Требования к построению предметно-развивающей среды по ФГОС ДО. Принципы построения ППР.
материал

Требования к построению предметно-развивающей среды по ФГОС ДО. Принципы построения ППР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-razvivayushchaya_sreda_po_fgos_do.docx40.34 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ФГОС ДО.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Максимова Татьяна Михайловна

МОСКВА 2018

Требования ФГОС ДО  к развивающей предметно-пространственной среде.

                      В законе    «Об Образовании» дошкольное образование обозначено как  уровень общего образования, направленный на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление детей дошкольного возраста.  Дошкольное образование - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной совокупностью обязательных требований, которые разработаны и утверждены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО  включает в себя три компонента, которые предусматривают требования:

- к структуре основных образовательных программ и их объему;

- к условиям реализации основной образовательной  программы;

-к результатам освоения основной образовательной программы.

          Требования к условиям реализации Программы  включают в себя требования  к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Так какой же должна быть  образовательная среда, которая будет способствовать выполнению целей и задач, поставленных в Программе?

                       Согласно ФГОС ДО  развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.  

    Необходимо создавать условия, чтобы ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство с первых минут прихода в дошкольное учреждение. Это предъявляет требования к оформлению как открытого пространства : территория ДОУ (в том числе детские площадки), так и замкнутого пространства: комнаты групповых помещений, кабинеты  и залы, где проводятся занятия с детьми (музыкальный зал, физкультурный зал, сенсорная комната и т.д.), маршруты передвижения ( коридоры, лестничные пролеты, холлы и т.д ).

                   К предметному содержанию относятся: игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует самостоятельно или совместно с взрослыми и сверстниками; учебно-методические пособия, используемые взрослыми в процессе обучения детей; оборудование для осуществления разнообразных деятельностей.  Предметное содержание должно быть организованно в пространстве, что обеспечит активное освоение его детьми.

                   Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

                   Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

-реализацию различных образовательных программ;

-в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

-учет возрастных особенностей детей.

                   Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

                   1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

                    Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

                   Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

-двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

-возможность самовыражения детей.

                   Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

                   Материалы должны быть хорошего качества и соответствовать возрастным возможностям детей.

                   2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

                   Для оптимального использования площади помещения  в среде должна быть заложена возможность ее изменения. Такую возможность обеспечивают наличием различных предметов: ширм, отрезов тканей, скамеек, мягких  модулей и пр. Перемещение этих предметов, даст возможность преобразования существующих игровых зон или создания  новых. Мебель для игровых уголков должна быть более мобильным (мебель на колесах). И если передвижением мебели занимается педагог, то  мягкие крупногабаритные модули, невысокие ширмы, скамейки создают возможность для преобразования пространства самими детьми.

                   3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.  Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов позволит расширить возможности игры. Например, стол, накрытый тканью, может стать домом, а поставленные в ряд стулья - вагоном поезда.

                   4) Вариативность среды предполагает:

-наличие в группе различных зон (для игры, конструирования, экспериментирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

-периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

                    Отсутствие вариативности приводит к однообразию действий детей, к привыканию, утрате интереса к окружающей обстановке, что вызывает пассивность, которая приводит к торможению развития ребенка.

                   5) Доступность среды предполагает:

-доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

-свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

-исправность и сохранность материалов и оборудования.

                    6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.  

                   Однако, обеспечение этого принципа, не должно привести к жесткому контролю активности детей, что может снизить их самостоятельность.

 Принципы построения предметно- развивающей среды

                   Теоретической основой построения развивающей среды в ДОУ является Концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского   (см.  Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П.  Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 1993). В данной разработке получили дальнейшее развитие основные идеи общей Концепции дошкольного воспитания применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды. Авторы концепции построения развивающей среды считают, что непременным условием построения развивающей среды в ДОУ является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Стратегия и тактика построения жилой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания, отношений взрослого и ребенка.

                   Цель взрослого - содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: обеспечить чувство психической защищенности — доверия ребенка к миру, радости существования; формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности. Личностно-ориентированный способ взаимодействия это представление    ребенку   свободы,    независимости,    большого    «поля»   для самостоятельных действий, общения на равных. В этом аспекте особое место занимает развивающая среда (мир природы и людей, предметно-пространственное окружение).

                   По мнению авторов Концепции, предметно-развивающая среда — это  организованное  жизненное  пространство,  способное  обеспечить социально — культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его  способностей.

                    В концепции предметно-развивающей среды  В.А.Петровским, Л.М. Клариной и др. выделены принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

-    принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

-    принцип активности, самостоятельности, творчества;

-    принцип стабильности — динамичности;

-    принцип комплексирования и гибкого зонирования;

- принцип эмоциогенности  среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

-    принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

-    принцип открытости — закрытости;

-    принцип учета половых и возрастных различий детей.

Рассмотрим подробнее каждый из этих принципов.

                   1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

                   Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей - установление контакта между ними. При отсутствии контакта трудно решать какие бы то ни было образовательные задачи, которые ставит перед собой воспитатель.  Установлению контакта могут препятствовать принципиальные разные позиции, которые преимущественно занимают воспитатель и ребенок: даже физически воспитатель, как правило, находится «сверху», а ребенок — «снизу». Такая позиция взрослого предполагает диктат и назидание. В отличие же от этого личностно-ориентированная позиция педагога - партнерская. Её можно обозначить как «рядом», «вместе». При такой позиции развивающая среда создает условие для соответствующей физической позиции-общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза».

                     Одно из условий среды, которое делает такое общение более, легко осуществимым — это разновысокая мебель. Ее высота должна быть такой, чтобы не только взрослый без затруднений мог «спуститься», приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог «подняться» до позиции взрослого, а иногда и посмотреть на него сверху. Для того, чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, нужна разновысокая мебель, высота которой может легко меняться.

                    Не менее важно взрослому для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения с каждым ребенком и с группой детей в целом. Сложность состоит в том, что у каждого человека  свои особые представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой», дистанции, другие — на более «длинной». Кроме того, эти представления меняются в зависимости от разных причин: состояния человека, вида деятельности, которой он занимается, и т.д.

                     В связи с этим  размер и планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощутить тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере и контакт, и свободу одновременно.

                   2. Принцип активности.

                   В игровом пространстве должна быть заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослыми.   Ребенок   и   взрослый   должны становиться   творцами  своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия взрослого и ребенка — творцами своей личности и своего здорового тела.

                   Среда в дошкольном учреждении должна провоцировать возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Так, например, на стенах могут быть развешены рамки на доступной для детей высоте, в которые могут быть легко вставлены различные репродукции или рисунки, и тогда ребенок может менять оформление стен в зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов. Одна из стен может стать «стеной творчества». На ней дети могут рисовать различными материалами коллективные и индивидуальные рисунки.

                    В игровом пространстве должны быть созданы реальные условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности. Взрослый обучает детей бытовым операциям в процессе «настоящей» и результативной деятельности (от начала и до ее завершения в виде продукта). При этом в ходе общения педагог естественным образом развивает и познавательные, и интеллектуальные, и эмоциональные, и волевые способности ребенка. 

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.

                   Ребенок постоянно меняется, становится другим каждую минуту. Он начинает «перерастать» среду, в которой находится. Для того, чтобы среда оставалась приемлемой и удобной для ребенка, надо дать ему возможность самому менять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением. Это возможно при использовании легких перегородок, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся; возможность изменения звуковой и световой среды; вариативное использование различных предметов.

                    Жизненное пространство должно быть таким, чтобы оно давало возможность  построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями  одновременно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.

                    Постоянство и неизменность элементов жилой среды сохраняются в той мере, в какой они обеспечивают  ребенку и взрослому надежность и защищенность от нежелательных вторжений внешнего мира, и в то же время не делают эту систему закрытой, отгороженной от общества.

                  В дошкольной организации должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные, музыкальные, театральные залы,  творческие и конструкторские мастерские и пр. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, то есть в зависимости от цветового и звукового изменения, пространственного перестроения становиться «сказочными», «фантастическими» и т.д.  Пространство должно позволять ребенку не только осваивать действительность, но и уходить от нее в фантазии, не только строить, но и разбирать построенное, различать прекрасное и безобразное.

                  Важную роль здесь играет планировка как здания, так и участка, а также архитектурные (застекленные веранды, балконы и т.д) и дизайнерские элементы (ширмы, экраны, встроенные шкафы, выдвижные и раздвижные шкафы и т.д.).  

                  4.   Принцип      комплексирования  и   гибкого   зонирования.  

                    При рассмотрении   этого  принципа следует  учитывать,   что     он     не     только вплотную примыкает к предыдущему принципу стабильности-динамичности, но и в какой-то степени перекрывает его, особенно в той его части, где представлена динамичность развивающей среды.

                  Как было указано выше, жизненное пространство должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, математическими играми, наблюдениями и т.д.

                  Для реализации данного принципа необходима трансформация помещений, которая может быть обеспечена раздвижными легкими перегородками. Определенные возможности в этом плане представляет способ перестановки мебели дающий возможность изменить  пропорции и планировку помещений.

                  5.   Принцип    эмоциогенности  среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

                  Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и, вместе  с тем, окружающая обстановка должна, когда это необходимо, давать возможность отдохнуть, расслабиться. Это обеспечивается оптимальным по количеству и качеству набором стимулов.  Нарушение оптимальности в ту или иную сторону  может привести как   к ограничению развития ребенка во всех сферах, так и к  его дезориентации.

