Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры "Истоки"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Данные методические материалы позволят воспитателю организовать необходимые условия по ознакомлению дошкольников в возрасте 5-7 лет с культурой России и своего региона, чем окажут действенную помощь в решении задач дополнительного образования в рамках базисного учебного плана.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой |
Программа
дополнительного образования
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста
к основам русской народной культуры «Истоки»
Автор
Желтова Марина Юрьевна
2016г.
Аннотация
В программе дополнительного образования «Истоки» для детей старшего дошкольного возраста содержатся сведения по этнографии, фольклору, народному творчеству и традициях России и Томской области, позволяющие воспитателю построить систему работы с дошкольниками по формированию базиса их духовной культуры и социокультуризации каждого дошкольника.
Предлагаемые материалы могут быть использованы воспитателями, музыкальными руководителями, руководителями по изобразительной деятельности. Причём, как в полном объёме, так и в виде отдельных элементов. В основу данной программы могут быть внесены изменения, учитывающие специфику любого дошкольного учреждения. Использование материалов предоставляет широкую возможность реализовать межпредметные связи, тем самым развивать системное мышление ребенка
Данные методические материалы позволят воспитателю организовать необходимые условия по ознакомлению дошкольников в возрасте 5-7 лет с культурой России и своего региона, чем окажут действенную помощь в решении задач дополнительного образования в рамках базисного учебного плана.
Заместитель заведующего по УВР Наливайко С.А.
Содержание
| 4 |
| 5 |
| 5 |
| 5 |
| 5 |
| 6 |
| 6 |
| 7 |
| 8 |
| 9 |
Содержательная часть | 10 |
| 10 |
| 11 |
| 12 |
| 22 |
| 33 |
| 33 |
| 33 |
| 34 |
| 34 |
| 34 |
| 35 |
| 35 |
| 35 |
| 36 |
| |
| |
| 40 |
Пояснительная записка к учебной программе дополнительного образования «Приобщение старших дошкольников к основам русской народной культуры «Истоки».
Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, знакомства с традициями русского народа, художественно- эстетического воспитания, развития способности видеть красоту и гармонию, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Актуальность программы.
Современное общество переживает в настоящее время нравственно-патриотический кризис. Русская народная культура в обучении и воспитании подрастающего поколения в системе образования оказалась сведена к минимуму. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, в том числе и детскому во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Поэтому в решении задачи возрождения самобытной Российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному звену в духовно-нравственном развитии ребёнка.
Период дошкольного детства сенситивен для развития личности ребёнка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков. Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Вместе с тем диагностика эффективности работы детского сада по направлению этнокультурного образования, включающая обследование воспитанников, педагогов, родителей, показала отсутствие системы, низкий уровень знаний педагогов, недостаточность материально-технической и методической базы. Это отрицательно повлияло и на качество знаний детей. Выпускники детского сада имели низкий уровень сформированности знаний о предметах народного быта, праздниках, традициях, разных видах народно-прикладного творчества, а имеющиеся представления были отрывочны и поверхностны. Исходя из данных анкетирования родителей, можно отметить крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных семей: утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Опрос родителей показал, что 92% считают важным приобщать детей к национальной культуре, но многие не знают, как это сделать. Поэтому актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития у детей с дошкольного возраста общественно значимых идеалов, особенно важных для воспитания, нравственного развития духовно богатой личности; просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Анализ проблемы обнаружил противоречия в дошкольном образовании
- между рекомендуемым в государственных стандартах дошкольного образования направлением «формирование элементарных представлений о человеке в истории и культуре" и отсутствием на практике его методического обеспечения;
- между доказанной учеными необходимостью раннего приобщения к родной культуре и иным этнокультурам детей в дошкольного возрасте и слабой разработанностью эффективных педагогических технологий включения материалов регионального народоведения в практику;
- между имеющимися у дошкольника возрастными возможностями для усвоения народоведческого материала и разными по объему представлениями о народах в современных программах: от полного отсутствия до конкретного перечня рекомендуемых для изучения народов и культур.
В связи с решением обозначенных проблем возникла необходимость создания собственной программы дополнительного образования «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры «Истоки».
В программе заложена идея приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре на основе систематизации разрозненного научно-методического материала, раскрывающего содержание принципов, технологию формирования знаний о русском быте, традициях, культуре.
Направленность программы
- по содержанию – социализирующая;
- по функциональному предназначению - учебно-познавательная;
- по форме организации – кружковая;
- по времени реализации – двухгодичная.
Учебная программа дополнительного образования «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры «Истоки» составлена с опорой на примерную основную общеобразовательную программу «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе (дополнительная часть, региональный компонент).
Новизна программы состоит в том, что в ней систематизирован и конкретизирован разрозненный научно-методический материал. Раскрыто содержание принципов реализации программы в соответствии с ФГОС. Разработана технология формирования знаний о русском быте, традициях, культуре.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что педагогическая технология приобщения детей к истокам русской народной культуры обеспечивает взаимосвязь когнитивного и деятельностного компонентов, интеграцию различных видов искусств при опоре на фольклор и другие этнографические средства, активизацию детей на всех этапах приобщения к традициям; взаимодействие в системе «педагог -ребенок -родитель». Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к народной и игровой культуре; формированию их эстетических и творческих представлений; помогают выявить и развить художественные способности детей в процессе учебно-практической деятельности.
Цели:
- освоение дошкольниками нравственных и эстетических ценностей русского народа;
- воспитание стремления к духовно-нравственному совершенствованию на основе традиционного наследия нашего народа;
- развитие у ребят аналитических способностей, воображения, творческого потенциала, приобщение их к поисково-исследовательской деятельности, формирование патриотизма и гражданственности.
Задачи:
- формировать личность дошкольника, способного самостоятельно, равноправно выполнять различные социальные роли;
- прививать навыки социального поведения средствами данной программы на доступном материале;
- формировать представления о семье, родном доме как составной составляющей общества;
- формировать навыки продуктивных видов деятельности (в том числе игровой), коммуникативных умений;
- расширять социальные контакты с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения на основе народных обрядов и традиций;
- развивать интерес и потребность к процессу речевого общения;
- знать народные праздники, игры, песни и танцы;
- формировать элементы доступного пониманию анализа, синтеза, сравнения;
- активизировать внимание и память;
- формировать навыки соблюдения поведенческих норм семейной жизни.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что.
- в программу включён широкий комплекс средств этнокультурного образования и воспитания дошкольников.
- В структуру программы входят четыре образовательных блока: этнография, народоведение, красноречие, родной край.
- Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.
- Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские проекты.
- Специфика деятельности детей направлена на выполнение требований интегративного подхода.
- Показатели, характеризующие усвоение программы, учитывают социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка, указанные в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.
Программа знакомства ребёнка с основами русской народной культуры опирается на принципы
- поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
- учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Ожидаемые результаты
К концу первого года обучения по программе «Истоки”дети должны знать:
- историю возникновения различных праздников;
- традиции и обряды России;
- центры основных народных промыслов и ремёсел России. К концу третьего года обучения дети должны
- знать основные народные традиции;
- владеть основами народного календаря;
- иметь представление о своей малой родине;
- уважать и чтить родителей и память предков;
Дети должны уметь:
- уметь пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели;
- приобрести навыки коллективной работы в едином темпе;
осознать и научиться соблюдать социально-этические нормы поведения со сверстниками и взрослым представителями разных национальных и социальных групп
К концу второго года обучения дети должны
Дети должны уметь:
- исполнять народные песни и заклички;
- различать пословицы и поговорки, раскрывать их смысл, использовать их по необходимости в своей речи;
- различать основные виды росписи;
- проводить народные игры;
- изображать основные элементы народных промыслов (Городецкая роспись, хохломская, гжельская);
- проектировать свою деятельность, выполнять презентации своих проектов.
- отличать и узнавать герб и флаг Стрежевого, герб Томской области;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);
- осознавать своё место в историческом времени и культурном пространстве на основе эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой;
- осуществлять под руководством воспитателя элементарную проектную деятельность в группах от разработки до демонстрации готового продукта.
Основные критерии результативности
Критерии оценки усвоения программы детьми, практические умения и навыки (что нас радует) | Фамилия, имя ребёнка | Фамилия, имя ребёнка | ||
начало года | конец года | начало года | конец года | |
Знание обрядов и праздников своего народа. | ||||
Знание элементарных народоведческих и этнографических знаний. | ||||
Знание героев русского народного фольклора, произведений изобразительного искусства. | ||||
Знание характерных особенностей каждого вида народного декоративно – прикладного искусства. | ||||
Знание элементов символики используемой в разных видах народного декоративно – прикладного искусства. | ||||
Знание основных типов хороводов и элементов русских плясок | ||||
Умение играть в русские народные игры. | ||||
Умение рассказывать русские народные сказки, потешки, заклички. | ||||
Умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества | ||||
Умение двигаться в хороводе, владеть основными элементами фольклорной хореографии. | ||||
Умение хорового проговаривания (кликания) закличек. | ||||
Умение организовывать народные игры в детском коллективе. | ||||
Умение выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства. | ||||
Умение лепить из глины предметы разной формы, используя усвоенные ранее приемы и способы. | ||||
Умение создавать изображения по мотивам народных игрушек. | ||||
Умение задавать познавательные вопросы (почему? зачем? как?). | ||||
Знание различных источников информации | ||||
Владение элементарными навыками их использования для реализации своих познавательных интересов и потребностей. | ||||
Наличие стремления объяснить связь фактов, используя рассуждение «потому что. | ||||
Наличие стремления к упорядочиванию, систематизации фактов и представлений. |
Формы и методы контроля.
Диагностика приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры проводится в несколько этапов.1 этап.
Знания названий и назначения предметов русского народного быта с помощью дидактических игр.
1 этап.
1.1.«Ремёсла на Руси»- дидактическая игра.
Ребёнок раскладывает карточки с изображениями орудий труда на одну большую карту с изображением одного вида ремесла, называет предметы и объясняет, почему положил эти предметы на данную карту.
За каждый правильный ответ получает 1 балл. В сумме ребёнок может получить 6 баллов.
1.2. «Чудесный сундучок».
Ребёнку загадываются загадки (5-10) о предметах быта. Он называет, показывает способ применения. За каждый правильный ответ-1 балл. В сумме-5-10 баллов.
2 этап
Умение воспроизводить характерные признаки предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности в процессе занятий по лепке, аппликации, рисованию
2.1.Загадываются загадки (3-5) о предметах быта и предлагается изобразить (нарисовать, слепить или наклеить) отгадку.
За правильный ответ- 1 балл.
2.2.Дидактическая игра «Народные промыслы». Детям поочерёдно предъявляются игрушки и предметы различных промыслов (10). Ребёнок должен назвать вид народного искусства. За каждый правильный ответ- 1 балл.
3 этап:
Умение ориентироваться на практике в разных видах народно-прикладного творчества.
3.1.Дидактическая игра «Народные узоры». Предлагается ребёнку разложить по клеточкам «узоры» таким образом, чтобы в каждом горизонтальном ряду были элементы только одного вида росписи. За каждый правильный ответ -1 балл.
3.2. Дидактическая игра «Что изменилось?». Ставится 5 предметов различных росписей:
( хохлома, гжель, жостово, городец и др.). Ребёнок должен запомнить расположение, после того, как они поменяны местами, ребёнок должен угадать, что изменилось. Правильный ответ- 1 балл. 3.3.
«У матрёшки день рождения». Детям предлагаются силуэты игрушек и предметов из бумаги. Предлагается ребёнку определить силуэт и расписать нужным стилем.
4 этап.
Знание детьми русских народных традиций и праздников.
4.1.Детям даются сюжетные картинки с изображением народных праздников и предлагается ответить на вопросы: какие осенние, зимние, весенние, летние праздники они знают.
4.2. Детям раздаются сюжетные картинки с изображением народных праздников. Затем зачитывается описания праздника, дети должны указать его название.
5 этап.
Умение самостоятельно моделировать свою деятельность в процессе использования знаний о народной культуре.
5.1. Используются иллюстрации с изображением русского народного костюма, головных уборов. Предлагается назвать виды народного костюма.
Уровни приобщения детей к истокам русской народной культуры:
Высокий уровень: от 6 до10 баллов за каждый этап.
Средний уровень: от 3 до 5 баллов за каждый этап.
Низкий уровень: от 0 до 3 баллов за каждый этап.
Содержательная часть
Содержание программы состоит из разделов, которые включены в первый и второй этап изучения материала.
Красноречие
- Системное знакомство с устным и музыкальным народным творчеством (сказки, пестушки, потешки, заклички, поговорки, загадки, былички, народная песня и т.д.)
- Народный театр.
Этнография
- Этнографические знания о народном быте (о труде, орудиях труда и быта, жилище, убранстве, народном костюме, праздниках).
- Практические занятия по рукоделию (изготовление обрядовых кукол из различного остаточного материала, плетение, вышивание и т.д.).
Народоведение
- Народные традиции;
- Русский костюм;
- Русская народная игрушка;
- Русский народный промысел;
- Русские народные игры.
Родной край
- Прикладное творчество жителей города (береста, сосновые корни).
- Изобразительное народное творчество жителей Томской области (урало-сибирская роспись).
Отбор материала произведён с учётом возрастных особенностей детей. Все разделы этапов взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя и имеют свою воспитательно-образовательную ценность, цель, специфику.
Первый этап - Старшая группа:
- Дом. Род. Народ. Традиции дома. Традиции семьи. Семейные отношения. Традиции народа. Народная культура. Устное народное творчество. Семейные праздники (дни рождения, памятные события). Праздники светские и духовные. Народная одежда. Народные игры.
- Практическая деятельность. Разучивание и проигрывание народных игр. Напевание русских народных песен. Разучивание потешек, пестушек (из детского фольклора). Организация праздника в стенах детского сада (с обязательным привлечением родителей, других родственников дошкольников).
Второй этап - Подготовительная к школе группа
- Жизнь по народному календарю. Народные промыслы и ремёсла. Игрушки России. Народное отношение к природе. Народные приметы. Времена года. Основные сезонные народные праздники. Народные промыслы. Их функции и особенности.
- Практическая деятельность. Разучивание колядок, закличек. Игры со снегом. Весенняя игра «Вербохлёст». Майская игра «Завивание берёзки». Разучивание народных сезонных песен, Изготовление детьми изделий народного промысла (лепка, рисование, роспись и т.д.). Изготовление кукол – закруток. Посещение культурных мест города
Учебный план
№ | Разделы программы | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
1 | Этнография (быт, народные праздники, культура, основные занятия, обряды). | 19 | 17 |
2. | Народоведение (традиции, русский костюм, народные игрушки, народные промыслы). | 7 | 12 |
3. | Красноречие ( музыкальный, устный фольклор) | 10 | 4 |
4. | Родной край (прикладное творчество жителей города Стрежевой, быт, основные занятия жителей Томской области). | - | 2 |
Итого | 35 | 35 |
Календарно-тематическое планирование
Старшая группа
Традиции семьи, традиции народа, русский костюм, народная игрушка, народный промысел (7 часов) | |||||||||
№ п/п | Дата | Тема | Основное содержание | Характеристика деятельности детей | Рекомендации по материально-техническому обеспечению занятия | ||||
1. | сентябрь, 1 неделя | «Параскева - грязнуха» | Способствовать развитию интереса к народным обычаям, играм, традициям через совместную деятельность. | Поговорка «На грязнуху не бывает сухо». Рассказ о традициях, связанных с этим днём. Рисование «Что нам осень подарила». | Презентация “Праздник Параскева-грязнуха» | ||||
2. | сентябрь, 2 неделя | «Кукла-скатка». | Познакомить детей с куклой, имеющей для наших предков обереговое значение, охранительную силу. Помочь детям уловить дух русского костюма, его колорит, яркость и содержательность одновременно. Воспитывать доброжелательное отношение к рукоделию наших бабушек. | Рассматривание корзины рукоделия. Рассматривание куклы-скатки. Воспитатель делает куклу. Дети участвуют в подборе одежды. Рассказ об обереговом значении куклы. Изготовление кукол-скаток. | Кукла-скатка, корзина рукоделия, разнообразная одежда для куклы – скатки. | ||||
3. | сентябрь, 3 неделя | «Снегурушка» | Знакомство детей с волшебным сундучком – сказок. Воспитывать интерес к фольклору, через сказку (показ настольного театра – кукол-зернушек). | Рассматривание сундучка сказок, из чего сделан сундучок, как украшен. | Сундучок – «тычок» Театр кукол. | ||||
1. | сентябрь, 4 неделя | Народная одежда. Одежда повседневная и праздничная Экскурсия в музей. | Знакомство с народной одеждой. История одежды; совершенствование костюма в различных климатических областях России. Посещение Стрежевского краеведческого музея. | Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Совершенствование правильного поведения при коллективном посещении общественного места (музея). | Правила техники безопасного передвижения по городу. | ||||
5. | октябрь, 1 неделя | «Петушок – золотой гребешок» | Показать детям, как белят дымковские игрушки: мелом, разведенным на молоке. Развивать интерес к дымковскому промыслу. Познакомить со сказкой «Глиняный паренёк» | Беление игрушки воспитателем. Р.н. игра «Петушок». Рассказывание сказки «Глиняный паренёк» Беление «Петушок». | Дымковский петух Альбом «Дымковские игрушки” | ||||
6. | октябрь, 2 неделя | В воде купался, а сух остался. | Дать детям возможность пронаблюдать процесс изготовления игрушки «Гусь» скульптурным способом. Закрепить знания детей о процессе заготовки глины. | Наблюдение за изготовлением игрушки. Р.н. игра «Гуси-гуси». Игровое упражнение «Гуси». Лепка «Гусь». | Дымковская игрушка “Гусь» Альбом «Дымковские игрушки” | ||||
7. | октябрь, 3 неделя | «Кружевной воротник» | Познакомить детей с предметами рукотворного мира (воротник, салфетки). Показать красоту и изящество рукоделий. Воспитывать желание воспроизводить кружевные образы в изодеятельности. | Выставка кружева. Наблюдение за вязанием кружева. Игра «Узнай узор и назови его». Рисование «Укрась воротник». Портрет «Мамочка любимая | Выставка кружева | ||||
Дом, семья, быт-7-часов | |||||||||
№ п/п | Дата | Тема | Основное содержание | Характеристика деятельности детей | Рекомендации по материально-техническому обеспечению занятия | ||||
1. | октябрь,4 неделя | Твой дом. Твоя семья. Пословицы, поговорки о доме, о семье. | Сходство и различие пословиц и поговорок. | Речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи). Развитие речи, эмоциональной сферы, памяти, развитие творческих способностей | Сборники пословиц и поговорок. | ||||
2. | ноябрь, 1 неделя | «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | Продолжать прививать интерес к быту русской деревни. Закреплять знания детей о современной и старинной посуде. Учить разгадывать загадки. | Загадка о самоваре Рассматривание самовара. Чаепитие. Рисование «Ай качи. качи, качи, глянь баранки, калачи». | Самовар, чугун, деревянная посуда | ||||
3. | ноябрь, 2неделя | Гончары | Познакомить детей с гончарным промыслом. Учить детей по внешнему виду различать кринку, творожницу, носоватик. Воспитывать бережное отношение к труду гончаров. | Путешествие в город мастеров. .Дидактическая игра «Назови правильно». Знакомство со старинной глиняной посудой: носоватик, творожник, кринка. Игра «Горшки». Вырезывание из бумаги «Творожница» «Кринка». Лепка «Кружка» - ленточный способ. | Глиняная посуда | ||||
4. | ноябрь, 3 неделя | Без хозяина дом сирота. Отец - кормилец дома, защитник дома. | Пословицы, поговорки, сказки об отце. | Речевая, познавательная деятельность, творческая деятельность. Развитие памяти, эмоциональной сферы. | Сборники сказок, пословиц, поговорок по теме. | ||||
5. | ноябрь, 4неделя | Мама – заботница, мама – работница. | Пословицы о маме. Сказки о маме. Устный журнал. | Речевая, познавательная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность. | Сборники сказок, пословиц, поговорок по теме. | ||||
7. | декабрь, 1неделя | «Жили – были дед да баба» | Разучивание стихов о бабушке и дедушке. Забавы бабушек для внуков. Песни бабушек для внуков. Бабушкины сказки. | Речевая, познавательная деятельность, творческая деятельность. Развитие памяти, эмоциональной сферы. | Сборники сказок, пословиц, поговорок по теме. Аудиоматериал, текст песен. | ||||
Праздники светские и духовные (12часов). | |||||||||
№ п/п | Дата | Тема | Основное содержание | Характеристика деятельности детей | Рекомендации по материально-техническому обеспечению занятия | ||||
1. | декабрь, 2 неделя | Праздники светские и духовные. Проектирование. | Разделение праздников светских и духовных. Связующая их нить – традиции народа. Оформление альманаха «Наши любимые праздники» | Познавательная, речевая деятельность. Творческая деятельность. Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России. Развитие творческих способностей, внимания, слуха, эмоциональной сферы. | Листы ватмана, цветные карандаши, открытки, фотографии, вырезки из журналов и газет, детские сочинения. | ||||
2. | декабрь, 3неделя | Семейные праздники: дни рождения, памятные события. | Правила проживания в семье. Современные отношения к родителям. Сказки о доме, семейных традициях. | Приобретение опыта позитивного взаимодействия в семье. Развития навыков общения в коллективе. Развитие познавательной деятельности. | Сборники сказок. | ||||
3. | декабрь, 4 неделя | Новогодняя ёлка | Зажечь искорку интереса к жизни народа на Руси в разные времена. Дать представление о традиции встречи Нового года. Наряжение ёлки на Новый год. | Беседа о праздновании Нового года. Сказка «Новогодняя ёлка». Коллективная аппликация «Ёлочка нарядная». | «Сапожок» - вырезывание по трафарету и роспись. | ||||
4. | февраль, 3 неделя | День защитников Отечества. Занятие - спортивный праздник. | Спортивные состязания «Мы – будущие защитники своей Родины» | Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе. Приобретение практических познаний о здоровом образе жизни. Регулятивная, коммуникативная деятельность. | Реквизит для конкурсов. Спортивная форма. | ||||
5. | март, 1 неделя | «Ой, ты, масленица». | Возродить старинный народный праздник – Масленицу. Познакомить детей со смыслом игр и забав на празднике – пробудить весну – дать силу Солнцу и Земле. | Русские народные игры: «Пирог», «Крута гора», «Петушиный бой», «Горелки».Рисование по сказке «Соломенная Масленица». | |||||
6. | январь, 3 неделя | «Вместе работаем – вместе веселимся». Занятие - игра. | Разучивание игр и забав для семейного праздника | Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. | Реквизит для игр. Музыкальное сопровождение. | ||||
7. | январь, 4 неделя | «Татьянин день». | Познакомить с Татьяниным днём через игры, конкурсы, аттракционы. Воспитывать желание познать и возродить лучшие традиции русского народа. | Рассказ о Татьянином дне. Конкурс эрудитов. «Назови цвет», «Назови ласково».Конкурс знатоков «Бытовые приборы – помощники».Аттракцион «Узнай друга». | |||||
9. | март 2неделя | Международный женский день - 8 марта. Занятие -утренник. | К проведению утренника привлекаются родители воспитанников. Каждая семья готовит конкурсы, подборку песен, стихов, танцев (на выбор), оформляется выставка «Золотые руки мамочки моей» | Речевая, познавательная, учебная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность. Развитие речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, умения общаться в коллективе сверстников и взрослых. Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. Получение первоначального опыта самореализации в творческой деятельности. | Изделия, выполненные руками родителей. Музыкальное сопровождение. Актовый зал. | ||||
10 | февраль, 3неделя | «Благовещение» | Познакомить детей с празднованием одного из любимых народных праздников: третьей, решающей встрече весны – Благовещенье. | Рассказ о празднике. Игра «Смех». Загадки о птицах. Р.н. игра «Жаворонок». Игра «Воробушек». Лепка «Птицы». Рисование «Птица» - Городецкая роспись. Аппликация «Птичка-невеличка» (из геометрических фигур). | |||||
11 | апрель, 4 неделя | Церковный праздник – Пасха. Пасхальные обряды, обычаи, игры и забавы. Занятие - игра. | Знакомство с одним из главных праздников православной церкви – Пасхой. Библейские легенды. История праздника. Расписывание яиц. Разучивание пасхальной игры «Катание яиц». Знакомство с играми, разучивание их. | Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, духовных традициях русского народа. Речевая, творческая деятельность. Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр. | Деревянные болванки для росписи. Альбомы. Краски, кисти. Реквизит для проведения игр. Музыкальное сопровождение. | ||||
Красноречие (музыкальный, устный фольклор, народные игры)- 10 часов | |||||||||
№ п./п. | Дата | Тема | Основное содержание | Характеристика деятельности детей | Рекомендации по материально-техническому обеспечению занятия | ||||
1. | февраль, 4 неделя | Народные игры. Обрядовые игры. Занятие – игра. | Разучивание народных игр. | Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр. | Спортивный участок детского сада (спортивный зал). Музыкальное сопровождение, реквизит. | ||||
2. | март, 3 неделя | Игры нашей улицы. Занятие – игра. | Дети предлагают для разучивания те игры, в которые играют на своей улице с друзьями. Занятие проводится вне помещения, на свежем воздухе. | Развитие внимания, слуха, координация двигательной сферы. Развитие умения общаться в коллективе, в совместной игровой деятельности. Развитие творческих способностей. | Спортивный участок детского сада (спортивный зал). Музыкальное сопровождение, реквизит. | ||||
3. | март, 4 неделя | Русские народные песни (историчекие, лирические, обрядовые, частушки). | Слушание и разучивание. Рисунки к текстам песен. | Практическое ознакомление с песенным народным творчеством. Речевая, коммуникативная, творческая деятельность. Развитие слухового восприятия, эмоциональной сферы, памяти. | Сборники пословиц и поговорок. | ||||
4. | апрель, 1неделя | Скороговорки, считалки, потешки, пестушки. | Знакомство с жанрами, их функциями и особенностями. Работа над дикцией. Рассказывание. Разучивание считалок, скороговорок. | Речевая, читательская деятельность. Развитие эмоциональной сферы, внимания, слухового и зрительного восприятия, расширение кругозора. | Сборники с произведениями малых фольклорных жанров. | ||||
5. | апрель, 2 неделя | Загадки. | Знакомство с жанром, его функции, особенности. Структура загадки. Отгадывание загадок. | Речевая деятельность: слушание, говорение. Развитие речи, эмоциональной сферы, памяти, развитие творческих способностей. | Сборники загадок. | ||||
6. | апрель, 3 неделя | Неигровой фольклор. Прибаутки, небылицы, стишки без конца, дразнилки, мирилки. | Знакомство с разными жанрами детского фольклора. Составление, оформление книжек-малышек с известными детям примерами детского фольклора. Помощь родителей приветствуется. | Речевая, читательская деятельность. Ознакомление с народным творчеством, получение первоначального представления о традиционных моральных нормах российских народов. Развитие речи, эмоциональной сферы, памяти, развитие творческих способностей. | Альбомы, цветная бумага, карандаши, фломастеры. Сборники с произведениями малых фольклорных жанров. | ||||
8. | май, 1 неделя | Шутку шутить – людей насмешить. | Продолжать знакомить детей с культурным наследием: фольклором – дразнилками, скороговорками, докучными сказками. Воспитывать дружеские взаимоотношения. | Кот Мурлуша рассказывает докучную сказку. Дразнилки «Андрей-воробей» и «Рёва-корова». Р.н. игра «Кот и мыши». Скороговорки – «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.» | Игрушка Кот Мурлуша | ||||
май, 2 неделя | Юбилей бабушки и дедушки. | Разучивание песни «Золотая свадьба». Моя помощь бабушке и дедушке. | Практическое ознакомление с песенным творчеством. Речевая, коммуникативная, творческая деятельность. Развитие слухового восприятия, эмоциональной сферы, памяти. | Аудиозаписи народных песен | |||||
9. | май, 3 неделя | «Весна красна цветами» | Повторение закличек, песенок о весне. Отгадывание загадок. | Речевая, коммуникативная, творческая деятельность. Развитие слухового восприятия, эмоциональной сферы, памяти. | Слайды «Весна» | ||||
1.0. | май, 3 неделя | Обобщающее занятие «Что мы знаем» Занятие утренник. | Исполнение народных песен, игры, исполнение диалоговых потешек, прибауток, небылиц. Конкурс пословиц, скороговорок, загадок. | Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. | Музыкальное сопровождение, народные костюмы (по необходимости). |
Подготовительная к школе группа
Народные приметы, обряды, традиции, быт-8 часов | ||||||
1. | сентябрь, 1неделя | Народное отношение к природе. | Древние взгляды на природу, возможность воздействия на неё, заботы об урожае. Спасибо Земле. Сказки, загадки о временах года, о земледелии. | Речевая, познавательная деятельность. Развитие внимания, устной речи, эмоциональной сферы. | Презентация «Народное отношение к природе». Сборники сказок и загадок. | |
2. | сентябрь, 2 неделя | Времена года. Занятие – исследование. | Красота времён года. Стихи русских поэтов о природе. Откуда взялись названия времен года, месяцев, дней недели? Работа со словарями и справочниками. | Речевая, познавательная, коммуникативно-информационная деятельность. Развитие внимания, познавательной способности, расширение информационной компетенции. | Справочная литература. Репродукции картин- пейзажей Левитана, Саврасова, Шишкина. Сборник стихов русских поэтов о природе (Пушкин, Некрасов, Никитин, Тютчев, Фет, Баратынский и др.) | |
3. | сентябрь, 3 неделя | Народный календарь. | Приметы и обряды русского народа, связанные с природой. Разучивание закличек. Народные песни – заклички. | Речевая, познавательная деятельность. Развитие памяти, чувства ритма, фонематического и музыкального слуха. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. | Музыкальный ряд. | |
4. | сентябрь, 4 неделя | Народный календарь. | Земледельческий календарь. Обряды календарные и семейные. Разучивание закличек. Подборка пословиц и поговорок, связанных с сезонными изменениями природы. | Знакомство с особенностями культур народов России, их образа жизни. Творческая, читательская, коммуникативная деятельность. Развитие памяти, чувства ритма, фонематического слуха. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей | Музыкальное сопровождение. Деревянные ложки, металлофоны. | |
5. | октябрь, 1неделя | Народные приметы. Занятие –конкурс. | Предсказания погоды. Приметы осени. Пословицы и поговорки, связанные с народными приметами. Конкурс пословиц. | Знакомство с особенностями культур народов России, их образа жизни. Творческая, читательская, коммуникативная деятельность. Развитие внимания, памяти, коммуникативности, устной речи. | Сборники примет, энциклопедии, календари, журналы с подборкой материалов по теме. | |
6. | октябрь, 2 неделя | Жизнь по народному календарю. Разработка проектов. | Традиции и время. Разработка индивидуальных и групповых исследовательских, информационных, творческих проектов по народным приметам. Песни, игры, пословицы, соотнесение народных примет с настоящим временем. | Проектная деятельность. Учатся творчески применять знания на практике (создание проектов). Коммуникативная, познавательная, творческая, художественная деятельность. Развитие памяти, чувства ритма, фонематического слуха. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. Расширение сферы информационной компетенции. | Справочники, энциклопедии, подборка литературы по теме, сети Интернет. | |
7. | октябрь, 3 неделя | Занятие – презентация. | Занятие проводится в виде единой групповой презентации. Каждая группа защищает свой проект по выбранному направлению. | Получение первоначальных навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, воспитателем. Развитие творческих способностей, создание условий для самореализации каждого ребёнка. | Компьютер, проектор. | |
8. | апрель, 4 неделя | Отгадывание загадок о русской утвари, предметах обихода. Рассматривание иллюстраций «Русский народный быт». Детская игра: «Кому, что нужно?» | Экскурсия в городской краеведческий музей. Театральное представление: «Из истории русской утвари» (музейные уроки). | Русские народные игры: - «Прялица» - «В клубок» - «Жмурки» Чтение сказки «Золотое веретено». - Рисование предметов обихода русского крестьянина. - «Молчанка» - русская народная игра. - Разучивание считалок. | Музейные экспонаты | |
Народная игрушка, народные промыслы -12часов | ||||||
1 | октябрь, 4 неделя | Игрушка – моя подружка. Устный журнал | Мини-сочинение о любимой игрушке. Загадки, стихи об игрушках. Рисунок «Подарок лучшему другу» | Речевая деятельность. Создание небольших собственных текстов на основе впечатлений. Читательская деятельность. Развитие творческих способностей, эмоциональной сферы, умения общаться со сверстниками. Развитие мелкой моторики. Творческая, художественная деятельность | Подбор литературы, иллюстративного материала по теме. Альбомы, карандаши, краски. | |
2 | ноябрь, 1 неделя | Русская народная игрушка Час познания | Игрушка – древнее изображение человека. Игрушки – образы. Образ женщины матери – символ земли и её плодородия Образ птицы – связь между землёй и воздухом, живыми и умершими, конь – солнце и вода, козёл – образ покровителя урожая. Игрушка – оберег. | Речевая деятельность, познавательная деятельность. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. | Презентация по теме, иллюстративный материал. | |
3 | ноябрь, 2 неделя | Русская народная игрушка Исследование | Виды игрушек. Погремушки, кони, свистульки, куклы. Игрушки – символы. Рождественская кукла – коляда, пасхальная кукла – символ плодородия, кукла – масленица. Природный материал для изготовления народной игрушки (тряпки, солома, лоза, глина, береста, дерево). Изготовление простейшей тряпичной куклы. | Творческая художественная деятельность. Развитие творческих способностей, мелкой моторики. Получение первоначальных навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, воспитателем. | Презентация по теме, иллюстративный материал. Ткани разной фактуры, нитки, ножницы, бисер и т.д. | |
4 | ноябрь, 3 неделя | Русская народная игрушка Заочное путешествие | Игрушки, созданные взрослыми и детьми. Каргопольские (Архангельская область), дымковские (Вятка), филимоновская (Тульская область), абашевская (Пензенская). | Речевая деятельность, познавательная деятельность. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. | Презентация по теме, иллюстративный материал. | |
5 | ноябрь, 4 неделя | Русская народная игрушка Творческая мастерская | Матрёшка. Виды матрёшек. Тверская матрёшка. Декоративное рисование на тему «Рисуем Тверскую матрёшку». | Творческая художественная деятельность. Развитие творческих способностей, мелкой моторики. | Презентация по теме, иллюстративный материал. Альбомы, карандаши, краски. | |
6. | декабрь, 1 неделя | Игрушка – самоделка. Творческая мастерская. | Изготовление глиняных игрушек детьми по образцу (по выбору) Свистулька, кукла, конь и т.д. | Творческая художественная деятельность. Развитие творческих способностей, мелкой моторики | Образцы изделий, глина, вода, стеки, подручный материал. | |
7 | декабрь, 2 неделя | Игрушка – моя подружка. Интегрированное занятие | Рассказ о любимой игрушке. Загадки, стихи об игрушках. Рисунок «Подарок лучшему другу» | Речевая деятельность. Создание небольших собственных текстов на основе впечатлений. Развитие творческих способностей, эмоциональной сферы, умения общаться со сверстниками. Развитие мелкой моторики. Творческая, художественная деятельность. | Подбор литературы, иллюстративного материала по теме. Альбомы, карандаши, краски. | |
8 | декабрь, 3 неделя | Русская народная игрушка Час познания | Игрушка – древнее изображение человека. Игрушки – образы. Образ женщины матери – символ земли и её плодородия Образ птицы – связь между землёй и воздухом, живыми и умершими, конь – солнце и вода, козёл – образ покровителя урожая. Игрушка – оберег. | Речевая деятельность, познавательная деятельность. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. | Презентация по теме, иллюстративный материал. | |
9. | декабрь, 4 неделя | Народные промыслы. Вологодское кружево. Палех. | Народные промыслы. Их функции и особенности: особенности: бытовые, эстетические. | Речевая деятельность. Расширение сферы информационной компетенции. | Презентация по теме. Иллюстративный материал. | |
10. | февраль, 1неделя | Народные промыслы. Жостово. Гжель. Занятие-открытие | Знакомство с промыслом. Создание эскиза жостовского подноса. | Творческая художественная деятельность. Развитие творческих способностей, мелкой моторики. | Иллюстративный материал. Альбомы, кисти. | |
11. | февраль, 2неделя | Народные промыслы. Городец. Проектирование детской мебели | Знакомство с промыслом. Групповые проекты. Создание панно методом аппликации из отдельных элементов. | Творческая художественная деятельность. Развитие творческих способностей, мелкой моторики. Получение первоначальных навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, воспитателем. | Индивидуальные задания по группам. Образцы изделий, аппликационные элементы, клей, ножницы, ватман. | |
12. | февраль, 3неделя | Народные промыслы. Хохлома. Мастер-класс | Знакомство с промыслом. Роспись шкатулочек. | Речевая деятельность (умение слушать, слышать и понимать). Творческая художественная деятельность. Развитие творческих способностей, мелкой моторики. | Деревянные заготовки-шкатулки, краски, кисти, альбомы. | |
Народные праздники-9 часов | ||||||
1. | январь, 2 неделя | Семейный праздник – Сочельник. Творческая мастерская. | Праздничные обряды Сочельника. Изготовление игрушек – подарков близким к празднику. | Расширение сферы информационной компетенции, развитие творческих способностей, эмоциональной сферы, создание условия для самореализации обучающихся. Создание условия для укрепления семейных отношений, для сплоченности коллектива. | Материал для изготовления подарков (по выбору) | |
2. | январь, 3неделя | Рождество. Традиции Рождества. Игра | Разучивание рождественских колядок. Народные игры. Игры со снегом. | Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического и социально-психологическо- го в ходе проведения подвижных народных игр. | Музыкальный зал. Музыкальное сопровождение. Реквизиты для ролевых игр. | |
3. | февраль, 4 неделя | Масленица – поклонение Солнцу. | Символы. Гостевание и угощение. Пословицы, связанные с народными праздниками. | Речевая, регулятивная деятельность. Коммуникативная, познавательная деятельность. | Сборники пословиц и поговорок. Журналы. Справочная литература, детская периодика. Индивидуальные и групповые задания. «Масленичные песни». Игры «Шёл козёл по лесу», «Селезень». | |
4. | март, 1неделя | Гостевание и угощение на Масленицу. Игра | Правила приёма гостей. Ролевые игры. Угощения на Масленицу. Хороводы – игры | Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр. | Музыкальный зал. Музыкальное сопровождение. Реквизиты для ролевых игр. Слова-роли для участников. | |
5. | март, 2 неделя | Масленичная неделя. Прощёное воскресение. | Обряды. Обрядовые песни на Масленице. Игра «Бояре молодые» | Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. | Музыкальное сопровождение. Музыкальный (спортивный) зал. | |
6. | апрель, 1 неделя | Накануне праздника. Исследование | Презентация кулинарной книги. Стихи к празднику. | Речевая деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Развитие умения общаться в коллективе, в совместной образовательной деятельности. | Мультимедийная установка. Презентация кулинарной книги. Музыкальное сопровождение. | |
7. | апрель, 2 неделя | Пасхальные обычаи и обряды. Роспись яиц. Практикум | Знакомство с пасхальными обычаями и обрядами. Декоративное рисование – создание эскиза расписанного яйца. Выставка рисунков. | Коммуникативная, творческая деятельность. | Образцы изделий, альбомы, краски. | |
8. | апрель, 3неделя | Праздник «Пасха – светлое воскресение». Представление | Мероприятие готовится и проводится совместно с родителями. Пасхальные обряды, игры. Сценки. | Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. | Музыкальный зал, музыкальное сопровождение. | |
9. | май, 4 неделя | Троица. Обычаи и обряды Троицы Игра. | Народные игры. | Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Получение элементарных представлений о взаимосвязи здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр. | Музыкальный зал, Музыкальное сопровождение, реквизиты для игр. | |
Стрежевой, Томская область | ||||||
1. | март, 3 неделя | Памятники культуры и истории в Стрежевом и Томской области. Час размышления. | Связь истории, культуры, традиций, фольклора. | Речевая деятельность, познавательная деятельность | Видеофильм. Фотоматериалы. Иллюстрации. Справочная литература. | |
2. | март, 4 неделя | Томская область: география, промышленность, сельское хозяйство, население. Заочное путешествие | Географическое положение Томской области. Полезные ископаемые. От народных промыслов к современной промышленности. Работа со справочной литературой. | Речевая, регулятивная, познавательная деятельность. Коммуникативная деятельность. | Видеофильм. Фотоматериалы. Иллюстрации. Справочная литература. Задания для групповой работы детей. | |
Музыкальный и устный фольклор – 4 часа | ||||||
1. | январь, 4 неделя | Рассказ о русских богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. - Чтение на выбор былин: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Чудовище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». | Рассматривание иллюстрации картины Васнецова «Богатыри» и беседа по её содержанию. - Беседа о празднике «День защитника Отечества». - Чтение Ю.М. Лермонтова «Бородино» | Самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально - действенной идентификации. Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан. | Иллюстрации картины Васнецова «Богатыри» Русские народные игры: - «Перетяни канат» - «Быстрый» - «Самые ловкие» - «Царь горы» - «Дедушка – рожок» - разучить. | |
2. | май, 1 неделя | Русский народный фольклор - неотъемлемая часть национальной культуры. Беседа | Знать жанры фольклора. Уметь отгадывать загадки. Знать понятия «пословица», «поговорка». Уметь использовать меткие слова и меткие слова и выражения в своей речи. | Умение участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение. Формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно - преобразующей деятельности человека. | Литературная викторина «Меткое слово» Исполнение русской народной песни «Земелюшко-чернозём" | |
3. | май, 2неделя | По дорогам сказок Викторина | Знать названия русских народных сказок. Уметь соотносить героев со сказкой. | Умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя. Развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности. Умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения. | Викторина «Что? Где? Когда?» (По мотивам русских народных сказок) | |
4. | май, 3 неделя | Обрядовые песни. | Знать отличительные особенности русских обрядовых песен. Уметь исполнять обрядовые песни с использованием шумовых инструментов. | Умение выдвигать гипотезы и обосновывать их. Умение формировать картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой и предметно - преобразующей деятельности человека. | Исполнение обрядовых народных песен: «Ой, вставала я ранёшенько», «Дударь». |
Технологические особенности реализации программы
Педагогическая технология приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русcкой народной культуры основывается
- на культурологической концепции образования;
- интегрированной методологии, совмещающей идеи гуманистического и деятельностного подходов в образовании;
- теории целостности человека;
- творческого развития личности.
Условиями реализации педагогической технологии приобщения детей к народным традициям выступают:
- учет ведущих и значимых видов деятельности;
- опора на образность продуктивного воображения как новообразование дошкольного возраста.
Технология приобщения дошкольников старшего возраста включает учебно-методический материал, подборку народных игр, сказок, легенд, праздников; коллекцию описаний народных ремесел.
Технические условия: ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр, принтер, сканер.
Методы и приёмы обучения:
- рассказы взрослого;
- просмотр видеофильмов, видео презентаций;
- прослушивание аудиозаписей;
- организация выставок;
- знакомство детей с устным народным творчеством, народными игрушками и способами их изготовления, народными играми, народным музыкальным и изобразительным искусством, народными праздниками;
- метод проектов углубляет интерес ребенка к этнической проблематике, мотивирует к самостоятельному поиску информации. Детям могут быть предложены различные темы проектной деятельности: «Собирание коллекций», «Создание мини-музея», «Ожившая карта», «Создание альбома ,Мы все живем в России"» и прочее;
- праздники (в том числе народные обрядовые), театрализованные музыкальные развлечения, «семейные вечера»;
- моделирование (составление карты – схемы, макета древнего города, избы);
- постановка вопросов проблемного характера и самостоятельный поиск ответов на свои же вопросы;
- наблюдение – живое общение с окружающим миром и природой, которое способствует эмоциональному отклику детей, расширяет их кругозор;
- создание игровых ситуаций (воображаемое путешествие, рассказ от имени воображаемого героя), использование сюрпризных моментов (появление сказочного персонажа);
- использование цикла бесед, игр- диалогов;
- чтение художественной литературы, драматизация, проигрывание сказок, потешек.
Содержание программы реализуется, прежде всего, через организованную форму обучения – занятия. Используются разные формы проведения занятий:
- час познания;
- занятие- представление;
- театрализация;
- час размышления;
- путешествие, воображаемое путешествие;
- интегрированное занятие;
- игра;
- проблемное занятие;
- устный журнал;
- практикум и другие.
Формы работы
- специально организованные фронтальные занятия;
- индивидуальные занятия;
- совместная деятельность взрослого и детей;
- самостоятельная деятельность детей;
- целевые прогулки;
- беседы (индивидуальные, групповые, фронтальные);
- русские народные подвижные игры.
