Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Радуга» (художественное конструирование и дизайн) (стартовый уровень)
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Рогова Мария Александровна

Дополнительная программа «Радуга» (Художественное конструирование и дизайн) относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Данная программа не дублирует основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_23-24_rogova_m._a.docx46.97 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

МОУ СОШ №8 (дошкольное отделение)

Дополнительная общеобразовательная программа –

дополнительная общеразвивающая программа

«Радуга» (художественное конструирование и дизайн)

(стартовый уровень)

Направленность: художественная

Возраст обучающихся – 6-7 лет

Срок реализации – 1 год

Составитель:

Рогова Мария Александровна воспитатель 1 категории

Г.о. Подольск, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: дополнительная программа «Радуга» (Художественное конструирование и дизайн) относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Данная программа не дублирует основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Актуальность программы:

      Художественное конструирование и детский дизайн – новая художественно - продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.

       Искусство дизайна активно входит в нашу жизнь. Перечень различных видов художественного конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

            Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики. Художественное конструирование в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников.

Значение художественного конструирования в деятельности дошкольников велико. С одной стороны, данная деятельность способствует развитию и становлению у них творческого и конструкторского мышления, технологических представлений в процессе решения художественно-конструкторских задач, с другой – способствует воспитанию художественно-эстетического вкуса и умений, направленных на организацию или совершенствование окружающей действительности средствами создания и функциями применения красивых и полезных объектов. С этой точки зрения, дошкольники должны быть знакомы с такими элементами художественного конструирования как: единство цветового решения и формы объекта, сочетание формы объекта и используемого материала, соответствие формы объекта его функциональному назначению, пропорциональное исполнение форм в соответствии с законами композиционного решения. Знание эстетических канонов, способов конструирования объектов и функциональных элементов художественно-конструкторской деятельности способствует, наряду с развитием творческого мышления, эстетическому воспитанию детей, которое в данном возрастом периоде наиболее результативно происходит через воздействие на личность ребенка эстетики бытовых условий, окружающей природы, гармонии социальных отношений.

Дети дошкольного возраста достаточно отзывчивы к восприятию окружающих их бытовых и природных условий с точки зрения красоты и оригинальности, необычности цветовых решений и неординарностью отделки, уникальных конструкций и их подвижности и т.д.

Целью программы является развитие творческих способностей детей в процессе художественного конструирования и дизайна.

Задачи программы:

  1. Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели;
  2. Использовать в работе различные материалы, самостоятельно их подбирать для получения желаемого результата;
  3. Научить ребенка новым технологиям и видам художественной деятельности: нетрадиционные техники рисования, пластилинография, квиллинг, торцевание,  флористика, оригами, работа с природным и бросовым материалом, конструирование и моделирование, работа  гофробумагой, салфетками, крафт бумагой, пайетками, бусинами, бисером, ракушками и т.д. ;
  4. Научить ребенка видеть красоту и добро в окружающем мире, сделать жизнь ребёнка богаче, полнее, радостнее;
  5. Развивать активность речи через творческую деятельность (дети учатся объяснять, рассуждать, сравнивать, давать полные ответы);
  6. Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к искусству (воспитывать человека пытливого, неравнодушного к окружающему миру, умеющего творчески, конструктивно подходить к решению жизненных проблем);
  7. Способствовать развитию креативности, эффективного творческого мышления и продуктивного воображения у детей дошкольного возраста;
  8. Формировать художественно-эстетический вкус;
  9. Формировать навыки организации рабочего места, планирования этапов выполнения работы, уборки рабочего места после окончания занятий;
  10. Совершенствовать  умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках;
  11. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами;
  12. Содействовать развитию мелкой моторики, внимания, памяти и других психических процессов.

Отличительная особенность программы: разрабатываемой нами программы «Художественное конструирование и дизайн» заключается в применении в воспитательно-образовательном процессе дошкольников в условиях дополнительного образования форм художественной конструктивной деятельности и приемов работы с материалами, включающие опыты и эксперименты с пластилином, бумагой, природными и неприродными сопутствующими средствами для ручного детского труда, а также своеобразном творческом синтезе методов работы.

           Материалы программы соответствуют специфике дополнительного образования: стимулируют творчество и художественную культуру ребёнка, креативность, развивают волевую сферу повышают общую культуру личности.

Художественное конструирование соотносят с понятием «дизайна», которое трактуется как художественно-проектная деятельность, направленная на создание гармоничной предметно-пространственной среды и ее структурно-функционального содержания.

Виды художественного конструирования:

  • Конструирование из бумаги;
  • Конструирование из природного материала;
  • Конструирование из дополнительных материалов (бросового материала, ткань и тд.)

Художественное конструирование – это не только моделирование структуры конструируемого объекта, но и создание художественного образа.

В программе рассматривается использование форм конструктивной художественной деятельности, лепки, способов соединения деталей в лепке и разнообразных творческих решений на бумаге, природном материале и пр.

Все вышеперечисленные формы и приемы работы способствуют развитию эффективного творчества, помогают формированию продуктивного воображения.

Художественное конструирование прекрасно интегрируется с другими видами продуктивной творческой деятельности:

1. Особое место в такой интеграции занимает лепка  (нетрадиционная лепка – пластилинография) как вид обработки мягкого материала (пластилин, глина, тесто, специальная масса для лепки и т.д.). Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей степени рельефными. Кроме того, пластилинография допускает включение в композицию вспомогательных деталей: бисера, бусин, природного, а также бросового материала. Овладение техникой пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов. С некоторыми из них дети уже познакомились.

       Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии. Это заглаживание, надавливание и размазывание, которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняется усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно может выполняться сверху вниз либо слева направо.

Кроме того, при создании картин в технике пластилинографии ребята учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Такой трудоемкий, но интересный процесс осуществляется разными способами. Куски пластилина можно размять, а затем перемешать в одном кусочке. Другой вариант — пластилин смешивается непосредственно на основе, мазки накладываются поочередно и размазываются на поверхности.

  2. Нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении – один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности.

  Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников.   Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение.

 3.Через художественное конструирование из бросовый материала, воспитатель показывает, как из привычных предметов «на выброс» (стаканчик из-под йогурта, засохший фломастер, пластмассовое яйцо от киндер-сюрприза) можно сделать, что-то оригинальное (цветок в горшочке). Данный вид деятельности приучает ребѐнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

  Занятия дизайн – деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению, состоянию эмоционального комфорта, ощущения радости детства в различных видах художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник: лепка, коллаж, тестопластика, оригами, квиллинг и т.д. Все занятия в программе носят творческий и познавательный характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе развивает уверенность в своих силах. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Адресат программы: дети 6 – 7 лет (обучение по данной программе предполагает возможность заниматься с любого года обучения).  Данная программа разработана для детей в возрасте 6 – 7  лет. В ней учитываются характерные особенности данного возраста.

            В художественно-творческой деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, темных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах.

Объем и срок освоения программы: 1 год. Программа рассчитана на 32 часа в год (по одному разу в неделю).  

Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса: Занятия кружка проходит в изостудии, во вторую половину дня в соответствие с «Положением об оказании платных дополнительных образовательных услуг в МОУ СОШ №8 (дошкольное отделение)».

Режим занятий, периодичность и продолжительность:

Соответствует возрастным СанПин: для подготовительной группы (6-7 лет) – 30 мин.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, 32 часа в год (октябрь – май).

Планируемые результаты:

Освоение программы предполагает развитие у детей важных умений и навыков:

1. Создание образов детьми, используя различные материалы и техники;

2. Формирование у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом;

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности;

4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе;

5.Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;

6. Организация выставок детских работ для родителей;

7. Участие в выставках и конкурсах в течение года.

Формы аттестации: основной формой аттестации для определения результативности программы является анализ продуктов детской деятельности и наблюдение за деятельностью детей при организации образовательного процесса. Специальных условий для проведения обследования не требуется.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, журнал учета посещаемости, видеоролики с занятий, перечень готовых работ, фотографии.

    Диагностика уровня овладения навыками и умениями, т.е. программными задачами проводится педагогом 2 раза в год (в начале года, ноябрь, и в конце года, апрель – май).

Вопросы диагностики

Критерии диагностики

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

1.Уровень художественно-эстетического развития детей

Эстетически развит, эмоционально откликается на красоту демонстрируемых изделий, хочет создать собственные поделки.  Работы характеризуются высоким уровнем самостоятельности и выразительности. Занимается с удовольствием и проявляет высокий интерес к деятельности.

Эмоционально откликается на красоту демонстрируемых изделий, хочет создать собственные поделки.  Для выполнения законченных и выразительных работ требуется небольшое участие педагога, консультирование, помощь в выборе техники. Занятия нравятся.

Не проявляет интереса к занятиям. Не самостоятелен, безынициативен. Требуется непосредственное участие педагога.

2.Владение техническими приемами бумажной пластики, лепки

Ребенок в полном объеме овладел всеми техническими приемами моделирования и лепки. Творчески и самостоятельно их применяет и подбирает для создания выразительности поделки.

В достаточной степени овладел изученными техниками. Требуется небольшая помощь педагога в выборе техники при выполнении творческой работы.

Не достаточно овладел технической стороной продуктивной деятельности, испытывает затруднения при изготовлении поделки.

Оценка в баллах: высокий - 3б, средний- 2 б., низкий – 1 б.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  • мониторинг освоения программы
  • создание выставок (коллажей) детских работ;
  • проведение открытых занятий для родителей и педагогов;
  • проведение мастер – класса для родителей (для родителей с детьми);
  • создание портфолио из детских работ;
  • фото- и видеоматериалы занятий.

Материально-техническое обеспечение:

В арсенале изостудии имеются мольберты, столы и стулья, вся мебель легко передвигается и трансформируется. На стене имеется стационарная белая глянцевая магнитно-маркерная доска для создания демонстрационных изображений и закрепления наглядного материала, несколько переносных маркерных досок для работы детей. В студии есть магнитофон, используется переносной проектор и компьютер для демонстрации презентаций, плакаты, схемы, модели, технологические карты, демонстрационный материал, методические пособия, дидактические игры, художественная и вспомогательная литература, фотографии, иллюстрации, разработка бесед, игр, образцы, диагностические тесты.

 Для работы по программе используется широкий круг разнообразных материалов и инструментов, которые увлекают, захватывают детей, побуждают их к активному действию, экспериментированию, расширяют рамки представлений о характере и возможностях художественно-творческой деятельности:

  1. Бумага разного вида, цвета, формата и фактуры;
  2. Картон разного вида, цвета, формата и фактуры;
  3. Пряжа основных (ярких) цветов;
  4. Салфетки бумажные ярких цветов;
  5. Ажурные салфетки разного диаметра.
  6. Пластилин;
  7. Фломастеры;
  8. Восковые мелки;
  9. Клей (карандаш, ПВА);
  10. Набор «Декоративные, самоклеющиеся глазки (разных цветов и размеров);
  11. Фурнитура для открыток (мелкие заготовки: снежинки, цветы, звездочки, листики и тд.);
  12. Пластиковые ложки разных размеров;
  13. Крупа;
  14. Природный материал (гербарий, семена плодов и растений, желуди, скорлупа от орехов, мелкие  камушки, ракушки и тд.);
  15. Бросовый материал: газеты, фтулки, коктейльные трубочки, ватные палочки, прозрачные пластиковые крышки от сметаны, пластиковые крышки от бутылок, деревянные палочки для мороженного, вата, ватные диски и тд.
  16. Шаблоны (картинка-основа) для пластилинографии;
  17. Контейнер для аппликации (индивидуально для каждого ребёнка);
  18. Клеенка (индивидуально для каждого ребёнка);
  19. Ножницы с закругленными концами (индивидуально для каждого ребёнка);
  20. Демонстрационный материал (игрушки, макеты, картины, муляжи);
  21. Демонстрационная и магнитная доска;
  22. Мультимедийные устройства (видеопроектор, DVD - проигрыватель, ноутбук).

        

Информационное обеспечение: В изостудии собрана фонотека записей музыкальных произведений, а также звуков природы, транспорта (машины, поезда). Коллекция специальных предметов для наглядного представления (посуда, муляжи овощей и фруктов, грибов, мягкие и резиновые игрушки-животные)

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, прошедший курсы повышения квалификации в области организации дополнительного образования в области искусства.

             Со стороны педагога требуется способность к импровизации, поиск методов воздействия с учетом интересов и потребностей ребенка. На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. В конечном счете, успех любого занятия во многом будет зависеть от интуиции и педагогического мастерства педагога, от его умения использовать любую неожиданную ситуацию в педагогических целях.

Учебный план

№ п/п

Раздел программы

Кол-во часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

«Пластилинография». Создание лепных изображений более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на плоской поверхности.

8

1

7

Выставка, диагностика.

2

«Поделки, изготовленные из природных и необычных материалов». Использование доступного и интересного материала для детского творчества (шерстяные нитки, шишки, сухие листья, семена, ватные палочки и т.д.)

9

1

8

Выставка, диагностика.

3

«Поделки, созданные из бумаги».  Создание объёмных поделок из картона, бумаги цветной, гофрированной, цветных салфеток и т.д.

15

2

13

Выставка, диагностика.

32

4

28

 Программа дополнительного образования кружка Радуга (дизайн) является программой художественно-эстетической направленности и продуктивной деятельности, предполагает кружковой уровень усвоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - художественно-эстетической.  

Программа составлена на основе обязательного минимума содержания данной темы для ДОУ с применением источников, приведённых в списке литературы.

1. «Пластилинография». Создание лепных изображений более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на плоской поверхности.

Теория- сформировать умение работать с пластилином в технике пластилинография, развивать мелкую моторику рук, продолжать обучать детей техникам работы с пластилином. Учить детей не выходить за контур изображения, а также использовать в работе дополнительные материалы (крупу, бусы, бисер), что сделает картину более интересней и насыщенней.

Практика:

  1. «Кокошник для Снегурочки»
  2. «Нарядная елочка»
  3. «Обитатели подводного мира»
  4. «Солнце с блинами»
  5. «Розы для мамочки»
  6. «Волшебный цветок»
  7. «Вербочка»
  8. «Гвоздики на День Победы!»

2. «Поделки, изготовленные из природных и необычных материалов». Использование доступного и интересного материала для детского творчества (шерстяные нитки, крышки, крупы, фольга, ватные палочки и т.д.).

Теория:

Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают свое отношение к ним , передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми  способами построения образа с опарой на наглядность (природного материал) и имеющиеся у них многие представления из собственной жизни, сказок, фильмов т.п.

Практика:

  1. «Подсолнух». Объемная аппликация с использованием семечек.
  2. «Ежик». Поделка из семечек и пластилина.
  3. «Синичка – чудо птичка». Поделка из пшена и семечек.
  4. «Уточка в пруду». Поделка из крышечки из сметаны и пластилина.
  5. «Космонавт». Поделка из пластилина и фольги.
  6. «Пасхальный кулич». Поделка из ватных дисков.
  7. «Паучок на паутинке». Поделка из бумаги и свечи.
  8. «Цветочек из ниток». Поделка из палочек от мороженного и ниток.
  9. «Гиацинты в подарок маме». Поделка из стаканчика йогурта, фтулки и цветных салфеток.

3. «Поделки, созданные из бумаги».  Создание объёмных поделок из картона, бумаги цветной, гофрированной, цветных салфеток и т.д.

Теория. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Техника «квиллинг» удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие “тонкую кружевную паутинку”. Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (палочки или тонкого карандаша, бумажных полосок шириной в несколько миллиметров или сантиметр) и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции, очень нравится детям. В этом году детки будут продолжать знакомиться с такой техникой, как торцевание из салфеток или гофрированной бумаги. Торцевание – это один из видов бумажного конструирования, искусство бумагокручения, когда с помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку. Торцевание бывает на пластилине и на бумаге. Существует несколько видов торцевания на бумаге : объемное, контурное, многослойное и плоскостное. Также детки будут продолжать упражняться в навыках складывания из бумаги – оригами, создавать объемные композиции из разных видов бумаги и картона.

Практика.

  1. «Яблочко» (торцевание из цветных салфеток).
  2. «Осенняя березка» (объемная аппликация).
  3. «Улитка» (объемная поделка из бумаги).
  4. «Цветик-семицветик» (торцевание из гофрированной бумаги).
  5. «Зимняя избушка» (объемная аппликация из бумаги и ажурных салфеток).
  6. «Новогодний фонарик» (поделка из цветной бумаги).
  7. «Рождественская свеча» (объемная аппликация)
  8. «Удивительный павлин» (оригами).
  9. «Снегири на зимней ели (коллективная работа)» (объемная аппликация и картона, салфеток и элементами оригами).
  10. «Снежинка» (квиллинг).
  11. «Веточка винограда» (квиллинг)
  12. «Открытка к празднику» (коллажирование из бумаги с элементами оригами).
  13. «Тюльпаны для милых дам» (оригами)
  14. «Корзинка» (конструирование из бумаги)
  15. «Первые подснежники» (квиллинг)

Методическое обеспечение программы

Методы обучения:

  • Словесные – беседы, объяснения;
  • Наглядные – просмотр иллюстраций, репродукций картин, открыток, творческих; работ, презентаций, короткометражных роликов, фрагменты сказок, мультфильмов;
  • Практические упражнения для отработки необходимых навыков;
  • Развивающие игры;
  • Игры сюжетные и театрализованные;
  • Чтение и заучивание художественной литературы.

Выбор методов и приемов определяются целями и задачами конкретного занятия.

Методы воспитания:

- убеждение;

- поощрение;

- стимулирование;

- мотивация

 Формы организации образовательного процесса

Данная программа предусматривает подгрупповую форму обучения. 

Формы организации учебного занятия. Занятие в изостудии (продуктивная деятельность). Занятие-путешествие. Коллективное творчество. Занятие – экспериментирование. Организация выставки.

Педагогические технологии.

- информационно – коммуникационные технологии;

- технология проблемного обучения;

- технология развивающего обучения;

- технология дифференцированного обучения;

- технология творческих мастерских;

-игровые;

- здоровьесберегающие технологии.

Алгоритм учебного занятия (краткое описание структуры занятия и его этапов):

Занятие включает в себя четыре части:

Структура занятия:

1. Вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;

2. Мотивационно-ориентационная часть настраивает детей на занятие, вводит в тему. Дети рассматривают зрительный ряд (натурные постановки, иллюстрации, смотрят презентацию и пр.). Эта часть крайне важна для создания творческого настроя на процесс изображения и для ее организации необходимо создание определенных условий среды, подбор материалов, оборудования, музыкального сопровождения и, главное, выбор методики объяснения и погружения в образ. С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно - игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры - путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность.  Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.

3. Основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка

4. Заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание работ, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).

Использованная литература:

  1. Лыкова И. А. "Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. ИД «Цветной мир», 2017.

  2. Косминская В. Б. и др. "Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду". М., ИНФРА-М, 2007.
  3. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. М.: Сфера, Творческий центр, 2005.
  4. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml 
  5. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация в детском саду. – Издательство Академия развития, 2002. – 145 с.
  6. Пантелеев Г. Н. Детский дизайн. – М.:КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006 – 192 с., ил. // Дошкольное воспитание. № 7. 2005.
  7. Парамонова Л. Н. Конструирование из природного материала. // Дошкольное воспитание. № 7. 2005.
  8. Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ, - СПб.: ДЕТСВО - ПРЕСС, 2005.
  9. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
  10. Интернет – ресурсы.

Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной программы –

дополнительной общеразвивающей программы

«Радуга» (художественное конструирование и дизайн)

Возраст обучающихся – 6-7 лет

М/ц

Число

Время

Форма занятия

Кол-во часов

Тема

Место проведения

Форма контроля

1

продуктивная деятельность

1

 «Подсолнух». Объемная аппликация с использованием семечек.

Изостудия

Творческий показ

2

продуктивная деятельность

1

«Яблочко» (торцевание из цветных салфеток).

Изостудия

Творческий показ

3

продуктивная деятельность

1

«Осенняя березка» (объемная аппликация).

Изостудия

Творческий показ

4

продуктивная деятельность

1

«Улитка» (объемная поделка из бумаги).

Изостудия

Творческий показ

5

продуктивная деятельность

1

«Ежик». Поделка из семечек и пластилина.

Изостудия

Творческий показ

6

продуктивная деятельность

1

«Цветик-семицветик» (торцевание из гофрированной бумаги).

Изостудия

Творческий показ

7

продуктивная деятельность

1

«Синичка – чудо птичка». Поделка из пшена и семечек.

Изостудия

Творческий показ

8

продуктивная деятельность

1

«Гиацинты в подарок маме». Поделка из стаканчика йогурта, фтулки и цветных салфеток.

Изостудия

Творческий показ

9

Занятие-экспериментирование

1

 «Зимняя избушка» (объемная аппликация из бумаги и ажурных салфеток).

Изостудия

Творческий показ

10

продуктивная деятельность

1

«Кокошник для Снегурочки» (пластилинография)

Изостудия

Творческий показ

11

Занятие-экспериментирование

1

«Новогодний фонарик» (поделка из цветной бумаги).

Изостудия

Творческий показ

12

продуктивная деятельность

1

«Нарядная елочка» (пластилинография)

Изостудия

Творческий показ

13

продуктивная деятельность

1

«Рождественская свеча» (объемная аппликация)

Изостудия

Творческий показ

14

продуктивная деятельность

1

«Удивительный павлин» (оригами).

Изостудия

Творческий показ

15

коллективное творчество

1

 «Снегири на зимней ели (коллективная работа)» (объемная аппликация и картона, салфеток и элементами оригами).

Изостудия

Творческий показ

16

Занятие-экспериментирование

1

«Снежинка» (квиллинг).

Изостудия

Творческий показ

17

продуктивная деятельность

1

«Обитатели подводного мира» (пластиинография)

Изостудия

Творческий показ

18

продуктивная деятельность

1

«Веточка винограда» (квиллинг)

Изостудия

Творческий показ

19

коллективная деятельность

1

«Открытка к празднику» (коллажирование из бумаги с элементами оригами).

Изостудия

Творческий показ

20

продуктивная деятельность

1

«Розы для мамочки» (пластилинография)

Изостудия

Творческий показ

21

продуктивная деятельность

1

«Тюльпаны для милых дам» (оригами)

Изостудия

Творческий показ

22

продуктивная деятельность

1

«Солнце с блинами» (пластилинография)

Изостудия

Творческий показ

23

продуктивная деятельность

1

«Корзинка» (конструирование из бумаги)

Изостудия

Творческий показ

24

продуктивная деятельность

1

«Первые подснежники» (квиллинг)

Изостудия

Творческий показ

25

продуктивная деятельность

1

«Уточка в пруду». Поделка из крышечки из сметаны и пластилина.

Изостудия

Творческий показ

26

продуктивная деятельность

1

«Космонавт». Поделка из пластилина и фольги.

Изостудия

Творческий показ

27

продуктивная деятельность

1

«Волшебный цветок» (пластилинография)

Изостудия

Творческий показ

28

продуктивная деятельность

1

«Вербочка» (пластилинография)

Изостудия

Творческий показ

29

продуктивная деятельность

1

«Пасхальный кулич». Поделка из ватных дисков.

Изостудия

Творческий показ

30

продуктивная деятельность

1

«Гвоздики на День Победы!» (пластилинография на крафт бумаге)

Изостудия

Творческий показ

31

продуктивная деятельность

1

«Цветочек из ниток». Поделка из палочек от мороженного и ниток.

Изостудия

Творческий показ

32

продуктивная деятельность

1

«Паучок на паутинке». Поделка из бумаги и свечи.

Изостудия

Творческий показ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет

Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»

Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы.           Новизна пр...

Дополнительная общеобразовательная программа , дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Куделька"

Программа  "Куделька" - это программа художественной направленности. Составлена для детей 5-6 и 6-7 лет....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития) ( стартовый уровень)

Настоящая программа «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития)  имеет социально – гуманитарную направленность. Возраст обучающихся – 3-4 лет. Срок ...