Творческий педагогический проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Русское наследие»
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Трапезина Елена Константиновна

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в подходах к воспитанию личности ребенка. Главным направлением перестройки дошкольного образования становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, творческую самостоятельность. Компетентность педагогического коллектива в вопросах воспитания и образования, многолетний опыт и необходимость личностного развития каждого ребенка посредством различных видов искусства с другой стороны, подвигли к разработке данного проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkoe_nasledie.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий педагогический  проект  по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры

«Русское наследие»

Разработала

Старший воспитатель

 МДОУ д/с №6 «Колокольчик»

Е.К.Трапезина

Введение в проект

    Россия - наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Человек  существо духовное, он  стремится  не только к    физическому развитию, но и к духовному становлению.

Известно,   что основой   духовно-нравственного  воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой  задачу обновления содержания, в первую очередь, в подходах к воспитанию личности ребенка.

Главным направлением перестройки дошкольного образования становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, творческую самостоятельность. Компетентность педагогического коллектива в вопросах воспитания и образования, многолетний опыт  и необходимость личностного развития каждого ребенка посредством различных видов искусства с другой стороны, подвигли к разработке данного проекта.

Проект представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей, направленную на пробуждение эмоционального окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.

         В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, проект опирается на следующие ценности:

  • ценность мира, как общего дома для всех жителей Земли;
  • ценность человеческой жизни, как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества;
  • ценность любви к Родине, народу, выражающуюся в осознанном желании беречь природу,  заботиться о младших, уважать старших;
  • ценность слова, как возможность общаться;
  • ценность природы, как осознание себя частью природного мира, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства;
  • ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимопонимание;
  • ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия;
  • ценность познания мира;
  • ценность свободы выбора, как возможность совершать поступки в рамках норм, правил, законов общества.

В данном проекте можно проследить связь между образовательными областями:

  • Художественно- эстетическое развитие
  • Коммуникативно – личностное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Физическое развитие

 Вид проекта: информационно-практический

Цель проекта:

         Формирование российской гражданской идентичности дошкольника посредством его приобщения к русской народной культуре, духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям.

 Задачи проекта:

  • Создать условия для укрепления ценностно - смысловой сферы личности.
  • Формировать способности дошкольника осваивать моральные нормы и нравственные идеалы по отношению к самому себе, семье, другим людям, обществу, своей Родине.
  • Формировать  нравственные качества, нравственную культуру дошкольников через осмысление духовных и нравственных ценностей русской народной культуры.
  • Воспитывать такие качества, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимым во всех взаимоотношениях как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • Знакомить дошкольников с традициями, ценностями, культурной, социальной и духовной жизнью родного края.
  • Развивать представления дошкольника о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
  • Расширять представления детей о культурном наследии своего народа.
  • Развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.

Методы исследования.

*Экскурсия в мини музей.

*Беседы с детьми.

*Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.

*Чтение художественной литературы.

*Продуктивная деятельность(изготовление кукол - оберегов)

*Театрализованные игры.

*Рассматривание быта и посуды.

*Заучивание потешек, прибауток, закличек.

*Использование русских песен и танцев.

*Проведение русских народных игр.

*Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

*Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

*Рассказ о народных обычаях и традициях.

Участники проекта: воспитатели, дети ДОУ, родители.

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2022- май 2022 г).

Предмет исследования.

Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский костюм и др.) Мини - музей  детского сада отражает специфику дошкольного возраста детей. Ежегодно (периодически) музей  пополняется экспонатами, здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

Этапы реализация проекта:

Подготовительный этап.

Цель: разработать проект.

*Изучение литературы по данной теме;

*Приобщение специалистов ДОУ для осуществления проекта;

*Составление перспективно – тематического плана в соответствии с лексическими темами и народным календарём;

*Составления графика посещения музея детьми;

*Проведение выставок, фольклорных праздников на основе полученной информации детьми при посещении музея.

Основной этап.

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

В ДОУ мы  воссоздаём основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, люлька, кровать и др.) Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта не могут не пробудить в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит им ощутить себя частью русского народа. Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присуще ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки – потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т.п.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое.

Через организацию бесед о музеях, о том , зачем они нужны? Что в них храниться? Кто, куда ходит и зачем?  мы вызываем интерес к музею и желание создать его детском саду. Таким образом, с помощью родителей, коллектива накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви).

Большое место в реализации проекта должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским костюмом. Дети узнают, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также идёт ознакомление детей с русскими праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. Дети могут участвовать в фольклорных  развлечениях и досугах, посвященных  народным праздникам, что дает большую возможность проникнуться историей своего народа.

Очень важно знакомство детей с декоративной росписью и прикладным  искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке(деревянной, глиняной, кукле – самоделке). Дети знакомятся с народным промыслом: Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, хохломской росписью, Гжель и т.д. В период реализации проекта запланировано изготовление игрушки своими руками: лепка из глины и расписывание их по известным нам народным промыслам. Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду : «Русская барыня», «Лепка дымковского коня». На протяжении всего времени реализации проекта детей знакомим  с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит», «Горелки», «Жмурки» и др.; хороводными «Вставай, вставай Иванушка», «Колпачок», «Ровным кругом» и  многими другими. Разработана картотека подвижных игр, в том числе и русских народных игр.

Большое значение в реализации проекта  имеет работа с родителями. С родителями запланированы беседы, дискуссии по теме «Быт русского народа». Разработаны консультации для родителей «Мини- музей в детском саду», «Народные праздники» и др. Родители принимают участие в организации экскурсии в городской музей; в организации мини- музея «Русская изба».

Формы работы с родителями.

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
  •  анкетирование  родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • индивидуальные консультации воспитателей;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • совместные экскурсии;
  • визиты домой;
  •  совместные с родителями праздники.

Заключительный.

*Торжественное открытие мини- музея «Русская изба».

*Экскурсии.

*Приглашение гостей. Творческая презентация мини – музея.

*Проведение  образовательной деятельности в музее «Ходит сон близ окон» (для детей), «Милости просим, гости дорогие»(для родителей).

*

Ожидаемый результат:

У детей:

  1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни, архитектуре современной жизни родного села;
  2. Активизация представлений о малой родине как о природном комплексе с разнообразным животным и растительным миром;
  3. Отражение в художественно – творческой деятельности (музыке, танцах, театральной деятельности, рисовании, лепке, конструировании) темы любви к родному краю;
  4. Вызвать постоянный и устойчивый  интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведении искусства;
  5. Сформированность  первых представлений о культуре своего народа, обычаях;
  6. Обогащение словарного запаса детей;
  7. Сформированность представлений о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;

     8.   Развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к

взрослым, сверстникам, малышам;

  1. Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа.

 Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к русской культуре,но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об историческом и культурном наследии русского народа, будут знать имена предков, начнут проявлять интерес к событиям российской культурной жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

- дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры

- имеют представления о традициях русского народа

- осознают принадлежность к своему народу

- используют в активной речи устный народный фольклор

умеют играть в народные игры, используют считалки и правила

- имеют представление о национальном костюме русского народа

- бережно относятся к наследию русского народа

У родителей:

  1. Пробуждение желания открывать и систематизировать  собственные познания в мире краеведения;
  2. Активизировать участие вместе с детьми в поисковой, художественно – творческой и здоровье сберегающей деятельности ДОУ
  3. Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса.

У педагогов:

  1. Пополнение своего педагогического арсенала научными обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения.

Работа по  проекту включает образовательную деятельность, игры, экскурсии, беседы, праздники, труд, спортивные соревнования и развлечения, литературно-развлекательные мероприятия, творческую деятельность детей самостоятельную и с родителями, театрализованную деятельность, индивидуальную и совместную продуктивная деятельность.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе

В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...

Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры "Истоки"

Данные методические материалы позволят воспитателю организовать необходимые условия по ознакомлению дошкольников в возрасте 5-7 лет с культурой России и своего региона, чем окажут действенную помощь в...

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»...

Конспект занятия в подготовительной группе по приобщению детей к истокам русской народной культуры "Русский быт"

Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям....

Рабочая программа по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Русская изба» (3 – 7 лет)

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». В. В. Путин в с...