Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на ребенка-инвалида.
рабочая программа

Светлана Викторовна Панкова

В материале представлена адаптационная образовательная программа на ребенка с РАС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №7»Улыбка» города Лесосибирска

Рассмотрена и принята                                                                   Утверждаю:

на заседании                                                                                     заведующий МБДОУ

ПМПк                                                                                              «Детский сад № 9 «Улыбка»

«11» октября 2016г.                                                                       __________ Ю.С. Тимошина    

протокол № 2                                                                                                   «11» октября 2016г.                                                                                                      

Адаптированная образовательная программа

дошкольного образования для ребенка – инвалида, воспитаннцы старшей группы

 Щербининой Екатерины Григорьевна 

срок реализации 2016-2017 учебный год

Составители:

воспитатель Заверюха М.В.

воспитатель Панкова С.В.

методист Ярмухаметова Ф.Н.

педагог-психолог Дорогова М.В.

музыкальный руководитель Горбунова Я.С.

инструктор по физической культуре Сушакова А.В.

Лесосибирск 2016г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Щербинина Катя родилась 25.02.2011г. Ребенок проживает с родителями. Семья полная.

   Катя поступила в детский сад в 2013 году в возрасте 2,5 года в первую младшую группу. Девочка в детском саду находится 3,5 года.  Адаптация прошла в легкой степени.

В организованной деятельности в группе участия не принимает, во время занятий детей ребенок занимается самостоятельной игровой деятельностью. К продуктивной деятельности проявляет спонтанный интерес, Катю больше привлекает рисование красками и цветными карандашами. В рисунке отсутствует образы и  сюжет, рисует в основном цветовые пятна и линии. Кисточку и карандаш держит правильно, в процессе рисования может облизывать кисть и краски.

Не проявляет большого интереса к познавательной деятельности, но проявляет интерес к исследовательской деятельности. Навыки самообслуживания сформированы, но требуется присмотр и помощь со стороны взрослого, так как часто приходится напоминать ребенку о последовательности действий в процессе одевания-раздевания. Может выполнить поручения взрослого (убрать игрушки со стола перед обедом, достать краски, налить воду для рисования); может убрать за собой постель.

 Во время детских игр наблюдает,  включается в процесс игры редко. С игрушками преобладают стереотипные манипуляции. В группе играет одна, предпочитает настольно-печатные игры (напр. лото). Играя, раскладывает карточки в   определенном порядке. Потребность в общении со сверстниками не проявляет. Если общение происходит, то невербальное (гладит, обнимает, дерется). Дети к ней относятся с опаской, но есть те, кто опекает Катю. Со взрослыми в основном ситуативное общение, на невербальном уровне. Если ребенку что-то нужно, может взять взрослого за руку и подвести к этому предмету. Запрет со стороны взрослого может вызвать открытый протест, негативную реакцию. Развитие мелкой  моторики соответствует возрасту. Связная  речь отсутствует.  

Родители Кати заинтересованы в ее развитии, идут на контакт с педагогами, посещают дополнительные занятия с психологом в социальном центре.

При обучении в старшей группе испытывает затруднения:

Грубое нарушение речевого развития и навыков коммуникации. Трудности в усвоении социальных навыков. Нарушение эмоциональной сферы. Грубые нарушения познавательной деятельности.

Программный материал старшей группы не усваивает. Объём знаний, умений, навыков ниже требований программы.

По заключению ПМПК ребенок имеет особенности  физическом и психическом развитии и отклонения в поведении. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптированная образовательная  программа предназначена для работы с ребенком дошкольного возраста имеющего сложную структуру дефекта.

Адаптированная образовательная программа составлена на основе

  • Образовательной программой  ДО  МБДОУ «Детский сад № 7 «Улыбка»
  • Образовательной программой  ДО  МБДОУ «Детский сад № 7 «Улыбка»
  • Веракса Н.Е. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школа».  –  М.: «Москва-синтез», 2015. – 368с.
  • Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
  • Скрипник Т.В. Комплексная программа развития детей дошкольного возраста  с аутизмом «Расцвет». 
  • Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003г.
  • Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005г.

Цель: Создать условия для развития коммуникативных навыков, познавательной деятельности и формирования приемлемого поведения, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

Достижение поставленной цели  предусматривает решение следующих основных задач:

  1. Развивать навыки самообслуживания.
  2. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
  3. Формировать первичные представления о безопасном поведении в быту.
  4. Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
  5. Побуждать интерес ребенка к окружающим предметам, развивать умение действовать с ними по назначению.
  6. Развивать умение и навыки в основных видах движений и умение самостоятельно выполнять физических упражнения.
  7. Развивать интерес к участию в подвижных и спортивных играх.
  8. Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
  9. Знакомить с окружающим социальным миром.
  10. Формировать представление о себе.
  11. Развивать желание общаться со взрослыми и детьми.
  12. Способствовать овладению конструктивными способами и средствами общения с окружающими, использованию речи в общении.
  13. Воспитывать интерес и желание слушать художественные произведения, рассматривать картины.
  14. Развивать желание двигаться под музыку.
  15. Развивать желание рисовать, лепить, делать аппликации.
  16. Формировать желание к творческому самовыражению.

Тип образовательной организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №7»Улыбка» города Лесосибирска общеразвивающего вида

Ребенок обучается в сстаршей возрастной группе.

В группе дети с нормой развития и один ребенок  имеет особенности  физическом и психическом развитии и отклонения в поведении. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Исходя из ФГОС ДО  в «Программе» учитываются:

  1. индивидуальные потребности ребенка связанные с его состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности ребенка с расстройством аутистического спектра. 
  2. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  3. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
  4. возможности освоения ребенком с расстройством аутистического спектра «Программы» на разных этапах ее реализации;
  5. специальные условия для получения образования ребенка с расстройством аутистического спектра, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов.
  6.  включение ребенка в деятельность на  фронтальных занятиях в рамках основной Образовательной программы с осуществлением индивидуального подхода; оказание коррекционной помощи на индивидуальных  занятиях педагогом-психологом.

        

В процессе реалзации АОП следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Налаживание эмоционального контакта и формирование адекватных форм взаимодействия близких взрослых с ребенком.
  • Создание предметно-развивающей среды в соответствии с поставленными задачами воспитания и обучения ребенка.
  • Регулярное систематическое проведение занятий.
  • Смена видов деятельности в процессе одного занятия.
  • Повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале.
  • Игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка.
  • Опора на положительные результаты, достигнутые в той или иной деятельности ребенка.
  • Обращение внимания на различия выполнения одного и того же задания в разных условиях. В самом обучении важно дозировать применение прямой вербальной инструкции и максимально использовать опосредованную организацию ребенка структурированным пространством: рабочее место,  наглядное указание направления движения и т.д.
  • Включение в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка. Необходимо выверять и ограничивать все речевые инструкции, именно поэтому инструкции часто даются в единой временной форме: «Возьми карандаш».
  • В связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей. Большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия, т.е. взрослый начинает работать руками ребенка («сопряженные направляющие действия»).  При работе непосредственно используется  поддержка руки, письмо «рука в руке», сопряженное выполнение действий.
  • Использование физических  упражнений для снятия мышечного напряжение.
  • Опора на сенсорные анализаторы.
  • Использование усвоенного способа действия в новых условиях и ситуациях.

  1. Формирование социально-эмоциональной сферы
  2. Развитие коммуникативно-речевой сферы
  3. Коррекция психомоторики
  4. Развитие познавательной сферы

       

Такое деление материала в определенной степени условно, поскольку ребенку с аутистическими нарушениями свойственна неравномерность развития, здесь  важно определять и учитывать реальные детские возможности.

           

   Построение хода занятий должно отвечать следующим требованиям:

— создание коммуникативных ситуаций;

— осуществление смен различных видов деятельности;

— использование рациональных сочетаний различных приемов;

— постепенное усложнение форм работы.

       

Разделы программы

Познавательный

Раздел

Развитие чувственного опыта, становление общего интеллекта;

главное понятие -
знания

Коммуникативно-речевой

раздел


Обретение способности к коммуникации;
главное понятие
 - общение

Социально-эмоциональный

раздел

Приобретение социального опыта, становление способности к заимодействию;

главное понятие - 
контакт

Психо-моторный

раздел

Развитие системы целостных двигательных актов; 
главное понятие
 - 
двигательная активность

Социально – эмоциональное направление работы.

