Главные вкладки

    Повышение устойчивого интереса к развитию фонематического слуха с использованием речевых игр и игровых упражнений
    материал (старшая, подготовительная группа)

    Руббо Ольга Павловна

    Повышение устойчивого интереса к развитию фонематического слуха с использованием речевых игр и игровых упражнений

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Повышение устойчивого интереса к развитию  фонематического слуха с использованием речевых игр и игровых упражнений»

    Условие возникновения опыта работы.

    На протяжении многих лет работы с детьми дошкольниками , заметила , что уровень речевого развития заметно снизился. Одна из причин    заключается в том , что взрослые недостаточно уделяют  внимания на речь ребенка. Не замечают речевые нарушения ребенка , не придают этому значения, мало разговаривают с детьми, практически перестали читать книжки для детей . Если ребенок затрудняется с ответом , то сами отвечают на свой вопрос, иногда повторяя за ним нарушая фонемы. Дети стали меньше рассказывать , делиться впечатлениями, задавать вопросы . Любимыми занятиями  стали –просмотр телевизора ,компьютера . Поэтому большинство детей испытывают затруднения в анализе слов и звуков из-за недоразвития  фонематического восприятия.

    Очень часто дети не различают слоги, путают их в своей речи, не четко произносят тот или иной звук , т. е. у них наблюдается несформированность  фонематического восприятия.

    Изучив и апробировав  опыт работы других воспитателей, пришла к выводу , что использование игр и игровых упражнений, улучшает восприятие звуков, способствует нормализации произношения, совершенствует нормализации произношения, совершенствует внимание и память, повышает готовность к обучению в школе.

    Противоречия

    Изучив данную тему , я считаю, что надо больше уделять внимания на формирования фонематического слуха, т. к. работа над формированием звуковой стороны речи

    Актуальность данной темы

    Важнейшим условием психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью .  Хорошая правильная   речь. умение слышать каждый отдельный звук  в  слове , четко определять его от рядом стоящего , знать из каких состоит слово, т. е. умение звуковой анализ слова является важнейшей предпосылкой для обучения в школе.Игры по развитию фонематического слуха и восприятия способствуют успешному освоению детьми предпосылок для дальнейшего освоения норм родного языка.

    Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию фонематического восприятия с использованием речевых игр дошкольного возраста способствует формированию речевой деятельности.

    Цель:

    Создание и обеспечение необходимых условий для развития фонематического слуха, определить методы и приемы.

    Задачи:

    • Осуществлять последовательную работу по развитию фонематического слуха с использованием речевых игр и игровых упражнений.
    • Развивать речевые навыки, стимулировать активность, заинтересованность детей, создавая разнообразные ситуации.
    • Составить программу, разработать перспективный план работы, комплекс мероприятий по формированию фонематического восприятия.
    • Разработать план работы с родителями.
    • Составить картотеку игр и игровых упражнений по развитию фонематического восприятия.

    Пути реализации:

    • Разработала мониторинг.
    • Разработала  игры  и игровые  упражнения , загадки , пальчиковые  игры , чистоговорки  и дыхательные  гимнастики по развитию фонематического восприятия.
    • Создала в социальной сети свой персональный сайт, где смогла познакомиться с опытом других педагогов по данной проблеме.
    • Составила картотеку речевых игр.
    • Разработала свои речевые игры.
    • Использовала материал, с которым познакомилась на вебинаре «Мерсибо» Е.Сусловой.
    • Разработала  сказки- инсценировки,картотеку стихов на договаривание стихов.
    • Разработала  конспекты, проекты, перспективный  план , наглядный материал.
    • Разработала план работы с родителями :рекомендации, совместные мероприятия, анкетирование, консультации, практикумы.
    • Для реализации поставленных задач, создала предметно-развивающую среду «Учусь говорить правильно», где расположила : таблицы Е.  Шулежко, пазлы-буквы,интерактивные игры ,наборы предметных картинок, магнитные буквы, изготовила игры по рекомендации Екатерины Сусловой,разрезную азбуку,плакаты.

    Результативность

    Уровень показателей

    Учебный год

    Развитие фонематического слуха

    Звукопроизно-шение

    Выделение звуков в слове

    Фомирования связной рачи

    2016-2017

    65%

    68%

    71%

    51%

    2017-2018

    72%

    84%

    80%

    69%

    2018-2019

    91%

    96%

    94%

    84%

    Дети научились использовать речевые игры и игровые упражнения  в самостоятельной деятельности, что способствует достаточной сформированности фонематического восприятия.

    При планомерной работе дети намного лучше воспринимают и различают фонемы и четко их произносят.

    Ребята стали более активны, принимают участие в беседах, улучшилось звуковое качество речи.

    В результате использования игр и игровых упражнений у детей сформированы: речевое дыхание, звукопроизносительные навыки, фонематический слух, основы обучения грамоте, коммуникативные качества, что приведет к успешному обучению в школе.

    Родители стали проявлять интерес к данной проблеме, охотно принимали участие в наших  мероприятиях,  предлагали свою помощь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством игровых упражнений

    Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при н...

    Перспективное планирование работы по развитию фонематического слуха через систему игр и игровых упражнений.

    В плане представлены этапы формирования фонематического восприятия:Узнавание и различение неречевых звуковРазвитие речевого слуха.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте,силе,тембру.Развитие ф...

    Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

    Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

    Конспект занятия по развитию фонематического слуха с использованием театрализованной деятельности "Путешествие с колобком".

    Коррекционно-образовательные задачи: вырабатывать умение слушать сказку вместе с группой сверстников, побуждая эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание сказки и принимать ...

    Методические рекомендации по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста "Игровой звукоград"

    Методическая разработка  адресована  воспитателям, логопедам, а также родителям. В ней  представлено описание этапов работы (от простого к сложному) по развитию фонематических функций и...

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ Развитие фонематического слуха, как основа успешного обучения в школе.

    Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам....