Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи у детей»
консультация

Перескокова Юлия Викторовна

Консультация для воспитателей

«Речь воспитателя как средство развития речи у детей»

Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека. Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи, и делать это нужно на лучших образцах родного языка. Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так, же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи педагога, зависит культура речи детей. Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи. При воспитании речи ребёнка: первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически; второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»; третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи. Речь педагога должна быть: грамматически правильно построенной, связной; с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка; должна быть выдержана в определенном темпе, громкости; должна быть интонационно выразительной; доступной ; с правильным и точным использованием словесных обозначений. Так к недочетам речи педагога относится: Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше, если речь протекает в слегка замедленном темпе; Невнятность произношения; Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию); Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп; Неточность произнесения отдельных звуков или слов; Нарушения лексики – в грамматическом оформлении; Употребление в речи слов – паразитов; Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные); Произнесение слов с неправильным ударением; Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость). Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает педагог, в данном случае - воспитатель. Как отмечает, И. О. Соловьёва, перед педагогом, стоят следующие задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи. Предъявляются следующие требования к связной речи педагога и ее лексики – грамматическому оформлению: Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога; Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами; Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание; При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия; При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты; Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления. При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет - особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании. Образец используется: - при работе с картинкой; - при пересказе; - при рассказывании из личного опыта; - для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей. В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка. В качестве недостатков словаря педагога можно назвать: Частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Сонечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.); соренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); В общении со старшими детьми подлаживание под речь детей; Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей. Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать. Рассказывая детям о проведённой экскурсии, необходимо выделять главное, что относится к данной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей. В целом рассказ педагога должен быть: Полным; Красочным; С точно подобранными словами; Грамматически правильно оформлен; Выразителен; Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь; При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию; Шире использовать устное народное творчество пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее. Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее: 1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи. 2. Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию. 3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм: 4. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания. 5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса. 6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей. 7. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений. 8. Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность. Вывод. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет готов к школе.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Консультация будет полезна воспитателям и родителям. Здесь предложены различные игры с детьми....

"Речь воспитателя как средство развития речи у детей"

quot;Речь воспитателя как средство развития речи у детей"...

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность - как средство развития речи у детей 5-6 лет"

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность -  как средство развития речи у детей 5-6 лет"...

Буклет Консультация-практикум «Речь воспитателя, как средство развития речи у детей»

Цель: Повышение общей культуры педагогов. Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм лит...