Задачи 

  • Развитие эмоциональной сферы посредством стимуляции их ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых); пробуждение положительного эмоционального отклика на взрослого, на игрушки, на звуки; определение приятных и неприятных объектов для ребенка.
  • Формирование понимания ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др.
  • Развитие положительных откликов на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворения от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.
  • Формирование у ребенка представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).
  • Побуждение ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.
  • Обучение ребенка умению проявлять реакцию на состояние комфорта и дискомфорта.
  • Формировать у ребенка представление о собственном теле.
  • развивать способность к распространению опыта познания окружающего мира и элементарного осознания себя в нем. 
  • Коррекция двигательного «полевого» поведения ребенка, например, блуждание по комнате без какого-либо занятия, посредством введения его  в деятельность простых манипуляций с сенсорным игровым материалом.
  • Систематически развивать мелкую моторику руки ребенка: уметь что-то попросить, протягивая руку и выполняя хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь), продолжать довольно длительное время играть с ребенком в тайник (прятать лицо ладонями). В дальнейшем учим удерживать игрушки (одной, двумя руками), отпускать игрушки, изготовленные из различных материалов (дерева, резины, ткани, полиэтилена).  


     В дальнейшем переходим к формированию все более сложных кинетических программ, направленных на развитие моторной сферы ребенка. 

  • Коррекция недостатка осмысления предмета как объекта манипуляций и целенаправленных действий. Для этого у ребенка формируем, прежде всего, умение ориентироваться в  квазипространственном поле (собирать паззлы, вкладыши, открывать засовы, наливать жидкость) и при этом стараться, насколько это возможно, согласовывать движения разных частей тела.
  •  Побуждение  ребенка перераспределять пальцы руки на игрушке с помощью разных по величине, толщиной и объемом предметов; захватывать предмет двумя, тремя пальцами. Для развития тактильной чувствительности руки подбирать предметы, различные по своим качествам (материала, фактуры, плотности, упругости); использовать игры с детским кремом, который малыш может размазывать на различных поверхностях (зеркальце, резиновом коврике, мисочке).
  •  Развивать координацию движений руки путем обучения ребенка выкладывать, а потом складывать в ведерко различные предметы, снимать и надевать на стержень кольца пирамидки, расчленять на части матрешки, бочки, деревянные яйца, формочки для песка и т.д. 
  • формировать у ребенка реакции на различные раздражители окружающей среды (слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные) в процессе восприятия предметов и манипулирования ими. Активизировать слуховые, зрительные, тактильные компоненты «комплекса оживления» с помощью игры-забавы с воздушными шариками разного цвета, напевание ребенку песенок, напевание тех гласных звуков, которые есть в речи ребенка, чтением стихотворных потешек.
  • Развивать путем многократных и длительных повторений слуховое предсказания - учить прислушиваться к невидимым игрушкам, предметам. Учить различать и ориентироваться на интонацию: кроткую и суровую, вопросительную и побудительную, а также интонацию запрета и поощрения. Корректировать повышенную реакцию ребенка на слуховые раздражители.
  • Развивать зрительные дифференциации цвета и формы, стимулировать зрительное сосредоточение на предмете, формировать сенсо-моторные функции (размещение вкладышей, близких по форме в соответствующих отверстиях, нанизывание колец, изменяющихся по величине, разложение однородных предметов разной величины на две группы и т.д.). 

   Показатели успешного развития: начинает осознавать ощущения. Отличает себя от других объектов.

Коммуникативно – речевое направление работы.  

Задачи развивать предпосылки совместной деятельности:

  • формировать способность к подражанию движений и звуков. 
  • формировать способность к зрительного контакта во время общения;
  • развивать немые проявления ребенка как попытки вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.); 
  • развивать устойчивость и концентрацию внимания.
      Детализация задач:
  • Поглаживание и легкое пощипывание щек для активизации мимической мускулатуры, выполнение простой артикуляционной гимнастики с помощью взрослого: улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.
  • Обучение играм, направленным на тренировку правильного выдувания воздуха (отработка силы воздушной струи).
  • Обучение подражанию разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого, обучение имитации забавных звуков (буль-булъ, хлоп-хлоп).
  • Обучение произнесению гласных звуков (a-a).
  • Обучение произнесению первых простых слов в смысловой связи (ма-ма; па-па; баба).
  • Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр.
  • Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один по-называет действие, другой помогает ребенку его выполнить).
  • Обучение действиям без предметов (сожми-разожми кулак) и с предметами {сжать-разжать губку или резиновый мяч), укрепляющими мышцы рук, тренировка «радиально-ладонного» захвата, когда ребенок хватает ладонью и сгибает все пальцы вокруг предмета.
  • Обучение тонкомоторным действиям с прищепками (закрепление прищепок на краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук, закрепление «цангового» захвата, когда ребенок держит предмет с помощью большого и указательного пальцев.

