Консультация для родителей. «Сказкотерапия» как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Забегаева Анна Александровна

Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность.

            Сказкотерапия - это поиск смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.

Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными событиями и как в жизни, ищет пути решения проблем, встающие перед ним.  Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это ещё и превращение.

Сказкотерапия – это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться черты личности, как нереализованное. Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование  будущего, процесс подбора каждому ребёнку своей особенной сказки. Открыть своё сердце навстречу добру учит нас сказка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_skazkoterapiya_1.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Пролетарский детский сад комбинированного вида « Радуга»

учитель-логопед Забегаева А.А

Консультация для родителей.

«Сказкотерапия» как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

        Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность.

        Сказкотерапия - это поиск смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.

Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными событиями и как в жизни, ищет пути решения проблем, встающие перед ним.  Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это ещё и превращение.

Сказкотерапия – это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться черты личности, как нереализованное. Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование  будущего, процесс подбора каждому ребёнку своей особенной сказки. Открыть своё сердце навстречу добру учит нас сказка.

Основные возможности сказкотерапии  заключаются в следующeм:

-интеграция личности,

-развитие творческих способностей и адаптивных навыков,

-совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром,

-обучение, диагностика и коррекция.

Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребёнок совершит огромный скачок в развитии, способствующий развитию личности.

По мнению многих психологов, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.

Задачи сказкотерапии:

  1. Развивать речь детей с помощью:

- пересказывания сказок;

-рассказывания сказок от третьего лица;

-группового рассказывания сказок;

-рассказывания сказок по кругу;

-сочинение сказок.

  1. Выявить и поддержать творческие способности.
  2. Снизить уровень тревожности и агрессивности.
  3. Развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
  4. Развивать умение преодолевать  трудности и страхи.
  5. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.
  6. Укрепить союз «Ребёнок-Родитель-Педагог» .
  7. Научить изготавливать волшебные краски и рисовать ими.
  8. Научить создавать поделки из пластилина, глины, теста, бумаги к определённой сказке.

Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности.  Диагностические данные детей логопедической группы подтверждают у них нарушение всех основных частей языковой системы, нарушение  внимания, памяти, недостаточно сформированное словесно-логическое мышление  все перечисленные психические процессы связаны с речевой функцией.

На развитие речи детей отрицательное влияние оказывают различные детские страхи. Страхи повышают тревожность, что ведут к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявлять свои способности. Также у детей при ряде речевых нарушений отмечаются  выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонение в развитии движений пальцев рук, ведь движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

 Предлагается личный взгляд взрослого на направление сказкотерапии. Педагогическая коррекция на основе работы со сказкой   позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика   и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир  близких людей.  Черствость и невнимание ребёнка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны с отсутствием опыта сопереживания и с неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает.

Психокоррекция проводится через проигрывание эпизодов сказки и ответы детей на предлагаемые вопросы. Рисование и изготовление поделок являются домашним заданием, но могут проводится и на занятии.

Педагогическая работа – это 1-й этап, включающий чтение сказки и беседу с детьми по её содержанию.

Психокоррекционная работа – это 2-й этап, включающий распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки,  психогимнастику, психокоррекционную работу и рисование и изготовление поделок по мотивам сказки. Текст сказки и последующая беседа с детьми по содержанию может быть успешно использована в работе с родителями.

Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями в реальной жизни. Если ребёнок с раннего возраста начнёт осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос:  «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего опыта жизненных ситуаций, будет более мудрым и сознательным.

Ещё К.И.Чуковский писал: «По-моему цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитывать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою». Ведь действительно сказка «лечит, душу греет и учит жить».

Не с проста и неслучайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами и логопедами. Только в сказке ребёнок и взрослый могут пофантазировать. Ответить на главные вопросы: «Кто я есть?», «Каким бы я хотел себя видеть?». Как я сам себя вижу через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть окружающий мир не только глазами, но и сердцем. Чтобы я сделал, если бы обладал волшебством? Сказка способна перед каждым открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца.

Список использованной   литературы:

  1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи у детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство» «Детство – Пресс», 2011.
  2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Речь, 2013.
  3. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М.: «ЦГЛ»,2003.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"

Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"...

Сказкотерапия, как средство развития речи у детей раннего возраста

Презентация предназначена для работы педагогов в дошкольном учреждении...

Консультация для родителей. «Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста»

      Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, па...

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»...

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»....