Проект "Я хочу в школу!"
проект (подготовительная группа)

Проект формирует у детей старшего дошкольного возраста мотивационную готовность к обучению в школе через использование педагогических технологий;

и создает  условия для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта « Я хочу в школу!»

Сроки реализации: среднесрочный

Вид проекта: познавательно – творческий

Возраст детей: подготовительная к школе группа

Участники проекта:  дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Проблема: 

  • Несформированность мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
  • Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.

Цель: 

  • формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе через использование педагогических технологий;
  • создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.

Задачи:

  1. Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться).
  2. Формировать учебно-познавательные мотивы.
  3. Продолжать формировать коммуникативные навыки в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.
  4. Способствовать снятию чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой.
  5. Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки детей.
  6. Создание предметно-развивающей среды для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры); знакомство детей со школой и профессией учителя.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети:

  • наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;
  •  сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности;

Родители:

• уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка;

• смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами.

Педагоги:

• получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях;

• реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта;

• получат возможность оперативного получения «обратной» связи.

 

Реализация проекта предусматривает соблюдение следующих педагогических принципов:

-целенаправленности процесса воспитания положительного отношения к школе;

-научно-обоснованного сочетания разных видов деятельности (игры, труда, занятий);

-единства содержания форм и методов работы;

-личностно ориентированного подхода в процессе воспитания положительного отношения к школе;

-сотрудничества детей, педагогов и родителей;

-доступности;

-системности и последовательности.

Актуальность проблемы. Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Дошкольник в это время открывает для себя совершенно новый мир. Каким будет этот мир и как должен вести себя сам ребенок, остается для него загадкой, неким непреодолимым страхом. У ребенка в этот момент должны появляться такие новые качества, как, например,  ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он также начинает и свою общественно-трудовую жизнь. Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. Поступление в школу – качественно новый этап в его развитии, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Период адаптации в школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребёнка пересмотра, а иногда и серьёзной корректировки созданной им картины мира. Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. В период подготовки к школе важно не допустить большую ошибку, связанную с тем, что ребенок воспринимает школьную жизнь как очередную игру (а школьные принадлежности – атрибуты к ней), которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Важно настроить ребёнка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет всё, если постарается. В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольный период. В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребёнка к школе. По мнению учёных, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, отношении детей к школе, учителю, школьным обязанностям и положению ученика, в способности сознательно управлять своим поведением. И высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ. В литературе по данной проблеме и ФГОС ДО  подчёркивается  необходимость воспитания положительного отношения к школе как условия успешного обучения в дальнейшем. При этом практика сегодня нацелена преимущественно на интеллектуальную подготовку детей к школе, мало внимания уделяется формированию внутренней позиции школьника. Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями. Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, мы решили остановиться именно на этой методике. Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

План реализации проекта:

Подготовительный этап:

  • Познакомить родителей с задачами проекта, обозначить их роль в реализации проекта, привлечь к участию в жизни группы (сбор информации)
  • Создание методической базы, разработанной в соответствии с примерной основной образовательной программой детского сада
  • Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать
  • Формулировка целей и задач проекта
  • Подбор и изучение методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно – образовательного процесса
  • Планирование деятельности педагога и детей
  • Помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику; оформление уголка школьника.
  • Сотрудничество со школьной библиотекой и учителями начальных классов.

Основной этап. Реализация проекта: (таблица)

План образовательной деятельности по подготовке детей к школе

Мероприятие

Задачи

Экскурсия в школу.

Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни.

Беседа «Профессия-учитель».

(приложение 1)

Расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Рассматривание картин, иллюстраций, открыток  на школьную тематику, составление рассказов.

Расширять представления детей о школе. 

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми,  желание принять позицию школьника – ученика, уметь подчинять свои желания коллективным.

Создание фотоальбома

 «Кто у нас в семье был первоклассником»

 (составление рассказов)

Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности, вызвать у детей положительные эмоции, развитие монологической речи.

Просмотр мультфильмов

на школьную тематику

  1. («Остров ошибок», «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»)

Обогащать детей сведениями об обучении в школе, получении знаний, дружбе и взаимопомощи. Воспитывать интерес к школе, желание идти учиться.

Дидактическая игра

«Собери портфель», «Что лишнее?»,  «Одень ученика в школу», «Что сначала, что потом?»

(приложение 4)

Закрепление знаний о школьных принадлежностях и их назначении, классификации предметов,  распорядке дня школьника, о его внешнем виде. Развитие внимания, речи.

Интеллектуальная игра «Почемучки».

Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы. Учит самостоятельно находить решение поставленной задачи.

Выставка иллюстрированных книг на тему «Школа», заучивание стихотворений, чтение рассказов.

(приложение 2)

Развивать выразительность речи. Побуждать дошкольников к самостоятельности.

Н. Некрасов «Школьник»;

И. Лысцов «Как тетрадка родилась»; М. А. Панфилова «Школа»; Л. Барбас «Кому нужна пятёрка»; А. Барто «Первоклассница».

Беседа « Чем детский сад отличается от школы?»,  НОД «Беседа  о школе?»

(приложение 3)

Формировать знания дошкольников о школе  и  ее назначении.

Экскурсия в школьную библиотеку.

Воспитывать интерес к книгам, бережное отношение к ним. Учить выбирать книги по интересам.

Вечер загадок «Скоро в школу».

(приложение 5)

Воспитание интереса к школьной жизни. Развитие внимания, мышления.

Беседа об уроках, переменах и 
школьном звонке.

Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению.

Игра-соревнование между детьми подготовительных групп

«Как мы готовы к школе».

(приложение 10)

Развивать внимание, память, мышление. 
Воспитывать умение детей осознанно подчиняться установленным правилам.

Составление заповедей ученика

(приложение 6)

Учить детей отражать  свои впечатления в речи, кратко формулировать мысли

Составление макета

 «Что должно быть в классе»

(приложение 7)

Расширить и закрепить представления детей о классе, его наполняемости различными предметами интерьера

  1. Часы общения по детским рисункам «Кем я хочу стать, или все работы хороши», «Крепкое тело – крепкий дух!», «С чего начинается дружба», «Мой портфель»

Учить детей отражать  свои впечатления в речи и рисовании. 

Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую мускулатуру руки

Рекомендовано на занятиях по подготовке к школе воспитателю выполнять следующие задачи:

  • Формировать у дошкольников представления о школьных занятиях как о важной деятельности для приобретения необходимых знаний, умений и навыков. В соответствии с этим представлением у детей вырабатывается познавательная активность на занятиях;
  • Выработка ответственности, настойчивости, самостоятельности и старательности. Это способствует стремлению ребенка овладевать знаниями, умениями и навыками, прилагая для этого достаточные усилия;
  • Овладение навыками коллективной деятельности, позитивного отношения к сверстникам, формирование способности активно воздействовать на своих сверстников как на участников общей деятельности. То есть способности оказания посильной помощи, вынесения справедливых оценок результатов работы сверстников, выработка тактичности в оценке допущенных ошибок;
  • Приобретение дошкольниками навыков организованного поведения и учебной деятельности в условиях коллектива. Эти навыки способствуют формированию у дошкольников самостоятельности в выборе вида деятельности, игры или занятий.

Работа с родителями

  • Анкетирование родителей на тему «Мой ребенок – будущий первоклассник»(приложение 8). По результату – планирование консультаций, папок – передвижек и собрания.
  • Стендовая информация для родителей «Заповеди первоклассника», «Готовим будущего первоклассника», «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников»
  • Консультация педагога-психолога (родительское собрание) «Психологическая готовность к школьному обучению» (приложение 9).
  • Родителям принести атрибуты к созданию уголка «Школа» (обшить куклы, сделать макет парты и т.д.)
  • День открытых дверей в школе.

Заключительный этап. 

  • Презентация проекта - оформление лепбука «Школа»
  • Создание фотоальбома «Кто у нас в семье был первоклассником»
  • Презентация творческих рисунков детей «Что тебе понравилось в школе».
  • Оформление папки с консультациями для родителей..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Хочу в школу"

"Хочу в школу"...

Проект "Хочу в школу"

В последнее время проблема готовности ребенка к обучению в школе стала одной из самых обсуждаемых на разном уровне – среди ученых, работников органов управления образованием, учителей, воспитателей, ш...

Проект "Хочу в школу"

проект позволяет ребёнку познакомиться со школой и обучению в ней.Развить мотивацию к учебе в школе!...

Информационно – практико - ориентированный проект «Хочу в школу» для детей 6-7 лет

Формирование положительной мотивации к организованной учебной деятельности....

Проект "Хочу в школу"

Проект "Хочу в школу"...