В дальнейшем:

  • Закрепление понимания ребенком своего имени и соотнесение с самим собой; называние своего имени.
  • Закрепление понимания речевых и жестовых указаний взрослого.
  • Продолжение обучения выражению действий и своих желаний одним словом: «открыть», «закрыть», «дай», «привет», «пока» и др. и соответствующим жестам.
  • Обучение соотнесению предметов с их изображением на картинках (предметы, часто используемые ребенком в быту).
  • Закрепление умений произнесения звуков: повторение звуков, воспроизводящих голос животного, произносимых взрослым; осознание собственных движений рта и более четкой артикуляции при произнесении звуков. При игре используются игрушки, затем картинки домашних животных, голоса которых легко воспроизводятся: кошка, собака, корова, коза.
  • Обучение ответам на короткие вопросы взрослого по поводу знакомых бытовых ситуаций и предметов одним словом («Это суп? — Да», «Это ложка? — Нет»).
  • Обучение составлению простых предложений, состоящих из двух-трех слов, включая подлежащее и сказуемое (фразой из двух слов «действие + предмет») с опорой на картинки с изображением людей, выполняющих какое-либо действие («Кто это? — Папа». «Что папа делает? — Папа идет»).

Продуктивная деятеьность


     Первый этап является дообразотворческим, когда ребенок наблюдает за действиями взрослого, которые рисуют, делает попытки повторить их движения – либо совместное выполнение действий

Задачи

  • формировать желание манипулировать с изобразительными материалами (рисовать, лепить, вырезать, наклеивать);
  • формировать процесс восприятия;
  • повышать устойчивость зрительного внимания;
  • стимулировать развитие сенсомоторных умений и пространственной ориентации.


Методы, способы, приемы 

 Привлекать  внимания к предметам ярких цветов, учить замечать цветные пятна, следы, формы на листе, знакомить со свойствами краски (гуаши), учить делать цветные пятна ладошкой на бумаге («рука в руке»); способствовать сосредоточению внимания ребенка на ощущениях, создавать условия для экспериментирования с кинестетическим и зрительными ощущениями в плане развития способности  их восприятию.

     Знакомство со свойствами материалов (прежде всего, краской) и элементарными приемами их использования. Варианты изображения - пятна, линии, формы. 

        Совместное рисование дает возможность не только расширить круг методов в пределах изобразительной деятельности, а также знакомить аутического ребенка с окружающим миром. Рисования взрослым помогает привлечь внимание малыша к определенным деталям, на которые он не обращал внимания. Сначала взрослый быстро рисует отдельные предметы, достаточно схематично, отражая наиболее существенное, при этом эмоционально объясняет с помощью слов и жестов, обращаясь к ребенку.

     Рисование пальцами, ладошками   позволяет расширить возможности ребенка по рисованию, почувствовать изобразительный материал, его свойства, чувство ритма. Если ребенок откажется рисовать с помощью пальцев, возможно использование шаблонов  или штампов. Для этого достаточно взять, например, ватную палочку, опустить ее в краску, а потом опустить ее на бумагу сверху вниз. 
 
        При обучении решающую роль играет пример взрослого. Взрослый рисует, лепит любимую игрушку ребенка, обязательно сопровождая этот процесс своим эмоциональным рассказом. Этот метод имеет название «совместное рисование». Взрослый постоянно выражает игровое отношение к процессу изобразительной деятельности, результаты ее обыгрываются (рисунок подарили кукле, слепили печенье, покормили куклу и т.д.).

Показатели успешного развития:

Ребенок способен заинтересоваться определенными видами деятельности, наблюдает за процессом лепка и рисование; способна совершать простые действия с материалами (например, берет в руки тесто и манипулирует с ним) и повторять определенные движения (возможно, с помощью взрослого): оставляет следы от краски на бумаге, рисует линии фломастером, краской, размазывает пластилин. 

Психомоторное направление работы

Задачи: 

  • формировать умение правильно извлекать звуки с использованием музыкальных инструментов;
  • действовать по образцу, подражать простым движениям под музыку,
  • звуки и слова.
  • формировать навыки схватывать предметы разной величины и формы и рассматривать их;
  • формировать сенсомоторный опыт.
  • развивать способность к визуального контакта через привлечение внимания с использованием звуковых эффектов; 
  • корректировать сенсомоторные ощущения.

Показатели успешного развития: сформированы предпосылки сенсомоторной координации.

Познавательное направление работы.

   Задачи

  • развивать способность к восприятию и наблюдения за предметами;
  • формировать представления о предметах быта, которые чаще всего использует ребенок, названия отдельных их признаков и действий с ними, простые правила безопасности при пользовании ими, а также игрушки, их названия и действия с ними;
  • формировать умение различать предметы по величине и форме (большой, малый, похожий на куб, шар); группировать сходные и соотносить различные предметы по величине, форме; сравнивать объекты с учетом двух свойств (величина и форма и т.д.).
  • формировать способность к отзыву;
  • учить действовать по инструкции;
  • формировать способность употреблять в собственной речи слова, которые дают элементарные представления о ориентирования в пространстве (там, здесь, сюда, туда)

Показатели успешного развития:

    Формирование элементарных математических представлений: различает понятия «один-много», выделяет один и много предметов из группы предметов; различает 2 предметы разного размера - «большой - маленький»; выделяет большой или маленький предмет из группы контрастных по размеру предметов; различает две различные геометрические формы;

   Ознакомление с окружающим миром: имеет первичные представления о себе (узнает и показывает себя в зеркале), близких людей (узнает и показывает мать, отец), узнает и показывает 2-3 игрушки (мяч, кукла, пирамидка, машинка или др.), узнает и показывает кошку, собаку (настоящая, игрушка, рисунок);

Формирование сенсорного опыта: реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной поверхностями; выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.п.); выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого; соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением; находит и приносит заданный хорошо знакомый предмет; знает и узнает среди других красный и желтый цвета; рисует круги; выполняет двойную просьбу

Организация процесса психолого-педагогического сопровождения согласно рекомендации ПМПК:

-психологическое сопровождение.

Индивидуальный план

График индивидуальной коррекционно – развивающей работы узких специалистов

Специалисты

Дни недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

педагог-психолог

1515 – 1535

Коррекционный блок

Основные направления коррекционно-развивающей работы:

Диагностическая работа включает:

-выявление особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными

возможностями здоровья (РАС) при освоении основной образовательной программы;

-проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);

-определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС), выявление его резервных возможностей;

-изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сферы и личностных особенностей ребенка;

-изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

-изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);

-системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с

ограниченными возможностями здоровья (РАС) (мониторинг динамики развития,

успешности освоения АОП).

Коррекционно-развивающая работа включает:

-реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально-

психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательно-образовательного процесса ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) с учётом особенностей психофизического развития;

-выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС) коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения и организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих;

-коррекцию и развитие высших психических функций, коммуникативной, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сферы;

-формирование целенаправленного приемлемого поведения ребенка

Консультативная работа включает:

-выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (РАС), единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса;

-консультирование педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (РАС);

-консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (РАС);

Информационно-просветительская работа предусматривает:

-различные формы просветительской деятельности (беседы, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (РАС).

Содержание психологической коррекции

Основные задачи психологической коррекции ребенка с РАС:

1.   Преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком.

2.  Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.

3.  Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми.

4.  Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения.

5.  Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.)

6.  Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Результаты психологического обследования: у воспитанницы наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере и аутистические нарушения. А именно отмечаются нарушения социального взаимодействия и способности к общению. Характерно явное стремление к одиночеству, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, манерность, угловатость движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы.  Грубые нарушения познавательной деятельности. Наблюдается практически отсутствие речи, произносит нечленораздельные звуки и крайне редко слова. Речь понимает, знает свое имя, реагирует на замечания. Навыки самообслуживания имеет: самостоятельно ест, ходит в туалет, одевается, сидит за стоом. Держит ручку, карандашь, любит рисовать (рзличного характера полоски и т.д.) Склонна  к однообразному двигательному возбуждению со стереотипными движениями (взмахи и зажимания рук) и с периодическими проявлениями агрессии и аутоагрессии (могут внезапно ударить, укусить, схватить окружающих, поцарапать, нанести удары). Характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате).

      Нуждается в постоянном контроле и  сопровождении взрослых в любом виде деятельности.

