Консультация для родителей "Как научить ребенка слушать музыку?"
консультация
Консультация "Как научить ребенка слушать музыку?" составлена для родителей дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_slushat_muzyku.doc | 40 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 комбинированного вида» КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Как научить ребёнка слушать и понимать музыку» Подготовила: муз. рук-ль Булатова Л.М. Саранск |
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Ещё в раннем возрасте дети откликаются на веселую плясовую музыку, с большой заинтересованностью прислушиваются к звукам песни, начинают узнавать различные пьесы, петь несложные песни. Родители должны помочь музыкальному развитию детей. В детском саду ребенок получает музыкальное воспитание. Но и в условиях семьи дети должны получать музыкальное воспитание. Прежде всего, надо, чтобы ребенок слушал музыку, полюбил ее. Во многих семьях есть магнитофоны, музыкальные центры. Иногда взрослые в семье поют, играют на музыкальных инструментах. Подумав о том, какие музыкальные произведения доступны и интересны детям, взрослые смогут привлечь их внимание к своему пению, игре, предложить сначала послушать, а потом спеть вместе, поплясать под веселую плясовую мелодию («Ладушки», «Петушок»).
Важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке, а не обучать попеременно отдельным навыкам. Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пения, музыкально- ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально- образовательной деятельности. Восприятие (слушание) музыки является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях.
Главная задача музыкального воспитания детей - это развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Для того, чтобы воплотить в жизнь эту важнейшую задачу, в педагогике существуют различные методы: наглядный, словесный, практический. В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно - слуховой (исполнение музыки) и наглядно - зрительный (показ иллюстраций, картинок). Наглядно - слуховой - важнейший метод музыкального воспитания. Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение: «живое» исполнение более действенно, чем запись, но оно должно быть грамотным. Сама музыка должна вызывать в детях эмоциональный отклик, сопереживание. Необходимо увлечь детей игрой, заразить теми чувствами, которые выразил композитор, преподнести произведение так, чтобы оно было понятно ребенку, дошло до его сердца, было бы осмысленно, прочувствованно им.
Значение словесного метода в музыкальном воспитании также очень велико. Речь идет не о пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы взрослый может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы. От установки, которая дается взрослым перед слушанием музыки, во многом зависит ее восприятие детьми. Перед слушанием необходимо сообщить название пьесы. Беседа может включить в себя: сведения о музыке как виде искусства, о композиторе , о жанре произведения. Но хочется особо подчеркнуть необходимость осознания детьми тех настроений, чувств, которые выражены в музыкальном произведении.
Слушание музыки советую проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: «Какие чувства передает музыка?», « О чем рассказывает музыка?», « Как рассказывает музыка?» (т.е. идти от настроений, чувств выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов и далее, средств выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ.) Беседу следует начинать с определения характера произведения в целом и его частей. Известный психолог Б.М.Теплов в своей книге «Психология музыкальных способностей» пишет, что содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения. Поэтому очень важно начинать беседу с главного- определения эмоционально-образного содержания музыки. Дети достаточно легко различают отдельные выразительные средства музыки - определяют темп (музыка быстрая, медленная), динамику (тихая, громкая), регистр (высокий, низкий, средний). Но этого недостаточно. Детям необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь, которая рассказывает не только словами, а звуками. Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации. Важно, чтобы дети поняли, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия звучит неторопливо, в среднем и верхнем регистре, не громко, плавно; радостный, веселый характер музыки создается яркой звучностью, быстрым темпом, отрывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания. Дети без труда определяют моменты изобразительности («здесь как будто падают капельки дождя, журчит ручей»), выделяют отдельные средства выразительности (темп, динамику, регистр). Но их высказывания о характере произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нем, не отличаются разнообразием. Музыка может выражать не только самые различные эмоциональные состояния человека, но и их тончайшие нюансы. Так, веселая музыка может быть и торжественной, праздничной, шутливой, беззаботной, нежной, танцевальной, а грустная - нежно-задумчивой, мечтательной, скорбной, трагичной. Именно образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально-эстетический отклик, представления о художественных образах, близких музыке.
Для развития музыкального восприятия советую родителям использовать следующие приемы: применение записи, чтение стихов, показ иллюстраций, игрушек, репродукций, картин; предлагать детям выполнить рисунок, передающий характер музыки; передача характера музыки в движении, инсценировка песен. Но все методические приемы будут эффективны лишь в том случае, если музыкальное произведение вызывает у детей сопереживание, эмоциональный отклик, затрагивает их сердца, побуждает к высказываниям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Научите ребенка слушать музыку"
Часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если тот не проявляет к ней особого интереса. Мнение это ошибочно. Не случайно Д.Д.Шостакович говорил, что любителями не рождаются, а с...
Консультация для родителей "Научите ребенка слушать музыку"
Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку. Первый опыт такой д...
Консультация для родителей "Научите ребенка слушать музыку"
Консультация для родителей "Научите ребенка слушать музыку"...
Как научить ребенка слушаться и слушать других?
Консультация для родителей....
Консультация для родителей «Научите ребенка слушать музыку».
Научите ребенка слушат музыку....
Консультация для родителей на тему: "Как научить ребенка слушать и слышать ребенка".
Позновательная и очень интересная тема для родителей...