Консультация для воспитателей "Речь воспитателей, как средство развития речи у детей"
консультация по развитию речи

Исакова Нина Ивановна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rech_vospitateley.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Речь воспитателей, как средство развития речи у детей»

Культурная речь – является обязательным элементом общей
культуры человека.

Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи, и делать это нужно на лучших образцах родного языка.
Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи педагога, зависит культура речи детей.

Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.

При воспитании речи ребёнка:

  • первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка
    полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка»,
    которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически;
  • второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;
  • третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи.

Речь педагога должна быть:

  • грамматически правильно построенной, связной; с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
  • должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;
  • должна быть интонационно выразительной;
  • доступной;
  • с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Так к недочетам речи педагога относится:

  • Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше, если речь протекает в слегка замедленном темпе;
  • Невнятность произношения;
  • Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
  • Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
  • Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
  • Нарушения лексики – в грамматическом оформлении; Употребление в речи слов – паразитов;
  • Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
  • Произнесение слов с неправильным ударением;
  • Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает педагог, в данном случае – воспитатель. Как отмечает
И.О. Соловьёва, перед педагогом, стоят следующие задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.


Требования к связной речи педагога и ее лексики – грамматическому оформлению.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;

Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;

При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия;

При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;

Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления.

При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет – особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

Образец используется:

  • при работе с картинкой;
  • при пересказе;
  • при рассказывании из личного опыта;
  • для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей.
Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Недостатки словаря педагога

  • Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами  (Сонечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку
    со столика и т.п.)
    ;
  • Засоренность речи лишними словами  (ну, вот, так сказать, значит);
  • В общении со старшими детьми подлаживание под речь детей;
  • Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Рассказывая детям о проведённой экскурсии, необходимо выделять главное, что относится к данной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей.

В целом рассказ педагога должен быть:

  • Полным;
  • Красочным;
  • С точно подобранными словами;
  • Грамматически правильно оформлен;
  • Выразителен;
  • Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;
  • При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию;
  • Шире использовать устное народное творчество пословицы, поговорки, фразеологические обороты.

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее.

Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
  2. Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию. 3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм:
  3. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
  4. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса.
  5. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей.
  6. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.
  7. Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность.

Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи.

Вывод. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем,
если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок будет готов к школе.


Список использованной литературы

  1. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005
  2. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004
  3. Столяр А.А.. Давайте поиграем. - М.: Наука, 2008
  4. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005
  5. Л.С. Выгодский. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991
  6. Тихеева. Е.И "Развитие речи детей". Москва, "Просвещение" , 1985.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речь воспитателя как средство развития речи у детей"

quot;Речь воспитателя как средство развития речи у детей"...

Консультация для родителей. «Сказкотерапия» как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность....

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи у детей»

Консультация для воспитателей«Речь воспитателя как средство развития речи у детей»Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека. Речь педагога является дл...

Буклет Консультация-практикум «Речь воспитателя, как средство развития речи у детей»

Цель: Повышение общей культуры педагогов. Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм лит...

Консультация для родителей: «Оригами как средство развития речи у детей»

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. У кого ловкие, чуткие пальчики – у того и хорошо развитая речь. Двигательные и ...