Консультация для родителей «Сказкотерапия- как средство развития речи детей дошкольного возраста.»
консультация (подготовительная группа)

Облиганцева Надежда Петровна

Сказка – источник народной мудрости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей «Сказкотерапия- как средство развития речи детей дошкольного возраста.»

Подготовила воспитатель: Облиганцева Н.П.

Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Многим людям свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?... Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего-то нового, неожиданного… А чудо – совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка. Работая по методике сказкотерапии, я старалась, чтобы эта мысль стала основной в работе. Метод имеет многовековую историю, но свое призвание получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось без использования сказки. Основные возможности сказкотерапии заключается в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция. Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом,- естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.

Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей. Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, на экскурсиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память, т. е на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество. Исходя из вышесказанного, я построила свою работу с детьми по сказкотерапии, развитию речи и творческой активности.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Ребенок, находясь в сказке, взаимодествует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно, сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное. Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.

Задачи скакотерапии:

1. Развить речь детей с помощью: - пересказывание сказок; -рассказывание сказок от третьего лица; -группового рассказывания сказок; -рассказывания сказок по кругу; -сочинения сказок;

2. Выявить и поддержать творческие способности.

3.Снизить уровень тревожности и агрессивности.

4.Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

5.Развить умение преодолевать трудности и страхи.

6.Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.

7.Укрепить союз «Ребенок – Родитель – Педагог».

8.Научить изготавливать волшебные краски и рисовать ими.

9.Научить шить куклу-марионетку и манипулировать ею.

Решение сказочных задач – это сбор психодиагностического материала,развитие творческого мышления и воображения. Как сказочные задачи, так и ответы детей были разные. Задания были направлены на то, чтобы не повторять ответы товарищей. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

Самостоятельное сочинение сказок и историй

Составляя творческий рассказ или сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков, умения точно передавать свой замысел. Всеми этими умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений. При обучении детей рассказыванию используются несколько приемов: 1.

Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го

В последующем дети не только рассказывали придуманные ими сказки, но и старались описать те чувства, которые возникали в той или иной сказочной ситуации. Дети слушали сказки в разных положениях (как им было удобно в тот момент): лежа или сидя с закрытыми глазами. Рассказывали дети сказки под спокойную музыку.

Групповое рассказывание сказок.

Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки

 3.Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения

Таким образом, разные формы рассказывания позволили обогатить речь детей: она стала более образной, дети стали легче и свободнее выражать свои мысли, улучшалась память, внимание стало более устойчивым, у детей развилась способность слушать другого, следить за ходом его мыслей и уметь встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

Читая сказки, рассказывая, придумывая их, я объясняла детям, что, даже читая знакомые уже много лет сказки, такие как «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», можно многому научиться для жизни. Наиболее интересные и оригинальные сочинения я старалась записать. Очень оживляло и стимулировало творческую активность детей прослушивание сказок собственного сочинения. Итогом работы послужило проведение праздника сказки для родителей и детей средней группы. Работа, конечно, не была бы столь плодотворной без помощи родителей. Они живо откликались на любую мою просьбу: приобрели «волшебный цветок», благодаря которому дети перевоплощались в сказочных героев, изготовили «ковер-самолет», принесли «волшебную грушу», в которой исчезают страхи детей. Постоянно проводились индивидуальные консультации, короткие беседы. Все советы и пожелания не оставались без внимания. Такое творческое содружество («Ребенок-Родитель- Педагог») способствует дружбе, взаимопониманию, укрепляет доверие и уважение к работе педагога. Работа по сказкотерапии дала хорошие результаты. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети стали более раскованны, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Научились фантазировать, сами организовывают игры по сказкам, их речь образной, выразительной. Сказкотерапия, как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

Сказкотерапия для дошкольников -современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко ...

Консультация для родителей "Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию информацию о богатейшем значении загадки в развитии ребенка. Так же здесь вы найдете материал по обучению составления загадок вашими детьми....

Консультация для родителей «Пластилинография как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Пластилинография - нетрадиционная художественная техника работы с пластилином. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «пластилин» - материал, при помощи которого...

Консультация для родителей "Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлен...

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей: "Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Сказкотерапия - это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром....

Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Что такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову,- лечение сказками.  Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы.  Причем же здесь лечение?  Зн...