вслед за зимой?

Дети: Весна.

Воспитатель: Заплачут сосульки, начнут падать капельки, а капелька - объемная или плоская?

Дети: варианты ответа.

Физкультминутка « Кап- кап»

Воспитатель: А что происходит весной в природе еще?

Дети: ответы (распускаются листочки).

Воспитатель дает прослушать куплет народной песни "Среди долины ровныя".

Воспитатель: Композитор М. Глинка написал вариации на тему этой песни и она обрела новое звучание. Вариация означает изменение мелодии песни.

Дети слушают вариации М. Глинки.

Воспитатель: Заметили ли вы изменения после второго прослушивания?

Дети: ответы (хочется поводить хоровод под вторую мелодию).

Воспитатель: Посмотрите на картину И. Шишкина. Можно ли обхватить руками изображенный дуб?

Дети: ответы.

Считалочка: Вправо, влево повернись, в дуб могучий превратись!

ребенок выходит в центр, вокруг остальные водят хоровод. Звучит музыкальный фрагмент М. Глинки, дети повторяют движения за воспитателем.

Воспитатель: А интересно, дуб - плоский или объемный? Почему?

Дети: варианты ответа.

Воспитатель: Дети, кто изображал в хороводе дуб? Это человек, а он объемный или  плоский? А мой человек лежит на  столе. Он какой? (каркас из проволоки). Давайте превратим его в объемную фигуру?

Воспитатель предлагает детям материал- глину (посмотреть, потрогать, определить, что это за материал).

Практическая работа над созданием объемной фигуры человека из глины.

Воспитатель: Что мы с вами создали?

Дети: варианты ответа.

Воспитатель: Мы создали скульптуру.

Скульптура, ваяние, пластика- вид изобразительного искусства , произведения которого имеют объем. К материалам скульптуры относятся: глина, камень, гипс, дерево, кость, металл. Главным объектом скульптуры является человек.

Подведение итога:

Воспитатель: Этот человечек из глины высохнет, его можно будет раскрасить,  он будет жить в вашей группе.

Воспитатель: Мне очень приятно было с вами играть, общаться и я хочу подарить вам на память плоские фигурки. Вы нарисуете им лицо, одежду, будете играть ими и вспоминать вашего нового друга - Татьяну Алексеевну.

До новых встреч!

 Резерв:Дидактическая игра "Разбери фигуры" (на ковре три плоских и три объемные фигуры, дети группируют их по разным признакам.



Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  по теме «Мой Новосибирск»

Цель: Формировать представление о достопримечательностях города Новосибирска.

Образовательные задачи:

- активизировать словарный запас дошкольников;

-  расширить знания детей о Дендропарке, о Новосибирском  академическом  театре оперы и балета, о Монументе Славы.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей любознательность;

- формировать у детей чувство любви к родному городу;

- прививать детям бережное отношение к природе.

Развивающие  задачи:

- развивать у детей внимание, память, умения и навыки логического мышления;

- развивать двигательную активность дошкольников;

- стимулировать инициативу и творчество.

Оборудование и материалы: Экран, ноутбук с колонками, столики, обои, изображения деревьев, осенние листья, изображение птиц, табличка «Берегите лес», фигурки балерин, снежинки (бумага, органза).

Организационный момент.

На экране слайд №1 «Панорама Новосибирска»

Воспитатель (В.):  Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Алексеевна. Я приглашаю вас в путешествие! А зачем люди путешествуют?

 Можно ли в нашем городе найти интересные места? Такие, которыми можно гордиться и хотеть вновь там побывать?

Как называется наш город?  На каком транспорте люди передвигаются по городу? А мы на чем отправимся? Занимаем места! В путь!

  1. Посещение Новосибирского Дендропарка

На экране слайд № 2 «Аллея Дендропарка», звучит пение птиц

Ребята, куда это мы попали? Мы в  дендрологическом парке нашего города. Он находится рядом с зоопарком.  Дендропарк – это место общественного отдыха. Какое сейчас время года? По календарю сейчас осень.

Слайды №3,4 «Осень в дендропарке»

Полюбуйтесь, какая красивая осень в этом году была в парке! Вдохните! Чувствуете, какой здесь свежий воздух? Друзья мои,  я предлагаю вам создать свой парк. Кто хочет поучаствовать? Я рада, что у меня столько помощников!

 Какие деревья будут расти в нашем парке? Как выглядит береза? Найди из предложенных деревьев березу и определи ее место в парке.

Воспитатель показывает  изображения деревьев, а дети  называют  их и располагают на бумаге.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения Е. Трутневой:

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем

Под ногами шелестят и летят, летят, летят!..

Воспитатель показывает  изображения листьев, а дети  называют  их и выкладывают под соответствующее листу дерево.

