Путешествие по «реке времени» «Хочу все знать о пуговице».
презентация к уроку (подготовительная группа)

Благодарова Ольга Александровна

Ознокомление с историей возникновения пуговицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_o_pugovitse.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями.

Ребенок с рождения  является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С

каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих

своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополняется и

расширяется. Все это отражается на нашей повседневной жизни – мы уже не

обращаем внимания на предметы, которыми пользуемся изо дня в день. А

жаль, ведь некоторые из них, порой даже самые обычные, таят в себе много

интересного.

Так появилась идея проекта «Хочу все знать о пуговице» Актуальность исследования состоит в том, что, казалось бы, простая пуговица, но мы никогда не задумываемся об этой детали, застегивая утром рубашку или платье. И когда мы ее теряем, то очень огорчаемся. Кажется обычный и обыденный предмет, но его так бывает жалко. В современном мире трудно представить, что когда-то люди могли обходиться без пуговиц, без этого предмета и аксессуара. И все же неизменный интерес у людей она вызывала всегда, начиная с древних времен и до наших лет. Если глубоко изучить историю возникновения пуговицы, то может открыться много интересного и познавательного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих фактов и особенностей. Поэтому я считаю, что эта тема актуальна и представляет интерес не только у детей, но и взрослых.

Участники проекта:

Педагоги, дети, сотрудники  детской областной библиотеки.

Тип проекта: краткосрочный

Мотивация:

Все началось с того, что девочка нашей группы принесла в группу необычную пуговицу. У детей возник интерес к данному предмету, стали приносить пуговки из дома, детей заинтересовало:

• «Что означает слово "пуговица"?»;

• «Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?»;

• «Какими были первые пуговицы?»;

• «Каких видов бывают пуговицы?»;

• «Из каких материалов делают пуговицы?»;

• «Какие есть способы пришивания пуговиц?».

Гипотеза: 

Мы предположили, что пуговица служит не только как застежка для одежды, но и как украшение.

Если мы вместе с детьми будем подбирать материал из истории возникновения пуговицы, осуществлять поход в библиотеку, организовывать выставки рисунков, узнаем много нового, интересного о пуговицах, об истории её появления, создания. Так в нашей группе возникла тема нового проекта «Хочу все знать о пуговице», в котором дети узнают много интересного о пуговицах.

Цель проекта:

Ознакомление с историей возникновения пуговицы, ее назначением  и разнообразием,  с материалом из которых делают пуговицы.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей создания и изготовления пуговиц;
  • Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения;
  • Развивать фантазию в процессе украшения одежды пуговицами;
  • Вызвать интерес к творческой деятельности;
  •  Познакомить с различными способами пришивания пуговиц.

   

   

 Ожидаемый результат:

1. Обогащение представлений дошкольников об исторических событиях, связанные с пуговицами и историей ее создания;

2. Повышение уровня познавательных процессов и мелкой моторики кистей 3. Развитие восприятия, мышления, речи в процессе описательных высказываний;

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:


В ходе подготовительного этапа проекта была изучена методическая литература. Вместе с детьми и родителями искали информацию о пуговицах в интернете, в энциклопедиях. На данном этапе использован деятельностный подход  в обучении – самостоятельное добывание знаний детьми.

Основной этап:

На первом этапе исследовательского проекта была организована экскурсия в детскую областную библиотеку, где дети  знакомились с книгами и журналами в которых были представлены древние пуговицы, созданные в разных странах из разных материалов. Дети с восхищением слушали библиотекаря .

Просмотрели мультфильм « Сто пуговиц» (по рассказу Л.Улицкой)

Ссылка: http://multy.tv/4649-sto-pugovic.html 

Посмотрели презентацию «История пуговицы» 

Ссылка:

http://luckytoys.ru/journal/view/istoriya_proishozhdenie_pugovitsy_155.html;;

Провели беседы с детьми на тему: «Откуда появилась пуговица», «Пуговица. Для чего она нужна», « История пуговицы», «Каких видов бывают пуговицы?» «Из каких материалов делают?», «Как их можно использовать?», «Умная пуговица».

Все что мы узнали про пуговицы мы разделили на несколько эпох: древность, старина, современный мир. 

Мы узнали, что древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. Пуговица выполняла скорее роль оберега, нежели декоративного украшения. Пуговицы были полыми, в виде шарика, в который помещали кусочек металла, например, олово. При ходьбе такие пуговицы гремели и тем самым отпугивали злых духов.

В старину количество пуговиц, их расположение на одежде, вид и форма могли рассказать многое о человеке - и в первую очередь о его положении в обществе. Пуговица была своеобразной "визитной карточкой" человека. Их количество, форма, имевшиеся на них узоры и знаки могли поведать о положении человека, его заслугах. Пуговица в старину служила как опознавательный знак (якорь обозначал служитель флота, дубовые ветки – лесничий).

В настоящее время каких только пуговиц не увидишь сейчас! Из металла, стекла, пластмассы, дерева, вязаные, кожаные, вышитые, филигранные, перламутровые. В наше время пуговица – это и застёжка на одежде, декоративный элемент, и украшение.

Дети выбирали походящие иллюстрации и раскладывали их по порядку начиная с давних времен  и по настоящий день. Раскладывая картинки, дети очень бурно обсуждали к какой эпохе принадлежит та или иная картинка.  Из подобранных картинок составили «Реку времени» разных эпох.

«Река времени» начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки современный мир, где живём   мы с вами.

Продолжением бесед  стали игры «Ателье», "Мы дизайнеры", во время которой дети старались правильно подобрать пуговицы к вещам из разных материалов (пальто, блузке, детскому платью и т. п.).

Вместе с детьми рассматривали пуговицы.

Знакомились с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы (прозрачность, вес, прочность, фактура, цвет, форма, величина и т.п.);

Во время художественного творчества они придумывали свои пуговицы: «Нарисуем пуговицу», «Пуговичные фантазии», «Печатаем узор»(пуговица-штамп), «Пуговицы для сказочных персонажей», «Украсим салфетку», «Красивые тарелочки»;

Совместно с детьми изготавливали пуговицы из глины, пластилина;

Создание объемных конструкций из пуговиц: «Цветок на полянке», Группировали пуговицы по форме, по количеству отверстий, по размеру, по материалу, по цвету.

Чтение художественной литературы:   рассказ Г. П. Шалаевой « Потерянная пуговица», Е.  Менжинская, « Испугались пуговки», Н. Брагина  Юра пуговки пришил».  Составляли описательные рассказы о пуговицах, рассказы из личного опыта «Как я научился застегивать пуговицы», придумывали сказки и истории о пуговицах.

Полученные знания закреплялись в ходе игровой деятельности. Игры "Найди пару", "Какая лишняя?", «На что похожа пуговица», «Посмотри и укрась»

«Чудо – пуговка», «Пуговичная мозаика», « У кого какая пуговица»,

 «Сосчитай-ка», «Веселые пуговки»,«Чудесный мешочек»,«Составь картинку»,«Разрезные картинки», « Веселый портной» и т.п.

Ассортимент пуговиц огромен. Такое разнообразие пуговиц можно объяснить тем, что пуговица служит не только для застегивания одежды, но и одновременно является ее украшением. Девочки с удовольствием собирали интересные украшения: браслеты, бусы из пуговиц, брошки, колечки. Использовали в работе «пришивание пуговиц», попутно ознакомившись с разными видами пришивания

Заключительный этап.

Вместе с детьми собрали коллекцию пуговиц, и сгруппировали их по видам: "Детские пуговицы", "Металлические»,  «Форменные пуговицы", "Тканевые", "Перламутровые", «Пуговицы на ножке».

Мы выяснили, что пуговица нам нужна для того чтобы застегивать одежду, быть великолепным украшением одежды. Наше предположение оказалось верно. Но так же мы выяснили, что пуговицы скрывают много интересного и полезного.

Вывод:

  • Пуговицы используют как украшение для одежды.
  • Пуговицы изготавливают из разных материалов – они могут быть деревянные, пластмассовые, стеклянные, металлические, обтяжные из ткани.
  • Пуговицы различают по назначению: плательные, пальтовые, костюмные, брючные, форменные, детские.
  • Пуговицы служат для застёгивания и отделки.
  • Пуговицы бывают разных размеров, цветов, форм. По форме – круглые, овальные, квадратные, треугольные.
  • Из пуговиц можно сделать картины, бусы.
  • Пуговицы можно использовать в игре.

В группе был создан мини-музей. Создание мини-музея позволило не только представить разнообразие видов пуговиц, определить их принадлежность, но и узнать, из каких материалов их делают.

Работа над этим проектом у нас будет  продолжаться. Мы планируем теснее сотрудничать с детской областной библиотекой; оформлять выставки; проводить беседы с детьми о пуговицах; пополнять информацией о пуговицах  наш мини-музей. На протяжении всего времени сопутствовало состояние веселости, сообразительности, дружбы, фантазии, творчества.

Литература:

1. Бабаева Т. И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Михайлова З. А., Кларина Л. М., Серова З. А. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 160 с.

2. Кинзянова Ж. В. Сенсомоторное развитие. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ж. В. Кинзянова. - Волгоград: Учитель, - 2011. – 105 с.

3. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Т. А.   Ткаченко. - М.: Эксмо, - 2007. – 97 с.

4. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. А. Янушко. - М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 105 с.

5. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. А. Янушко. - М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 98 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: Путешествие по реке. Главный водный путь России - река Волга"

Дать  детям представление о красавице реке Волге, как природном доме и его обитателях;  познакомить с проблемами загрязнения воды в реках; прививать  элементарные навыки экологической к...

Исследовательский проект "Хочу всё знать о ПУГОВИЦЕ"

Актуальность:Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без то...

Проект "Хочу всё знать о ПУГОВИЦЕ"

Цель проекта: формирование у детей естественно-научных представлений о предметах окружающего мира, расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности....

Исследовательский проект "Хочу всё знать о ПУГОВИЦЕ" в группе раннего возраста

Мы живем во время стремительных скоростей и высоких технологий. С каждым годом увеличивается количество технических новинок, поражающих своими возможностями. Мир предметов, и без того огромный, пополн...

Проект «Хочу всё знать о пуговице»

Проект «Хочу всё знать о пуговице»Вы можете стать архангелом, дураком илипреступником, и никто не заметит этого.Но если у Вас отсутствует пуговица –каждый обратит на это внимани...

Проект "Хочу всё знать о пуговице"

Тип проекта: творческо-исследовательский. Продолжительность: среднесрочный (1 месяц) Участники проекта: педагоги группы, дети, родители воспитанников. Цель проекта: формирование у детей естественн...

«Путешествие по реке. Главный водный путь России – река Волга»

Форма проведения: беседа с элементами интерактивной игрыЦель: способствовать формированию знаний детей о реке Волга, и о загрязнении воды в реках....