Консультация «Речь воспитателя, как средство развития речи детей»
методическая разработка

Дашкина Татьяна Васильевна

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.  Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Консультация «Речь воспитателя,

как средство развития речи детей»

В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи и учить их надо на лучших образцах родного языка.  Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.  От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.  Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.

Речь воспитателя должна быть: 

• грамматически правильно построенной, связной;

• с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка; • должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;

• должна быть интонационно выразительной; доступной для понимания;

• с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Некоторые недочеты речи педагога:

• Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;

• Невнятность произношения;

• Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

• Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;

• Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

•  Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;

• Употребление в речи слов – паразитов;

• Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

• Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т.д.;

• Произнесение слов с неправильным ударением.

Требования к связной речи педагога и ее лексико – грамматическому оформлению

• Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;

• Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;

• При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия;

• При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты;

• Словарный запас должен пополняться и обновляться.

В качестве недостатков словаря воспитателей можно назвать: 

• Частое употребеление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);

• Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

• Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.

Таким образом, работая с детьми воспитатель должен обратить внимание на следующее:

• Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;

• Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию;

• В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;

• Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);

• Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).

Задание 1.

"Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей

Объяснить понятие речь.

Ответы педагогов

(Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонематических и семантических средств и правил общения.

Речь – это сложная функциональная система, опирающаяся на совместную деятельность особых зон коры головного мозга.)

Задание 2. "Подбор антонимов, синонимов"

Из предложенных слов составьте антонимические группы, включив в них слова противоположные по смыслу.

Для 1 команды - подбор антонимов.

1. Правдивый. 2. Экспорт. 3. Микро. 4. Авангард. 5. Нерадивый. 6. Эксцентричный. 7. Импорт. 8. Рыхлый. 9. Стремительный. 10. Тощий. 11. Неряшливый. 12. Объективный. 13. Макро. 14. Старательный. 15. Плотный. 16. Прозрачный. 17. Арьергард. 18. Упитанный. 19. Опрятный. 20. Субъективный. 21. Медленный. 22. Лживый. 23. Концентричный. 24. Мутный.

Для 2 команды - подбор синонимов

Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.

1. Властелин. 2. Быстрый. 3. Материк. 4. Воля. 5. Портьера. 6. Владыка. 7. Истинный. 8. Свобода. 9. Континент. 10. Властитель. 11. Наготове. 12. Подлинный. 13. Независимость. 14. Занавеска. 15. Повелитель. 16. Штора. 17. Стремительный. 18. Начеку. 19. Настоящий. 20. Гардина. 21. Господин. 22. Действительный. 23. Настороже. 24. Скорый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...

Консультация для воспитателей: "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"

Консультация для воспитателей: "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"«Речь воспитателя, как средство развития речи детей»Культурная речь - является обязательным эле...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Культурная речь - является обязательным элементом общей культуры человека. Речь воспитателя является для детей основным образцом родного языка.В умственном развитии детей огромное значение имеет ...

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи у детей»

Консультация для воспитателей«Речь воспитателя как средство развития речи у детей»Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека. Речь педагога является дл...

Консультация для воспитателей: "РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ"

Речь воспитателя является для детей основным образцом родного языка. Существуют правила, которых должен придерживаться педагог, разговаривая с детьми....