" Система работы дефектолога с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи"Выступление на педагогическом совете
консультация

При создании системы для работы с детьми с нарушениями речи учитывались онтогенетический принцип, принципы системности, комплексности, развития, взаимосвязи нарушения речи с другими сторонами психического развития ребенка, учета симптоматики и структуры речевого дефекта, а также общедидактические принципы[1], использовались рекомендации по структуре подгруппового занятия, данные в сборнике «Диагностика нару­шений речи у детей и организация логопедической работы в усло­виях дошкольного образовательного учреждения».



 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КУ ХМАО-Юггра «Урайский специализированный

Дом ребенка»

Выступление на педагогическом совете

Тема: Система работы дефектолога

с детьми дошкольного возраста

с нарушениями речи

Составила: учитель-дефектолог

Ефимова С.В.

Дата проведения: 10.11.2016

г. Урай

Система работы дефектолога

с детьми дошкольного возраста

 с нарушениями речи

  1. Характеристика детей дошкольного возраста с нарушениями речи

  • Характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико- фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.

Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста бывает разной степени:  полное отсутствие общеупотребительной речи (ОНР, 1 уровень речевого развития, по Р.Е.Левиной); ее частичная сформированность - незначительный словарный запас, аграмматичная фраза (ОНР, 2 уровень речевого развития); развернутая речь с элементами недоразвития, которые выявляются во всей речевой (языковой) системе, - словаре, грамматическом строе, связной речи и звукопроизношении (ОНР, 3 уровень речевого развития). При нерезко выраженном недоразвитии отмечается лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая несформированность речи (ОНР, 4 уровень  речевого развития).

  • Особенности развития слабослышащих и кохлеарно имплантированных детей

В условиях успешных достижений медицины и техники появилась новая категория детей с нарушением слуха – дети с кохлеарным имплантом. Это дети с нарушением слуха, которым имплант дает колоссальные, качественно новые возможности жизни в мире звуков. Даже при имплантировании одного уха слух таких детей приближен к нормальному, они слышат шепотную речь с расстояния 4-6 метров. Но если такого ребенка не учить пользоваться слухом в специально организованных условиях, он так и останется глухим при наличии физического слуха, т.к. теперь его слух должен пройти все ступени своего развития как это происходит у ребенка с сохранным слухом.

Так же как и у слабослышащего ребенка у детей с кохлеарным имплантом (далее - КИ) важно не только то, что ребенок плохо слышит, но еще и то, что данный недостаток в силу неблагоприятных условий приводит к нарушению многих функций и сторон психики. Таким образом, у детей с нарушением слуха и детей с КИ формируются только зачатки слуха, мышление почти не продвигается в своем развитии от наглядно-образного к словесно-абстрактному. Слух не стал в полной мере речевым слухом, т.е. качественно недоразвился. В таком состоянии его взаимодействие с речью оказывается нарушенным, что вторично мешает формированию речевых механизмов и продолжает препятствовать дальнейшему развитию речи.

Отклонения в развитии детей, связанные с нарушением слухового анализатора сказываются на их устной речи. Главные трудности у таких детей – усвоение слов на слух и понимание речи в целом. Недоразвитие отличается как качественно, так и количественно: фонетический строй речи, ограниченность словарного запаса, нарушение грамматического строя

В физическом развитии замечается отставание в моторном развитии, что неблагоприятно сказывается на общем развитии. Недостатки моторики слабослышащих часто проявляются как в задержке сроков формирования основных движений, так и в

неловкости,        неточности,        замедленности,        напряжении        и        др.,        что        обусловлено нарушениями равновесия, координации, патологическими нарушениями тонуса мышц.

  1. Особенности речи детей, страдающих заиканием

Первоначально развитие речи у заикающихся детей (понимание и активное пользование ею) чаще всего происходит так же, как и у нормально говорящих сверстников. Отдельные слова у них появляются в возрасте около одного года, фраза — к двум годам. Заикание, как правило, возникает в период овладения фразовой речью, примерно от двух до четырех лет.

В большинстве случаев заикание наступает постепенно, начинаясь с легкой прерывистости речи по типу физиологических затруднений, сопровождающих переход к фразовой речи. В благоприятных условиях прерывистость речи быстро исчезает, уступая место нормальной регуляции речевого акта. В неблагоприятных условиях прерывистость речи усиливается, переходя в заикание. Чаще всего заикание возникает тогда, когда переход от общения в ситуации наглядности к чисто словесным его формам происходит недостаточно постепенно, с непомерной активизацией этого процесса. Овладевая речью в общении с окружающими людьми, ребенок заимствует сложное содержание  и  построение речи, которое ему непосильно. Поэтому причиной заикания нередко становится усиленное развитие речи, заучивание и пересказ не по годам сложного речевого материала, ранние выступления при посторонних, воспитание детей без учета особенностей их нервной системы.

Заикающимся детям младшего возраста свойственно пользование краткими ответами. Чаще всего на вопросы они отвечают одним словом, что характерно для естественной разговорной речи в форме диалога. Поэтому в коррекционных целях дети средней группы более длительно упражняются в однословных ответах.

У заикающихся детей еще не сформирована способность заниматься одновременно двумя видами деятельности, например: рисовать и слушать речь взрослых. Это связано с особенностями объема, распределения и переключения внимания детей данного возраста. Поэтому они не могут одновременно слушать вопросы педагога и выполнять начатое действие, а также отвечать на вопросы в момент действия.

  1. Характеристика возрастных особенностей детей раннего возраста с задержкой речевого развития

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Фонетико-фонематическое                недоразвитие                (ФФН)        —        нарушение        процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим                признаком        фонематического        недоразвития        является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием        отмечаются        трудности        процесса                формирования                звуков,

отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими  признаками.

В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

  • недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;
  • недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
  • при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

  1. Ожидаемые результаты коррекционно-развивающей работы дефектолога

В результате коррекционной работы дети с ОНР научатся:

-понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

-фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

-правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи

-пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и   сложными

предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

-владеть элементарными навыками пересказа;

-владеть навыками диалогической речи;

-владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных  от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно- ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

-грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употреблять адекватно;

В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

  1. Система работы дефектолога с детьми дошкольного возраста

 с нарушениями речи

При создании системы для работы с детьми с нарушениями речи учитывались онтогенетический принцип, принципы системности, комплексности, развития, взаимосвязи нарушения речи с другими сторонами психического развития ребенка, учета симптоматики и структуры речевого дефекта, а также общедидактические принципы[1], использовались рекомендации по структуре подгруппового занятия, данные в сборнике «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения».

В соответствии с этими рекомендациями каждое из занятий содержит от шести до десяти этапов: игры, задания и упражнения для развития общих речевых навыков, слухового и зрительного внимания и восприятия, формирования и совершенствования лексического состава языка и грамматического строя речи, развития связной речи и речевого общения, фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза, мимической, артикуляционной, тонкой и общей моторики, обучение грамоте, а также для постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

В.В. Гербова  в книге  «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада» выделяет на многих занятиях, кроме ведущей задачи, еще несколько задач развития речи. Например, параллельно с решением основной задачи занятия – познакомить детей с потешкой, воспитатель упражняет малышей в выразительном чтении стихотворных строк; отрабатывает четкое и правильное произношение звукоподражательных слов. Известно, что речевое умение или навык не может быть сформирован за одно занятие. Поэтому программный материал, который изучался на предыдущем занятии, как правило, повторяется на последующем, причем интервал между ними должен быть не более 1–3 дней. В дальнейшем интервалы между занятиями, на которых совершенствуются определенные речевые умения, могут быть увеличены. В методике обучения родному языку приняты две основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни.
   Уже отмечалось, что речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности.   Педагог должен много и целенаправленно говорить сам в течение всего дня
   Детям надо часто и эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях

Представим наглядно вычленение задач речевого развития детей.

Основные единицы языка

Формы речевого общения

Задачи развития речи

Слово

1. Развитие словаря

Звук

2. Воспитание звуковой культуры речи

Словоформа

Словосочетание

Предложение

3. Формирование грамматического строя речи

Текст

Диалог Монолог

4. Развитие связной речи:

а) формирование диалогической [разговорной) речи,

б) формирование монологической речи

Нищева Н.В. в своей книге «Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада»  предлагает план перспективной работы составить в соответствии с разделами развивающих областей

Перспективный план работы младшей логопедической группы для детей с ОНР

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1—4 недели сентября — обследование речи и неречевых психических функций детей. Заполнение речевых карт. Наблюдение за детьми в режимные моменты.

1-й раздел. Развитие слухового и зрительного внимания

и восприятия

  1. Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки.
  2. Воспитание слухового внимания, чувства ритма в играх и упражнениях со звучащими игрушками.
  3. Развитие зрительного внимания, умения различать контрастные по размеру и цвету игрушки, предметы.

2-й раздел. Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков

  1. Воспитание правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков [у], [а], [о], [и].
  2. Развитие длительного речевого выдоха (2—3 сек) на материале гласных и их сочетаний.
  3. Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса на материале звукоподражаний,

3-й раздел. Формирование и совершенствование лексического состава языка

Октябрь Лексические темы

1-я неделя — «Семья»;

2—3-я недели — «Игрушки»;

4-я неделя — «Части тела и лица» .

Развитие импрессивной речи

  1. Формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двительные реакции.
  2. Расширение понимания речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понимания слов, обозначающих части тела и лица, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов.
  3. Обучение пониманию обобщающих слов игрушки, обувь, одежда.
  4. Обучение соотнесению предметов и действий с их словесным обозначением.

5 Развитие пассивного предикативного словаря. Обучение пониманию смысла сюжетных картинок, на которых люди совершают различные действия. б. Обучение выполнению одно- и двухступенчатых инструкций

Ноябрь

1-я неделя — «Туалетные принадлежности»;

2—3-я недели — «Одежда»;

4-я неделя — «Обувь» .

                                Развитие экспрессивной речи

  1. Преодоление речевого негативизма. Вызывание желания говорить.
  2. Формирование речи как средства общения. Воспитание потребности в речевом общении.
  3. Активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения (игрушки, обувь, одежда).
  4. Обучение повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребенку людей мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля).

4-й раздел. Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1.        Обучение пониманию вопросов косвенных падежей: где? куда? откуда? кому?
ого? у кого? чем?

  1. Обучение правильному построению двухсловных предложений: Вот ляля. Дай мяч. Катя, иди!
  1. Формирование умения отвечать на вопросы кто это? что делает?
  2. Развитие умения согласовывать прилагательные и числительное «один» с су-1ествительными в роде и числе в именительном падеже: один жук, синий мяч.

5-й раздел. Развитие речевого общения

  1. Стимулирование детей к составлению и использованию в речи двухсловных предложений: Это ляля. Вот ляля. Дай мяч. Катя, иди! На кису.
  2. Обучение договариванию за взрослым слов и словосочетаний в потешках, упражнениях, стихотворениях.
  1. обучение ответам на вопросы кто это? что это? Формирование умения задавать эти вопросы.
  2. Обучение пониманию несложных рассказов взрослого по сюжетной картинке.
  3. Обучение слушанию сказок со зрительной опорой на картинку.

6-й раздел. Развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений

  1. Ознакомление с геометрическими фигурами и формами предметов. Обучение различению объемных форм и плоских фигур.
  2. Обучение группировке предметов по цвету, размеру, форме; подбору и сравнению контрастных по величине предметов.
  3. Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, мало, один).
  4. Обучение ориентировке в строении собственного тела и основных направлениях «от себя».

7-й раздел. Развитие мелкой моторики,

конструктивного праксиса. Художественно-творческая деятельность

  1. Развитие конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками (2—3 части с горизонтальным и вертикальным разрезами).
  2. Развитие мелкой моторики в упражнениях с дидактическими игрушками и пальчиковых гимнастиках.

  1. Обучение играм со строительным материалом. Сооружение несложных построек по образцу и представлению.
  2. Развитие сенсорного восприятия форм, размеров, цветовых сочетаний, пропорций. Освоение умения отражать простые предметы и явления в лепке, аппликации, рисовании, конструировании.
  3. Формирование умения правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, промывать и осушать ее. Обучение проведению карандашом и кистью длинных и коротких линий, штрихов, точек. Обучение рисованию предметов с помощью прямых и округлых линий.
  4. Развитие зрительной и двигательной памяти, формирование умения управлять своими движениями при вырезывании. Боепитание интереса к аппликации. Формирование умения наносить кистью клей на готовую форму. Обучение наклеиванию готовых форм.
  5. Воспитание интереса к лепке. Освоение приемов лепки: раскатывание комка между ладонями, сплющивание комка ладонями.
  6. 8-й раздел. Музыкальное развитие

1.        Обогащение двигательного опыта детей. Развитие координации движений
пи ходьбе, маршировке. Воспитание чувства ритма и выразительности движений.

2.        Воспитание музыкально-ритмических навыков, умения выполнять движения
в общем для всех темпе.

3.        Развитие слухового внимания, обучение реакции на начало и конец музыки,
также движениям, соответствующим ее характеру, тембру.

4.        Развитие у детей подражательности, речевого подражания. Обучение пению
попевок со звукоподражаниями.

9-й раздел. Физическое развитие

  1. Формирование правильной осанки. Развитие глазомера, ловкости.
  2. Коррекция нарушений основных движений с целью укрепления и развития мышц, обогащение двигательного опыта детей.
  3. Отработка четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе ритме.
  4. Обучение детей ходьбе и бегу в колонне, по кругу, с изменением направления, : асеыпную. Развитие устойчивости и равновесия при ходьбе и беге.
  5. Обучение детей прыжкам на носках на двух ногах, прыжкам с продвижением, высоты; закрепление навыка приземления на полусогнутые ноги.
  6. Обучение детей катанию мяча. Формирование умения ловить и бросать мяч.
  7. Упражнения в подлезании под шнур, под дугу на коленях и ладонях.
  8. Обучение ходьбе приставным шагом по нижней рейке гимнастической стенки

В методических пособиях  Н.В. Нищевой разделы системы развивающих областей являются образующим фундаментом, на котором строится любое занятие педагога. Интересно посмотреть под этим углом зрения, как реализуются эти задачи в отдельно взятой теме на материале нескольких занятий.

                                                     Домашние животные

Понедельник

1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КТО ЭТО?»

Цели. Дальнейшее развитие пассивного словаря (существительные, прилагательные, глаголы). Формирование активного словаря: существительные по теме «Домашние животные». Обучение детей узнаванию предметов по их словесному описанию. Активизация речевого подражания. Развитие интонационной выразительности на материале звукоподражаний.

2.        ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОРОВА».

Цели. Координация речи с движением. Работа над интонационной выразительностью речи. Совершенствование умения договаривать словосочетания. Развитие эмоциональной выразительности мимики и жестов.

Описание. Дети выполняют движения, подражая логопеду, и произносят за ним словосочетания.

«Му-му-му! — мычит корова.

Забодаю Катю с Вовой.

Вы не пьете молоко? Убегайте далеко!»

Идут по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев.

Поворачиваются лицом в круг, делают по два поворота вправо — влево.

Ставят руки на пояс, делают сердитое лицо. Разбегаются по группе.

        

3.БЕСЕДА ПО КАРТИНКЕ «СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ».

Цели. Воспитание умения слушать литературное произведение и характеризовать персонажи, опираясь на иллюстрацию и описание, договаривать слова и словосочетания при повторном прослушивании, отвечать на вопросы по картинке. Развитие диалогической речи, зрительного внимания.

Вторник

  1. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОРОВА» (повторение, см. выше).
  2. РАБОТА В ТЕТРАДИ (АЛЬБОМЕ).

Цели. Совершенствование умения ритмично наносить точки, мазки, закрашивать готовые изображения. Описание. Если у детей нет готовых тетрадей, перед занятием логопед рисует в каждом альбоме или наклеивает туда изображение коричневой коровы.

                                                                   Четверг

УПРАЖНЕНИЕ «ХЛОПКИ». Цели. Работа над слоговой структурой слова, развитие умения выделять и отхлопывать ударный слог в слове.Оборудование. Маленькие фигурки домашних животных.Описание. Логопед демонстрирует детям фигурки животных, произносит их названия, голосом выделяя ударный слог, дети слушают и отхлопывают ударный слог.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОРОВА» (повторение, см. с. 76).

ЛОТО «ОДИН — МНОГО».

Цели. Формирование грамматического строя речи, различение единственного и множественного числа имен существительных женского рода в именительном падеже.

Оборудование. Предметные картинки с изображением домашних животных (рис. 26, 27), игровые карты по числу детей.

Пятница

1.        УПРАЖНЕНИЕ «У КОГО?»

Цели. Формирование грамматического строя речи. Обучение правильному употреблению местоимений с предлогом у. Обучение узнаванию предметов по их словесному описанию.

Оборудование. Предметные картинки с изображением домашних животных (см. рис. 26).

Описание. Логопед раздает детям картинки с изображениями домашних животных и предлагает сначала показать, а потом назвать их. После этого задает вопросы:

  • Она большая, лохматая. Она лает. У кого она? (У меня.)
  • Кто это? (Собака.)
  • Она большая, рогатая, дает молоко. У кого она? (У меня.)
  • Кто это? (Корова.)

  1. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОРОВА» (повторение, см. с. 76).
  2. ЛОТО «БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ».

Цели. Обучение сравниванию предметов, заметно различающихся по величине и высоте. Соотнесение признака со словесным описанием

Подытоживая все вышесказанное, хочу выделить в «Конспектах подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР» Н.В. Нищевой основные цели, которые должны являться образующими для построения коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи.

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря

Коррекционно-развивающие цели. Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Формирование длительного плавного выдоха. Развитие артикуляционной и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание общечеловеческих качеств.

Коррекционно-оздоровительные цели. Использование здоровьесберегающих технологий

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование комплексной коррекционной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью окр...

Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи

       Применение данных упражнений позволяет улучшить у ребенка речь,память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость...

Роль пальчиковых игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно передать детям, а усвоение этих знаний должно ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ: «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ»

Дети с особенностями в развитии еще острее нуждаются в поддержке взрослого, его понимании и любви. Но и родителям требуется помощь специалистов.  В развитии и социализации ребенка с ОВЗ родителям...

Видео картотека как способ развития связной речи в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.

Видео картотека (мультипликационная) по лексическим темам.Работа с видеокартотекой происходит следующим образом: К сборникам мультфильмов подобраннных  соответственно определенной лексическо...

Трудовое воспитание в дошкольном возрасте по ФОП ДО. Выступление на педагогическом совете

Трудовое воспитание дошкольников не должно быть принудительным или навязанным. Оно должно быть организовано таким образом, чтобы дети получали удовольствие от процесса труда, чувствовали себя полезным...