                  Говоря о зонах релаксации, необходимо помнить и о постоянном эмоциональном напряжении, которое испытывает педагог, и, которое неизбежно влияет на эмоциональный фон его общения с детьми и, следовательно, на  их эмоциональное благополучие. Поэтому не только для детей, но  и для взрослых должны быть обустроены зоны, способствующие отдыху, уединению.

                   Для создания индивидуальной комфортности ребенка необходимо организовать  личное пространство: шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих самому ребенку, место за столом с личным ящиком, куда ребенок может положить принесенную из дома игрушку и т.д. Также необходимо так организовать пространство, чтобы, например, интимные моменты его жизни проходили вне поля зрения других детей.

                    Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, где отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в работе.

                  6.   Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

                  Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки   образа лаконичными   графическими средствами. Очень важно, чтобы в интерьере учреждения нашлось место простым, но талантливым этюдам, эстампам,  абстрактным скульптурам, которые дадут ребенку представление об основах графического языка, о различных культурах: европейской, азиатской, африканской. Целесообразно показать детям  разные стили одного и того же содержания сказки, эпизодов из жизни взрослых, детей: комичном, реалистичном и т.п.; специфику разных жанров  художественных произведений.

                  7.Принцип открытости-закрытости.

                    Принцип открытости-закрытости развивающей среды представляет развивающую среду как незамкнутую систему, определяет ее не только как развивающую, но и как развивающуюся. Среда должна иметь характер открытой, не замкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию.

                  Данный принцип может быть реализован в нескольких аспектах:

- открытость природе - такое построение среды, которое способствует единению человека и природы («зимний сад», огород, газоны, экологическая тропа и т.д.). Дети учатся наслаждаться миром живой природы, ухаживать за растениями и животными, беречь и охранять природные богатства.

- открытость культуре в ее прогрессивных проявлениях. С одной стороны, открытость системы дает возможность проникновению лучших образцов общечеловеческой культуры — образцов искусства и предметов декоративно-прикладного творчества; с другой стороны, организация среды детских учреждений основывается и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслов с фольклорными элементами, исторически связанными с данным регионом. Последнее будет способствовать воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места, формированию представлений о "малой родине" и чувства любви к ней.

- открытость обществу:

1) функциональная интеграция детского дошкольного учреждения с другими учреждениями социально-культурного и образовательного назначения (театральные коллективы, студии, осуществляющие свои выступления непосредственно в дошкольном учреждении), занятия кружков и секций, проводимые приглашенными педагогами; участие в соревнованиях, проводимых на территории других образовательных организаций;

2) активное участие семей воспитанников в образовательном процессе;

3) создание межгрупповых коммуникационно-рекреационных пространств (физкультурный, музыкальный залы, бассейн), посещаемых детьми всех групп дошкольного учреждения.

- открытость своего «Я», собственного  внутреннего мира ребенка. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа «Я». В помещении детского сада развешиваются фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающие возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями должны храниться в доступном для ребенка месте, чтобы он мог по желанию рассматривать их.

                  8.   Принцип учета половых и возрастных различии детей.

 Построение игровой среды с учетом возрастных возможностей  и половых различий (предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности).

                Таким образом, предметно-развивающая среда ДОУ строится с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.  

                Соблюдение принципов и требований проектирования позволит создать предметно-развивающую среду, как систему условий для развития ребенка, открывающую возможности  для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

                   Грамотно созданная предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально- положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогатит новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности и способствует интеллектуальному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с Федеральными государственными требованиями к учебно-материальному обеспечению».

 “Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая с...

Презентация "Принципы построения предметно-развивающей среды"

Среда, в которой живет ребенок,  включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его развитие и формирование. Учитывая,  что у детей с ДЦ...

Консультация для педагогов "Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении"

Создание предметно-развивающей среды в соответствии с возростными особенностями детей, их потребностями и интересами....

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач данного возраста. Стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на “зону ближай...

Нормативно-правовая основа принципов построения предметно-развивающей среды ДО, в соответствии с требованиями ФГОС из опыта работы в МБДОУ детском саду «Сказка»

При отборе оборудования, учебно-методического  и игрового материала  коллектив МБДОУ детского сада «Сказка» руководствуется нормативно-правовой базой:- Федеральным законом «...

Самостоятельная работа "Составление таблицы по организации предметно-развивающей среды в зависимости от вида деятельности дошкольника и принципов построения предметно-развивающей среды"

В работу представлена в виде таблицы, включащей: вид деятельности,принципы, оборудование и материалы для организации предметно-развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста...