Использование хороводных игр для формирования речевой активности в эмоциональной сфере
статья

Булышева Екатерина Владимировна

В данной статье представлен содоклад на тему: "Использование хороводных игр для формирования речевой активности в эмоциональной сфере".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no_48.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Содоклад

Тема: «Использование хороводных игр для формирования речевой активности и эмоциональной сферы»

«Красоту, чистоту мы у старших берём.

Хороводы из прошлого тащим,

Потому, что добро остаётся добром

В прошлом, будущем, и настоящем»

В.Высоцкий.

«Можно было-бы сказать, что во всех своих упражнениях ребёнок играет, но посредством игр он приобретает способности и силы, которые требуются ему для формирования и развития.»

М. М. Монтессори.

          Хоровод - народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской.  Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов и игр славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило.

Хороводные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д.Ушинский, Е.М.Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт. Ушинский  подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность  Хороводных игр. По его мнению, каждая хороводная игра содержит в себе доступные формы обучения, она побуждает детей к игровым действиям, общению со взрослыми.

              Народная игра – самый «лёгкий» вид деятельности. Дети получают удовольствие от процесса игры, вступают в игру без опасений и боязни. Народная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые не трудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я». Народные хороводы повествуют о природе, о фольклорных персонажах, о повседневной жизни детей. Это доступно для детского восприятия, а значит, может вызвать у ребёнка интерес и желание принять участие в совместной игровой деятельности.            Прежде чем начать разучивать с детьми новую игру-хоровод, педагог сам должен хорошо её освоить: разобраться в воспитательном значении, в содержании игры, выучить песенный материал, проверить на себе движения. На подготовительном этапе работы с детьми над игрой-хороводом воспитатель должен заинтересовать детей образами. Затем разучивают хороводную песню. Далее можно приступать к знакомству детей с движениями и перестроениями игры-хоровода, стремясь к тому, чтобы дети представляли её себе в целом. На протяжении работы над игрой-хороводом не забывать поддерживать в детях радость и эмоциональный подъём от совместного творческого процесса.

            Для того, чтобы организовать детей  в хороводную игру, можно придумать  сюрпризный момент. Это вызовет у детей интерес и желание поиграть в хороводную игру.

           Народное искусство соединяет в себе слово, музыку, движение. В соединении этих трёх компонентов, образуется гармоничный синтез, достигающий большого эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме приобщения детей к народному творчеству

             Музыкально ритмические-движения в хороводных играх оказывают огромное влияние на развитие воли характера и интеллекта человека, развивают в детях умение быстро выполнять предъявленные к ним требования и ,в случае надобности, умение затормозить свои движения, то есть развивается активное торможение. Музыка – это раздражитель, который обуславливает реакции, как в одну сторону возбуждения так и в сторону торможения. В хороводных играх часто наблюдается, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбуждённые дисциплинированными. В процессе музыкально – ритмических движений, используемых в хороводных играх у ребёнка, развивается музыкальный слух, память, внимание, восприятие, мышление, воспитываются морально – волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремлённость, появляются такие качества движения как мягкость, пружинность, энергичность, пластичность. Большую радость и восторг дети испытывают от своих удачных выступлений, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от выполненной работы. В процессе хороводных игр ребёнок получает возможность почувствовать себя артистом. Водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку, это еще и петь, и танцевать, и исполнять интересные роли.

            Движения в хороводных играх бывают простыми и сложными. В хороводе, участники, взявшись за руки, плавно могут идти под музыку сначала в одну сторону, затем в другую. Круг может разомкнутся и внутри него может образоваться второй, круг, поменьше. И кружатся они в разные стороны.Из двух кругов может образоваться колонна расходящихся пар, затем, она может превратится в две цепочки, которые могут то сплетаться, то расплетаться. Также участники могут перестроится в ряды, наступающие один на другой. Привычного круга уже не будет – но это тоже хоровод.

           Хороводы бывают медленные, плавно скользящие, будто переливающиеся, и скорые, плясовые, когда словно вихрь подхватит участников и закружит в радостном движении. Скорые хороводы требуют быстроты и ловкости: нужно и ритм сохранить, и танцевальные движения выполнить – то внезапно повернутся, то проскочить в «воротики».

            Хороводные игры могут быть как с предметами, так и без предметов. Предметы должны быть яркими,эстетичными и безопасными для детей.

 Хороводные игры сопровождаются песнями,поэтому, они не только развивают слуховое восприятие, но и пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Путём проговаривания вместе с педагогом словесного сопровождения  у детей появляется желание говорить, подталкивает их к речевым контактам.          

 Осваивая речь, ребенок овладевает мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением. Малыш учится с помощью слова выражать свои желания и стремления, а также понимать других, договариваться. На первых этапах развития, речь малышей тесно связана с их практическими предметными действиями. Ребенок может говорить только о том, что видит и делает в данный момент. Поэтому связь слов с конкретными действиями очень важный принцип формирования активной речи у детей. Малыши очень любят играть. И именно игровая деятельность является ведущей в развитии речи детей.

          Игры - потешки и хороводные игры помогают установить эмоциональный контакт взрослого с ребенком, что способствует пониманию и подражанию речи взрослого. В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, интонация речи, отрабатывается четкость произношения. которые отражают знакомые детям события. При организации этих игр целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи.

В хороводных играх развивается выразительность невербальных средств общения: жестов, пантомимики, мимики, интонации. Эффективность общения в большей степени зависит от его эмоционально-выразительной стороны. Невербальные формы поведения: жесты, мимика, интонации – исторически предшествовали появлению речи, они менее контролируемы интеллектом. Освоить их можно только практически, в живом действии. Особенно важен опыт адекватного и выразительного проявления эмоций, приобретенный в детстве. Хороводные игры являются эффективным средством развития выразительности мимики и пантомимики в общении.

        Немаловажное значение хороводных игр состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновение, поглаживание) контакте с взрослыми. Большинство детей по своей природе любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.     Многие хороводные игры построены на тактильных ощущениях, они помогают детям познать силу прикосновений, возможности тактильных контактов в регуляции собственного эмоционального состояния и в налаживании доброжелательных отношений с окружающими.

В течение года я занималась с детьми проведением хороводных игр. Также хороводные игры проводились на музыкальных занятиях, на физкультурных занятиях, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей. У нас в группе дети от 1,5 до 4 лет. В течение  года через нашу группу прошли дети с разными группами развития.

С первой группой – 2 ребенка

Со второй группой – 3 ребенка

С третьей группой – 11 детей

С четвертой группой –  5 детей

С пятой группой – 2 ребенка

Дети разные и по возрасту и по группе развития, но чтобы организовать их деятельность,  общение, игру, мы и проводили хороводные игры. Для детей старшей подгруппы использовала следующие игры: «Золотые ворота», «Ветер и листочки», «Выходила в сад красна девица», так как они подпевали, делали  круг. А для младшей подгруппы брала простые игры, такие как: «Флажок», «Заинька походи», «Каравай», так как дети плохо ходят, им было трудно встать в круг, они не могли повторять движения ( не хлопали в ладоши, не держались за руки), их было трудно организовать.

В течение года я использовала  разнообразные методы и приемы:

  • Показывала картинки, где играют в хороводные игры.
  • Использовала игрушку . (Использовала игрушку как сюрпризный момент или персонаж игры)
  • Показывала видео, где дети играют в хороводные игры
  • Использовала различные атрибуты: маски, веночки, обруч.
  • Отрабатывала качество выполнения движений.
  • Создала картотеку хороводных игр по временам года.

Благодаря этим методам, приемам, работе педагогов в этом направлении, дети стали лучше играть в хороводные игры.

Старшие дети  стали хорошо повторять слова, потешки. Речь стала более четкая. Эти дети делали красивый ровный круг, правильно выполняли движения. У них появились любимые игры. Они даже помогали маленьким детям в игре.

А младшие дети в играх стали более организованные, у них появился интерес к игре. Стали повторять движения в игре, узнавать персонажей в игре, повторять фразы. А  остальные дети использовали в играх интонацию, мимику, пантомимику.

Хороводная игра – это союзник в общении с ребенком, причем в общении плодотворном, развивающем ребенка, готовящем его и к школе и к будущей жизни в целом. 

Список литературы:

  1. Агамова М.С., Морозова И.А., Слепцова И.С. Народные игры для детей. Организация, методика, репертуар. – М.,1995 г.
  1. Гармошечка-говорушечка: Музыкально-литературный материал для детей младшего возраста. Выпуск номер 6 Москва «Музыка» 1988г.
  2. Забылин М. Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – Рига, 1991г.
  3. Зацепина М.Б., Т.В. Антонова. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей для работы с детьми 5-7 лет. Издательство. Мазаика – Синтез. Москва 2006
  4. Исаенко В.П. Праздники в нашем доме. – М., 1992г.
  5. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – Л., 1988г.
  6. М.А.Михайлова Народные праздники игры и развлечения «А у наших у ворот развесёлый хоровод» Ярославль. Академия развития холдинг 2002г.
  7. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Конспекты занятий и сценарии праздников./ Под редакцией. А. В. Орловой Владимир 1995г.
  8. В.М.Петров, Г.Н.Гришина, Л.Д.Короткова. Летние праздники, игры и забавы для детей. Творческий центр. Москва 2006г.
  9. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – 3 –е изд, перераб. –М.: просвещение, 1986. -304 с., ил.
  10. Музыкальные занятия/ авт.-сост. О.н.Арсеневская. – Волгоград:учитель, 2012. – 251 с.
  11.  М.М. Конторович, Л.И. Михайлова. Подвижные игры в детском саду.1987 -151 с.
  12. Музыкальные игры и пляски в детском саду.\ М. -1963 г. – 398 с.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья по теме: "Использование наглядного моделирования для формирования речевой и познавательной активности". Данная работа будет интересна учителям-логопедам, воспитателям, учителям начальных классо...

Особенности речевого развития и эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня

В статье описаны особенности речевого развития и эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня, а также влияние семьи на развитие таких детей....

Использование методов арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников

Консультация для педагогов-психологов ДОУ по развитию и коррекции эмоциональной сферы дошкольников....

Использование метода сторителлинга в формировании речевой активности младших дошкольников

Модернизация современного общества учит нас искать новые способы, приемы и технологии при организации образовательного процесса с детьми. Через развитие речи закладывается воспитание полноценной лично...