«Фольклор, музыка, искусство с учётом регионального компонента как средство воспитания патриотических чувств». выступление на педсовет
учебно-методический материал

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_muzyka_iskusstvo.docx25.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Фольклор, музыка, искусство с учётом регионального компонента как средство воспитания патриотических чувств».

«Патриотизм – это не доблесть и не профессия, это естественное человеческое чувство. Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко всему тому, что впитано с молоком матери.

                                                                                                                                                                      Г.Бокланов.

    (Слайд1) В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы педагогов с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

    Следует отметить, что патриотические чувства не возникают сами по себе – это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека с самого раннего возраста. Именно дошкольный возраст  имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, в том, числе и чувства патриотизма.

   Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

   Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

   Ребенок должен понять, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин.

   Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с фольклором , музыкальным и изобразительным искусством  родного региона.

  (слайд2) Назначение  регионального компонента- это защита и развитие системой образования региональных особенностей; сохранение единого образовательного пространства; вооружение дошкольников системой знаний о регионе. Задачи программы «Региональный компонент» вы видите на слайде.

   Большие потенциальные возможности  патриотического воздействия заключаются в музыкальном искусстве: народных праздниках, музыке современных композиторов Ставропольского края, и , конечно же в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто

                                                 2

 в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

(слайд3) Песни являются средством воздействия на чувства и сознание, но в них встречаются загадки и пословицы; кроме этого, есть и самостоятельные загадки-песни.
Песни – наиболее доступная форма народного  музыкально- поэтического творчества. Главное назначение песен – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы.  Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры  и т.д. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности.
Колыбельные, частушки, потешки, прибаутки, небылицы-перевертыши – это большой и своеобразный раздел фольклора. Интонационные достоинства песен позволяют детям исполнять их как в младшем , так и в старшем возрасте. Народная песня оказалась необычайно устойчивой формой художественного творчества.

(слайд4)В народных танцах воплощается особая пластика, свойственная представлениям того или иного этноса. Посредством танца передаются чувства, ощущения, мысли. Народный танец своеобразно раскрывает многовековые традиции последующим поколениям. Характер народа, особое его мышление нашли отражение в языке танца. Русские народные танцы имеют ряд характерных особенностей. Манера их исполнения отличается широтой, простотой, доступностью. Разнообразие народных мелодий обогащает музыкально – ритмические движения детей и придаёт им определённую окраску.

(слайд5)Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра.  Огромные возможности для творчества детей таят в себе русские народные песни-игры. Такие фольклорные песни-игры  дают возможность «прочувствовать»  ту или иную  ситуацию, обогащают знания дошкольников историческим прошлым.

   Сила воздействия на ребёнка музыкальных произведений возрастёт, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр.

   Большое влияние  на формирование патриотических чувств у дошкольников оказывают праздники. Они –  неотъемлемая часть нашей духовной культуры, и всей жизни.

(слайд6)Особое значение в рамках патриотического воспитания имеет тема: «Защитник Отечества». 

                                                           3

Это день воинской славы. Мы чтим славные традиции нашей армии: беззаветную преданность Родине, постоянную готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени!

(слайд7) Говоря о защитниках Родины, нельзя оставлять без внимания тему: «Великой Победы!»

  В этой теме  раскрывается  величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён… Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные в непосредственной образовательной деятельности ранее,  от экскурсий к памятнику  солдата в нашем городе.

Встреча с ветеранами надолго остается в памяти ребят и является важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

(слайд8) «Праздники с мамой»

  Патриотическое  воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Этой тематике посвящены праздники : «День Матери» и «8Марта»

 (слайд9)  С удовольствием  участвуют дети в народных праздниках «Осенины», (слайд10)«Масленица», (слайд11)«Весенний праздник» и др.      Народные праздники благотворно  воздействуют на  настроения ребёнка ,  преобразовывают  его  духовный мир формируют патриотические чувства, способствуют  более целостному  восприятию мира.

   Народные праздники включают в себя целый комплекс различных видов народного художественного творчества. Сюда входят песни, танцы, художественное слово, театрализация, игры. Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив ко всему, что дается в яркой увлекательной форме, и поэтому такие праздники  являются сильнейшим воспитательным средством .

   Важным моментом  по формированию патриотических чувств у детей является знакомство с творчеством современных композиторов:  их песнями , пьесами, танцевальной музыкой. Произведения отражают  жизнь и быт  народа, воспитывают любовь к природе, к своей семье, своему городу, уважение к старшим, друзьям. Это творчество таких композиторов как (слайд12)Дмитрий Шостакович, Дмитрий Кабалевский,  (слайд13)Аркадий Филиппенко, Тамара Попатенко. А также творчество современных  композиторов Ставропольского края, таких как  Виктор Кипор,  Василий  Ушкалев, (слайд14)Михаил Севрюков.(слайд15)

   Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!

                                              4

Уважаемые коллеги!

В практической части нашего семинара познакомимся с творчеством композитора Михаила Спиридоновича Севрюкова, внесшим огромный вклад в музыкальную жизнь нашего города, района , края, страны.

   СЕВРЮКОВ Михаил Спиридонович  родился 10 декабря 1930 года на хуторе Кавалерский Ростовской области, в семье донских казаков. В возрасте пяти лет, в 1935 году  вместе с родителями  переехал в Ставропольский край. Мать, донская казачка, с детства прививала мальчику любовь к народной культуре, сумев передать будущему композитору эстафету-завещание - неповторимый дух, царивший в песенном мире прошлого.
Связь с самобытным народным искусством стала отличительной чертой творчества Севрюкова, по крупицам собиравшего то ценное, что передавалось из поколения в поколение. Его фольклорная фонотека состояла из сотен самобытных произведений, записанных в народе, большую часть которых композитор обработал, создав таким образом точные и тонкие рисунки своеобразных вокально-хореографических постановок.
 Михаил Спиридонович  окончил курсы повышения квалификации (теория музыки, композиторское и хоровое отделение) при Доме народного творчества им. Н. К. Крупской в Москве, в 1964 – дирижёрско-хоровое отделение Ставропольского краевого музыкального училища. С 1957 работал художественным руководителем Петровского районного Дома культуры. В 1958 году под его руководством создан ансамбль  чабанов и доярок. Это в дальнейшем  ансамбль назовется  «Нива золотая» и получит звание народного.

 (слайд16) Музыкальное наследие Михаила Севрюкова и его детище ансамбль «Нива золотая» неотделимы, так как именно  в этот период рождаются все новые и новые песни, исполняемые ансамблем.  Тематика его песен разнообразна: это и песни о Родине, о любви, о Великой Отечественной войне , о труде простого русского народа, о красотах Ставропольского края.(слайд17) Сейчас вашему вниманию представляется песня «Светлоград – город мой» (слушание- фонограмма)

  Михаил Спиридонович был автором слов и музыки многих песен. Но активно работал и с другими поэтами нашего района: В.Сухороковым, Г.Орловским, И.Череванем, Вячеславом Пятко.

  (слайд18)Одна из его ранних песен «Широки просторы наши» на слова Пятко стала как бы гимном Ставрополью. Можно сказать, что она была в репертуаре каждого хорового народного коллектива нашего края, звучала на многих праздниках, фестивалях, торжественных концертах, в гастрольных поездках по странам Зарубежья, в  Москве и Всероссийских фестивалей самодеятельного художественного творчества.(слайд19) (слушание песни «Широки просторы наши» в исполнении муз.руководителей)

 (слайд20)Особое направление в его творчестве - песни лирические. В них и юношеская грусть, и веселые нотки любовных потех, расставание, безответная любовь и

                                                        5

яркий смех, веселая шутка увлеченных чувством молодых людей. И не просто песни писал он, но и ставил лирические хороводы с кружевными рисунками танцев и теплых юношеских встреч.(песня «Сердечная песня»(слушание фонограммы).

  (слайд21)Часто тексты песен или частушек рождались в ансамбле «Нива золотая» во время репетиций. Его композиторский, поэтический талант передавались и коллективу. И здесь, с долей юмора выплескивались наружу куплеты, которые веселили и исполнителей, и зрительные залы. Так родились «Петровские частушки», «Антошка» в исполнении трио Нины Фалько, Нины Хрипковой и Василия Ушкалёва. В 1966 году композитор Вано Мурадели назвал его «Золотое трио». (слушание фонограммы).

  Теме Великой Отечественной войне посвящены песни «По дороге на Брест» на слова Л.Лапирова, «Тропы партизанские» , на слова Б.Яроцкого.

  И ,конечно, композитор с благодарностью отзывался о городе, ставшим  для него второй  Родиной. Это песни о Светлограде. Им были написаны песни «Город мой» на слова В.Пятко, «Мой Светлоград» на слова В.Сухорукова.(слайд22) Эту песню  предлагаем с вами разучить. (практическая часть)

 До последних дней Михаил Севрюков был  руководителем ансамбля  «Нива золотая».

 (слайд23) Севрюков М.С. награждён медалями «За доблестный труд» и «За трудовую доблесть». За пропаганду народной песни отмечен знаком «Отличник культработы» Министерства культуры СССР, серебряной медалью ВДНХ. Заслуженный работник культуры РСФСР (1963), заслуженный деятель искусств РСФСР (1978).

   Его ансамбль, один из лучших в крае, был участником заключительных показов в рамках Первого всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся в Москве. 
В 1977 году коллектив дважды выступал на главной сцене страны - в Кремлевском Дворце съездов. Участвовал в  фестивале народного искусства в Польше, в юбилейном праздновании 30-летия словацкого восстания.
Сегодня Светлоградский ансамбль «Нива золотая» с достоинством носит имя своего прославленного руководителя, а руководит коллективом Николай Рудинский — ученик Михаила Спиридоновича
.(слайд24)

   (слайд25) Многогранно творчество композитора Михаила Спиридоновича Севрюкова. В его песнях «душа русского человека»  и одно  желание, чтобы мир царил на земле!

Литература:

  1. Е.И. Луганский, А.Л. Черногоров «Моё родное Ставрополье», Ставрополь «АГРУС» 2005г.
  2. В. Чернявский «Нива золотая - колыбель моя!» Ставрополь 2000г.
  3. Интернет- ресурс

Мастер- класс

Тема: «Фольклор, музыка, искусство с учётом регионального компонента как средство воспитания патриотических чувств».

                                                                                                           Составители:

                                                                                                           Пасечниченко Н.В.

                                                                                                           Михайлова С.М.

                                                                                                           Аванесова А.Э.

                                                                                                           Бариленко М.Е.

 

                                                 

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выпускная работа повышения квалификации на тему «Региональная культура как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.1.     Теоретические исследования российских и ставропольских ученых патриотического воспитания...

Консультация для воспитателей "Народная музыка, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников"

Консультация для воспитателей "Народная музыка, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников"...

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

Статья: Консультация для воспитателей "Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств"

Косультация для воспитателей"Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста"....

Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания патриотических чувств дошкольников

Консультация знакомит с дидактическими играми, развивающими интерес к народным промыслам....

Национально-региональный компонент как средство воспитания патриотизма у дошкольников

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной ст...