Программа Арт-дизайн
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Куракина Любовь Васильевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_art-dizayn.docx103.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «СКАЗКА»

г. Данилова Ярославской области

  УТВЕРЖДЕНО:

  Заведующий МБДОУ

  детский сад №1 «Сказка»

  г. Данилова Ярославской области

   _________  И.А. Кукина

приказ от

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом МДОУ

детский сад №1 «СКАЗКА»

протокол от

 

        Срок реализации программы: 1 года

Составила воспитатель: Куракина Л.В.

г. Данилов

2019 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………... 3  
  2. Примерный объём дополнительной образовательной

части программы ……………………………………………….… ……....8

  1. Содержание программы ………………………………………………..… 9
  2. Календарно-тематический план, дети 5-7лет………………………....…15
  3. Учебно-методическое обеспечение программы………………………... 17
  4. Диагностика……………………………………………………………....  18          
  5. Список используемой литературы………………………………….…... 22

Пояснительная записка

          Содержание данной программы дополнительного образования художественного развития творческих способностей у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

Программа разработана в соответствии с:

Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Программа учитывает методические рекомендации в работе с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на художественное  развитие.

Изменения и дополнения в программу внесены с учётом духовно-нравственных приоритетов воспитания.  

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.

Актуальность определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

           Дизайн – это творческая задумка создателя. Новый, необычный подход к предметам и вещам. Проще говоря, дизайн – это все то, что нас окружает, весь окружающий мир со всеми новшествами и постоянным прогрессом. Искусство дизайна активно входит в нашу жизнь. Если «дизайн для детей» - одно из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то «детский дизайн»; связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды. Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами. С доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др. Дети моделируют украшения, составляют картины из различных материалов и сувениры, мастерят макеты и декорации.

Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту.

Новизна и отличительные особенности программы.

          Новизна программы состоит в том, что она позволяет сформировать знания, умения, навыки, прикладного творчества и рукоделия в индивидуальном темпе для каждого ребёнка и одновременно с этим даёт возможность творческого проявления личности в изготовлении неповторимых детских работ, используя изделия в жизни самого ребенка, детского сада и семьи.

Цель программы: развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности посредством обучения детей элементам дизайна.

          Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.  Обучение детей элементам дизайн-деятельности.

2.  Развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

3.  Развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

4.  Формирование навыков детей в работе с разнообразными материалами;

5.  Повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников, через дизайн – деятельность.

Обучение дизайну осуществляется поэтапно.

Организационная диаграмма

Сроки реализации программы.          

          Программа рассчитана на детей 5-7 лет, продолжительность обучающей программы 1 год. Занятия проходят два раза в неделю, в год-72 часа.

Продолжительность занятий: 25-30 минут

Форма проведения занятий: групповая.

Занятия проходят во второй половине дня.

Участники: старшей и подготовительной группы 

Кол-во детей: 12-15 человек.

Реализация дополнительной образовательной программы «Арт - дизайн» предполагает следующие ожидаемые результаты:

  • у детей сформируются первоначальные представления о дизайне;
  • разовьются умения, дающие возможность преобразовывать предметы окружающего мира по законам красоты;
  • дети знакомятся с визуальным языком дизайна;
  • у них разовьются чувство ритма, симметрии, цвета;
  • сформируется творческое мышление;
  • разовьется способность к созданию задуманного, к созданию выразительного художественного образа под средством конструирования, лепки, изодеятельности и дизайна;
  • усовершенствуются практические навыки детей;
  • у детей разовьется умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях.

Методы обучения и их формы

          Занятия проводятся в разнообразных формах, с использованием различных методов.

- Используется словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра.

- Практическая работа является основной формой проведения занятия.

- Используется наглядный метод – демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов изделий и т.п.

          Основной формой образовательного процесса, которое включает в себя часы теории и практики. Возможны другие формы проведения занятий, например, посещение экскурсий, оформление выставок, участие в конкурсах и др.

          При реализации программы используются проведения занятий: беседа с показом образцов изделий, практическая работа по образцу, выставка, конкурс, мастер-класс, защита творческих работ.

          Теоретическая часть даётся в форме иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет

Делать разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

При реализации программы используются деятельности учащихся на занятии:

•фронтальная (беседа, показ, объяснение и т.п.);

•коллективная (подготовка и оформление выставок);

•групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в

подготовке дискуссии и т.д.);

•индивидуальная (используется при подготовке и выполнении

творческих работ, работе с одаренными детьми).

Виды детского арт-дизайна

           

Работа с родителями

          Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с дизайном. При этом используются: выступления на родительских собраниях, консультации, анкетирование, привлечение родителей к изготовлению и приобретению материалов для детского творчества, посещение родителями дней «открытых дверей», посещение родителями выставок детских работ.

ПРИМЕРНЫЙ ОБЪЕМ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ЧАСТИ ПРОГРАММЫ

Содержание блока, раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Аппликационно-графический дизайн (плоскостной)

24

1

23

2.

Предметно-декоративный дизайн (объемный)

24

1

23

3.

Архитектурно-художественный дизайн (пространственный)

24

1

23

Итого:

72

3

69

 СОДЕРЖАНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Арт дизайн»

 Типы детского дизайна:

I.  Аппликационно-графический дизайн (плоскостной)

II. Предметно-декоративный дизайн (объемный)

III. Архитектурно-художественный дизайн (пространственный)

          Программа состоит из цикла занятий, разделенных на три блока: плоскостной (аппликативно-графический), объемный (предметно-декоративный) и пространственный (архитектурно-художественный.

1 блок.

Плоскостной (аппликативно-графический) – 24 часа

          Данный блок предполагает ознакомление детей с доступными видами деятельности, их практическое освоение детьми. Происходит развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера (кукольного, детского, праздничного). Дети выполняют настенные  композиции, оформляют свой быт рукодельными изделиями, сотрудничают в создании общих аранжировок для кукольно-игрового и праздничного дизайна одежды и интерьера.

     Теория (1 час)

  1. Вводное занятие «Кто такой дизайнер и чем он занимается?»

Беседа с детьми о профессии – дизайнер, о том, чем он занимается, какие материалы может использовать в своей работе.

Задачи: познакомить детей с работой дизайнера и особенностями дизайн – деятельности.

Практика (23 часа)

  1. «Осеннее дерево»  (2 часа)

Задачи: познакомить с нетрадиционной техникой рисования кляксографией; использовать различные изобразительные материалы; развивать воображение, фантазию, эстетический вкус; воспитывать у детей экологическую культуру, эстетическое отношение к объектам природы.

  1. «Букет осенних цветов» в технике торцевание  (2 часа)

Задачи: учить создавать предметы фитодизайна; учить технике «торцевание»;  развивать воображение, чувство композиции; воспитывать эстетический вкус.

  1. «Осенняя фитокомпозиция» (2 часа)

Задачи: знакомить детей с основами фитодизайна; развивать интерес к природному материалу и его поделочным возможностям; воспитывать у детей экологическую культуру, эстетическое отношение к объектам живой и неживой природы.

  1. «Красота природы» в технике фотоэлемент (1 час)

Задачи: развивать наблюдательность и осознание взаимосвязей объектов природы и продукта работы художника-дизайнера, чувство композиции при выборе объектов природного окружения; воспитывать у детей любовь, эстетическое отношение к природному окружению.

  1. Иллюстрирование книги «Животные» (коллективная работа)  (2 часа)

Задачи: мастерить изделия тематического характера, объединять их в композиции, использовать в игре, для оформления; развивать интерес к дизайнерской деятельности; воспитывать бережливое отношение к продуктам дизайна.

  1. «Закладка для книги» (1 час)

 Задачи: учить создавать узор для закладки с учётом формы и размера, знакомить с работой художника – дизайнера; развивать фантазию, воображение, композиционные способности; воспитывать аккуратность.

  1. «Сказочная мозаика» (2 часа)

Задачи: приобщать детей к созданию коллективного панно, закреплять приёмы обрывной аппликации; развивать интерес к коллективному творчеству, эстетический вкус; воспитывать дружеские отношения, любовь к русской культуре и природе.

  1. «Фоторамка» имитация кирпичной кладки (2 часа)

Задачи: учить использовать опыт создания аранжировок; развивать художественное воображение детей, способности дизайн – деятельности; воспитывать аккуратность.

