Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность
проект (старшая группа)

Марченко Светлана Анатольевна
Изучение исследования, направлено на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Современные дети мало знают о родном городе, об истории нашей страны, о народных традициях, часто равнодушны к близким людям, в том числе к своим товарищам, редко сострадают чужому горю, поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

 «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Введение

Актуальность темы:Изучение исследования, направлено на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Современные дети мало знают о родном городе, об истории нашей страны, о народных традициях, часто равнодушны к близким людям, в том числе к своим товарищам, редко сострадают чужому горю, поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики является стабилизация семьи, что отражено в нормативных документах – Семейном Кодексе, Законе РФ «Об образовании», в качестве основополагающего фактора патриотического воспитания рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному краю, городу. Воспитать любовь к родному городу – это значит так показать детям их родной город, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.

Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитывать у детей чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Поэтому уже в дошкольном возрасте очень важно сформировать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России.

Нравственно - патриотическое воспитание у дошкольников – очень важная и ответственная задача, которая стоит перед педагогами и родителями. Воспитать новое поколение, с твердыми нравственными устоями возможно, если с детства заложить фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей традиционно отечественной культуры.

Цель:проверить эффективность использования проектного метода в формировании патриотических чувств у дошкольников.

Задачи:

• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме исследования.

• Выявить особенности формирования нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников.

• Разработать проект «Защитники Земли Русской»

• Проверить эффективность реализации проекта.

Методы исследования:

• Анализ методической литературы;

• Наблюдение;

• Беседа;

• Продуктивная деятельность;

• Обработка результатов

Гипотеза: можно предположить, что проектная деятельность способствует успешному решению задач по нравственно - патриотическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста.

Основная часть

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. От эпохи к эпохе менялись воззрения, взгляды, идеи на проблемы нравственного воспитания, начиная с античности.

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках – частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными.

Наставления Я. А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать в детях с раннего возраста стремление к деятельности, правдивость, мужество, опрятность, вежливость, почитание старших.

Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К. Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.

Долгие годы педагогический процесс больше был направлен на социум (интересы общества, государства, превалирование общественного интереса над личным.

Советская дошкольная педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма.

В наше время, ведущие исследователи проблем нравственного воспитания конституирующими основами нравственного воспитания считают: формирование эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, восприятие нравственно-волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками, к самому себе, воспитание культуры поведения.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны, нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Практическая часть

В соответствии с годовым тематическим планом я начала разрабатывать проект «Защитники Земли Русской».

Вид проекта: творческий практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: две недели.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители, педагоги-специалисты.

Реализация проекта предполагает интеграцию различных видов детской деятельности и комплексность подхода, обеспечивая развитие дошкольников во всех образовательных областях.

Начиная работу по данному проекту, я использовала активную взаимосвязь родителей и детей. На начальном этапе была проведена консультация с родителями «Как рассказать ребенку об истории России?». В ходе беседы мы определили степень их участия в данном проекте:

- посоветовали родителям, с какой художественной литературой можно познакомить детей дома;

- предложили ряд развивающих и познавательных игр по данной теме;

- предложили принять активное участие в создание мини - музея «Защитники Земли Русской»;

- предложили оказать помощь в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм: «Богатыри», «Бравые солдаты»;

- принять активное участие в изготовлении папки-передвижки «Мой папа-защитник Отечества», принести фотографии, где папы служили в армии.

Наметив план работы, мы начали реализовывать проектную деятельность. По мере того, что мы с детьми узнавали, все эти события отмечали на «Ленте времени». Первой темой нашего проекта являлась тема «Богатыри–защитники земли русской». В процессе работы мы знакомили детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Через чтение былинных и сказочных произведений дети соприкасались с подвигами бесстрашных и могучих воинов, верных защитников земли русской. Благодаря родителям, которые помогли в изготовлении атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Богатыри», дети с удовольствием демонстрировали свою «богатырскую силушку».

Всякий раз предоставляли детям возможность высказаться, совместно разрешить проблемные ситуации. Познавая русскую историю от былинных богатырей до героев современной России.

В процессе проекта мы знакомили детей с важнейшими историческими событиями и историческими личностями, такими, как Александр Невский и Дмитрий Донской, Петр I и А. В. Суворов и с событиями, связанные с Великой Отечественной войной, с теми людьми, которые героически сражались за Родину. Мы старались, преподнести нашим детям, материал, который ассоциируется с идеями благородства, рыцарства, мужественности нашего народа. Заключительная тема нашего проекта была: «Защитники современной России». Главной задачей было, вызвать в душах наших детей уважительное отношение к Российской армии, гордость за неё, желание самим в будущем стать защитниками своего Отечества.

Каждый мальчик мечтает быть таким, как его папа: сильным, смелым, храбрым, мужественным. И когда мы оформляли папку-передвижку «Мой папа-защитник Отечества», то каждый ребенок с гордостью рассказывал о своем папе и показывал его фотографии, где он служил в Российской армии.

Конечно, самым ярким событием послужила кульминация нашего проекта «Празднование дня Защитника Отечества», где на праздник были приглашены родители, а мальчики показали все свои качества настоящих мужчин, которые в будущем будут защищать свою родину.

Результаты исследования

В рамках использования проекта были выявлены следующие результаты исследования.

Дети проявляют активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знают некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляют интерес к стране, в которой живут. Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимают эмоциональное состояние других, активно выражают готовность помочь. Нацелены на самостоятельность.

Выводы

Работа над проектом «Защитники Земли Русской» показала, что дети любознательны, активны, интересуются историей страны; проявляют чувство гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны; интересуются историческими событиями; рассматривают произведения искусства, слушают музыкальные произведения; знают об исторических фактах из жизни членов своей семьи; проявляют активный интерес к народной музыке, традиционной песне и пляске, военной музыке; творчески активны, воспроизводят музыкальные произведения, соответствующие тематике проекта.

Практическая значимость

Данная работа направлена на определение эффективности использования проектного метода в формирование нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников.

Содержание работы представляет интерес для воспитателей и специалистов ДОУ и может использоваться в практической деятельности.

Список литературы

1. Агапова И. А. «Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет». -М. : ТЦ Сфера,2007.

2. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». Изд. 4-е, доп. - М. : УЦ «Перспектива»,2008.

3. Антонов Ю. Е. «Как научить детей любить Родину».- М. : АРКТИ, 2003.

4. Баранникова О. Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие».- М. : АРКТИ, 2007.

5. Евдокимова Е. С. «Детский сад и семья: методика работы с родителями».- М. : Мозаика-Синтез, 2007.

6. Зацепина М. Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет».- М. : Мозаика-Синтез, 2008.

7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2011.

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Вашему ребенку уже___ лет. Он удивляет вас каждый день своим любопытством, активным взаимодействием с миром!

Каждый шаг вашего ребенка – событие, которое может стать определяющим для настоящего и будущего! Но не зная прошлого, ни один человек не сможет творить настоящее и будущее.

Мы, ваши помощники, задумываемся о том, как складываются ваши отношения с ребенком, каким вы его видите сегодня и завтра, что делаете для того, чтобы он знал историю своего рода, своей семьи, своего города, страны.

Мы будем признательны, если вместе с нами вы поразмышляете над следующими вопросами:

1. Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2. Как вы считаете, какие патриотические чувства необходимо воспитывать у ребенка дошкольного возраста?

3. Есть ли у вас семейный архив, фотоальбомы, семейные реликвии? В чем их ценность?

4. С какими памятными местами нашего города вы знакомите ребенка или хотели бы познакомить?

5. Какие у вас возникают трудности при необходимости организовать экскурсию к памятному месту?

Заранее благодарны вам за ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

В данной работе раскрыта тема нравственно патриотического воспитания дошкольников, представлена модель работы по дпнной теме....

«Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

В методической разработке отражены цели, задачи, содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста, представлен творческий проект "Песни Победы" для детей старшего дошкольного возраста...

Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым бли...

Из опыта работы«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную  деятельность» ...

«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников через проектную деятельность....