Консультация для воспитателей "Речь воспитателей, как средство развития речи у детей"
консультация по развитию речи

Исакова Нина Ивановна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rech_vospitateley.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Речь воспитателей, как средство развития речи у детей»

Культурная речь – является обязательным элементом общей
культуры человека.

Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи, и делать это нужно на лучших образцах родного языка.
Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи педагога, зависит культура речи детей.

Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.

При воспитании речи ребёнка:

  • первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка
    полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка»,
    которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически;
  • второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;
  • третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи.

Речь педагога должна быть:

  • грамматически правильно построенной, связной; с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;
  • должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;
  • должна быть интонационно выразительной;
  • доступной;
  • с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Так к недочетам речи педагога относится:

  • Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше, если речь протекает в слегка замедленном темпе;
  • Невнятность произношения;
  • Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
  • Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;
  • Неточность произнесения отдельных звуков или слов;
  • Нарушения лексики – в грамматическом оформлении; Употребление в речи слов – паразитов;
  • Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);
  • Произнесение слов с неправильным ударением;
  • Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает педагог, в данном случае – воспитатель. Как отмечает
И.О. Соловьёва, перед педагогом, стоят следующие задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.


Требования к связной речи педагога и ее лексики – грамматическому оформлению.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;

Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;

При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия;

При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;

Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления.

При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет – особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

Образец используется:

  • при работе с картинкой;
  • при пересказе;
  • при рассказывании из личного опыта;
  • для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательницей.

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей.
Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Недостатки словаря педагога

  • Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами  (Сонечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку
    со столика и т.п.)
    ;
  • Засоренность речи лишними словами  (ну, вот, так сказать, значит);
  • В общении со старшими детьми подлаживание под речь детей;
  • Использование, употребление в речи новых слов, не учитывая возраст детей.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Рассказывая детям о проведённой экскурсии, необходимо выделять главное, что относится к данной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей.

В целом рассказ педагога должен быть:

  • Полным;
  • Красочным;
  • С точно подобранными словами;
  • Грамматически правильно оформлен;
  • Выразителен;
  • Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;
  • При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию;
  • Шире использовать устное народное творчество пословицы, поговорки, фразеологические обороты.

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее.

Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.
  2. Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию. 3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм:
  3. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.
  4. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса.
  5. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей.
  6. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.
  7. Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность.

Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи.

Вывод. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем,
если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок будет готов к школе.


Список использованной литературы

  1. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005
  2. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004
  3. Столяр А.А.. Давайте поиграем. - М.: Наука, 2008
  4. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005
  5. Л.С. Выгодский. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991
  6. Тихеева. Е.И "Развитие речи детей". Москва, "Просвещение" , 1985.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»

Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...

Консультация для воспитателей: "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"

Консультация для воспитателей: "Речь воспитателя, как средство развития речи детей"«Речь воспитателя, как средство развития речи детей»Культурная речь - является обязательным эле...

Консультация логопеда для воспитателей «Игры по развитию речи у детей дошкольного возраста»

Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многопланову...

"Речь воспитателя как средство развития речи у детей"

quot;Речь воспитателя как средство развития речи у детей"...

Консультация для родителей. «Сказкотерапия» как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность....