Использование ТРИЗ и РТВ технологий в ДОУ
консультация

Маслова Ирина Вячеславовна

Консультация для педагогов.

 

Использование ТРИЗ и РТВ технологий в играх,тренингах, на занятиях и других видах деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_triz_i_rtv_tehnologiy_v_dou.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Использование ТРИЗ и РТВ технологий в ДОУ

Дорогие воспитатели, если вы хотите идти на работу, как на праздник. Если вам нравятся, когда глаза детей блестят на занятии, а активность превышает 100%.

Если вы хотите, если вы хотите целый день смеяться, удивляться, петь и общаться с умными, думающими детьми – займитесь ТРИЗом.

Пусть вас не смущает это громкое название ТРИЗ – теория решения

изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого.

Главное достоинство этой теории в том, что она на основе диалектической логики позволяет резко повысить творческие способности каждого, а не в отдельности вундеркинда, т. е. то чего мы с вами хотели бы для своих детей. Чем раньше начать развивать у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет эта работа.

На тризовских занятиях дети придумывают свои сказки и не одну, а столько, сколько детей в группе и даже больше, познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают ежеминутно для себя открытия.

Девиз тризовцев – «Можно говорить всё» - и дети раскрепощаются и говорят, и придумывают, и изобретают. Сказка «Колобок всем нам знакома с детства. Казалось бы, что новое в ней можно найти? Но в ТРИЗ есть волшебное слово «ресурсы» - т.е. возможности. И сказка «Колобок» превращается в фантастическую сказку, да не одну, а много, и дети с удовольствием спасают Колобка от Лисы, незаметно познавая диалектику.

Дело в том, что основные идеи ТРИЗ как раз и заключаются в том, чтобы

переложить умозрительные законы диалектики в конкретные формы. Теория

решения изобретательских задач и вообще изобретательство вырабатывают умение решать возникшие противоречия. Они могут быть и в технической системе, и в бытовой ситуации. Ответы получаются разные, но способы решения одни. (Пример по сказке «Колобок». Дети дают множество ответов: «поиграть с Лисой в прятки», «Дед пошёл искать и выручил», «Охотники выручили»  и т. д.).

Итак, п р о т и в о р е ч и я. Вопрос «Почему?» заставляет детей постоянно находить в одном и том предмете, действии плохие и хорошие стороны.

Поиграем в игру «Хорошо – плохо». Возьмём самое простое хорошо знакомое слово «дождь».

Хорошо: Лягушкам весело. Всё растёт. Песни под дождь хорошо сочинять. Всё чистит, моет. Наступает весна. Бегать по лужам. Гулять в резиновых сапогах. Грибной дождь. Радуга. Ручьи бегут. От бегущих капель красивые узоры на стекле.

Плохо: Костёр не развести. Влажность большая. Плохая видимость. Можно простудиться. Нельзя гулять. Нарушает планы. Шумно. Грязь. Расходы на одежду.Наводнение.

Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

Занятия с элементами ТРИЗ.

Одной из самых распространённых форм обучения в д/саду является занятие. Эта форма привычна и удобна тем, что охватывает целую группу детей. Однако нельзя не согласиться, что традиционные подходы к организации занятий не всегда бывают интересными и увлекательными, но их можно сделать интересными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны (это я уже слышал). Поэтому основной задачей, которую ставит перед собой педагог, является не сообщение новых знаний, а обучение способам

 самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую

деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Одним из средства, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, является система творческих заданий на основе методов ТРИЗ – и РТВ-технологий.

Занятия будут интересней, если построить по следующим правилам.

• Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

• Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций – мозговой штурм.

• Системный подход (всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно

рассматриваться в развитии).

• Включение в процесс познания всех доступных для ребёнка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.)

Обязательная активация творческого воображения;

В процессе проектирования занятий с дошкольниками рекомендуется придерживаться следующей последовательности:

а) выбор темы занятия в соответствии с комплексно - тематическим планом. При этом не имеет значения, какая программа лежит в основе деятельности педагога;

б) определение вида занятия (выбор определённой методики или комплексныйвариант). Заметим, что комплексный подход – та форма работы, которая обеспечивает наибольшую активность детей и свободу их выбора. Кроме того, в продуктивной деятельности, без которой комплексное занятие не обходится,происходит закрепление материала и рефлексия;

в) формулировка программного содержания;

г) выбор разнообразных инструментов обучения;

д) составление конспекта.

Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ

РТВ-технологий: построение занятия на основе одной алгоритмической цепочке (в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов.

Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.

Перечень приёмов, игр и тренингов для использования в индивидуальной работе сдошкольниками на протяжении дня.

(Утренний приём, время прогулки, перерывы между основными режимными моментами, вечер).

Использование методов активации творческого мышления с целью развития речи:

Сочинение сказок по методу каталога (для всех возрастных групп);

Проведение игр и тренингов речевого характера по усвоению понятий о свойствах и структуре систем;

Проведение игр и тренингов по усвоению сущности диалектических законов;

Словесное описание фантастических образов, созданных на основе МФО;

Словесное преобразование объекта материального мира с помощью типовых приёмов фантазирования;

Тренинги с маленькими подгруппами детей по обучению решения задач на сужение поля поиска;

Использование методов активации творческого мышления, игр и тренингов с элементами изобразительной деятельности в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста:

• Кляксография

• Ниткография

• Пальцеграфия

• Рисование штампами и шаблонами

• По каждому рисунку провести беседу с детьми: что нарисовано, на что похоже

• Создание коллажей

Рисование фантастических героев с использованием метода морфоанализа. (В мл.гр. Дети помогают придумать. Воспитатель рисует. Дети помогают раскрасить. В старшем возрасте дети сами рисуют или схематизируют).

Проведение игр и тренингов с элементами рисования:

• «Спаси букву от буквоеда» (дорисовка букв и цифр до сюжетного изображения).

• «Фоторобот» - создание образа фантастического героя из комбинации частей других героев (для средней и старшей групп).

• «Чей след» - ассоциативные цепочки на основе случайных изображений.

«Каляка» - дорисовка линии или фигуры с последующим рассказыванием по содержанию.

Использование ТРИЗ и РТВ технологий в других видах деятельности.

• Придумывание сказки по предложенному началу.

• Составить сказку на свободно выбранную тему.

• Развивать умение представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.

• Развивать умение «входить» в изображаемые обстоятельства.

• Развивать умение использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства для воплощения образов.

• Наделять героев действиями (свойствами) фантастического характера.

• Изменять заимствованные из сказок ситуации.

• Наделять известные сказочные персонажи качествами, которые им не присущи (добрая Баба Яга, щедрая Лиса).

• За счёт использования новых приёмов преобразований создавать новый образ.

• Развивать умение детей не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые (для ребёнка) образы и образные ситуации.

• Развивать умение применять новые способы преобразования впечатлений – наделение людей действиями фантастического характера, заимствование из сказок отдельных фрагментов с незначительными их преобразованиями.

• Развивать умение воспринимать образ средствами музыки, художественного слова, изобразительной деятельности.

• Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их и выявлять противоречивые свойства.

• Развивать умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели.

• Воспитывать любовь и интерес к музыке, живописи, литературе путём анализа сказок, рисунков, песен.

• Развивать умение использовать схему талантливого мышления и игру «Хорошо - плохо» для сравнения признаков предметов, явлений, составлять модели, рисунки.

Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления.

• Функциональное назначение объектов.

Цель: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.

«Повторяка»

Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:

• Я – лягушка. Я умею прыгать.

• Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.

• Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д.

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

«Я еду в деревню».

Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка. Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т.д.

«Неумейка»

Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию.Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию. Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы». Ит.д.

«Салат из сказок».

Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка.

Выбор героев может быть произвольным. Дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке. 2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д.; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т.д.

«Сказка – калька»

С детьми составляется модель сказки и по этой модели сочиняется новая сказка, с различными степенями узнаваемости или полностью измененная.

Используя буквенное обозначение, цветовое или геометрическое обозначение. По составленной модели сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные.

«Сказка – наизнанку».

Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «наоборот».

Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот.

Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».

«Перевирание сказки».

Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов.

Например: «Жили – была девочка, звали её Желтая шапочка».

Дети: «Не жёлтая, а Красная!».

Взрослый: «Ах, да, Красная! Так назвал её папа и назвал…»

Дети: «Не папа, а мама!»

1 вариант: после того, как дети Вас исправили, продолжаете рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняется, но линию настоящей сказки ведём до конца.

2 вариант: изменяя сказку в самом начале, ведёте её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

«Что было потом».

Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки предложить детям подумать «А что было потом?» или, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать «А что было потом?»

НАПРИМЕР: «а что стало с туфелькой Золушки после её замужества?»

«Сочиняем сказки по опорным схемам»

Детям даются карточки с разными схематическими изображениями. Дети, пользуясь ими, могут сочинять рассказ или сказку. Схемы могут быть разными. Лжезагадки.

• Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?

• Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?

• На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?

• Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

• Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?

• У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?

• Что едят крокодилы на северном полюсе?

• Что является второй подушкой для щеки?

• Кто громче замычит: петух или корова?

• Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?

• От чего крокодил зелёный? (от носа до хвоста).

• Как лучше сорвать арбуз с дерева?

• Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?

• Когда собака бывает в конуре без головы?

• Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру?

• Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?

• Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше?

• На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?

Литература.

1.«Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с

дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях.

Анна Валерьевна Корзун, 2000

2. Сидорчук Т.А. ОТСМ – ТРИЗ – РТВ – технологии как средство становления ключевых компетентностей детей дошкольного возраста./ В сб. «Дошкольник.

Образование. Инновации»: методические рекомендации по организации и

содержанию образовательного процесса в ДОУ Ульяновской обрасти в 2008 – 2009 учебном году. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2008.

3. Сидорчук Т., Хоменко Н., Лелюх С. Развитие творческого воображения и мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ. //ж. «Ребенок в детском саду» № 2 (стр. 2 – 8), № 3 (стр. 8 – 13), № 4 (стр.22 – 27), № 5 (стр. 10 – 15), № 6 (стр. 6-12)2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ТРИЗ и РТВ технологий в занятиях по развитию речи

Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями....

Использование ТРИЗ и РТВ технологий в занятиях по развитию речи и РЭМП

Использование методов активации творческого мышления с целью развития речи.Ситуативные задачи по сюжетам сказок...

Конспект НОД с использованием ТРИЗ и здоровьесберегающих технологий.

Целью образовательной деятельности является формировать целостные представления об одежде, ее типах и предназначении....

«Использование ТРИЗ и РТВ технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

основные принципы, этапы решения творческих изобретательных задач...

Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии».

Авторская дидактическая игра   «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления  детьми освоения  способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии&r...

Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии в средней группе № 8 по теме «Использование ТРИЗ—технологии для развития детей дошкольного возраста».

Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх...