Использование народной культуры в партнерском педагогическом проекте по социализации дошкольников
статья

Светлана Викторовна Козловская

Представлен опыт работы по работе с родителями в рамках проекта по приобщению детей к народной культуре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование народной культуры в партнерском педагогическом проекте по социализации дошкольников

Козловская С.В.

Воспитатель МБДОУ

«Центр развития ребенка – детский сад №82»

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С.Макаренко

Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом. Понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых: родителей и педагогов. Именно поэтому педагогам необходимо устанавливать партнерские отношения с родителями. Партнерская модель – это ситуация, когда взрослые вместе с ребенком, но ни в коем случае не «параллельно». Ребенок должен чувствовать участие взрослых, как равных значимых, которые искренне заинтересованы в общении с ним, поскольку основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольные учреждения особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. Детский сад – один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде ―педагог-дети-родители.  Согласно новому закону об образовании «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического здоровья, развитии индивидуальных способностей» (глава 4, статья 44). Иными словами, приоритет в  воспитании ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей. Именно семья и семейные отношения - системообразующее ядро каждой образовательной программы.

В настоящее время федеральный государственный стандарт выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания – «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Это основано на том, что в методологическую основу разработки и реализации ФГОС ДО была заложена Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Поэтому к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, т.е к народной культуре, в которой народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Фольклор является составной частью народной культуры. Народная культура – предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни и чем раньше начнется процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться.

Исходя из этого, в нашем МБДОУ разработан и реализуется инновационный проект по духовно – нравственному воспитанию «Дом, в котором мы живем».

В рамках данного проекта в моей группе осуществляется долгосрочный проект (на 5 лет) «От потешки к народным праздникам», где на основе ознакомления с бытом и жизнью русского народа формируются знания о предметах национального характера, о праздниках и традициях русского народа, воспитываются особенные черты русского характера: доброта, красота, честность, правдивость, трудолюбие, верность.

Без единства родителей, педагогов ДОУ невозможно было бы осуществление данного проекта. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия педагогов и родителей, потому что огромное значение в воспитании детей имеет пример взрослых. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируется понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому родителям необходимо осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.

В первый год обучения (ранний возраст) взят потешный фольклор, который занимает значительное место в духовно – нравственном воспитании детей. Воспитание осуществлялось такими средствами фольклора, как колыбельные песни, потешки, заклички, приговорки.

С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах и начальные представления о жизни.

Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у детей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

Родителям, в качестве ознакомления с направлением работы был предложен мастер – класс «Разучивание потешек с детьми раннего возраста», семинар – практикум «Значение детского фольклора в развитии ребенка», где родители на наглядных примерах, побывав в роли детей, окунулись в мир детского фольклора, осознали его значимость для развития ребенка. В результате данных мероприятий совместно с родителями были проведены игровые досуги для детей «В гостях у кота Еремки», «Дуйте в дудки, бейте в ложки, в гости к нам пришли матрешки», «Сорока – белобока», «Мы потешки распеваем и немного поиграем», где родители выступили в роли героев, пришедших к детям в гости, играли с детьми, вовлекая в чудесный мир народной культуры. С помощью родителей пополнилась среда в уголке чтения -  созданы книжки – малышки «Потешки для детей» (по темам), изготовлены костюмы для драматизаций потешек.

Второй год обучения – игровой фольклор.

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добра и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народная игра формирует высокую нравственность.

Неоценимую помощь в подборе игр оказали родители: создана картотека «Народные игры, отражающие отношение человека к природе», «Игры, отражающие быт русского народа», «Народные игры на смекалку и находчивость». Совместно с родителями проведен мастер – класс для педагогов «Карусель народных игр», где родители знакомили детей с играми, в которые они играли, будучи маленькими.

 В средней группе (третий год обучения), согласно пожеланию детей, была выбрана тема «Сказка – ложь, да в ней намек…». За этот учебный год мы прочли и обыграли не только русские народные сказки, но и сказки народов Забайкалья.

Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнана. Русская народная сказка – это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.

Здесь фантазия родителей была безгранична. Они, совместно с детьми, сочиняли сказки на новый лад, оформили альбом «Любимые сказочные персонажи», участвовали в играх – драматизациях по сказкам, и, конечно, не обошлось без постановки спектаклей. Неоценимую помощь оказали в пошиве атрибутов и костюмов к постановкам сказок.

В старшей группе (четвертый год обучения) приоритетным направлением в реализации проекта стали народные промыслы России.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Родители пополнили предметно – пространственную развивающую среду группы: с помощью них были организованы мини-музеи «Золотая хохлома», «Сине-голубое чудо», созданы лепбуки «Очаровательная Дымка», «Матрешка», сделали подборку художественного слова по всем видам декоративно – прикладного искусства. В конце года проведен грандиозный праздник, «Народные умельцы России», который также не обошелся без участия родителей, которые подготовили атрибуты и костюмы к празднику.

На пятом году обучения основной темой станут народные праздники, которые играют важную роль в приобщении ребенка к народной культуре. Они выражают национальный характер и самобытность времени, являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

По многочисленным просьбам родителей был организован детско – родительский клуб «Забавушка», который имеет успех уже три года. На мероприятиях детско – родительского клуба родители знакомятся с народными праздниками, такими как, «Осенины», «Святки», «День русского валенка», «День домового», «Масленица», «Герасим Грачевник» и др., играют в русские народные игры, принимают участие совместно с детьми в практикуме по изготовлению атрибутов к данному празднику. В рамках реализации детско – родительского клуба дети совместно с родителями подготавливают детские проекты по интересующим их вопросам, такие как «Мое любимое домашнее животное», «Вулканы» «Космос» и др. и на заседаниях представляют их, тем самым преодолевая препятствия перед выступлением на публику, что очень пригодится в дальнейшей жизни.

Анализ результативности проекта показал, что существенно улучшилось психологическая атмосфера в триаде: педагог – ребенок – родители, а это очень важно, ведь «от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГТ И ФГОС

Данный материал отражает анализ статей по проблеме преемственности ФГТ и ФГОС, осуществлению психолого-педагогического сопровождения процесса социализации ребенка....

Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики»

Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики»Тип проекта: познавательный, долгосрочный, много-проектный.Раздел программы: «Программа по ознакомлению ...

"Современные педагогические технологии эффективной социализации дошкольников в образовательной организации "Дети - волонтеры", "Социальная акция"

Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 25 – 30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированн...

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...

ПРОЕКТ «СОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И КОМАНДНЫХ ИГР»

Цель проекта – на основе практики командной работы при проведении интеллектуальных игр и викторин  развивать у детей социально-психологические предпосылки их успешной социализации в настоящ...

Творческий педагогический проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Русское наследие»

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и ра...