Организация мини-этно-музея в группе.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

 Юлия Викторовна Кузьмичева

Вопрос патриотического воспитания и ознакомления дошкольников с историей родного народа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_mini-etno-muzeya_v_gruppe.docx79.86 КБ

Предварительный просмотр:

Организация мини-этно-музея в группе.

Вопрос патриотического воспитания и ознакомления дошкольников с историей родного народа возникает в современном мире в связи с тем, что и окружающая действительность и события, и художественная литература,  и  видеопроизведения все больше приобретают интернациональное, универсальное содержание. И содержание это все дальше уводит от тех истоков, которыми и было порождено.

Ближайшее окружение дошкольника также насыщается различными технологическими, электронными игрушками, которые не дают простор действию и фантазии.

Возникает потребность познакомить воспитанников-дошкольников как с их малой родиной – семьей, улицей, городом, так и с большой родиной – городом, страной. Этноисторией.

Это стало возможным благодаря возможности организовать мини-этно-музей в группе дошкольного учреждения.

Совместное знакомство педагоги-дети-родители с «национальным» было начато не на пустом месте. Со второй младшей группы дети знакомились с устройством семьи, ее значением в жизни каждого человека и ролью каждого члена семьи. Далее в средней группе знакомство было продолжено в темах «Детский сад», «Родная улица».  Работа велась в рамках проектной деятельности. И границы мира каждого воспитанника и группы детей в целом постепенно расширялись. Пока представления и детей и родителей не дали возможность включить «русское национальное» в процесс знакомства с историей, этноисторией. В этом контексте можно последовательно рассмотреть практически все явления современного мира.

В своем знакомстве с этноисторией мы начали с игрушек – темы наиболее близкой каждому дошкольнику. Был организован мини-музей, в котором были представлены типичные игрушки детей русской деревни. То есть был задействован раздел «русские национальные игрушки». Здесь были представлены такие экспонаты как куклы (тряпичные, соломенные, деревянные), деревянные игрушки – которые дошкольники могли видеть на занятиях по ознакомлению с русским народным творчеством. Здесь эти предметы приобрели другую историю. Дети узнали, что расписывались игрушки не просто так, для красоты, как могло им показаться в начале, а для того, чтобы порадовать, поднять настроение. И это не просто предметы, а этими игрушками играли такие же дети. Игрушки-забавы, игрушки-головоломки были интересны современным детям своим не привычным видом, простым исполнением (часто изготовленные из дерева), звучанием, всем тем, что в основном и привлекает детей в игрушках. Волчки, бирюльки, игрушки на колесах, пуговички и т.д. были представлены сундучки, коробочки, в которых игрушки деревенской детворы бережно хранились и передавались из поколения в поколение.  

Знакомство с игрушками дало возможность протянуть связь явлений дальше. Кукла Крупеничка дала возможность по-другому прочитать и воспринять сказку Николая Дмитриевича Телешова «Крупеничка». Здесь же мы получили возможность порассуждать о значении для деревенских жителей крупы, о трудностях выращивания и ухода.

Куклы-пеленашки позволили ребятам самим изготовить такую куколку. Так же послушать рассказ для чего мамы делали таких куколок своим детям.  

Расписные игрушки более осмысленно позволили отнестись к украшению силуэтов и моделей русским народным узором. Дети не просто копировали элементы, но теперь знали, для чего они выбирают узор, для кого украшают игрушку.

В рамках мини-этно-музея дошкольники также узнали, что некоторые знакомые им, и любимые ими подвижные игры также имеют свою давнюю историю: жмурки, верёвочка, летит - не летит, мячик кверху.

Познакомились с настольными играми, требующими умения и терпения – волчки и бирюльки. И пришли к выводу, что, несмотря на то, что игры эти старые, не идут в сравнение с современными игровыми приставками, а играть в них бывает намного сложнее.

Надеемся, что рамками мини-этно-музея «Русская национальная игрушка» наша работа не ограничится. Планируем дальнейшее развитие темы в таких разделах как «Русская усадьба» (изба, ее строительство, устройство печь), «Ярмарка», «Русское национальное блюдо», «Русская национальная одежда». Большим подспорьем в этом нам могут быть русские народные сказки, в которых эти темы и многие другие затронуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Организация поисковой деятельности в средней группе дошкольной образовательной организации по изучению свойств воздуха"

В материале раскрыты цель и задчи поисковой деятельности, содержание её компонентов и этапы организации поисковой деятельности в средней группе....

Конспект по организации трудовой деятельности в подготовительной группе " Наведем порядок в группе"

Цель: учить детей поддерживать порядок в группе, закреплять умение распределять коллективную работу и совместно ее выполнять.Задачи:1. Формировать умение планировать последовательность своей работы.2....

Программа семинара - практикума Организация и методическое сопровождение семейной группы дошкольного образовательной организации

Семинар - практикум содердит нормативную базу по открытию семейной группы, методические рекомендации, опыт открытия семейной группы Алекссевых...

Программа семинара - практикума Организация и методическое сопровождение семейной группы дошкольного образовательной организации

Семинар - практикум содердит нормативную базу по открытию семейной группы, методические рекомендации, опыт открытия семейной группы Алекссевых...

«Организация развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с учётом ФГОС ДО». Подготовительная группа «А».

Главной задачей воспитания дошкольника являются создания у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду ребенку необходимо чувствовать себя любимым и непо...

Организации трудовой деятельности в подготовительной группе. Тема: «Все вместе наведем порядок в группе»

Цель: учить детей поддерживать порядок в группе, закреплять умение распределять коллективную работу и совместно ее выполнять. Задачи:·        Формировать умение...

Справка эффективности работы по реализации программы социального партнёрства организации в соответствии с направленностью групп в дошкольной образовательной организации (ДОО) (взаимодействие с научными, образовательными, социальными институтами)

Целью  сетевого взаимодействия  СПДС «Чебурашка» с.Выселки заключается  в реализации адаптированной и основной общеобразовательной  программы дошкольного  образова...