Средства обучения:
- народная игровая культура (народные игры разных видов: подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные);
- народная игрушка, народный праздник и народный театр;
- устное народное творчество;
- русское декоративно-прикладное искусство.
Предметно – пространственная среда:
- произведения устного народного творчества
- репродукции картин великих художников России к произведениям устного народного творчества;
- куклы в русских костюмах;
- народные игрушки;
- предметы декоративно-прикладного творчества;
- картотека подвижных, досуговых и дидактических игр;
- музыкальные народные произведения композиторов мира;
- альбомы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал, демонстрационный и раздаточный материал по темам: «Как растили хлеб», «Как рубашка в поле выросла», «Русская изба», «Русские костюмы» и прочее
- карты (России, мира), глобус.
- Многофункциональный уголок в группах «Уголок ряженья», «Уголок уединения».
- Центр «Театр», где размещены различные виды театров.
Оборудование указано к каждому занятию в календарно- тематическом плане.
Организация освоения содержания программы «Истоки»
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 5. до .7 лет.
Срок реализации образовательной программы- 2 года, который делится на два периода (1, 2 годы обучения).
Режим занятий: одно занятие в неделю, 35 занятий в год.
Продолжительность одного занятия: 25- 30 минут.
Время проведения занятий: вторая половина дня, в соответствии с СаНпиН.
По количеству детей, участвующих в занятии,— 15 детей (иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами).
Организация работы с родителями – включение родителей в образовательный процесс работы кружка, консультирование по задачам программы.
Приложения
Занятие
Тема: «Очень любим, мы, матрешки разноцветные одежки».
Программное содержание:
- Закреплять знания детей о матрешках из разных областей России (Семеновская, Зогорские, Полхов – Майданские);
- Познакомить с приемами верховой росписи (лессировки);
- Совершенствовать навыки детей в составлении узоров той или иной росписи;
- Совершенствовать навыки и приёмы работы мягкой кистью.
- Создавать радостную творческую атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей желание самостоятельно рисовать красками.
Предварительная работа:
- Беседа о русской матрёшке: «Знакомитесь – матрешка!»;
- Рассматривание игрушек, альбомов, открыток;
- Дидактическая игра «Собери матрёшку».
Словарная работа:
Полхов – Майданская, Загорская, Семеновская, розан, шиповник, «кругляши».
Методические приёмы: наглядный, словесный, игровой, репродуктивный, практический.
Ход занятия:
У воспитателя в руках корзинка с игрушками матрёшками.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Принесла я вам игрушки, а какие отгадайте (читает загадку).
Воспитатель
Ростом разные подружки
А похожи друг на дружку
Круглолицы и румяны
В разноцветных сарафанах
Русские красавицы
Всем нам очень нравятся. ( матрёшки)
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним, каких матрёшек мы знаем и чем они отличаются друг от друга.
(Воспитатель достает из корзины игрушки, а дети называют).
Воспитатель: У нас с вами тоже есть матрешки, которых мы слепили, но они не такие красивые, не нарядные. Не хотели бы вы открыть «Фабрику матрёшек?»
(Ответы детей).
Воспитатель: Вот наша мастерская, где мы будем мастерами – художниками и нам предстоит наших матрёшек расписать.
Вот они! Удивительно бледны,
Мастера, скорей за дело,
Украшай матрёшек смело.
Составляйте свой узор,
Чтобы радовал он взор.
Нам понятно, что матрёшкам,
Украшать будем одежки.
А помогут вам их расписать наши таблицы с элементами росписи.
Физминутка «Матрёшки»
(Дети самостоятельно украшают свою вылепленную матрёшку росписью, которая им нравиться. Воспитатель помогает затрудняющимся детям). Звучит русская народная мелодия.
Воспитатель: Посмотрите, какие они стали красивые. А как можно ещё сказать какие наши матрёшки.
( Ответы детей – добрая, игривая, ласковая, народная, праздничная).
Воспитатель: А ещё матрёшки говорят:
Мы матрёшки, мы сестрички
Мы такие невелички
Как пойдем плясать и петь
Всем за нами не успеть.
Частушки.
Воспитатель: Вот и закончилась игра. Молодцы, Мастера!
(Прощание с матрешками).
Воспитатель:
Матрёшки чаще приходите,
С нами дружбу заводите!
После занятия детские работы выставляются для родителей в уголке изодеятельсности.
Используемая литература:
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: «Паритет», 2006, - 240 с. + вкл.
Миронов Ю. Ю. Главная книга семьи // Дошкольная педагогика – ООО “Детство-пресс” - 2004 - № 5 – 55 с. – 6 – 49 с.
Науменко Г.М Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами. Всесоюзное издательство «Советский композитор», М.: 1977 – 104 с.
Науменко Г.М. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Всесоюзное издательство "Советский композитор". - М. Вып. V. - 1988.
Рыбников П.Н. Русские народные былины, песни: Ч. I. – М.: Сов. Россия, 1990. – 176 с. – (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»; № 19)
Соловьёва Л.Н. Игрушка альбом Издательство «Интербук-бизнес» - Москва. 2002 г. – 120 с. 1997
Науменко Г.М. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки Составление, запись и обработка Г.М. Науменко. Рисунки Л.Н. Корчемкина. Издательство "Детская литература". - М., 1988, - 208 с.: ил.
Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество Издательство "Советский композитор". - М., 1988, - 192 с.: ил
Науменко Г.М. Котенька-коток. Русские народные детские песни Издательство "Дом". - М., 1990, - 112 с.: ил.
Науменко Г.М. Золотой серпок. Русские народные сказки. Издательство "Малыш". - М., 1994, - 80 с.: ил.
Науменко Г.М. Русские детские страшилки. Издательство "Классика плюс". - М., 1997, - 128 с.: ил.
Пантелеева Л.В. Жостово. Альбом для раскрашивания. Для младшего школьного возраста. Издательство «Малыш», 1986.
Пантелеева Л.В. Узоры на фарфоре. Альбом для раскрашивания. Для младшего школьного возраста. Издательство «Малыш», 1982.
Старостин А. Родословное древо // Новая Игрушка – М:1995 - № 2 –27с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства
Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...
Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...
"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".
От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...
Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».
Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия для восприятия целостной картины истории своей...
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на основе взаимодействия с родителями».
Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед др...
Рецензия на программу приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры"Истоки"
Рецензия на программу приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры "Истоки"...
ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной игрой»
Национальные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.Н...