  1.  «Мужская рубашка с галстуком»  (1 час)
  2. «Платье»  (1 час)

Задачи: создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги в стиле оригами учить детей подбирать узор и расцветку платья, рубашки и галстука;  развивать художественную память, воображение, чувство колорита и композиции; воспитывать аккуратность.

  1. Панно «Кошечки» (2 часа)

Задачи: учить преобразовывать подручный материал (крупы) в поделку; развивать воображение, мелкую моторику; воспитывать заботливое отношение к животным.

  1. Фреска - декупаж из яичной скорлупы (2 часа)

Задачи: познакомить с технологией изготовления работы в технике декупаж по яичной скорлупе. учить детей технике декупаж; развивать мелкую моторику, эстетический вкус; воспитывать аккуратность.

  1. Настенное панно «Цветочные фантазии» (3 часа)

Задачи: развивать мелкую моторику детей; цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей; обсуждение с детьми возможных вариантов выстраивания композиции при оформлении. Индивидуальное декорирование.»

Выставка детских работ «Радужное многоцветие»

Задачи: учить детей создавать и дооформлять тематические выставки; приобщать детей к практическому обустройству в групповой комнате; развивать интерес к дизайнерской деятельности; воспитывать гордость за причастность обустройства окружающего пространства, развивать интерес к коллективной деятельности; воспитывать дружелюбие.

2 блок.

Объемный (предметно-декоративный) – 24 часа

          Работа по этому направлению предполагает ознакомление детей с технологией изготовления объемных изделий из бросового материала. Здесь открывается широкий простор для креативной деятельности детей. На занятиях предлагается получить объемность предмета при создании и украшении игрушек, сувениров-подарков, деталей одежды, предметов и декора.

Теория – 1 час

  1. Беседа с детьми «Лучший подарок своими руками»

Задачи:  учить детей придумывать, видеть новое в привычном экспериментировать, быть целеустремленными, создавать в своей жизни красоту и добро.

Практика – 23 часа

  1. «Снегири» в технике папье-маше и бумагапластика (1 час)

Задачи: учить использовать бросовый материал в изготовлении поделок; развивать чувство композиционного построения; воспитывать эмоциональный отклик на красоту, сделанную своими руками.

  1. Картина в технике бумагапластики (2 часа)

Задачи: учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета; развивать творческую самостоятельность, объемно-пространственное мышление. Обсуждение с детьми возможных вариантов выстраивания композиции при оформлении, индивидуальное декорирование.

  1. Игрушки из рулончиков (1 час)

Задачи: учить детей создавать объёмные образы из бумаги, расписывая и украшая  их; развивать творческий интерес, фантазию; воспитывать чувства гордости за мастерство русского народа.

  1. Поделки на основе «фонариков» (1 час)

Задачи: учить детей создавать объёмные образы из бумаги, мастерить изделия тематического характера, объединять их в композиции, использовать в игре, развивать интерес к дизайнерской деятельности; воспитывать бережливое отношение к продуктам дизайна.

  1. «Елочка со свечами» (2 часа)

Задачи: учить создавать модели игрушек – украшений на ёлку, украшать ёлку своими руками; развивать творческие способности; воспитывать эмоциональный отклик на красоту, созданную своими руками.

  1. «Чайный сервиз» в технике декупаж (2 часа)

 Задачи: учить сервировать стол, украшать его, развивать художественный вкус, фантазию; воспитывать у детей эстетическое отношение к быту.

  1. «Веточка сакуры» в технике квиллинг (2 часа)

Задачи: знакомить детей с техникой квиллинг; развивать чувства декоративности и соавторства при создании панно; воспитывать аккуратность.

  1. «Органайзер  для карандашей» (2 часа)

Задачи: развивать творческое мышление, учить подготавливать основу для            декорирования. Детям рассказываются способы оформления подставки для карандашей (обматывание нитками, оформление), затем дети украшают подставку на свой вкус.

  1. Шляпки и клатч из одноразовых тарелок (2 часа)

Задачи: мастерить изделия тематического характера, объединять их в композиции, использовать в игре, для оформления; развивать интерес к дизайнерской деятельности; воспитывать бережливое отношение к продуктам дизайна.

  1. Открытка для папы с объемными звездами в технике киригами (2 часа)

Задачи: развивать фантазию, воображение и чувство декоративности; изготовление сувениров  с использованием  различных материалов для декорирования.

  1. «Валентинка» в технике киригами (2 часа)

Задачи: создать открытки в технике киригами. закреплять с детьми способы вырезания; развивать художественный вкус, мелкую моторику; воспитывать аккуратность.

  1. Кашпо для цветов  (2 часа)

Задачи: развивать творческие способности, вербальное воображение, оригинальность мышления. Беседа с детьми о том, какой цветок они хотели бы посадить в оформленный своими руками горшок. Оформление цветочного горшочка по замыслу ребенка.

  1. «Букет тюльпанов» (2 часа)

 Задачи: учить детей изготовлять цветы из гофрированной бумаги; развивать мелкую моторику, эстетический вкус; воспитывать патриотизм.

Индивидуальные подарки детей ко Дню святого Валентина, к Дню защитника Отечества, к Международному женскому дню

Задачи: учить красиво, преподносить свой подарок: с улыбкой на лице и глядя в глаза тому, для кого подарок предназначен, с добрыми и приятными словами. Развивать умение соблюдать правила приема подарка: стоя, а, не сидя; улыбаясь дарителю.

3 блок.

Пространственный (архитектурно-художественный) – 24 часа

          Этот блок имеет непосредственное значение для развития истоков культуры социопространственного творчества, истоков архитектурно-художественного образования детей как практической деятельности по эстетическому благоустройству жизни в детском саду и семье. На занятиях ориентируется внимание детей на декоративное оформление облика зданий и ландшафта, на эстетизацию  кукольно-игрового пространства, интерьеров домов. Дети знакомились  с архитектурой города, различными зданиями и постройками. Дети создают макеты улиц, домиков, используя подручные материалы.

Теория – 1 час

  1. Познавательное занятие: «Я в архитекторы пойду, пусть меня научат», «Волшебный материал»

Задачи: познакомить с профессией архитектор, показать ее важность в жизни человека.

Практика – 23 часа

  1. «Городская улица» (3 часа)

Задачи: знакомить с методом «наглядного ориентира» в совместных действиях по оформлению, приобщать к декоративной деятельности в коллективе; развивать у детей представления о соответствии архитектурной постройки (формы) её назначению; воспитывать аккуратность.

  1. «Одноэтажные домики» (3 часа)

Задачи: пробуждать у детей интерес к разнообразию и красоте архитектуры; развивать у ребенка фантазию, воображение; воспитывать аккуратность.

  1. Домики в технике киригами (1 час)

Задачи: закреплять навыки киригами, приобщать к декоративной деятельности в коллективе; развивать у детей представление о соответствии архитектурной постройки (формы) её назначению; воспитывать аккуратность.

  1. «Домики из коробочек» (2 часа)

Задачи: продолжать приобщать детей к созданию изделий из бросового материала для использования их в играх; развивать мелкую моторику; воспитывать любовь к родному городу.

  1. «Многоэтажные дома» (3 часа)

Задачи: учить детей конструированию «домов» с лоджиями и балконами; развивать потребность использовать свои постройки в архитектурно-художественных играх; воспитывать аккуратность.

  1. «Детский городок» (3 часа)

Задачи: мастерить изделия тематического характера, объединять их в композиции, использовать в игре, для оформления; развивать интерес к дизайнерской деятельности; воспитывать бережливое отношение к продуктам дизайна.

  1. «Уличный фонарь» (2 часа)

Задачи: продолжать приобщать детей к созданию изделий из бросового материала для использования их в играх; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность.

  1. Озеленение города «Деревья», «Цветочные клумбы» в технике квиллинга «Елочки» в технике киригами (2 часа)

Задачи: приобщать детей к совместной деятельности по выполнению темы дизайн – проекта; развивать чувства композиции при составлении фитоаранжировок и создания панорамы ландшафтного дизайна для оформления игры и помещения; воспитывать у детей экологическую культуру, эстетическое отношение к объектам живой и неживой природы.

  1. «Городские дорожки» (1 час)

Задачи: продолжать приобщать детей к созданию изделий из бросового материала для  использования их в играх; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность.

  1. Водоемы, их устройство и оформление (2 часа)

Задачи: учить созданию декоративной композиции – коллажа с использованием приёмов творческого конструирования, аппликации и росписи; развивать чувство композиции; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в коллективном творчестве.

Оформление макета «Город нашей мечты». (1 час) 

Задачи: продолжать знакомить с методом «наглядного ориентира» в совместных действиях по оформлению, приобщать к декоративной деятельности в коллективе; развивать у детей представления о соответствии архитектурной постройки (формы) её назначению; воспитывать аккуратность.

Выставка макета «Город нашей мечты».

Календарно-тематический план

Тема занятия

Материалы

Количество занятий

 Аппликационно-графический дизайн (плоскостной)

Сентябрь

Вводное занятие

1

«Осеннее дерево» в нетрадиционной технике рисования

Соль, мука, коктейльные трубочки, гуашь

2

«Букет осенних цветов» в технике торцевание

Шаблон, стержень, гофрированная бумага

2

«Осенняя фитокомпозиция»

Осенние листья, ягоды, веточки

2

«Красота природы» В технике фотоэлемент

Белая бумага, гуашь

1

Октябрь

Иллюстрирование книги «Животные»

Картон, газеты

2

«Закладка для книги»

Картон, цветная пряжа

1

«Сказочная мозаика»

Обрывки цветной бумаги

2

«Фоторамка» имитация кирпичной кладки

Картонные кирпичики, мятая бумага, гуашь

2

«Мужская рубашка с галстуком»

Цветная бумага, элементы украшения

1

Ноябрь

 «Платье» в технике оригами

Цветная бумага, элементы украшения

1

Панно «Кошечки»

Картон, крупа греча, пшено

2

Фреска - декупаж из яичной скорлупы

Салфетки с рисунком, яичная скорлупа

2

Настенное панно «Цветочные фантазии»

Одноразовые вилки, ленточки, гофрированная бумага, бисер

3

Выставка детских работ «Радужное многоцветие»

Предметно-декоративный дизайн (объемный)

Декабрь

Беседа с детьми «Лучший подарок своими руками»

1

«Снегири» в технике папье-маше и бумагапластика

Пластилин, салфетки, гофрированная бумага

1

Картина в технике бумагапластики

Белая бумага, бисер, атласная лента

2

Игрушки из рулончиков

Картонные рулончики, цветная бумага, фломастеры

1

Поделки на основе «фонариков»

Полоски бумаги и картона

1

«Елочка со свечами»

Картон, салфетки, полоски цветной бумаги, степплер

2

Январь

«Чайный сервиз» в технике декупаж

Салфетки, белый картон

2

«Веточка сакуры» в технике квиллинг

Картон, полоски бумаги

2

«Органайзер  для карандашей»

Втулки, коробочки, материал для украшения

2

Шляпки и клатч из одноразовых тарелок

Одноразовые тарелки, материал для декора

2

Февраль

Открытка для папы с объемными звездами в технике киригами

Картон, бархатная бумага

2

«Валентинка» в технике киригами

Цветной картон

2

Кашпо для цветов

Кардсток

2

«Букет тюльпанов»

Гофрированная бумага

2

Индивидуальные подарки детей к Дню святого Валентина, к Дню защитника Отечества, к Международному женскому дню

Архитектурно – художественный дизайн (пространственный)

Март

Познавательное занятие: «Я в архитекторы пойду, пусть меня научат», «Волшебный материал»

1

«Городская улица»

Листы бумаги, газеты

3

«Одноэтажные домики»

Картон, фетр

3

Домики в технике киригами

Белая бумага, гуашь

1

Апрель

«Домики из коробочек»

Спичечные коробки, коробки от зубной пасты и др.

2

«Многоэтажные дома»

Ватман, цветные картинки из журналов

3

«Детский городок»

Тубы от бумажных полотенец и туалетной бумаги, материл для оформления

3

Ландшафтный дизайн

Май

«Уличный фонарь»

Бумага и гофрированный картон

2

Озеленение города «Деревья», «Цветочные клумбы» в технике квиллинга «Елочки» в технике киригами

Картон, полоски цветной бумаги

2

«Городские дорожки»

Деревянные палочки, спички

1

Водоемы, их устройство и оформление

Натуральные камешки, полиэтиленовые пакеты, декоративные материалы

2

Оформление макета «Город нашей мечты»

1

Выставка макета «Город нашей мечты»

Учебно-методическое обеспечение программы

          Обеспечение программы методическими видами продукции

1.Разработанными планами учебных занятий.

2.Дидактическим материалом:

  • Набор дидактических карточек.
  • Набор выкроек, шаблонов, методическими, технологическими картами.
  • Наглядный раздаточный материал по темам учебного курса (индивидуальный для каждого учащегося).

3. Демонстрационный материал: фотоальбом выставочных работ, готовые образцы изделий, и др.; образцы рисунков и фотографий.

4. Расходные материалы: Трафареты, шаблоны, кисти, краски, гуашь, пластилин,  салфетки для декупажа, ватман, канцтовары (карандаши, ластики, скотч, линейки, стиплер, канцелярский нож, дырокол), бумага (для рисования, цветная, бархатная, гофрированная), картон (белый, цветной, гофрированный), клей ПВА, ткань для панно, бечевка, цветные нитки, тонкий шнур, самоклеющая пленка, фетр), бросовый материал (газеты, журналы, втулки, коробки, спичечные коробки, спички, коктейльные трубочки, одноразовые тарелки, вилки и ложки, стержни, деревянные палочки, полиэтиленовые пакеты, обертк), материал для декорирования (стразы, бисер, различные ленты, пуговицы др.), крупа, соль, мука, яичная скорлупа.

Формы диагностики уровня освоения программы:

- проведение диагностики в начале, и в конце года.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие в художественных конкурсах, тематических выставках.

Диагностика

          Диагностика основана на психолого-педагогической методике тестовых испытаний. Предпочтение отдано варианту, предложенному Т.В. Башаевой, Т.В. Чередниковой, Г.П. Калининой, А.Е. Падалко, Т.Н. Головиной, ориентированному на уровень развития дизайнерского мышления.

В число констатирующих были включены задания, которые позволили выявить склонность к творческой деятельности, уровень знаний о цвете, форме, пространственных отношениях, понимание целесообразности, рациональности вещи, а также чувство стиля.

          Цель диагностики: выявить уровень развития компонентов дизайнерского мышления, включающих знания о цвете, форме, пространственных отношениях, элементах технической эстетике, понимание художественных особенностей общности предметов, объединенных в ансамбль, целесообразности, рациональности и гармоничности вещи.

Название методики

Цель

Подготовка

Задание

1

Цветоразличение (по Т.В. Башаевой)

Выявить знания детей о цветовых оттенках

Приготовить знакомые детям предметные картинки в черно-белом  изображении, цветные фишки

Подобрать к изображению каждого предмета фишку определенного цвета.

Количественный анализ: высокий уровень – не допускается ни одной ошибки; средний – 1-2 ошибки; низкий – более 2.

2

Цветоразличие (по Т.В. Чередниковой)

Выявить знания детей о насыщенности цвета, светлоте тона

Ребенку предлагается 10 карточек двух цветов, разных по светлоте тона

1.Разложить карточки по порядку от самого темного до самого светлого (берется 2 цвета: зеленый и красный)

2.Из карточек необходимо выбрать только те, который имеют зеленый оттенок (всего 5)

Количественный анализ: высокий уровень – не допускается ни одной ошибки; средний – 1-2 ошибки; низкий – более 2.

3.

Выявление знаний о форме, пространственных представлениях (по А.Е. Падалко)

Выявить знания о геометрических фигурах, цвете и форме, умение составлять узор из геометрических и растительных элементов в круге

Составить из фигур узор для украшения тарелки (аппликация их геометрических фигур) , так, чтобы фигуры располагались красиво, ровно, сочетались с друг другом по цвету

Вопросы для анализа по окончанию работы:

1.Какие геометрические фигуры использовали?

2. Как расположены фигуры относительно друг друга (симметрично, хаотично)

3.Какие цвета использовались?

4. Сочетаются ли цвета

Уровень знаний:

Низкий – знают геометрические фигуры, различают цвета, но не умеют правильно сочетать их в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при составлении узора, интуиция в этом направлении не развита;

Средний -  знают геометрические фигуры, хорошо различают цвета, хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и правильно применяют.

Высокий – сознательно выделяют свойства форм и цветов, правильно сочетают их в композиции, обосновывая то или иное сочетание.

4

Выявление элементов технической эстетики

Выявить элементы технической эстетики, на которые дети обращают внимание

Тестирование проводится с помощью беседы.

Детям предлагается ответить на вопросы

1.Назови свои любимые игрушки. Чем они тебе нравятся?

2.Какие полезные вещи есть в вашей квартире? Они красивые? Почему?

3.Нравится тебе твой двор? Что нравится в нем больше всего и почему?

4.Какие предметы техники на улице тебе нравятся? Почему?

Уровень оценки:

Высокий – обращают внимание на пользу предметов, удобство при использовании, отмечают красоту формы

Средний – отмечают только красоту предметов, обосновывает тем, что они просто нравятся

Низкий – не обосновывают свои ответы, не понимают пользы предметов, удобства и красоты

5

«Парта будущего»

Выявить способность к дизайнерской творческой деятельности, созданию воображаемого образа предмета, существующего в нереальных условиях.

Спроектировать и нарисовать парту будущего, чтобы она была рационально устроена и красива

Задание оценивается по 3-бальной системе по следующим показателям:

целесообразность;

рациональность;

новизна и оригинальность;

доработанность.

Характеристика показателей оценки

Показатель

Уровень (число баллов)

Низкий (1)

Средний (2)

Высокий (3)

Целесообразность – способность связывать поставленную задачу с собственным замыслом, достижение поставленной цели

Недостаточная подчиненность работы цели: отсутствие сюжетности, цельности замысла, недостаточный контроль и коррекция действий

Замысел сопоставляется с задачей, но не всегда проявляется способность контролировать свою деятельность по ее выполнению

Собственные действия и замысел полностью адекватны задаче, цель реализована

Рациональность – выбор наиболее выгодных, экономичных, разумных средств для реализации цели; удобство изобретения, возможность практического применения продукта творческой деятельности

Детали изобретения бесполезны, неудобны, излишни; отсутствие гармоничности, красоты в изображении; практическое применение изобретения невозможны

Детали хотя и неудобны и некрасивы, но полезны; практическое применение изобретения возможно, если его красиво оформить

Изобретение характеризуется единством пользы и красоты; многофункциональ-ностью деталей; продукт, возможно, претворить в реальности

Новизна и оригинальность – продуктивные способы деятельности, не шаблонность, использование нестандартных форм, методов и способов решения задачи

Отсутствие стремления к поиску новых решений; использование стандартных форм, основанных на прошлом опыте; отсутствие оригинальнос-ти

Наличие стремлений к поиску новых решений; использование стандартных воссоздающих конкретных форм, но с применением новых элементов

Творческая работа с использованием оригинальных методов, выразительных средств, фантастическим сюжетом

Доработанность – законченность форм, реализация замысла, эмоциональное удовлетворение от творческой деятельности

Работа незакончена по форме и замыслу, недостаточная эмоциональная удовлетворенность

Работа закончена по замыслу, но не доработана по оформлению; недостаточная эмоциональная удовлетворенность

Творческая работа выполнена полностью и по замыслу и по форме, эмоциональная удовлетворенность

6

«Чайный сервиз»

Выявить понимание художественных особенностей группы  предметов, объединенных в ансамбль

Подобрать к данному чайнику чашку и блюдце, чтобы они подходили по форме, цвету и орнаменту

Оценивается по 3-бальной системе

Уровень оценки:

Низкий – не понимают художественных особенностей группы предметов, объединенных в ансамбль; выбор предмета случаен, не сочетается ни по цвету, ни по форме, ни по орнаменту, интуиция в этом направлении не развита;

Средний – частично устанавливается связь между предметами; сочетают предметы по одному признаку (цвету, форме, орнаменту), так как интуитивно чувствуют принадлежность предмета к ансамблю

Высокий – легко определяют принадлежность предметов по форме, цвету и орнаменту; сознательно выделяют общие черты, обосновывая то или иное сочетание

7

«Дорисуй фигуры»

Выявить уровень представлений о симметричности примеров, умение достраивать фигуры с незаконченным контуром до целостного образа

На трех бланках дорисовать фигуры (квадраты, круги, стрекозы, рыбы); все фигуры одинаковые

Уровень оцени:

Высокий – понимают принцип работы, безошибочно дорисовывают фигуры.