В.: Ой! А кто это так красиво поет? Какие птицы могут жить осенью в парке? Смотрите! Кто это к нам прилетел?

Дети находят место в паке дятлу и синице

 Поглядите, какая красота у нас получилась! Я знаю, кого еще живет в нашем парке! Отгадайте загадку:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле, на старой елке

Орешки я грызу.

Кто это? Какие вы сообразительные!

Ребенок определяет место белке

 В.: Ребята, я огорчена! Люди оставили мусор на дорожках парка. А что такое мусор? Что нам нужно сделать, чтобы парк снова стал чистым и красивым?  А как мы его соберем? Руки станут грязные. Как быть? А как можно защитить руки от грязи?

Воспитатель раздает детям воображаемые перчатки.

В.: Расправляем пальчики, натягиваем перчатки хорошо. А теперь соберем весь мусор. Как вы думаете, если бы звери умели говорить, что они сказали бы нам?  Как напомнить людям о том, что мусорить нельзя? Точно!

Воспитатель показывает детям табличку.  

На этой табличке написано: «Берегите лес». Где нам ее лучше разместить?

Смотрите, какое огромное дерево! А вы знаете, что дерево может зарядить человека здоровьем и энергией? Давайте возьмемся за руки и обнимем дерево? А теперь закройте, пожалуйста, глаза и мысленно пожелайте друг другу здоровья.

На экране слайд № 5 «Осень в Дендропарке»

Звучит «Вальс» (Детский альбом) П. И. Чайковского.

В.: Какая чудесная музыка!  Где можно услышать ее?   Предлагаю нам отправиться в театр оперы и балета. Туда можно добраться на троллейбусе, на автобусе или на маршрутном такси. Что выберем? В путь!

2. Посещение театра оперы и балета

На экране слайд № 6 «Театр оперы и балета»

Ребята, как мы будем себя в театре вести?

На экране слайд № 7 «Театральный зал»

Мы погружаемся в мир театра! Великолепная люстра спускается с середины купола, поражая зрителей своей красотой! А  перед сценой находится оркестровая яма, в которой расположились музыканты. Именно здесь рождается музыка. И как только звучат первые аккорды на сцене появляется…

На экране слайд № 8 «Балерина», звучит фрагмент из балета «Щелкунчик» П. И.Чайковского «Танец Феи Драже»

Обратите внимание на позу балерины. Попробуем встать также?

Что на ногах балерины? Как называется такая обувь? А костюм балерины как называется? Вы обратили внимание на волшебную коробку? А что вокруг нее лежит на столе? Посмотрим? Возьмите балерину, которая вам понравилась. А теперь заглянем в коробку. Как это может пригодиться нашим балеринам?

Воспитатель достает из коробки снежинки, изготовленные из разных материалов.

Давайте нарядим наших красавиц в пачки? Балеринам пора на репетицию. Положите их на стол, а мы с вами посмотрим, как строился театр.  Строительство велось во время Великой Отечественной войны, когда на нашу Родину выпали великие испытания, несмотря на это народ стремился к прекрасному и доброму. Поэтому строительство самого большого и красивого театра  продолжалось.

На экране слайд № 9 «Строительство театра»

А сейчас пришло время отправиться в место, которое хранит память о воинах, которые погибли во время Великой Отечественной войны. На чем отправимся? В путь!

3. Посещение Монумента Славы

На экране слайд № 10 «Монумент Славы», звучит фоновая музыка

Обратите внимание на стеллу. На ней изображена скорбящая Родина-мать.  Посмотрите на выражение ее лица. Какие чувства испытывает Родина-мать, провожая своих сыновей на фронт? Потомки несут к  памятнику цветы в благодарность за нашу мирную и счастливую жизнь.

Ребята,  какие песни о мире вы знаете? Исполним?

На этом наше путешествие заканчивается, пора возвращаться в детский сад. Едем?

4. Рефлексия

Ребята, что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии? Что понравилось?

Я хочу сказать вам спасибо за игру и подарить вам фотоальбом для того, чтобы вы наполнили его фотографиями интересных мест нашего города, в которых вы побываете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя

           Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»

laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...

Методические рекомендации по оформлению мероприятий для методической копилки.

Методические рекомендации по оформлению мероприятий для методической копилки. Цель вашего мероприятия определяется критериями самоэффективности, для кого, для чего, какой результат. Оформлять мероприя...

Методическая копилка: Методическая литература для педагогов ДОУ, используемая для ознакомления дошкольников с Санкт - Петербургом.Художественная литература для чтения детям, по теме: "ознакомление детей с городом Санкт-Петербургом".

Методическая копилка:  Методическая литература для педагогов ДОУ, используемая для ознакомления дошкольников с Санкт - Петербургом.Художественная литература для чтения детям, по теме: "ознак...