Задачи:

  • воспитание интереса к окружающему миру, потребности в общении, расширение круга увлечений;
  •  развитие и обогащение эмоционального опыта ребенка;
  •  формирование коммуникативных умений;
  •  сенсорное развитие;
  • повышение двигательной активности ребенка;
  • формирование социально-бытовых умений и навыков самообслуживания;
  • стимуляция звуковой и речевой активности;
  • развитие и коррекция детско-родительских отношений.

        Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия. Продолжительность каждого занятия  от 20 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка.

   

    Принципы реализации программы:

  • Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Единство требований в дошкольном учреждении и в семье.
  • Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.
  • Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.
  • Коррекционная направленность образовательного процесса.

Планирование работы  

Этапы

Упражнения

Количество часов

1

Проведение обследования Изучение анамнестических данных, медицинской документации.

2

Установление эмоционального контакта с ребенком:

3

Пробуждение положительного эмоционального отклика на взрослого, на игрушки, на звуки; определение приятных и неприятных объектов для ребенка.

4

Формирование понимания ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др.

5

Развитие положительных откликов на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворения от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого.

6

Формирование у ребенка представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).

Побуждение ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.

Формировать у ребенка представление о собственном теле

Фиксирование взора на предметно-манипулятивной деятельности педагога.

Наблюдение за движущимися заводными игрушками при постепенном увеличении.времени наблюдения, начиная от 10—15 сек. до 2—3 мин. Ожидать появления их из-за экрана, загораживающего от предмета в определенном месте.

Прослеживание движения солнечного зайчика, луча карманного фонаря.

Прослеживание движения показываемого педагогом предмета за экраном. Ожидать появления его в двух определенных местах.

Выполнение простых подражательных движений за педагогом по инструкции “сделай вместе”: движения рук, кистей (“Птички”, “Кулачки-ладошки”, “Молоток” и пр.).  

Выполнение подражательных действии со сменой вида движения (“Стучим — прячем”: смена легкого постукивания ребрами ладоней по столу и быстрого убирания рук за спину вслед за движением педагога). 


Воспроизведение по подражанию действии с предметом (“Упражнение с флажком”). 

Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами: 
катание шариков в определенном направлении;

Бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком;

Перекладывание предметов из одной коробки в другую; 

Складывание предметов в коробку аккуратно, так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; 

Открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек;

Заполнение отверстий втулками, грибками; 

Закручивание руками (без инструментов) крупных пластмассовых или деревянных гаек на толстом стержне с резьбой; 

Нанизывание предметов с отверстиями на стержень; 

Нанизывание шаров на шнур (“бусы”). 

Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:

Доставание предмета, находящегося в труднодоступном месте, при помощи палки или другого предмета;

сталкивание палкой предмета со стола

использование стула пли скамейки для доставания предмета, находящегося высоко; пользование этими навыками в новой ситуации.

Действия с предметами разного цвета, формы, величины. 
Выбор по образцу и инструкции “Дай такой” предметов одного цвета из 6-10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие н т. д.).

Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, раздача детям по имеющемуся образцу).

Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный; белый) из 3-4  предметов всех указанных цветов (без названия цветов).

Знакомство с цветом: красный

Дифференциация красного цвета среди других цветов.

Знакомство с синим цветом.

Дифференциация синего цвета среди других цветов.

Знакомство с желтым цветом.

Дифференциация желтого  цвета среди других цветов.

Дифференциация три цвета: красный, синий, желтый - уметь выбрать по названию, давать предметы названного цвета.

Выбор по образцу и инструкции “Дай такой” одной формы из 6—10 предметов двух контрастных объемных форм без их названия: шар-параллелепипед (“брусок”, “кирпичик”); куб — конус (“башенка”).

Группировка по форме предметов двух контрастных форм (Раскладывание, подбор, раздача по образцу).

Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма (“крыша”), конус (“башенка”), параллелепипед (“брусок”, кирпичик”) из 8-12 предметов всех указанных форм (без названия форм).

Выбор предметов одной формы из 6—10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг — квадрат, круг— треугольник по образцу и инструкции “Дай такой”.

Раскладывание этих плоскостных форм.

Самостоятельно называть, правильно соотнося с соответствующими формами: шарик, кубик, круг, квадрат.

Выбор одинаковых по величине предметом из 6-10 предметов двух контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие) по образцу и инструкции “Дай такой”.

Группировка различных парных предметов по величине (раскладывание в большую коробку — больших предметов, и маленькую — маленьких; нанизывание колец одного размера на стержень при выборе их из двух размеров резко контрастных — больших и маленьких, затем нанизывание на другой стержень оставшихся колец другого размера).

Использование приема наложения предметов для их сравнения по величине.

Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине (подходящие крышки к коробкам, баночкам, игрушки — к таре, мячи или шары — к отверстиям разного диаметра).

Понимать, находить и показывать предметы большие и маленькие, показывать, какой предмет больше, а какой меньше.

Самостоятельно показывать  величины: большой, маленький.

Собирание вкладных кубов. (З куба разных по величине).

Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора).

Складывание трехместной матрешки, осмысленное соотнесение  ее частей (не переворачивая вниз головой и т. д.),

Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, подбирая их строго по убывающей величине (пирамида из 3 и 5 колец); заканчивать работу, не бросать ее не доделав, не терять принципа подбора “но величине”; окончив, контролировать правильность сделанного, замечать и исправлять ошибки.

Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу.

Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х разрезанных по вертикали или горизонтали. 

Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета (не больше 2-3) простейших комбинаций при зрительном диктанте, учитывая не только форму, но и цвет, величину фигур.

Постройки из детских наборов строительного материала. “Стройка Агапова” (по показу и одновременной словесной струкции сопряженно с учителем): 
-башня из 4-х кубов одинакового размера; 
-дорожка из брусков одинакового размера; 

-башня из трех кубов разного размера (по убывающей величине);

-башня из 5- ти кубов разного размера (по убывающей величине);

Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета.

Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов.

Выкладывание “чередующегося ряда” через один элемент: синий- красный - синий и т. д.

Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики:

“Курочка и цыплята” (одни белый элемент мозаики и два желтых, расположены в ряд);

“Башня и флаг” (три белых вертикально в ряд и один красный наверху);

“Елочка и грибок” (три зеленых элемента, расположенные треугольником и рядом внизу один красный элемент);

7

Обследование по результатам реализации индивидуального программного материала.

Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям. В процессе оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с аутистическими нарушениями важным направлением работы педагогов является организация взаимодействия с родителями. Работа с родителями включает следующие виды деятельности: изучение опыта семейного воспитания, имеющихся проблем и достижений; формирование педагогической культуры, обучение родителей умениям взаимодействовать с ребенком, понимать его сигналы и потребности; оказание консультативной помощи в организации занятий с ребенком дома; распространение и обмен опытом. Особое внимание уделяется включению ребенка в семейный социум, поскольку для успешности коррекционной помощи важно, чтобы с ребенком помимо педагогов занимались все члены семьи.

Для родителей

Виды сенсорных игр: 
1. Игры с красками: «Цветная вода», «Смешиваем краски», «Кукольный обед», «Разноцветные льдинки» 
2. Игры с водой: «Переливание воды», «Открывай! – закрывай!», «Бассейн», «Озеро», «Море», «Купание куклы», «Игры с мыльными пузырями», «Тает льдинка». 
3. Игры с крупами: «Прячем ручки», «Пересыпаем крупу», «Покормим птичек», «Вкусная кашка» 
4. Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной) 
5. Игры со звуками: «Послушаем звуки», «Постучим, погремим!», «Найди такую же коробочку», «Свистульки», «Звуки природы» 
6. Игры с ритмами: «Потопаем ножками», «Похлопаем ладошками». «Попрыгаем как зайчики» и т.п. 
7. Игры с движениями и тактильными ощущениями: «Тормошение, возня», «Догоню-поймаю», «Змейка», «Самолетики». 

Система контрольно-измерительных материалов АОП

При реализации АОП проводится оценка индивидуального развития ребенка в рамках педагогического наблюдения – оценка индивидуального развития ребенка дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования. Психологическая диагностика – выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей ребенка (проводится с разрешения родителей (законных представителей). Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности ДОУ на основе достижения планируемых результатов АОП ребенком с расстройством аутичного спектра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа коррекционного образования по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы ко...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для ребенка-инвалида, воспитанника второй младшей группы.

Программа предназначена для работы с ребенком, имеющим особенности в физическом развитии, во второй младшей группе....

Рабочая программа адаптированной образовательной программы дошкольного образования на ребенка-инвалида с расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития в подготовительной к школе группе обще

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет со сложным дефектом (ЗПРР и РАС) на 2019 – 2020 учебный год (далее - Программа) определяет содержание ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для этой категории дете...