Средний – понимают принцип работы, дорисовывают фигуры, но иногда допускают небольшую асимметрию в рисунке.

Низкий – уменьшение площади дорисованной фигуры, грубые изменения ее формы, непонимание принципа работы.

Литература:

  1. Арт-дизайн для детей. Научно – методический журнал «Методист» дошкольного образовательного учреждения  - выпуск №5
  2. Аллен Д. «Объемные поделки из бумаги». – Ниола-пресс. 2009
  3. Браиловская Л.В. «Арт-дизайн. Красивые вещи». М. Феникс, 2004
  4. Вершинникова Е.Г. «Школа дизайна». - Волгоград: Учитель, 2011
  5. Головкова Л. В. Приглашаем в страну дизайна: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – Смоленск: СОИУУ, 2003.
  6. Грашин А.А.Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. - М.: Архитектура 2004
  7. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
  8. Кузнецова О.С., Мудрак Т.С. «Я строю бумажный город» -М.; ООО ТД "Издательство Мир книги", 2008г.
  9. Логунова Т. Первые урока дизайна. Учебное издание . - Мозайка – Синтез, 2002.
  10. Лыкова И. А. Миниатюры на яйце. – Издательский дом «Карапуз», 2003.
  11. Лыкова И. А. Букеты и приветы. – Издательский дом «Карапуз», 2005.
  12. Лыкова И.А. "Я вырезаю из бумаги"-М.; ООО ТД "Издательство Мир книги", 2008г.
  13. Митителло К.Б. "Картины в технике аппликации" -М.: Изд-во Эксмо,2005г.
  14. Новикова И.В. "Работа с нетрадиционными материалами в детском саду"-"АСТ",2012г.
  15. Пантелеев Г.Н., Детский Дизайн-М.; ООО «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006г.
  16. Пищикова Н.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике».- М. 2012
  17. Ращупкина С.Ю. "Декупаж. Лучшая книга о декорировании"-М.: РИПОЛ,2011г.
  18. Соломенникова О. А. Радость творчества. – Издательство Мозайка – Синтез, 2006.
  19. Хворостухина С.А.«Оригинальные поделки для дома».–Мир книги. 2009
  20. Черныш И.В. "Удивительная бумага"-М.: АСТ-ПРЕСС,2005г.
  21. Шилкова Е.А. "Квиллинг" Поделки из бумажных лент-М.: РИПОЛ,2012г.
  22. Ярыгина А. Дети и дизайн. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.rosdesign.com/design/bookofdesign.htm
  2. https://vk.com/club102748777
  3. tvorchestvo.wordpress

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной услуги по дизайн-деятельности "Маленькие волшебники"

Данная программа содержит пояснительную записку и перспективный план работы.Дизайн-деятельность - это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, ...

Программа по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна.

Аннотация.Данная программа состоит из цикла занятий, разбитых на 3 блока: аранжировки, дизайн одежды, декоративно-пространственный дизайн. Программа предназначена для педагогов ДОУ, старшей и подготов...

Программа кружка "Детский дизайн" подготовительная группа

Программа кружка для подготовительной группы. Кружок детского дизайна предусматривает создание дошкольниками полезных, индивидуальных самоделок, творческих работ из различного материала, используя раз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 - 7 ЛЕТ КРУЖОК "ШКОЛА ДИЗАЙНА"

I.       Пояснительная записка Актуальность. В связи с активным развитием современных  технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной де...

Дополнительная общеобразовательная программа "Основы дизайна"

Дополнительная общеобразовательная программа " Основы дизайна " разработана для детей 5-7 лет. Срок реализации 2 года. Разработана в соответствии с нормативными документами, ФГОС дошкольного...

Дополнительная общеразвивающая программа «Детский Дизайн»

Дополнительнаяобщеразвивающая программа«Детский Дизайн»(по обучению элементам дизайна)Направленность: художественно-эстетическоеВозраст детей 5-6 лет Срок реализации: 1 год...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Радуга» (художественное конструирование и дизайн) (стартовый уровень)

Дополнительная программа «Радуга» (Художественное конструирование и дизайн) относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и соответствует Федерально...